Верхневолжская археологическая культура

Виктор Бабушкин
Неоценимый вклад в дальнейшее формирование русского этноса внесла верхневолжская культура.

На основе наиболее поздних памятников Бутовской культуры формируется ранненеолитическая верхневолжская культура (5240 - 3430 гг. до н. э.), (7250 - 5430 лет назад).

Культура, получившая название верхневолжской, была открыта в 1972 г. Верхневолжской экспедицией Института археологии АН СССР под руководством Д.А. Крайнова при раскопках стоянки Ивановское III в Волго-Окском междуречье. Дальнейшее исследование стоянок в этом регионе выявило, что всюду верхневолжский слой располагается над мезолитическим слоем бутовской культуры, датируемой VIII-VI тыс. до н.э.

Распространена на территории Тверской, Ярославской, Ивановской, Московской, Владимирской и ряда других областей. Подразделяется на несколько локальных вариантов.

Основное занятие охота и гарпунное рыболовство.
В культуре характерен каменный инвентарь мезолитического облика: конические нуклеусы, наконечники стрел с частичной обработкой, концевые скребки, ножи, угловые резцы на пластинах, вкладыши из сечений пластин, рубящие орудия с частичной подшлифовкой.
Жилища по типу шалашей. Поселения верхневолжской культуры располагаются на высоких берегах рек и озёр, на озёрных островах, дюнных холмах.

Племена Верхневолжской культуры обитали в зоне широколиственных лесов, занимались охотой, рыболовством, собирательством.

Верования - культ небесного оленя-лося.

Они хорошо знакомы с гончарным производством, изготавливали керамику из глины с примесью крупного шамота и помёта водоплавающих птиц. Орнамент занимал часть или всю поверхность сосуда. Элементы: к массовым относятся гребенчатый, пунктирный, ямочный и накольчатый. Примерно на 1/3 сосудов отмечены неорнаментированные участки поверхности. В большинстве случаев элементы орнамента были организованы в простые горизонтальные и однорядные мотивы. Реже такие мотивы состоят из накольчатых или пунктирных узоров, иногда встречаются сложные мотивы из узоров орнамента. Верхний край внешней поверхности чаще всего украшался мотивами из гребенчатых или накольчатых отпечатков, а на внутренней поверхности и торце венчика орнамент наносился очень редко.

В развитии верхневолжской культуры выделено три основных периода.

В I период наиболее широко была распространена керамика с частично декорированной поверхностью и примерно одинаково использовались накольчатый, гребенчатый и пунктирный элементы орнамента.

Во II период наибольшее распространение получает пунктирный орнамент, доля керамики с участками без орнамента снижается, а доля пунктирного и гребенчатого элементов почти не меняется.

В III период доминирующими становятся ямочный и гребенчатый элементы орнамента, а другие используются значительно реже.

Во все периоды развития культуры наиболее широко использовались простые мотивы из элементов и реже - из узоров орнамента: накольчатых (в I периоде), пунктирных (во II периоде) и гребенчатых (в III периоде). Сложные мотивы, состоящие из элементов или узоров орнамента, в I и II периоде исключительно разнообразны - зафиксированы 33 варианта. Внутренняя поверхность сосудов вообще украшалась редко, а орнамент на торце венчика получает достаточно широкое распространение только в III период. Значительно возрастает во времени и доля сосудов с орнаментом по внешнему краю венчика. Наиболее часто там наносился гребенчатый мотив, доля которого также возрастала во времени.

Ямочный орнамент наиболее широко использовался в Московско-Клязьминском междуречье, Центральном и Западном районах; гребенчатый доминировал в Западном районе и несколько меньше применялся в Московско-Клязьминском междуречье, Восточном районе и на Средней Оке; гладкий орнамент чаще использовался в Московско-Клязьминском междуречье; накольчатый был распространен на Средней Оке, в Московско-Клязьминском междуречье и Центральном районе, а пунктирный широко применяли гончары Нижней Оки и Восточного района. Сосуды с частично орнаментированной поверхностью были распространены на Нижней Оке и в меньшей степени на Средней Оке, а также в Восточном и Центральном районах.

Допустимо предположение, что носители верхневолжской культуры были потомками местного мезолитического населения, а сама эта культура является связующим звеном между мезолитом и развитым неолитом.

Уральский праязык распался - в 6 - 5 тыс. до н. э. (по данным глоттохронологии - 17 совпадений в 100-словном списке Сводеша).

Найдены различные предметы искусства зооморфной формы.

Представители культуры имели европеоидный облик.

Посуда остродонная, сходная с посудой Днепро-донецкой и Афанасьевской культур.

Верхневолжская сменилась Льяловской культурой.