День молодёжи

Виктор Ремизов 2
Так в наши юные годы назывался праздник. Вернее, назывался он «День советской молодёжи». Это уж мы его звали «День молодёжи». Приходился он на последнее воскресенье июня. Все мероприятия проходили в районном центре – в селе Кытманово на стадионе. Там разворачивались торговые палатки, в которых продавали всё, что можно было продать в то время. И это был, наверное, единственный день в году, когда продажа шла без ограничений. Привольно было мужикам – пиво вволю можно было попить, ребятня пятаки выменивали на морс, конфеты, пряники, печенье и даже мороженое всем были доступны. По-другому этот праздник ещё называли ярмаркой. Селёдка, лапша, калачи, сушки, мармелад, рыбные консервы, халва, сухофрукты, материя разных расцветок, калоши резиновые, ботинки парусиновые, сапоги кирзовые, хромовые (форситовые), платья, костюмы (кустюмы) мужские по дешёвой цене, вилы, гвозди являли собой изобилие для деревенского глаза.
Народу наезжало в этот день в Кытманово уйма. Ехали со всех деревень. Из отдалённых приезжала молодёжь, а из ближних и молодые и старые. Ехали кто на чём. На лошадях, мотоциклах, велосипедах, грузовых машинах с утра пораньше наезжали в Кытманово. Их привязывали, оставляли рядом со стадионом. Лошадям бросали охапки свежей травы, и каурки хрумкали в удовольствие, обмахивая себя хвостами.
К 10-11 часам становилось жарко и одетые в толстовки, жакетки, свитера, пиджаки, чулки и прочую далеко не летнюю одежду, участники мероприятия начинали искать прохлады где-нибудь под кустами. Пожилые раскладывали снедь, выставляли купленное пиво, бутылку водки и начинали неторопливо отдыхать. 18-19-летние ребята (парни) в пиве толка не разумели, но для куражу выпивали грамм по 200-300 вина (вермут, портвейн, облепиха) и начинали искать приключения виде драки с такими же, как и сами из других деревень. Подростки шныряли повсюду. Поедали леденцы, пили морс, до одури курили окурки и обязательно купались в Чумыше.
Обязательным атрибутом этого праздника были инвалиды войны. В райцентре их было двое. Имён их мы не знали, но всегда с чувством сожаления провожали взглядом. Их угощали пивом, вином. Они много ели и складывали продукты в сумки, которые носили на себе. К обеду они уже лежали где-нибудь под кустом и спали крепчайшим сном. А рядом лежали их «кони» - низенькие тележки на подшипниковом ходу. У инвалидов не было ног и они, отталкиваясь руками от земли, передвигались. Говорят, что они жили при больнице. Где-то в 1965-1966 гг. их увезли, и о них забыли.
Часам к 12 на стадионе появлялись райкомовские начальники. Они быстро проходили по торговым рядам, важно кивали головами и уезжали.
Параллельно всему происходящему на спортивных площадках стадиона проходили соревнования. На беговой дорожке мерялись скоростью бегуны на 100м., на волейбольной площадке игрались полуфинальная и финальная игра в волейбол. Главным же состязанием была игра в футбол. К празднику планировалась и финальная игра на кубок района по футболу.
Вот тут народу собиралось множество. В 60-х годах футбол в Кытманово пользовался огромной популярностью. Я долгое время думал, как у нас в районе появилась эта игра. И пришёл к выводу, что её к нам завезли целинники – молодые ребята, которых комсомол направил по путёвкам на освоение целинных и залежных земель. Большинство из них родом были из европейской части России. Ну, а там-то про футбол знали и играли давно. В 1957 г. в Кытманово был построен первый в Алтайском крае сельский стадион, на котором свою футбольную карьеру начнёт потом Смертин. Полюбилась эта игра в нашем районе, и уже в 60-е годы первенство района разыгрывалось. А на день молодёжи всегда проходила финальная кубковая игра. Шум на стадионе стоял неимоверный. Тогда «болели» мирно и драк не случалось. После окончания игры стадион пустел. Люди разъезжались, расходились по домам. В деревнях потом ещё долго участники праздника будут рассказывать, как они провели день молодёжи. Ребята повзрослей, будут покуривать купленные в этот день «на ярманке» папиросы, всячески подчёркивая этот факт. Пацаны  искрутятся рядом, жадно вслушиваясь в рассказы «о всяких случаях», происшедших в Кытманово.
На следующий день наступал понедельник. Начиналась новая рабочая неделя. О дне молодёжи быстро забывали теперь уже до следующего года.