Человек остановивший солнце ч. 1

Владимир Бровко
ЧЕЛОВЕК ОСТАНОВИВШИЙ СОЛНЦЕ

                Исследует он быстрый бег Луны,
                Движенья переменчивых созвездий
                И путь планет средь звездной тишины,
                Шаг времени в непостижимой бездне.
                В основу рассуждений положил
                Он принцип новый и необычайный.
                И мир вещей покорно приоткрыл
                Пред ним свои бесчисленные тайны.
                Л. Корвин

      Уважаемый читатель, автор отнюдь не погрешил в названии данной работы, ибо был в нашем грешном мире, человек, который одним росчерком своего пера примерно 475 лет тому назад, остановил движение планеты Солнце вращавшегося по божественному повелению вокруг планеты Земля, изложив свои доводы в книге «О вращении небесных сфер» (лат. De revolutionibus orbium coelestium) чем создал новую революционную, по ее значению для прогресса мировой науки - «Гелиоцентрическую теорию».
       Он был одним (по выражению Ф. Энгельса) из "титанов по силе мысли, страсти и характеру" ибо в своем научном поиске истины (не смотря на свой духовный сан покусился на самый святой (среди иудеев и христиан, без различия их на конфессии и виды), источник знаний о Мире и Боге - Библию и содержащиеся в ней божественные откровения и законы.
       А там ведь четко и однозначно пророком Моисеем под диктовку Бога ИЕГОВЫ написано, что тот в первый день творения, отделил свет от тьмы, во второй - занялся устройством Земли; затем на тверди небесной укрепил Солнце, Луну, звезды и т.д. и т.п...
       Так говорится в Библии, отразившей представления и верования древних иудеев, которые согласно записям Моисея считали (а многие и до сих пор так считают и у них для этого есть и свои «новейшие теории» о которых автор расскажет далее), что наша планета Земля – неподвижна, и мало того, что она - центр всей Вселенной и в этом пытались как единственный «богоизбранный народ» уверить всех остальных жителей планеты Земля с которым вступали в контакты.
        Но, вот тут важно знать, что все же «ложную теоретическую базу» под «библейский канон» подвёл не пророк Моисей (он и сам толком не разбирался в КОСМОСЕ, да и других забот с древними иудеями у него было много, а посему он «записал, то что ему диктовали»), а значительно позже живший после него, древнегреческий ученый Клавдий Птолемей и именно он поставил Землю в центр Вселенной.
         Справка:Кла;вдий Птолеме;й (греч. ;;;;;;;;;;;;;;;;;;, лат. Ptolemaeus), реже Птоломе;й (греч. ;;;;;;;;;;,лат. Ptolomaeus) (ок. 100 — ок. 170)[1] — позднеэллинистический астроном, астролог, математик, механик, оптик, теоретик музыки и географ. Жил и работал в Александрии Египетской (достоверно — в период 127—151 гг.), где проводил астрономические наблюдения
          Основной труд Птолемея "Великое построение астрономии в XIII книгах", известный в средневековой Европе под названием "Альмагест", служил до XVI в. образцом изложения астрономических знаний. Церковь взяла на вооружение учение Птолемея о неподвижности Земли. Подробно с данной книгой читатель может самостоятельно ознакомится, перейдя под по ссылке: http://www.astro-cabinet.ru/library/Ptolemey/Almag_ogl.htm
        Любое другое представление об устройстве Вселенной считалось "богомерзким" со всеми неприятными для еретика дальнейшими негативными последствиями
        В результате такой постановки вопроса, за четырнадцать веков, прошедших со времени написания "Альмагеста" до Н. Коперника, не было сделано ни одного астрономического открытия первостепенной важности!
         Ученые-астрономы на протяжении столетия пользовались системой Клавдия Птолемея, которая была чрезвычайно сложна.
        Но не всех астрономов это и тогда устраивало и в связи с этим даже нашел один смельчак, король Альфонс Кастильский Мудрый (XIII в.) который решил опровергнуть Птолемея, для чего попытался создать свою, более простую систему мироздания.
        А дело было так. В середине XIII столетия король Кастилии и Леона, а также Священной Римской империи Альфонс Кастильский Мудрый, прозванный El Sabio (Мудрым), вскоре после взятия у арабов Толедо созвал в этом городе научный конгресс.
      Большую научную комиссию, состоявшую из арабских, еврейских и христианских астрологов, для составления точных таблиц движения планет. Организация сего мероприятия оно обошлось ему в 400 тысяч золотых дукатов, он, почувствовав очевидно себя «великим ученным» имел несчастье открыто заявить такое: "Если бы Господь взял меня в советники, я посоветовал бы ему проще устроить мир".
    Однако "простой" венценосец просчитался. Католическая церковь отреагировала быстро и обвиненного в богохульстве монарха «формально» лишили трона, хотя в действительности Альфонс Кастильский оставался королем до самой своей смерти в 1284 г. хотя ему и пришлось и побороться за свой трон.
    Так вначале Альфонсу не удалось завершить крестовый поход, начатый его отцом Фердинандом III против мавров в Южной Испании.
     В 1275 году умер старший сын короля, инфант Фернандо. Согласно новому кодексу наследником престола должен был стать старший внук Альфонс, в то время как по старинным кастильским обычаям им должен был стать второй сын короля, Санчо. Уступив требованиям вельмож, Альфонс признал наследником Санчо, но с этим не согласилась вдова Фернандо, Бланка.
    Она обратилась за помощью к своему брату, королю Франции Филиппу III Смелому, и тот направил в Испанию войско, которое несколько лет разоряло приграничные с Наваррой области Кастилии. Альфонсу пришлось пойти на уступки и выделить внуку отдельное королевство Хаэн, находившееся в вассальном подчинении Кастилии.
     Однако против подобного раздела выступил Санчо. Он поссорился с отцом, и в 1281 г. между ними началась открытая война. Большинство знати встало на сторону инфанта.
     Кортесы, собравшиеся в 1282 г. в Вальядолиде, объявили Альфонса низложенным и передали трон Санчо.
     В ответ король проклял сына, лишил его права наследования и обратился за помощью к маврам, которые начали опустошать Кастилию наравне с французами. В разгар этой войны Альфонс заболел и умер.
   Своим завещанием он еще больше запутал ситуацию. Наследником трона Кастилии он объявил второго внука, Фернандо, а младшим сыновьям дал отдельные королевства, Севилью, Бадахос и Мурсию
   Но главное «дело» Альфонса X его труды по астрономии осталось жить, ибо знаменитые «Альфонсовы таблицы» (Tabulae Alphonsinae), созданные еврейскими учеными мужами Исааком Бен Сидом и Иегудой бен Моисеем Коэном (1252—1270 годы) под патронажем Альфонсо, впервые зафиксировали длину тропического года, равную 365 дням 5 часам 49 минутам 16 секундам, которая впоследствии была использована для григорианской реформы календаря!

        Альфонс X как мы увидели проиграл свою «битву» с К. Птоломеем, но спустя 256 лет, К. Птолемей был побежден и это удалось сделать еще одному любителю астрономии Николаю Копернику, открытие которого вошло героической страницей в историю науки.
         А вы уважаемые читатели наверно впервые встретились с Николаем Коперником во время обучения в средней школе на уроках астрономии.
         Но школьная программа по такой важной и точной науке как астрономия (как это запомнилось вашему автору) в далекие 70 годы прошлого века, была своего рода «ликбезом», чем школьным предметом изучение которого могло сформировать в умах учеников стойкие знания по устройстве нашей Солнечной системы и всей Вселенной, в частности.
        Обычно этот предмет совмещали учителя физики, сами имевшие самое смутное и чисто теоретическое понятие об астрономии как науке. В школах не было никаких телескопов или даже хорошего бинокля для наблюдения за звёздным небом.
       А все, что оставалось от таких занятий по астрономии у большинства читателей были обрывки знаний о том, что «Земля вертится», а самые талантливые из учеников запоминали еще и два созвездия «Большой и Малой медведицы» и четко помнили, что там есть «Полярная звезда» всегда указывающая направление на север!

       Те из вас уважаемые читатели, что в свое время получили высшее техническое образование наверно запомнили, что Николай Коперник (польск. Miko;aj Kopernik, нем. Niklas Koppernigk, лат. Nicolaus Copernicus; 19 февраля 1473, Торунь — 24 мая 1543, Фромборк) — польский астроном, математик, механик, экономист, каноник эпохи Возрождения.
      Наиболее известен как автор гелиоцентрической системы мира, положившей начало первой научной революции.
     А вот дальше биография Н. Коперника, что в средней, что в высшей школе не изучалась и он как историческая личность существовал на страницах различных книг в образе такого себе тихого и богобоязненного католического священника, который почему-то систематически вместо выполнения своих прямых обязанностей изучал астрономию.
     Хотя в действительности Николай Коперник прожил интересную жизнь и совершил в ней много полезных отрытый (кроме «гелиоцентрической системы»). Он так же активно поучаствовал в общественной и политической жизни Речи Посполитой и получил среди ее граждан почет и уважение.

     А далее, я для внесения большей ясности в вопрос о научной заслуге Н. Коперника в связи с периодическими появлениями в печати статей разных «опровергаетедей» его «гелиоцентрической системы», хочу привести цитату их работы российского философа А. Ф. Лосева о Николае Копернике:
     «Годы жизни Николая Коперника (1473 — 1543) и год выхода в свет его главного труда «Об обращении небесных сфер» (написанного в 1542 г. и изданного в год смерти автора) настолько бесспорно относятся к эпохе Ренессанса, что никому даже и в голову не придет рассуждать о полной противоположности системы Коперника мировоззрению Ренессанса.    
      Тем не менее, как мы считаем, открытие Коперника было передовым и революционным событием для последующих веков, но для Ренессанса это было явлением не только упадка, но даже возрожденческого самоотрицания.
       Дело в том, что Ренессанс выступил в истории западной культуры как эпоха возвеличения человеческой личности, как период веры в человека, в его бесконечные возможности и в его овладение природой.
        Но Коперник и Бруно превратили землю в какую-то ничтожную песчинку мироздания, а вместе с тем и человек оказался несравнимым, несоизмеримым с бесконечным пространством, темным и холодным, в котором лишь кое-где оказывались мелкие небесные тела, тоже несравнимые по своим размерам с бесконечностью мира.
       Возрожденец любил созерцать природу вместе с неподвижной землей и вечно подвижным небесным сводом.
       Но теперь оказалось, что Земля — это какое-то ничтожество, а никакого неба и вообще не существует.
       Возрожденческий человек проповедовал могущество человеческой личности и свою связь с природой, которая была для него образцом его творений, а сам он тоже старался в своем творчестве подражать природе и ее создателю — Великому художнику.
       Но вместе с великими открытиями Коперника, Галилея, Кеплера все это могущество человека рухнуло и рассыпалось в прах».
        И то, что гелиоцентризм вовсе не возрожденческая идея, доказывается тем, что только Ньютон в XVII в. логически завершил великое деяние указанных гениальных умов, без какового завершения их открытия все-таки оставались наивным началом великого дела.
        При этом очень важно отдавать себе отчет в том, что гелиоцентризм и бесконечное множество миров не просто противоречили эстетике Ренессанса. Они были именно ее самоотрицанием».

       А от себя добавлю, что не будем представлять наших предков наивными существами, очарованными полнотой птоломеевской системы и космологическим благолепием, не сомневающимся, не задумывающихся о местоположении Земли.
   Другой вопрос: легко ли было усомнится?
    Нелегко. Так же как сейчас, например, попытаться опровергнуть периодическую систему элементов Менделеева.
    Каждому кто во временен Коперника вознамерился бы хотя бы мысленно стронуть нашу планету с места следовало вразумительно объяснить противникам по меньшей мере четыре положения
1.почему человек не участвует в движении Земли
2.почему звезды на небе всегда одни и те же: почему они не меняют положения с переменной года
3.почему Венера и Меркурий, находящиеся между Солнцем и Землей, не показывает фазы на подобии Луны
4.почему все тела на Земле падают строго вертикально, а облака и прочие проносящиеся в воздухе предметы не летят всегда в одну сторону?

      Теперь любой школьник изучавший в школе физику и астрономию в два счета справится с этими почему. Но представим себе время, когда еще не был изобретен телескоп (иначе фазы Венеры и Меркурия увидеть невозможно), что еще неизвестны законы тяготения, нет понятия инерции, центростремительной силы и т.д.
     Мы бы если жили во времена Н. Коперника и какие бы знаменитые университеты не заканчивали были бы бессильны доказать истину!
     Да и ему потребовалось для этого почти 40 лет непрерывных наблюдений, занятий и расчетов.

     А вот дальнейший прогресс в области изучения КОСМОСА позволил нам на день сегодняшний установить о планете Земля весьма любопытные факты, незнание которых точно возвращает во времена Коперника, тех из вас уважаемые читатели кто не интересуется наукой вообще и астрономией в частности.…
       А вот если трезво оценить и внутренне (очень важно) переосмыслить ниже следующую информацию о планете Земля, то оказывается, что жить на планете Земля — это равносильно тому, что жить на борту гигантского межпланетного космического корабля, находящегося в отрытом КОСМОСЕ и направляющегося в неведомые окрестности ВСЕЛЕННОЙ, а если говорить точнее, то в теоретически предполагаемый район созвездий Лиры и Геркулеса.
       Сравнения Земли с комическим кораблем будет не полным если читатель не знает о том, что Земля относится к планетам земной группы, и, в отличие от газовых гигантов, таких как Юпитер, имеет твёрдую поверхность!
        Это крупнейшая из четырёх планет земной группы в Солнечной системе, как по размеру, так и по массе.
        Кроме того, Земля среди этих четырёх планет имеет наибольшие плотность, поверхностную гравитацию и магнитное поле. Это единственная известная планета с активной тектоникой плит.
        Недра Земли делятся на слои по химическим и физическим (реологическим) свойствам, но в отличие от других планет земной группы, Земля имеет ярко выраженное внешнее и внутреннее ядро    
      Наружный слой Земли представляет собой твёрдую оболочку, состоящую главным образом из силикатов.
      От мантии она отделена границей с резким увеличением скоростей продольных сейсмических волн — поверхностью Мохоровичича.
       Твёрдая кора и вязкая верхняя часть мантии составляют литосферу. Под литосферой находится астеносфера, слой относительно низкой вязкости, твёрдости и прочности в верхней мантии.
Значительные изменения кристаллической структуры мантии происходят на глубине 410—660 км ниже поверхности, охватывающей переходную зону (en:Transition zone (Earth)), которая отделяет верхнюю и нижнюю мантию.
        Под мантией находится жидкий слой, состоящий из расплавленного железа с примесями никеля, серы и кремния — ядро Земли. Сейсмические измерения показывают, что оно состоит из 2 частей: твёрдого внутреннего ядра с радиусом ~1220 км и жидкого внешнего ядра, с радиусом ~ 2250 км
       Форма Земли (геоид) близка к сплюснутому эллипсоиду. Расхождение геоида с аппроксимирующим его эллипсоидом достигает 100 метров. Средний диаметр планеты составляет примерно 12 742 км, а окружность — 40 000 км, поскольку метр в прошлом определялся как 1/10 000 000 расстояния от экватора до северного полюса через Пари
        Масса Земли приблизительно равна 5,9736•1024 кг. Общее число атомов, составляющих Землю, ; 1,3-1,4•1050[95]. Она состоит в основном из железа (32,1 %), кислорода (30,1 %), кремния (15,1 %), магния (13,9 %), серы (2,9 %), никеля (1,8 %), кальция (1,5 %) и алюминия (1,4 %); на остальные элементы приходится 1,2 %. Из-за сегрегации по массе область ядра, предположительно, состоит из железа (88,8 %), небольшого количества никеля (5,8 %), серы (4,5 %) и около 1 % других элементов. Примечательно, что углерода, являющегося основой жизни, в земной коре всего 0,1 %.
         Внутреннее строение
         Земля, как и другие планеты земной группы, имеет слоистое внутреннее строение. Она состоит из твёрдых силикатных оболочек (коры, крайне вязкой мантии), и металлического ядра. Внешняя часть ядра жидкая (значительно менее вязкая, чем мантия), а внутренняя — твёрдая.
        Внутреннее тепло
         Внутренняя теплота планеты обеспечивается сочетанием остаточного тепла, оставшегося от аккреции вещества, которая происходила на начальном этапе формирования Земли (около 20 %) и радиоактивным распадом нестабильных изотопов: калия-40, урана-238, урана-235 итория.
     У трёх из перечисленных изотопов период полураспада составляет более миллиарда лет[99]. В центре планеты, температура, возможно, поднимается до 6000 °С (10,830 °F) (больше, чем на поверхности Солнца), а давление может достигать 360 ГПа (3,6 млн атм).
      Часть тепловой энергии ядра передаётся к земной коре посредством плюмов. Плюмы приводят к появлению горячих точек и траппов.
    Поскольку бо;льшая часть тепла, производимого Землёй, обеспечивается радиоактивным распадом
         Приповерхностные части планеты (верхняя часть литосферы, гидросфера, нижние слои атмосферы) в целом называются географической оболочкой и изучаются географией.
         Гидросфера (от др.-греч. ;;;; — вода и ;;;;;; — шар) — совокупность всех водных запасов Земли.
      Наличие жидкой воды на поверхности Земли является уникальным свойством, которое отличает нашу планету от других объектов Солнечной системы. Бо;льшая часть воды сосредоточена в океанах и морях, значительно меньше — в речных сетях, озёрах, болотах и подземных водах. Также большие запасы воды имеются в атмосфере, в виде облаков и водяного пара.
        Часть воды находится в твёрдом состоянии в виде ледников, снежного покрова и в вечной мерзлоте, слагая криосферу.
Общая масса воды в Мировом океане примерно составляет 1,35•1018 тонн, или около 1/4400 от общей массы Земли. Океаны покрывают площадь около 3,618•108 км2 со средней глубиной 3682 м, что позволяет вычислить общий объём воды в них: 1,332•109 км3[127].
        Атмосфера (от. др.-греч. ;;;;; — пар и ;;;;;; — шар) — газовая оболочка, окружающая планету Земля; состоит из азота и кислорода, со следовыми количествами водяного пара, диоксида углерода и других газов. С момента своего образования она значительно изменилась под влиянием биосферы.
        Появление оксигенного фотосинтеза 2,4-2,5 млрд лет назад способствовало развитию аэробных организмов, а также насыщению атмосферы кислородом и формированию озонового слоя, который оберегает всё живое от вредных ультрафиолетовых лучей[60]. Атмосфера определяет погоду на поверхности Земли, защищает планету от космических лучей, и частично — от метеоритных бомбардировок.
      Она также регулирует основные климатообразующие процессы: круговорот водыв природе, циркуляцию воздушных масс, переносы тепла. Молекулы атмосферных газов могут захватывать тепловую энергию, мешая ей уйти в открытый космос, тем самым повышая температуру планеты. Это явление известно, как парниковый эффект. Основными парниковыми газами считаются водяной пар, двуокись углерода, метан и озон. Без этого эффекта теплоизоляции средняя поверхностная температура Земли составила бы от ;18 до ;23 °C (при том, что в действительности она равна 14,8 °С), и жизнь скорее всего не существовала бы.
     Через атмосферу к земной поверхности поступает электромагнитное излучение Солнца — главный источник энергии химических, физических и биологических процессов в географической оболочке Земли.
      Атмосфера Земли разделяется на слои, которые различаются между собой температурой, плотностью, химическим составом и т. д. Общая масса газов, составляющих земную атмосферу — примерно 5,15•1018 кг.
     На уровне моря атмосфера оказывает на поверхность Земли давление, равное 1 атм (101,325 кПа). Средняя плотность воздуха у поверхности — 1,22 г/л, причём она быстро уменьшается с ростом высоты: так, на высоте 10 км над уровнем моря она составляет 0,41 г/л, а на высоте 100 км — 10;7 г/л.
      В нижней части атмосферы содержится около 80 % общей её массы и 99 % всего водяного пара (1,3-1,5•1013 т), этот слой называется тропосферой. Его толщина неодинакова и зависит от типа климата и сезонных факторов: так, в полярных регионах она составляет около 8-10 км, в умеренном поясе до 10-12 км, а в тропических или экваториальных доходит до 16-18 км.
        В этом слое атмосферы температура опускается в среднем на 6 °С на каждый километр при движении в высоту.
       Выше располагается переходный слой — тропопауза, отделяющий тропосферу от стратосферы. Температура здесь находится в пределах 190—220 K.
        А вот далее идет то, что в ХРИСТИАНСКОЙ РЕЛИГИИ называется «НЕБЕСАМИ» где живут БОГ и прочите разные сущности и бестелесные существа к которым некоторые из вас уважаемые читатели мысленно шлете свои молитвы….
       Стратосфера — слой атмосферы, который расположен на высоте от 10-12 до 55 км (в зависимости от погодных условий и времени года). На него приходится не более 20 % всей массы атмосферы. Для этого слоя характерно понижение температуры до высоты ~25 км, с последующим повышением на границе с мезосферой почти до 0 °С. Эта граница называется стратопаузой и находится на высоте 47-52 км.
        В стратосфере отмечается наибольшая концентрация озона в атмосфере, который оберегает все живые организмы на Земле от вредного ультрафиолетового излучения Солнца. Интенсивное поглощение солнечного излучения озоновым слоем и вызывает быстрый рост температуры в этой части атмосферы.
         Мезосфера расположена на высоте от 50 до 80 км над поверхностью Земли, между стратосферой и термосферой. Она отделена от этих слоёв мезопаузой (80-90 км).
         Это самое холодное место на Земле, температура здесь опускается до ;100 °C. При такой температуре вода, содержащаяся в воздухе, быстро замерзает, иногда формируя серебристые облака. Их можно наблюдать сразу после захода Солнца, но наилучшая видимость создаётся, когда оно находится от 4 до 16° ниже горизонта. В мезосфере сгорает большая часть метеоритов, проникающих в земную атмосферу. С поверхности Земли они наблюдаются как падающие звёзды. На высоте 100 км над уровнем моря находится условная граница между земной атмосферой и космосом — линия Кармана.
        В термосфере температура быстро поднимается до 1000 К, это связано с поглощением в ней
       коротковолнового солнечного излучения. Это самый протяжённый слой атмосферы (80-1000 км).
         На высоте около 800 км рост температуры прекращается, поскольку воздух здесь очень разрежён и слабо поглощает солнечную радиацию.
          Ионосфера включает в себя два последних слоя. Здесь происходит ионизация молекул под действием солнечного ветра и возникают полярные сияния.
        Экзосфера — внешняя и очень разреженная часть земной атмосферы. В этом слое частицы способны преодолевать вторую космическую скорость Земли и улетучиваться в космическое пространство. Это вызывает медленный, но устойчивый процесс, называемый диссипацией (рассеянием) атмосферы.
        В космос ускользают в основном частицы лёгких газов: водорода и гелия. Молекулы водорода, имеющие самую низкую молекулярную массу, могут легче достигать второй космической скорости и утекать в космическое пространство более быстрыми темпами, чем другие газы. Считается, что потеря восстановителей, например, водорода, была необходимым условием для возможности устойчивого накопления кислорода в атмосфере.
       Следовательно, свойство водорода покидать атмосферу Земли, возможно, повлияло на развитие жизни на планете. В настоящее время большая часть водорода, попадающая в атмосферу, преобразуется в воду, не покидая Землю, а потеря водорода происходит в основном от разрушения метана в верхних слоях атмосферы
       У поверхности Земли осушенный воздух содержит около 78,08 % азота (по объёму), 20,95 % кислорода, 0,93 % аргона и около 0,03 % углекислого газа. Объемная концентрация компонентов зависит от влажности воздуха — содержания в нём водяного пара, которое колеблется от 0,1 до 1,5 % в зависимости от климата, времени года, местности.
        Земная атмосфера не имеет определённых границ, она постепенно становится тоньше и разреженное, переходя в космическое пространство. Три четверти массы атмосферы содержится в первых 11 километрах от поверхности планеты (тропосфера). Солнечная энергия нагревает этот слой у поверхности, вызывая расширение воздуха и уменьшая его плотность. Затем нагретый воздух поднимается, а его место занимает более холодный и плотный воздух. Так возникает циркуляция атмосферы — система замкнутых течений воздушных масс путём перераспределения тепловой энергии.
         Основой циркуляции атмосферы являются пассаты в экваториальном поясе (ниже 30° широты) и западные ветры умеренного пояса (в широтах между 30° и 60°). Морские течения также являются важными факторами в формировании климата, также, как и термогалинная циркуляция, которая распределяет тепловую энергию из экваториальных регионов в полярные.
         Водяной пар, поднимающийся с поверхности, формирует облака в атмосфере. Когда атмосферные условия позволят подняться тёплому влажному воздуху, эта вода конденсируется и выпадает на поверхность в виде дождя, снега или града.
      Большая часть атмосферных осадков, выпавших на сушу, попадает в реки, и в конечном итоге возвращается в океаны или остаётся в озёрах, а затем снова испаряется, повторяя цикл. Этот круговорот воды в природе является жизненно важным фактором для существования жизни на суше. Количество осадков, выпадающих за год различно, начиная от нескольких метров до нескольких миллиметров в зависимости от географического положения региона.

       Атмосферная циркуляция, топологические особенности местности и перепады температур определяют среднее количество осадков, которое выпадает в каждом регионе.
Количество солнечной энергии, достигнувшее поверхности Земли, уменьшается с
         Биосфера (от др.-греч. ;;;; — жизнь и ;;;;;; — сфера, шар) — это совокупность частей земных оболочек (лито-, гидро- и атмосферы), которая заселена живыми организмами, находится под их воздействием и занята продуктами их жизнедеятельности.

         Термин «биосфера» был впервые предложен австрийским геологом и палеонтологом Эдуардом Зюссом в 1875 году. Биосфера — оболочка Земли, заселённая живыми организмами и преобразованная ими. Она начала формироваться не ранее, чем 3,8 млрд лет назад, когда на нашей планете стали зарождаться первые организмы. Она включает в себя всю гидросферу, верхнюю часть литосферы и нижнюю часть атмосферы, то есть населяет экосферу. Биосфера представляет собой совокупность всех живых организмов. В ней обитает несколько миллионов видов растений, животных, грибов и микроорганизмов.

      Биосфера состоит из экосистем, которые включают в себя сообщества живых организмов (биоценоз), среды их обитания (биотоп), системы связей, осуществляющие обмен веществом и энергией между ними.
      На суше они разделены главным образом географическими широтами, высотой над уровнем моря и различиями по выпадению осадков. Наземные экосистемы, находящиеся в Арктике или Антарктике, на больших высотах или в крайне засушливых районах, относительно бедны растениями и животными; разнообразие видов достигает пика во влажных тропических лесах экваториального пояса
       Ну и последняя из физических СФЕР что сохраняют планету Земля от внешних негативных вторжений КОСМИЧЕСКИЪ ЭНЕРГИЙ есть Магнитосфера.

     Магнитосфера — область пространства вокруг Земли, которая образуется, когда поток заряженных частиц солнечного ветра отклоняется от своей первоначальной траектории под воздействием магнитного поля. На стороне, обращённой к Солнцу, толщина её головной ударной волны составляет около 17 км и расположена она на расстоянии около 90 000 км от Земли. На ночной стороне планеты магнитосфера вытягивается, приобретая длинную цилиндрическую форму.
      Когда заряженные частицы высокой энергии сталкиваются с магнитосферой Земли, то появляются радиационные пояса (пояса Ван Аллена).
       Полярные сияния возникают, когда солнечная плазма достигает атмосферы Земли в районе магнитных полюсов

     А теперь зная все эти важные подробности строения Земли продолжим наш разговор о планете Земля как межпланетном космическом корабле. И тут надо прямо сказать, что ситуация запутывается тем, что неизвестно конечная точка нашего с вами межгалактического полета!?
    Ну, вот судите сами.

      Земля — третья от Солнца планета. Пятая по размеру среди всех планет Солнечной системы.
      В научных трактатах упоминается как «Мир», «Голубая планета», иногда как «Терра» (от лат. Terra) и является единственно известным человеку на данный момент телом Солнечной системы в частности и Вселенной вообще, населённое живыми организмами.
   В английском языке Земля — Earth. Это слово продолжает древнеанглийское eorthe и среднеанглийское erthe. Как имя планеты Earth впервые было использовано около1400 года.    
  Это единственное название планеты, которое не было взято из греко-римской мифологии.
  У ацтеков Земля называлась Тонанцин — «наша мать».
  У китайцев — это богиня Хоу-Ту, похожая на греческую богиню Земли — Гею.
  А вот древние шумеры, создавшие первое на планете Земля государство, называли ее «E.RI.DU» -ЭРИДУ так как ее называли их боги –анунаки обитающие на 12 планете нашей Солнечной системы НИБИРУ.
    Наша Земля взаимодействует (притягивается гравитационными силами) с другими объектами в космосе, включая Солнце и Луну.
     Земля так же обращается вокруг Солнца и делает вокруг него полный оборот примерно за 365,26 солнечных суток — сидерический год.
     Ось вращения Земли наклонена на 23,44° относительно перпендикуляра к её орбитальной плоскости, это вызывает сезонные изменения на поверхности планеты с периодом в один тропический год — 365,24 солнечных суток. Сутки сейчас составляют примерно 24 часа
      Земля относится к планетам земной группы, и, в отличие от газовых гигантов, таких как Юпитер, имеет твёрдую поверхность.
     Это крупнейшая из четырёх планет земной группы в Солнечной системе, как по размеру, так и по массе.
     Кроме того, Земля среди этих четырёх планет имеет наибольшие плотность, поверхностную гравитацию и магнитное поле
     Земля движется вокруг Солнца по эллиптической орбите на расстоянии около 150 млн км со средней скоростью 29,765 км/с.
    Скорость колеблется от 30,27 км/с (в перигелии) до 29,27 км/с (в афелии).
    Двигаясь по орбите, Земля совершает полный оборот за 365,2564 средних солнечных суток (один звёздный год).
     С Земли перемещение Солнца относительно звёзд составляет около 1° в день в восточном направлении.
    Скорость движения Земли по орбите непостоянна: в июле (при прохождении афелия) она минимальна и составляет около 60 угловых минут в сутки, а при прохождении перигелия в январе максимальна, около 62 минут в сутки.
     Солнце и вся наша Солнечная система обращается вокруг центра галактики «Млечного Пути» по почти круговой орбите со скоростью около 220 км/c.
     В свою очередь, наша Солнечная система в составе галактики «Млечного Пути» движется со скоростью примерно 20 км/с по направлению к точке (апексу), находящейся на границе созвездий Лиры и Геркулеса, ускоряясь по мере расширения Вселенной.
    (Апексом в астрономии называют точку на небесной сфере, в которую направлена скорость движения наблюдателя относительно какой-либо системы отсчета. Точка, противоположная апексу, называется антиапексом
                Солнечный апекс в созвездии Геркулеса
      Апекс орбитального движения Земли перемещается в течение года, оставаясь в плоскости её орбиты.
      Солнце движется относительно ближайших звёзд (относительно локального стандарта покоя) со скоростью 20 км/с с апексом, имеющим экваториальные координаты = 270°, = 30° (в созвездии Геркулеса). При этом Солнце движется вместе с этими звёздами вокруг центра Галактики со скоростью 220 км/с.)

       Отсюда становится понятным, что планета ЗЕМЛЯ, а по сути «гигантский космический корабль» (который мы основываясь на библейских легендах, имеем моральное право назвать своего рода «КОВЧЕГОМ») переносит нас (грубо говоря «каждой твари по паре») в созвездие Геркулеса и одновременно с этим является единственным «домом» для миллиардов видов живых существ, включая человека.
      

      Итак, закончив со вступлением и я надеюсь, что читатель убедился, что Николай Коперник – ГЕНИЙ.
      Но вот если начать изучение его биографии, то начало жизни будущего гения увы было ничем не примечательным.
       Как и не было тогда в «Речи Посполитой» никаких таких «божественных знаков» о рождении толи нового Гения толи очередного слуги АНТИХРИСТА!

       Считается, что родился Николай Коперник 19 февраля 1473в Торуне в купеческой семье, четвертым ребенком и рано лишился родителей.
       Метрической записи о времени рождения Коперника не сохранилось. И вышеуказанная дата рождения устанавливается главным образом по ...гороскопу, составленному в конце жизни Николая Коперника или вскоре после его смерти (между 1540—1545 гг.) кем-то из виттенбергских или нюрнбергских астрологов, скорее всего немецким астрономом Иоганном Шонером.
      Тем не менее дата заслуживает доверия — данные для гороскопа были, вероятнее всего, представлены Георгом Иоахимом Ретиком, другом и учеником Коперника и, по преданию, автором первой его биографии, к сожалению, вскоре безвозвратно утерянной.
       В гороскопе указаны не только день рождения, но даже час и минуты (4 часа 48 минут пополудни).
        Впрочем, столь точное, но обычное для гороскопов указание времени явно вымышлено астрологом и «подогнано» под заранее составленную «характеристику» ученого, которая гласит:
     «Выдающийся философ и математик, но лицемер, еретик, великий обманщик и лжепрорицатель».
      Сорок лет спустя флорентийскому астроному и астрологу Франческо Джунтини, заново составившему гороскоп Коперника (опубликован в книге «Speculum Astrologiae» — «Зеркало астрологии». Lion, 1581), понадобилось сдвинуть время его рождения всего на 10 минут назад (4 часа 38 минут), чтобы расположение небесных светил в момент рождения обеспечило куда более положительную характеристику, уже тогда, в 1581 г., задолго до работ Кеплера и Галилея, провозглашавшую, в частности, что Коперник «среди наибольших астрономов нашей эпохи был первым».

      Сам же городок Торунь вошёл в состав Речи Посполитой всего за несколько лет до рождения Коперника, до этого же город носил имя Торн и был частью Пруссии, принадлежавшей Тевтонскому Ордену.
      И тут возникает вопрос об этнической принадлежности Коперника.
      Мать его была немкой (Barbara Watzenrode, национальность отца неясна, однако известно, что он был уроженцем Кракова.
     Тем самым, этнически Коперник был немцем или наполовину немцем, хотя сам он, возможно, считал себя поляком (по территориально-политической принадлежности).
     В семье Коперника, кроме Николая, были ещё трое детей: Андрей, впоследствии каноник в Вармии, и две сестры: Барбара и Катерина.
      Барбара ушла в монастырь, а Катерина вышла замуж и родила пятерых детей, к которым Николай Коперник был очень привязан и заботился о них до конца своей жизни
      Начальное образование Н. Коперник получил в школе при костёле святого Яна. После смерти во время чумы отца, все заботы о племяннике принял на себя его дядя - епископ Лукаш Ваченроде, брат матери.
      При поддержке дяди в 1491 году Николай Коперник вместе с братом Анджеем прибыл в Краков и записался на факультет искусств местного университета. поступил в Краковский университет, где с одинаковым усердием изучал математику, медицину и богословие, но особенно его привлекала астрономия.
      Именно здесь, по словам летописца XV в. "больше всех наук процветает астрономия". В Кракове Копернику удалось купить две печатные книги. Одна - "Начала" Эвклида с трактатом "Полная замечательная книга о предсказаниях по звездам". Другая - астрономические таблицы короля Альфонса Кастильского. Эти два тома сопутствовали Копернику всю жизнь, оба они сохранились до нашего времени. На их полях рукой ученого сделаны надписи, расчеты, приведены изречения древних авторов.
     Ко времени поступления Коперника в Краковский университет основными «астрономическими светилами» там были Ян из Глогова и его ученик Войцех (Альберт) из Брудзева (Брудзёвский).
    Ян из Глогова уточнил географические координаты Кракова, составил большое количество пособий по различным разделам астрономии, в частности написал введение к трактату о сфере Сакробоско, толкование астрономических таблиц для краковского меридиана, описание 48 созвездий, введение в космографию (объяснение географии Птолемея).
      Он не чуждался и астрологических занятий — начиная с 1475 г. почти ежегодно составлял астрологические прогнозы и даже написал трактат под названием «Краткое убеждение, что изучение астрологии не противоречит христианской религии».
       Философский факультет, или факультет свободных искусств, был в тогдашних университетах по существу подготовительным. Окончивший его получал степень магистра искусств (magister artium) и право поступления на один из старших факультетов: теологический, юридический со специальностями церковного (канонического) и гражданского права или же медицинский. По окончании одного из старших факультетов и защиты соответствующей диссертации присуждалась степень доктора.

         О прохождении Коперником и его братом курса наук в Кракове достоверно известно немногое.
        Студентам философского факультета лекции читались в помещении уже упоминавшийся Collegium majus, в так называемом лектории Сократа, до сих пор сохранившемся. Рядом с этим лекторием расположен лекторий Пифагора — здесь читалась математика.
       Его стены расписаны фресками, представляющими собой тригонометрические и геометрические теоремы — в свое время это были наглядные пособия при чтении лекций. Здесь же находится и актовый зал университета, выдержанный в стиле краковского барокко. Во всех этих помещениях Коперник, конечно, часто бывал.

          Результаты пребывания Коперника в Кракове можно подытожить словами польского ученого Мечислава Марковского, который в уже опоминавшейся книге «Буриданизм в Польше в пред коперниканское время» пишет:
     «В Кракове Коперник узнал, что геоцентрическая система (Евдокса — Аверроэса. — Авт.), если учесть действительность, не может пред вычислять явления, происходящие в небе, что эксцентры и эпициклы суть только круги, выдуманные математиками и астрономами, что теория Птолемея не дает удовлетворительного объяснения движения Луны.
    Что комментаторы, настроенные критически по отношению к Аристотелю, приводят аргументы в пользу движения Земли вокруг своей оси, что понимание относительности движения позволяет преодолеть показания чувств о видимом движении Солнца.
    Что Солнце является наиболее важной планетой, что и надлунным и подлунным миром управляют одни и те же законы динамики, что теория impetus'а лучше объясняет движения небесных сфер, чем гипотеза «движущего духа», что бог мог придать некоторую силу небесным телам для поддержания их вечного движения, что употребляемые астрономические таблицы неточны, а обычные учебники астрономии устарели и что необходимо провести реформу астрономии».
      
          Четыре года, проведенные Коперником в стенах Краковского университета, вне всякого сомнения, были для него важнейшим периодом овладения знаниями, без которых его дальнейшая плодотворная научная деятельность вряд ли была возможна.
        Сам Коперпик в связи с этим говорил так: «Me genuit Torunia, Cracovia me arte polivit» — «Меня породила Торунь, a Краков наукой украсил».
       Однако его учеба в Кракове, насколько известно, не дала ему ни докторского диплома, ни даже степени магистра искусств, присваивавшийся после окончания философского факультета (иначе — факультета искусств, т. е. предварительной ступени тогдашней системы высшего образования).

         Во второй половине 1495 г. мы видим Коперника в Вармии, куда его вызвал, по-видимому, все тот же з дядя Лукаш, теперь занимающий высокий пост в церковной иерархии — епископа вармийского.
      И раз так то несколько слов о Лукаще Ваченроде . Ибо не будь его не было бы и астронома Н.Коперника!
     Заняв этот пост по решению папы римского в 1489 г., Лукаш чувствовал себя первое время на нем не очень уверенно — в борьбе за него пришлось перехитрить самого короля Польши Казимира IV, который рассчитывал предоставить его своему младшему брату, будущему кардиналу Фредерику. Король долго отказывался подтвердить это папское назначение, и лишь его смерть в 1492 г. поправила дело.
      В том же году Лукаш в качестве делегата Петроковского сейма принимает участие в выборах нового короля Яна Ольбрахта, а в 1494 г. уже ставит свою подпись в качестве свидетеля на одной из грамот нового короля.
       Улучшив свое положение, Лукаш не забывает и о племянниках — в его силах обеспечить им пожизненно теплое местечко в качестве каноников при капитуле кафедрального собора. Заметим, что в Вармии кафедральный собор находился в небольшом городке Фромборке (Фрауэнбурге) на берегу Вислинского залива Балтийского моря, а резиденция епископа была в Лидзбарке (Гейльсберге), примерно в 75 км на юго-восток от Фромборка.
         Здесь епископ столкнулся с такой дилеммой: если его племянники получат ученые степени в Кракове, их нетрудно будет «устроить» канониками, тем более что предшественник Лукаша епископ Тунген постановил, что в его епархии каноник обязательно должен обладать ученой степенью.
        Но в этом случае они лишаются возможности продолжить за счет капитула образование за границей.
        А Лукаш Ваченроде, сам получивший степень доктора в Болонском университете, хорошо знал, как благотворно для кругозора и эрудиции молодого человека продолжение учебы в каком-либо заграничном университете, особенно итальянском.
         Воспользовавшись лазейкой капитульного устава, по которому каноник, не имевший ученой степени, мог получить для завершения образования трехлетний отпуск с сохранением пребенды, Лукаш предпринимает смелый тактический ход: отзывает племянников из Кракова, не дав им возможности получить степень, и выставляет последовательно их кандидатуры на освободившиеся в связи со смертью места каноников.
          Так, скорее всего, следует объяснить то странное обстоятельство, что ни Николай, ни Анджей Коперники формально учебы в Кракове не завершили.
           Некоторое время племянники гостили у дяди, который в это время думал, как поступить дальше: ожидать следующей вакансии или же отправить молодых людей за свой счет для продолжения образования за границу. В конце концов Лукаш решает взять расходы на себя и послать племянников для обучения каноническому праву в Болонский университет.

                ИТАЛИЯ
            
           И вот осенью 1496 г. оба брата направляются в далекую Италию —  где вначале осели в Болонье, входившей тогда в Папскую область и славившейся своим университетом
           В то время здесь особой популярностью пользовался юридический факультет с отделениями гражданского и канонического, церковного, права, и на этот факультет записался Николай.
           Хотя юридическая подготовка вряд ли была предметом его мечтаний, выбирать не приходилось — таково было желание дяди Лукаша, окончившего этот факультет и, как мы уже говорили, в год рождения Николая, получившего здесь докторский диплом.
          Подчиняться желанию дяди приходилось хотя бы потому, что племянники учились на его средства, к тому же, рассчитывая на обещанный им каноникат, который должен был обеспечить в будущем безбедное существование, следовало позаботиться и о соответственном образовании.
        Именно в Болонье у Коперника окончательно сформировался интерес к астрономии, определивший его дальнейшие научные интересы. То есть мы видим, что официально Н. Коперник учился на юридическом факультете а все свободное время занимался астрономией заведя близкое знакомство  с болонским астрономом  Доменико Мария Новарой.
       Известный ученик Коперника и его друг в последние годы жизни Георг Иоахим Ретик в своем труде, излагающем учение Коперника («О книгах вращений Николая Коперника первое повествование»), пишет: «Наставник мой с высшей тщательностью вел наблюдения в Болонье не столько как ученик, сколько как помощник и свидетель наблюдений ученейшего мужа Доменико Мария...».
       Тем не мене биографы Н. Коперника считают, что многого в теоретическом отношении Коперник у Новары почерпнуть не мог — изучение астрономии в Кракове было, по-видимому, поставлено значительно лучше, чем в Болонье.
        Однако, будучи по складу своего ума прежде всего астрономом-наблюдателем, Новара побудил и Коперника заняться наблюдениями, и одно из них, проведенное уже примерно через полгода после приезда Коперника в Болонью, должно было сыграть важную роль в формировании у него идей гелиоцентризма.
      Это наблюдение было связано с проверкой правильности утверждения Птолемея, что Луна во время квадратур (т. е. посредине между полнолунием и новолунием, когда видимая часть Луны составляет ее половину) должна находиться в 2 раза ближе к Земле, чем во время новолуния и полнолуния, при этом и видимый диаметр лунного диска должен был бы соответственно изменяться в размерах.
      Возможность проверки представилась 9 марта 1497 г. — вечером этого дня вблизи первой четверти лунный диск покрыл яркую звезду Альдебаран (; Тельца). К этому наблюдению Коперник вместе с Новарой тщательно подготовились. Это первое научное наблюдение Коперника показало, что расстояние до Луны, когда она находится в квадратуре, примерно такое же, как и во время ново- или полнолуния.
       Несоответствие теории Птолемея обнаруженным фактам заставляло задуматься, а вывод, полученный в результате анализа, являл собой первый, но весьма серьезный удар по учению Птолемея. Кроме этих наблюдений Коперник, по-видимому, принимал участие в наблюдениях Солнца, в течение 1497—1500 гг. вместе с Новарой изучал наклон эклиптики и, судя по его черновым записям, обнаруженным в Упсале, с 9 января по 4 марта 1500 г. следил за соединениями Сатурна с Луной.

        В этот период в жизни Н. Коперника произошли и другие важные события.
       В первые месяцы 1498 г. он был наконец утвержден заочно в сане каноника Фромборкского капитула, годом позже каноником того же капитула стал и Анджей Коперник.
      Однако сам факт получения этих должностей не уменьшил денежных затруднений братьев: жизнь в Болонье, привлекавшей к себе множество богатых иностранцев, не отличалась дешевизной, и в октябре 1499 г.
     Коперники оказались совсем без средств к существованию. Выручил их приехавший из Польши каноник Бернард Скультети, позже неоднократно встречавшийся на их жизненном пути.
        К сожалению, сведений о том, как созрело новое учение о гелиоцентрической системе мира, почти нет: неизвестно также, каким путем пришел Коперник к раскрытию истинного строения Солнечной системы. Сам ученый писал, что он занялся поисками новой теории, убедившись в несогласии математиков в вычислении движения небесных тел.
       В поисках новой теории Коперник перечитал все философские книги, какие только мог достать. Ученый хотел выяснить, не высказал ли кто-либо воззрения, что движения небесных светил не таковы, какими их изображают. И он нашел у Цицерона и Плутарха, что ученики Пифагора и Платона держались мнения о подвижности Земли.
         Познакомился он и с идеями Аристарха Самосского, который еще в III в. до н. э. в своем труде "Предположения" пришел к выводу, что в центре Вселенной находится не Земля, а Солнце. А Земля, утверждал этот ученый, совершает годовое движение вокруг Солнца и суточное вращение вокруг своей оси. Другие планеты также вращаются вокруг центрального светила. Эта теория не была поддержана современниками.
      В своей книге Коперник не упоминает Аристарха, хотя в сохранившейся рукописи его труда есть две зачеркнутые страницы, где он говорит о нем как о своем предшественнике. Неразумно было ссылаться на учение, которое уже в древности восприняли как безбожное. Но вы уважаемый читатель можете дополнительно получить сведения о А. Самосском перейдя вот по этой ссылке http://www.astro-cabinet.ru/library/Aristarch/Aristarch_3.htm « Аристарх Самосский-Коперник античного мира».

      Между тем пребывание Коперников в Италии было опасным делом ибо совпало с началом длительных и опустошительных войн.
      Политическая раздробленность Италии, богатства, накопленные в итальянских городах, все больше привлекали внимание правителей соседних абсолютистских государств, уже закончивших к тому времени свое объединение, — Франции и Испании. Рассчитывавших на легкую добычу завоевателей поощряли постоянно враждовавшие между собой итальянские тираны: правитель Милана Лодовико Моро обещал французскому королю Карлу VIII помощь в войне против неаполитанского короля.      
        В августе 1494 г. войска Карла VIII вторглись в Италию, грабя и разрушая на своем пути, — с этого начались так называемые Итальянские войны, длившиеся 65 лет!».

       Тем не менее жизнь продолжалась и во время войн и как бы небыли значительны успехи Н. Коперника в изучении астрономии в Болонском университете он после окончании университета (1500) не получил там никакого учёного звания (вернее не рискнул сделать защиту), и семейный совет решил, что ему предстоит духовная карьера.

       А раз так, то пришло время позаботиться о судьбе пребенды — до Николая и Анджея стали доходить слухи, что члены Вармийского капитула выражают все большее неудовольствие столь долгим и безрезультатным пребыванием двух своих собратьев далеко за пределами их диоцеза.
       Надо было возвратиться на родину, повиниться перед капитулом и попытаться выхлопотать продление отпуска, опираясь, естественно, на основательную поддержку со стороны дяди-епископа.
      Весной 1501 г. братья покинули Рим и вернулись в Вармию.
       О том, что происходило дальше, узнаем из записи в книге актов Вармийского капитула:
     «Лета 1501. В день мученика Панталеона представлялись капитулу господа каноники Николай и Анджей Коперники, братья.
      Первый желал продления срока учения примерно на два года, так как уже три года он с разрешения капитула провел в учении».
      Далее из записи следует, что капитул в тот же день дал согласие на продолжение учебы обоим братьям, причем старший, Анджей, квалифицируется как «способный к восприятию паук» и посылается без точного определения профиля своих занятий.
       Николай же направлялся в Падую для изучения медицины: дипломатично высказанное Николаем желание «перемены специальности», видимо, сыграло определенную роль в положительном решении капитула, члены которого пожелали иметь в своей среде хорошо обученного врача.
       Братья не заставили себя долго собираться — не позже начала сентября Анджей направился прямо в Рим, а Николай в сопровождении каноника Бернарда Скультети — в Падую, на этот раз через Вроцлав, где Николаю удалось заполучить еще одну синекуру — он стал схоластиком собора св. Креста в этом городе.
        Падуя, входила в то время в состав богатой и могучей Венецианской республики, а Падуанский университет, основанный в начале XIII в., был единственным на территории этого государства и, естественно, являлся предметом особых забот со стороны венецианских дожей, ревниво следивших за тем, чтобы на профессорские кафедры приглашались лица, наиболее того достойные.
       Впрочем, как ни высоко для того времени было поставлено преподавание медицины в Падуе, с современной точки зрения оно было весьма примитивным.
        Обычно непосредственно с кафедры зачитывались и слегка комментировались классические медицинские трактаты. Сначала изучалась «теоретическая медицина»: первые книги «Канона медицины» Авиценны (знаменитого среднеазиатского медика и философа XI в. Ибн-Сины), затем «Афоризмы» Гиппократа с комментариями Галена, римского врача II в. н. э., затем «Малое искусство» самого Галена, телеологическая точка зрения которого очень подходила к церковному учению о человеке и его положении в мире, чем и объяснялась поддержка учения Галена со стороны церковников.
        Затем изучалась та часть сочинения Авиценны, в которой описывались болезни различных частей тела, далее — практическая медицина, т. е. различные лихорадки, болезни «от головы до сердца» и «от сердца и ниже», затем — анатомия и хирургия.
         По-видимому, Коперник к изучению медицины подошел с большим желанием, чем к изучению канонического права, медицина могла привлечь его методами овладения ею: наблюдением и опытом, а также опирающимся на них логическим анализом. Интересовали его и вспомогательные науки, такие, как ботаника и зоология.
          Проявление медицинских интересов Коперника видно из его собственноручных заметок на полях принадлежавшей ему медицинской книги, обнаруженной недавно в Бранево.
          В этом томе, находящемся ныне в коллекциях Мазурского музея в Ольштыне, переплетены два трактата: «Breviarium Practicae medicinae» («Краткий очерк практической медицины») испанского врача XIII в. Арнольда де Вилла Нова и «Canonica de febribus» («Каноны о лихорадках») известного итальянского врача XV в. Михаила Савонаролы, деда знаменитого флорентийского общественного и политического деятеля времен Коперника Джироламо Савонаролы.
          Установлено, что книга эта после смерти Коперника перешла к лечившему его при последнем заболевании вармийскому канонику Фабиану Эмериху.
         Впрочем, и без этого известно, что, хотя в Падуе Николай не получил степени доктора медицины, позже на родине он прослыл весьма знающим и искусным врачом, его слава распространилась далеко за пределы Вармии, и даже знатные крестоносцы добивались права быть его пациентами.
          Получению же степени доктора медицины мешали многие обстоятельства: во-первых, необходимо было воспользоваться представлявшимся случаем познакомиться из первых рук с идеями падуанских гуманистов, во-вторых, нужно было продолжить изучение астрономии, а в-третьих, предстояло как-то завершить изучение постылого канонического права и добыть удостоверяющий это докторский диплом!

     Поэтому наряду со всеми своими увлечениями и занятиями медициной Коперник не забывал и о том, что необходимо формально завершить полученное в Болонье церковноправовое образование.
     По этой причине и в Падуе продолжались, хотя и не очень интенсивно, его занятия каноническим правом.
     Но получить докторскую степень в Падуе или в Болонье как я уже выше говорил он не рискнул, а выбрал для этого небольшой университет на родине своего болонского наставника и друга Доменико Мария Новары — в городе Ферраре.
     Очевидно, докторский экзамен здесь был полегче, чем в Болонье или Падуе, да и оплата за его проведение, которая и в Ферраре достигала довольно значительной суммы в 50 дукатов, была все же заметно ниже, чем в других университетах.

         Процедура присуждения докторской степени и в те времена была довольно сложной.   
        Прежде всего нужно было представить необходимые свидетельства того, что каноническое право изучалось положенные шесть лет с отбытием всех «диспутов» и «репетиций».
       После этого требовалось самому разыскать двух «промоторов» — профессоров, которые согласились бы представить претендента университетской коллегии как лицо, достойное докторской степени.
       Прежде чем дать свое согласие, промоторы обычно учиняли соискателю довольно строгий экзамен.
       Коперник весьма легко нашел себе промоторов, которыми согласились стать профессора права Антонио Леути и Филиппо Барделле.
      Затем следовало оплатить через университетского нотариуса гонорары промоторам и профессорам-экзаменаторам, а также расходы по весьма пышным церемониям, сопровождавшим и заключавшим защиту.
      Все это Копернику удалось уладить довольно быстро: 25 мая 1503 г. он прибыл в Феррару, а уже в последний день этого месяца, т. е. 31 мая, в коричневой рясе с капюшоном — «форме» студента-юриста — предстал в сопровождении промоторов, облаченных в парадные шелковые тоги, перед университетской коллегией, собравшейся в епископском дворце.
          Отсутствовавшего епископа представлял канцлер-викарий, вместе с которым за столом расположились председатель университетской коллегии — «приор» — и 18 докторов-экзаменаторов.
         Были выбраны две темы для самого трудного, «частного», экзамена. Коперник с кафедры излагает все, что ему известно по теме.
        Его прерывают, ему возражают, надо защищаться; каждый экзаменатор мог трижды задать каверзный вопрос, а промоторы могли прийти на помощь только по одному разу каждый.
         После окончания изнурительной для соискателя словесной дуэли экзаменаторам раздаются листы, на одной стороне которых слово «отвергаю», на другой — «одобряю».

         Частный экзамен одобрен; это делает соискателя лиценциатом. Без промедления все направляются в собор, и здесь Коперник снова поднимается на кафедру.
       Теперь перед многочисленной аудиторией, в которой кроме членов коллегии преподаватели университета, студенты и случайно забредшие в собор любители зрелищ, он держит «публичный» экзамен — читает юридическую лекцию.
          По существу, это экзамен по логике и красноречию. В соборе члены экзаменационной комиссии голосуют белыми и черными бобами. Белых бобов оказывается достаточно для того, чтобы Коперник стал наконец доктором.
         Главный промотор вкладывает в руки Коперника книгу, произнося при этом: «Удерживай в памяти все, чему научился! Расширяй познания постоянным упражнением!», затем возлагает на его голову докторский берет («Ты заслужил его большим трудом») и надевает на палец золотой перстень («Ты обязан быть на страже справедливости, как жена на стороне мужа!»).
      Затем он целует молодого доктора: «Дарю тебе поцелуй мира. Никогда не твори раздора, а только мир и согласие».
       Канцлер-викарий благословляет коленопреклоненного доктора и покидает собор. Церемония заканчивается обильным угощением в траттории.
       В тот же день оформляется и соответствующий диплом. Вот его текст:

     «Лета 1503, в последний день мая месяца (т. е. 31 мая), в Ферраре, в епископском дворце, в присутствии приглашенных и вызванных свидетелей, а именно: славного господина Иоанна Андрея Лазариса, высокочтимого ректора юридического факультета в Ферраре, Бартоломео де Сильвестриса, гражданина и нотариуса феррарского, Лодовико Балтазара де Регио, гражданина феррарского и других.
     Достойнейший и ученейший муж, господин Николай Коперник из Пруссии, каноник вармийский, который изучал науки в Болонье и в Падуе, был признан вполне удовлетворительным в знании канонического права и награжден знаками докторского достоинства господином Георгом, викарием»

         Итак, в Италии Коперник провел свыше семи лет.
        Если его чисто астрономические познания и не очень расширились за время его пребывания здесь, то весьма важным было то обстоятельство, что он проникся гуманистическим духом, выработал в себе привычку критически подходить к догмам авторитетов и умение сопоставлять и анализировать обнаруженное в ходе наблюдений.
      По-видимому, в это же время он еще глубже овладел математическим аппаратом астрономии и вычислительными навыками, которые ему позже весьма пригодились. Он в совершенстве освоил здесь греческий язык, что позволило ему изучить произведения многих античных авторов (и Птолемея в том числе) в оригинале.
       Таким образом, он многое сделал для подготовки к решению той огромной по значению и очень трудной задачи, которая, быть может, уже тогда, хотя и не совсем в отчетливой форме, занимала его ум.
       То, что было получено им в Кракове, а затем в Италии, было в общем достаточным, чтобы впоследствии, после почти трех десятков лет напряженной работы в уединении и глуши, поразить полученными результатами умы самых образованных людей самых крупных центров цивилизации того времен.

      Теперь о вопросе был ли Н. Коперник священнослужителем?
      Сан каноника; м. [лат. canonicus] Католический соборный священник. каноник (позднелат. canonicus), в католической и англиканской церквах член капитула. КАНОНИК КАНОНИК (позднелат. canonicus), в католической и англиканской церквах член капитула, членом высшей духовной курии епископата в центре Вармии.
     При кафедральных соборах — резиденциях епископов, глав церковно-административных территориальных единиц, имелись капитулы — советы, состоявшие из лиц, ведавших управлением церковным имуществом, в то время, как правило, весьма значительным, финансовой деятельностью, назначениями и перемещениями духовных чинов в пределах епархии, осуществлявших инспекционный контроль за деятельностью священнослужителей в подчиненных костелах и т. д. Эти лица назывались канониками.   
     Обычно каноники не имели посвящения в духовный сан, не имели права отправлять церковные службы, но обязаны были присутствовать на богослужениях и, во всяком случае, проживать в непосредственной близости от собора.

     Вопрос же о том, имел ли при жизни Николай Коперник священнический сан, до сих пор остается открытым. Нигде в официальных источниках упоминания о его посвящении на сегодняшний день не найдено.
     Но тот факт, что именно сан конника и необходимость соблюдать целибат помешал Н. Копернику вступить в брак подтверждает наличие у него посвящения.
     Итак, в конце 1503 г. Коперник возвратился в Польшу. Некоторое время он провел, по-видимому, в Кракове, где у него было много друзей и знакомых.
     Почему же Коперник все-таки не остался в Кракове? Ведь в Кракове обстановка для его научной деятельности была бы наиболее благоприятной.
     Некоторые считают, что его привлекала безбедная жизнь каноника, позволявшая сколько угодно времени тратить на себя.
       Но (по крайней мере, для Коперника) исполнение обязанностей каноника назвать синекурой трудно: ниже мы увидим, что как член капитула он беспрерывно был занят хлопотливой и трудоемкой административной работой, порой совмещая по две должности сразу.
       Останавливала ли его угроза потерять пребенду?
      А она у вармийских каноников была и в самом деле значительной и достигала 400 дукатов в год (русский эквивалент дуката — золотой червонец).
        Поэтому заботясь о своем племяннике, епископ Лукаш Ваченроде не только отдавал дань модному непотизму.
        Он, несомненно, любил Николая, с удовлетворением отметил во время побывки племянников в Вармии в 1501 г. зрелость его суждений, эрудицию, знание классиков, о многих из которых и сам Лукаш не имел четкого представления.
        Наконец, и увлечение племянника точными науками скорее радовало, чем пугало, — их ценность для развития логического мышления и тогда была очевидной.
       Но Лукаш был далек от мысли, что его любимый племянник променяет уготованный ему путь к высоким ступеням церковной иерархии на извилистую и каменистую тропу служителя науки.
        Кроме того, епископу подходил к концу шестой десяток, железное прежде здоровье начинало постепенно сдавать, все больше он нуждался в наблюдении добросовестного и эрудированного медика, в наличии расторопного и энергичного помощника для ведения обширных церковных, административных и дипломатических дел, наконец, просто в присутствии близкого и надежного человека, которому можно было бы довериться.
        Для всего этого Николай подходил как никто другой, и мысль приблизить его к своей особе созрела у Лукаша много раньше — когда он посоветовал племяннику выставить перед капитулом в качестве предлога для новой поездки в Италию желание изучать медицину.
        Каноники клюнули на приманку, рассчитывая обзавестись собственным врачом, но просчитались — не их интересы имел Лукаш тогда в виду, а свои собственные.
        Видимо, именно эти обстоятельства и сыграли решающую роль в окончательном выборе Николаем дальнейшего пути.
        Погостив немного в Кракове, он без лишних напоминаний направился в Фромборк — местоположение кафедрального собора и резиденцию капитула — с тем, чтобы через некоторое время прибыть в резиденцию епископа в Лидзбарке.
        В конце 1506 г. Лукаш обратился к Вармийскому капитулу с настоятельной просьбой. Ссылаясь на возраст, пошатнувшееся здоровье, множество дел государственной важности, он просил капитул перевести доктора Николая Коперника во «внешние» каноники с тем, чтобы официально закрепить его пребывание в Лидзбарке в должности лейб-медика епископа и, кроме того, его постоянного секретаря и советника. 7 января 1507 г. капитул принял решение отпустить Николая Коперника к епископу с сохранением полной канонической пребенды и даже с некоторой доплатой к ней.
      Работы было очень много, она далеко не исчерпывалась участием в торжественных приемах и обедах.
      Выше уже шла речь об особом положении Вармии в Польском государстве.
     Это было полунезависимое церковное княжество, в котором епископ обладал не только церковной, но и светской властью.
      Положение Вармии осложнялось опасным соседством — ее территория с трех сторон граничила с землями Орденского государства, на севере ее граница шла по побережью Балтийского моря, и лишь коридор на западе соединял Вармию с землями Королевской Пруссии.
     Потерпевшие поражение в двух войнах в XV в. крестоносцы мечтали, выражаясь современным языком, о реванше, часто совершали вооруженные нападения на пограничные земли, убивали, грабили население Вармии, сжигали дома, угоняли скот. Великий магистр Тевтонского ордена Фридрих, занимавший этот пост с 1498 по 1510 г., отказался принести ленную присягу польскому королю, так же поступил и его преемник Альбрехт, больше того, он стал готовиться к войне против Польши.
      Стараясь отвести нависшую над его страной опасность, Лукаш, как мы о том уже упоминали, предложил направить крестоносцев на юго-восток, на борьбу с «нехристями» турками, но рыцарей больше устраивала необъявленная война с христианами поляками: насиженные земли они не собирались оставлять.
    Не прошел и второй проект Лукаша, рассчитанный на умиротворение Ордена, — преобразовать епископскую кафедру в архиепископскую, тогда епископства Орденской Пруссии, по крайней мере по церковной линии, оказались бы в подчинении вармийского владыки.
    Длинная рука крестоносцев «похоронила» этот проект в Риме. Лукаша же крестоносцы стали считать своим смертельным врагом. Политическая борьба с Орденом, укрепление связей с Польшей — вот основные мотивы деятельности Лукаша, и во всем этом Николаю со времени его появления в Лидзбарке приходилось принимать самое активное участие.
     Лукаш же активно участвовал и в общепрусских, и общепольских делах.
     В 1505 г. он заседает в западнопрусских сеймиках в Грудзёндзе и в Эльблонге, в 1506 г. едет в Вильну, он часто бывает в Кракове, так как является одним из ближайших советников последовательно трех польских королей — Яна-Альбрехта (1492—1501), Александра (1501—1506) и Сигизмунда I Старого (1507—1548). Начиная с 1507 г. неизменным спутником Лукаша во всех его поездках становится Николай. В 1509 г., например, мы видим их в Кракове, затем с 22 февраля по 4 мая они присутствуют на Петроковском сейме, затем Лукаш отправляется домой, а Коперник — снова в Краков, здесь он 2 июня наблюдает затмение Луны.
        В 1510 г. Лукаш с Николаем в Познани — на переговорах Польши и Ордена.
     Перед тем дело едва не дошло до войны, теперь крестоносцы выдвигают коварное предложение — пусть Польша за большую сумму отступного передаст Королевскую Пруссию (и Вармию) в ленное владение Ордену.
      Польские представители заколебались, но твердая позиция Лукаша спасла положение. Зимой 1511 г. снова переговоры в Торуни.
      На этот раз Лукаш выдвигает предложение: объявить польского короля Великим магистром, и пусть он возьмет Орден в свое ведение — это обеспечит мир.
      Ход, естественно, не удался, но и сделан он был лишь для того, чтобы оттянуть время.
      15 января 1512 г. праздновалась свадьба Сигизмунда с Барбарой Заполья.
      Снова в Кракове мы видим Лукаша, а рядом с ним Николая.
      После свадьбы Лукаш направился на сейм в Петроков, а Николай, вопреки обыкновению, на этот раз за ним не последовал.
      20 марта Лукаш отправился домой, но 23-го, проезжая через Ленчицу, почувствовал себя плохо, 26-го его в очень тяжелом состоянии привезли в родную Торунь, где он через три дня, 29 марта, умер. 
       2 апреля Лукаша Ваченроде похоронили в Фромборке, а для Николая Коперника наступила пора самостоятельной жизни и деятельности.
                (конец ч.1)
 ( работа имеет 10 иллюстраций и их можно посмотреть здесь:http://h.ua/story/428394/# )