Земля наша становится безлюдной и дичает

Георгий Иванченко
По данным на конец июня численность населения Алтайского края составляет около 2382 тыс. человек, сократившись за год на 3,1 тысячи. Главную причину вижу в том, что у людей нет работы.
Экономически активного населения в крае сегодня примерно 1,2 миллиона человек, которые могут и хотят работать. А фактически занято 648,5 тысячи – чуть больше половины от числа желающих. Причем зарплата тружеников Алтая самая низкая в Сибирском федеральном округе и составляет 16 тысяч рублей. При этом официальный показатель зарегистрированной безработицы составляет 1,9–2,0 процента. Таковы секреты и хитрости принятой системы учета.
Ответ на все проблемы на поверхности: дать бы людям работать! Но сегодня главная забота региональной власти – это развитие туристического бизнеса. Вместо производственного и социального строительства недалеко от родного села В.М. Шукшина идет создание официально разрешенной игорной зоны, этакий Лас-Вегас местного розлива. Расчет на то, что приедут со всей страны толстосумы, гулящие люди и поделятся из своих кошельков с аборигенами. Настоящая колониальная политика! В результате – мертвые и полуживые заводы, тысячи гектаров заросшей бурьяном пашни, поросшие кустарником покосы, порушенные животноводческие фермы, заваленные ржавым металлоломом машинные дворы, пустые крестьянские подворья.
Азбучной кажется истина, что главное богатство страны – люди. Однако нынешней власти люди помеха в их работе, всё чего-то требуют, чем-то недовольны. Хотя с их властной точки зрения в стране всё хорошо. Таково мнение премьера Медведева, высказанное им на днях публично. Ошибаются или лукавят? Нам от этого не легче.
Население Алтайского края представляется категорией людей-тружеников и патриотов особого склада, ценного и дефицитного. Таких людей Л.Н. Гумилев относил к пассионариям и рассматривал их как носителей социальной энергии, способной двигать исторические процессы. Энергия эта вполне реальна и носит природно-стихийный характер, хотя проявляется в реальных поступках людей. Эти проявления могут быть позитивными и созидательными (от вооруженной борьбы за свободу и независимость своего народа до воплощения в металле и технологиях дерзких научных идей и открытий), а могут – разрушительными и губительными (от стихийных восстаний и бунтов до сегодняшнего уровня криминала и организованной преступности).
Пассионарии Алтая – активные созидатели. Это результат как природных, так и социальных факторов. Важную роль сыграли генетические корни наших предков, тех безвестных первопроходцев и переселенцев, собственными руками создававших свои судьбы. Мощную подпитку в виде активного человеческого материала дала целина. Даже случайно попавшие в этот поток любители легкой жизни чудесным образом преображались в этом социальном реакторе в созидателей.
Результаты впечатляют. Парни-сибиряки ежегодно пополняют элитные части Вооруженных Сил России: ВДВ, пограничные войска, подводный флот, Кремлевский полк. Десятки тысяч крестьянских сынов и дочерей, не находя приложения свом силам на малой родине, ежегодно разлетаются по всей стране и успешно проявляют себя в тундре, тайге, на море, на Крайнем Севере и Дальнем Востоке. В последнее время, учитывая значительный уровень прослойки немцев, наших земляков много в ФРГ. В чужих краях им по крайней мере достойно платят и ценят.
Только вот малая родина хиреет, земля становится безлюдной и дичает.  Деревни исчезают с пугающей быстротой. Грустно и горько.
Как же понять тот факт, что люди в основной массе отдают предпочтение этой сомнительной и нелюбимой власти на выборах? Действует известная психология типа «не было бы хуже». Основания для такого подхода есть: уже более четверти века страна идет по пути, где выбор ограничен вариантами «плохо» и «еще хуже». Не является исключением и наш регион. Только всему есть предел. И не достигли ли мы уровня, когда уже хуже некуда? Терпелив наш народ. Но предел этому есть. Где-то еще в начале 90-х журнал «Социологические исследования» опубликовал большую таблицу, где приводились предельно допустимые с точки зрения ученых уровни важнейших показателей жизненно важных сфер общества: экономика, уровень благосостояния, образование, здравоохранение, демография, личная безопасность, криминал, алкоголизация, девиантное поведение и т.д. За ними – социальный взрыв. Обстановка была тревожная, так как по многим показателям картина напоминала переполненное водохранилище, в котором уже появились ручейки воды, переливающейся поверх земляной плотины. С тех пор многое стало хуже – и ничего… Во всяком случае пока. Ученые не ошиблись, просто они нормы взяли европейские.
Но терпение народа не беспредельно. И власть это чувствует. Постоянно проводит социологические исследования, опросы общественного мнения.  Учитывает результаты, идет на частичные уступки. Порой довольно серьезные.
Например, подлинной причиной изгнания из власти новосибирского губернатора стали вовсе не его финансовые художества, по сравнению с сахалинским это были детские шалости. Он восстановил против себя ветеранско-пенсионерскую массу города, беспардонно отменив им льготы на проезд в городском транспорте. Как обычно, под предлогом экономии бюджетных средств. Нашел, кто транжирит! И поставил их за пределы жизни, лишив возможности передвижения. Поднялась такая буча! Хорошо знаю эти события, поскольку принимал в них личное участие. Протестные митинги и пикеты – с плакатами, флагами, транспарантами, скандированием со средствами усиления звука – стали регулярными еженедельными на протяжении более полугода. Туда подтянулись обманутые дольщики, обойденные властью по жилищным вопросам, и другие обездоленные. Потом они переросли в шествия по Красному проспекту от здания администрации до площади Ленина, где разворачивался стихийный митинг и слово получали все желающие высказать свою боль, свое возмущение. В милиции тоже люди понимающие, при таком скоплении народа они вели себя лояльно, уговаривая и увещевая. Через некоторое время последовал известный шаг президента. Сейчас за бывшим губернатором тянется шлейф двух уголовных дел, его имущество выставлено на продажу, включая коттедж в сосновом пригороде за 58 миллионов рублей. Примечательно, что губернатором он стал после того, как поставил на банкротство флагман сибирского сельхозмашиностроения, хорошо известный и в оборонке завод Сибсельмаш. Своеобразные у них принципы отбора кадров.
Этим дело не ограничилось. На волне протестного подъема коммунистам в союзе с другими оппозиционными силами удалось провести своего кандидата, первого секретаря обкома КПРФ Анатолия Локотя на пост мэра города Новосибирска, а второго секретаря Рената Сулейманова – в заместители председателя городского совета.
Считать это победой было бы поспешным, но серьезным успехом в противостоянии властям – несомненно.
Уже сейчас жители города и области получили  реальные результаты. В Новосибирске ниже тарифы ЖКХ, чем на Алтае. Ограничены и контролируются темпы их роста. Преодолевается всевластие бюрократии. На ряд важных постов в управленческой системе назначены коммунисты. Успешнее блокируются ущемляющие интересы трудящихся решения. Постепенно в рамках патриотического воспитания и празднования 70-летия Великой Победы возрождаются временно утраченные советские традиции.
Время работает на нас, народ свое слово еще скажет.