Ограбление

Лидия Белоусова
   Клиентов не было, она разгадывала кроссворд. Повернула голову вправо, посмотрелась в зеркало. Поправила прядку и упустила карандаш из руки. Он закатился под стол. Полезла доставать карандаш. В этот момент распахнулась дверь в обменный пункт, и вошли двое в масках. Охранник, который стоял за занавеской и смотрел в окно,   вовремя сориентировался, успел выстрелить в одного нападавшего, тот упал. На выстрел кассирша подняла голову, выглянула из-за стола. Второй нападавший выскочил из обменника. Кассирша нажала тревожную кнопку. Полиция приехала через пять минут. Раненый бандит истекал кровью, его увезла скорая. Кассирша разрыдалась, у неё началась истерика. Вызвали чиновника из банка, закрыли обменник и отвезли кассиршу домой. 

   Раненный скончался по дороге в больницу. Ниточка, по которой можно было выйти на второго нападавшего, оборвалась.  Вызвали сыщика с собакой, след привёл к проходной арке, дальше на улицу, там след оборвался. Скорее всего, преступник сел в проходящую машину. Опросили предполагаемых свидетелей, и только одна мамаша, которая гуляла с ребёнком, видела, как из обменника выскочил человек, что - то запихивая на ходу в карман. Он побежал к арке и скрылся. Описать его женщина не смогла, видела со спины. Запомнила только внешний вид и одежду. Это молодой мужчина или парень, среднего роста, в тёмной футболке и джинсах. Волосы русые, коротко стриженые. За особую примету, указала на то, что при беге он одной рукой махал в такт движению, а вторая рука, правая, в движении отставала. Так бывает при болях в плечевом суставе  или после инсульта. По профессии женщина травматолог. Составлять  фоторобот со спины,  смысла не имело. Женщина сказала, что  опознать, если увидит со спины этого человека бегущим, она сможет. Но для этого его нужно найти.

   По всем отделениям полиции разослали просьбу, при обращении о пропавшем мужчине лет пятидесяти,  примерно столько было скончавшемуся налётчику, немедленно сообщать. Вскрытие тоже не дало улик для опознания. Послеоперационных швов, болезненных изменений в его организме не было, и даже не было зубных пломб. Правда, отсутствовало несколько коренных зубов, остальные крепкие, но недостаточно ухоженные. Было видно, что к стоматологу он не обращался. По содержимому желудка можно было предположить, что это сельский житель: свежий лук, чеснок, квашеная капуста, жареная картошка, натуральное мясо.  Одежда тоже типичная для сельского жителя, и маска самодельная, детская шапка с прорезанными дырочками для глаз и рта. Охранника даже пытались обвинить в превышении  необходимой защиты, он выстрелил сразу, как только увидел людей в маске. Не мог сказать, было ли у них оружие. Но учитывая, что он защищал вверенный ему объект, и если бы нападавшие успели первыми сделать выстрел, то охранник мог быть  уже мёртвым.  Обвинение выдвигать не стали. К тому же, заявления от родственников погибшего не было. Словом, чтобы раскрыть это преступление, нужно найти второго нападавшего.

   Была одна зацепка,  это частички почвы из - под ногтей и с подошв преступника. По составу почвы можно предположить район проживания. Нужен был опытный почвовед. Обратились в институт сельского хозяйства на кафедру почвоведения. Результат обещали  через неделю. А пока сыщик с Боем обходили места, где могли побывать приезжие из сельской местности. Ездили на автостанцию, на колхозный рынок, никаких следов не нашли. По городу разбросаны небольшие базарчики, где тоже могли побывать сельские жители, но и там не было никаких следов. Сыщику не давала покоя мысль о детской шапке, из которой была сделана маска погибшего преступника, и он решил зайти в магазин детских игрушек.

   Раньше всё было просто и ясно. Он работал на торфянике, на жене дом, хозяйство, дети. Богатства не было, но на жизнь хватало. Торфяник закрыли, работы не найти. Пробовал устроиться в городе, но каждый день по сорок километров не наездишься на автобусе, да и ходит он нерегулярно. Пробовали овощи, цветы выращивать, перекупщики такую цену давали, не то, что выгода, одни  убытки. Торговать самим, опять же, перекупщики мешали, они с криминалом связаны.  За место на базаре заплати, рэкетирам дай, не дашь, голову проломят.  Опять себе в убыток. Старшая дочь замуж вышла, двое детей, её муж тоже работу потерял, запил. Вернулась к родителям. Решили с сыном искать работу в городе и снимать угол, чтобы не ездить каждый день . Сын устроился на мойке, отец  на стройку пошёл. Вроде,  полегче стало.  Женщины с детьми одни оставались. И пришла беда, откуда не ждали. Зять,  по пьяни,  влип в историю, на его документы кто – то  оформил кредит в банке. Сам отдать не смог, долг вырос  непосильный. Нашли его жену. Вытрясать долг приехали крепкие мужики, на первый раз избили и пригрозили сжечь дом, если долг не вернут. Отец с братом были в городе, когда вернулись, нашли мать с сестрой в синяках и перепуганных детей. Решили, что с женщинами останется сын, а отец  должен деньги зарабатывать, семью кормить надо. Те крепкие вышибалы обещание выполнили, приехали ещё раз, женщин и детей  закрыли в доме и подожгли. Соседи пожар потушили, дом подгорел с одного угла. Сын  в это время на поле был, картошку окучивал. Увидел дым, прибежал, через окно детей выносил, матери с сестрой помог выбраться, и сильно поранил плечо.

   На семейном совете решили женщин и детей отправить подальше к родственникам, а сами поехали в город и нашли зятя пьяницу.  От него узнали, что за банк, которому он должен деньги, узнали, про обменник, принадлежавший этому банку. Решили ограбить обменник и расплатиться с долгом. Когда вошли в обменник, то охранника не заметили, он стоял у окна за занавеской. Отец получил пулю, сын убежал. Раненый скончался по дороге в больницу.

    Неопознанный труп преступника, которого застрелили в обменнике,  лежал в морге уже неделю. И, вдруг он исчез. Пропал. Перед  этим кто - то в камеру наружного наблюдения, что на подъезде к моргу, камнем попал.  Думали, что мальчишки балуются. А когда пропал труп, эти два события связали воедино. Опросили всех, кто мог  видеть транспорт, на котором могли увести покойника. Никто ничего вспомнить не смог. Правда,  к мусорным контейнерам машина за мусором заезжала, из морга  забирали других покойников, выносили  через заднюю дверь. Опросили родственников, которые забирали своих покойников. Водитель катафалка сказал, что к нему подходил молодой парень, спрашивал, где нанимают такие машины. По описанию, этот парень походил на второго грабителя, но фоторобот водитель составить не смог. Вернее, получился портрет, по которому можно полгорода задержать. В конторе, где заказывают катафалки, предъявили документы на все заказы, на такого покойника заказов не было. Оставалось только одно предположение, или труп увезли в машине для мусора, или увезли ночью.

   Когда сын приехал к родственникам, у которых прятались мать и сестра с детьми, рассказал, что случилось с отцом. В город поехал двоюродный брат отца. Через знакомых узнал, что раненый из обменника умер по дороге в больницу. Стали думать, как забрать труп и не подставить сына. В городе работает много деревенских. Часто деревенские, даже пожив в городе, менее щепетильны в отношении закона, даже наоборот, бывают рады обойти его и помочь своим. А если были осуждены и считали приговор несправедливым, всегда рады хоть чем – то навредить властям и городу заодно. Городские часто не уважают деревенских, те платят  тем – же.  Нашлись помощники. Ночью вскрыли заднюю дверь, с фонариком отыскали труп, вынесли из здания, пронесли мимо заранее разбитой камеры и увезли в багажнике старенькой машины. Похоронили той же ночью на кладбище, где лежали мать и отец покойного.

   Пришёл ответ о составе почвы из-под ногтей  и с подошв погибшего грабителя. Такая почва была вблизи закрытых торфяников. Это несколько бывших деревень, теперь в статусе посёлков. Сыщик с Боем поехали туда. Знакомый запах собака учуяла вблизи подгоревшего с одного угла дома. Соседи рассказали, что видели машину предполагаемых поджигателей. Об угрозах тоже знали и знали о долге банку. Знали, что этот долг не хозяев дома, а их бывшего, непутёвого зятя. Оставалось только связать эти события. Получалась, что зять  задолжал  банку, заплатить не смог, стали  выбивать долг с родственников жены, угрожали расправой, а потом подожгли. Где теперь хозяева этого дома, никто не знал, а и знали бы, то не сказали. Но состав семьи узнать удалось, по описанию грабителями обменника могли быть отец и сын. На удачу, сыщик решил завернуть на кладбище, нашёл свежую могилу. На кладбище не было даже сторожа, пришлось вернуться в посёлок. Там узнал, что свежая могила была рядом с умершими родственниками хозяев подгоревшего дома.

   Нужно было выяснить, какому банку задолжал бывший зять. Выяснилось, что банку, чей  обменник пытались ограбить. Если со старшим грабителем всё ясно, его труп похоронен на кладбище, то младшего предстояло найти. Но его искала не только полиция. Застреливший отца охранник знал, в кого стрелял. Это он разыскивал семью жены должника, приезжал с угрозами и участвовал в поджоге. Он знал отца и сына в лицо, а когда увидел их на подходе к обменнику, увидел, как они маски натягивали на голову, решил их застрелить. Поэтому и выстрелил сразу. Он бы и второго нападавшего застрелил, но не успел, тот  остановился  у двери,  сразу выскочил наружу и скрылся. Парень  видел его там, у горящего дома. Когда сотоварищи, с которыми поджигали дом, уехали, охранника оставили понаблюдать, чем всё закончится. Он спрятался за сараями и там на него наскочил сын, когда бежал с поля, увидев дым. Охранник боялся, что парень его опознает.  Если полиция найдёт парня и всё выяснится, то не только превышение необходимой защиты, а ещё и обвинение в нанесении побоев женщинам и поджоге предъявят.

   Для сыщика картина преступления складывалась, оставалось несколько вопросов. Он разыскал пьяницу,  мужа дочери, узнал о долге, о том, что он указал адрес  родителей жены.  Поэтому с них пытались вытрясти чужой долг, угрожали, подожгли дом. В ответ отец с сыном решили ограбить обменник, принадлежащий банку, отец погиб при этом. Оружия у них, скорее всего,  не было.  Правда мог быть игрушечный пистолет, продавщица из магазина детских игрушек вспомнила, что у неё покупали пистолет двое мужчин – пожилой и молодой. Пожилой сказал, что для внука. Если в обменнике были они, то охранник принял игрушечный пистолет за настоящий, поэтому и выстрелил сразу, значит,  был прав.

   Всё окончательно выяснилось, когда в полицию пришли мать с сыном. Мать привела сына сдаваться. Он подтвердил предположения сыщика. Рассказал о несуществующем долге, об угрозах и избиении матери и сестры, о нападении на обменник, о том, что в охраннике он узнал поджигателя. Парень отделался условным сроком, охранник получил по совокупности, теперь его выстрел уже не рассматривался как выполнение обязанностей, это было преднамеренное убийство.  Банк не пострадал, но огласка была, это отпугивало новых клиентов. Дело закрыли.