Здесь надо технически. циновка

Рустам Тухватуллин
ЗДЕСЬ НАДО ТЕХНИЧЕСКИ
Недавно вновь посмотрел старый добрый советский мультфильм «Здесь надо технически», где мужичок технически с легкостью решает сложные задачи, с которыми не могут справиться заморские принц и рыцарь. Почему-то подумалось, что технический подход неоднократно и мне помогал и до сих пор помогает решать возникающие в различные периоды жизни довольно трудные проблемы. Часть этих воспоминаний я уже записывал раньше, часть вспомнились только сейчас.Продолжу цикл воспоминаний.
Циновка
Было это в 1967-м году, в августе месяце. Почему я так запомнил эту дату? А потому, что пришлось ночью под проливным дождем несколько километров нести на руках моего заболевшего братишку Ильяса. А дело было так. Каждое лето наша семья по несколько недель жила- отдыхала в палатке на берегу реки Ик в нескольких километрах от деревни Тумутук – родной деревни моей мамы. Ловили рыбу, варили обед на костре, ароматный чай заваривали в оцинкованном ведре смородиновыми, ежевичными листьями, вволю купались в быстрой реке. И вот в августе настали прохладные дни, и особенно ночи. И мой братишка Ильяс, которому не было и года, заболел. К ночи у него поднялась температура. А по крыше нашей брезентовой палатки барабанил сильный холодный дождь. И родители стали сильно беспокоиться за заболевшего младшего сына. В палатке было холодно. Никаких лекарств не было. Надо было отнести его в отапливаемый дом, Папа – инвалид войны, тяжести не мог поднимать, и я вызвался отнести Ильяса в деревню, в дом бабушки и дедушки. На меня надели непромокаемый плащ, братишку укутали, и я под дождем понес его в деревню, передал бабушке и вернулся обратно. На следующее утро дождь кончился, выглянуло летнее солнце. Мои родители собрались и уехали домой, забрав с собой заболевшего Ильяса и мою сестру Фариду. А мне с братом Мансуром предложили остаться и пожить еще недельку-другую в палатке. Мы согласились. Ведь жизнь на природе была очень интересной. Просыпаешься утром и видишь – на просвечивающей от восходящего солнца крыше палатки шевелятся тени листьев деревьев под многоголосое пение птичек. И мы, протерев глаза, сразу – на реку – умыться, искупаться в прохладной воде, покрытой легким слоем утреннего тумана, развести костер и поставить кипятиться чай, а сами - бегом по тропинке на крутой берег реки, где с вечера закинуты удочки – донки. В основном на реке мы ловили подлещиков, иногда – красноперок в маленьких заливных озерцах с прозрачной-прозрачной водой, заросших красивыми белыми водяными лилиями. Так было интересно наблюдать, закинув удочку с поплавком недалеко от этих лилий, как к наживке не спеша подплывает красивая золотистая крупная красноперка, светящаяся на ярком солнце в прозрачной воде, глотает крючок с наживкой, и так же не спеша плывет дальше. И тут дергаешь удилище, и эта красавица-рыба уже подпрыгивает на берегу. Такой восторг! А другие красноперки словно не замечают внезапного исчезновения соседки, так же не спеша плавают неподалеку. И все это видно в прозрачной воде! И так ловишь вторую, третью рыбу. Красота! А в Ике вода была не такая прозрачная, там рыбачить было не так интересно. Однажды я поймал килограммового судачка. Тоже ощущения были незабываемые. Кроме рыбалки, мы мастерили луки и стрелы из растущего тальника, и стреляли по самодельным мишеням. А там уже надо готовить обед на костре, потом – ужин. Словом, скучать было некогда. Но вот одна незадача – с каждым днем ночи становились холоднее и холоднее, и мы с Мансуром под одним тоненьким одеялом сильно мерзли. Конечно, можно было сходить в деревню и попросить одеяло у бабушки. Но как-то стеснялись, да и лишних одеял у нее не было, наверное. И я решил эту проблему технически.
Еще раньше, из технических журналов я знал, как работает ткацкий станок, и решил соткать толстую теплую циновку. Для этого набил на земле два ряда колышков, расстояние между колышками сантиметров десять, между рядами – с человеческий рост. Натянул между колышками параллельно тонкие веревки, каждую попарно. И из каждой пары по одной веревке привязал к палке. Получилось подобие ткацкого станка. Приподняв палку с натянутыми веревками, мы проложили толстый жгут из высохших камышей и травы. Опустив палку, опять проложили такой же жгут. Так, поднимая и опуская палку с веревками, мы довольно быстро сплели соткали толстую циновку-матрас. И, положив ее в палатке поверх имеющегося тоненького одеяла, мы решили проблему. Теперь мы больше не мерзли. И приехали домой в Альметьевск дней через десять, отдохнувшие, загорелые. А Ильяс к тому времени уже выздоровел. А я, сейчас, по прошествии почти пятидесяти лет, удивляюсь, как родители не побоялись оставит нас одних на берегу быстрой и довольно коварной реки, ведь мне в то время не исполнилось и пятнадцати лет, а Мансур был младше меня на два года. Наверное, я своих детей побоялся бы оставить одних.