Сила тренингов

Василина Бабковская
Фрида Зизифорова и Лена Козицына познакомились в Питере, совершенно случайно. Обе приехали в гости к Нине Носовой, которая вот уже два года как жила в северной столице.
Сестры-погодки Носовы - Нина и Оля -   снимали двухкомнатную квартиру-сталинку с высоченными потолками и настоящей  газовой колонкой на проспекте Стачек у какой-то весьма именитой особы, чье имя держалось в строжайшем секрете. Сия загадочная дама в своё время очень удачно вышла замуж за иностранца и укатила жить то ли в Голландию, то ли в Норвегию. Задача квартиранток была незатейлива и сводилась к тому, чтобы строго первого числа, каждого месяца перечислить на указанный счёт энную сумму денег за аренду квартиры, в остальном трава была не расти. Глубоко законспирированная хозяйка, в Питере появлялась крайне  редко, посему никогда не задавалась вопросом, сколько человек проживает в её квартире и на каких условиях.
Носовы  перебрались в Питер из Забайкальской глубинки. Сначала приехала Оля, а спустя полтора месяца к ней присоединилась и Нина. Двери гостеприимной квартиры на Стачек, пятьдесят пять не закрывались ни днем, ни ночью. Каких только гостей не задувало сюда попутным ветром: и родственников, и соседей, и друзей, и бывших одноклассников, и друзей и одноклассников родственников и соседей, и всем хватало и места, и душевного тепла, и внимания. Нина работала в банке, а Оля «состояла в должности экскурсовода», как она сама любила про себя говаривать. Сестры были не замужем, хотя на горизонте уже давно маячила сороковка. У Нины была дочь, рожденная по великой любви от заезжего женатого чиновника - десятилетняя девочка жила под Ангарском вместе с бабушкой и в Питер пока выбиралась только на каникулы - у Оли детей не было.
Нина, имевшая феноменальный нюх на хороших и полезных людей, по приезду в Питер сразу же познакомилась с местным гуру - Эрастом Коневичем, писателем и практикующим тренером, проводившим всевозможные семинары и тренинги личностного роста. Тема счастливого замужества была Эрасту Марковичу   также не чужда, посему он активно её развивал, продвигая в женские массы. Нина, по ее глубокому убеждению, имевшая лишь одно жизненное упущение - отсутствие законного супруга - была завсегдатаем тренингов, а со временем заслужила и преференции. Так, если она приходила на тренинг с подругой, то получала скидку равную десяти процентам. Величина скидки увеличивалась пропорционально количеству подруг, явившихся на тренинг и жаждущих устроить личную жизнь. 
Очередная выездная встреча под названием «Как удачно выйти замуж» должна была проходить где-то в доме отдыха под Ораниенбаумом в течение двух дней: субботы и воскресенья. Собственно,  именно желание выйти замуж и стало причиной знакомства наших героинь: Фриды и Лены.
 Тридцатисемилетняя Фрида Зизифорова, успешная Ангарская бизнес-вумен и лучшая подруга детства Нины, о месте и времени тренинга знала заранее.  В четверг вечером она, совершенно уставшая от почти семичасового перелета,  уже сидела за обеденным столом на проспекте Стачек и, нервно теребя фантик от только что съеденной конфеты, рассказывала сестрам последние новости родного городка. И Нина, и Оля жадно впитывали каждое сказанное Фридой слово, чтобы потом, после её отъезда иметь возможность ещё не раз всё взвесить, всё обсудить, всё перетереть и перемусолить, дав всему и вся собственную оценку.
У Фриды совсем недавно оборвался очередной роман. Да, да, не закончился, а именно оборвался. Оборвался, как внезапно обрывается жизнь молодого пышущего здоровьем человека, имевшего головокружительные планы на долгую и счастливую жизнь. Из-за столь печального финала романтической истории, начинавшейся так красиво, Фрида находилась в совершенно растрепанных чувствах. Растерянность и переживания чувствовались во всем: в ее больших карих глазах, то и дело наполнявшихся слезами, в опущенных узких острых плечиках, в тонких нервных пальцах, никак не желавших оставить в покое бедный фантик, и даже в складках её фиолетовой кофточки. 
- Девочки, всё было так хорошо, так хорошо! Лучше не бывает! Я не понимаю, что произошло! Кто мне это объяснит? Мы за год с Андреем полмира объездили. Где только не были: и в Англии, и в Таиланде, и в  Индии, и даже на Кубе. Ну, вот как так? У нас всё, абсолютно всё совпадало! Мы думали одинаково! Говорили одинаково! И даже делали всё одинаково! У нас планов было громадье на будущее - наших с ним совместных планов! Мы уже даже имена нашим будущим детям придумали. Я ведь и родить от него хотела. А тут такое… возвращаемся с Гаваны, каждый едет к себе домой, а вечером он присылает мне короткую смс: «Наши отношения закончились». И всё! Всё!!! – вскричала Фрида, подняв вверх, растопыренные пальцы. -  Я ему звоню, а он трубку не берёт. Пишу, а он не отвечает! Я не понимаю, что случилось! Неужели нельзя объясниться? Что я должна думать? Почему они закончились? Почему? Потому, что он вдруг решил вернуться к своей жене? Потому, что он нашел другую? Почему? Может я ему надоела? Кто мне скажет? Он молчит, а я не знаю, как мне жить дальше! Я не знаю…. Девочки, думаете, Коневич мне скажет?  Думаете, он мне поможет? Думаете, он скажет, что всё это означает? – едва сдерживая слезы, говорила, совершенно убитая горем гостья.
Сестры всем сердцем сопереживавшие подруге, сходились во мнении, что в истории с Андреем действительно много непонятного и мудреного, что взрослый мужчина не может так просто взять и прекратить красивые отношения с любимой женщиной, что ни в коем случае нельзя всё пускать на самотек, что непременно нужно добиваться от Андрея ответа, а если он и дальше будет молчать и запираться, то нужно придумать что-то экстраординарное, что заставит его раскрыть все карты. А пока «экстраординарное» не родилось, стоит обратиться к Эрасту Марковичу - эксперту в области отношений мужчины и женщины и тончайшему знатоку человеческих душ.  Возможно, он сможет пролить елей на беспросветную Фридину жизнь. К тому же ждать оставалось совсем чуть-чуть, выходные были не за горами.
Лена Козицына, родственница соседей по даче Тамары Павловны Носовой (мамы наших сестер)  приехала в Питер двумя неделями раньше Фриды с совершенно иной целью. За три недели отпуска, которые близились к завершению, Лена задалась целью посетить места, казавшиеся ей особенно интересными: Петергоф и Царское село, Эрмитаж и Русский Национальный музей, Спас на Крови и Исакий, Петропавловскую крепость и, конечно же, обязательно съездить в Пушкинские горы, место ссылки её любимого Александра Сергеевича.
«Ленка, ну, вот скажи мне, милая моя, что может быть лучше путешествий? Новые дорогущие сапоги или сумочка от кутюр? А может норковая шубка? Или изысканная экзотическая вкусняшка, приготовленная в престижном ресторане и стоящая, как крыло самолета? Ооо, а может грандиозный секс с молодым самцом на шикарной яхте? Ха-ха-ха, или тахте?  Ну, или же поход в супер-spa? – любила про себя рассуждать Козицына. - Нет, моя милая, лучше путешествий могут быть только путешествия! Ибо сапоги, как и шубка,  быстро износятся, а тратить деньги на дорогие рестораны - это настоящее сумасшествие.  Только идиот может работать на унитаз. Самец, конечно, это хорошо, это даже прекрасно, но и он быстро надоест и опротивеет,  если кроме животного секса ничего людей не связывает, а вот впечатления….. Впечатления от путешествий, останутся со мной навсегда»!
До возвращения домой оставалось ещё пять дней. План культурных мероприятий, скрупулёзно разработанный и аккуратным Лениным почерком внесенный в блокнот ещё за пару месяцев до приезда в Питер, теперь пестрил пометками: «Отлично!»,  «Восхитительно!!! Нужно будет сходить ещё раз», «Не очень, но теперь буду знать», «Гид - СУПЕР! Написать отклик на сайте». Лишь одна запись пока не имела комментариев, и это были Пушкинские горы оставшиеся, что называется на закуску.
В квартиру с высокими потолками и старой газовой колонкой Лена вернулась в пятницу под утро. Уставшая и совершенно счастливая она еле волокла ноги. Но как прекрасна, как нежна и как упоительна была белая ночь, окутавшая её и сотни, а может и тысячи, таких же, как и она любителей путешествовать,  тончайшей молочно-серой дымкой, которую, можно было не только увидеть, но и, казалось, попробовать, ощутив чуть солоноватый вкус. А как величественны и державны были мосты. Лене они почему-то напоминали натруженные уставшие руки, которые весь день были сомкнуты и находились в сильнейшем напряжении, пропуская через себя тысячи людей и машин. Ночью  руки не на долго размыкались, ища для себя хоть немного отдыха и покоя, давая тем самым одним людям возможность трудиться - ели слышно идя по серебристой водной глади на всевозможных судах и суденышках -  а другим -  праздным любителям красот - быть свидетелями чуда - разведения мостов.
«Сейчас, как мышка прошмыгну в квартиру, чтобы никого не разбудить и лягу спать на  пару часиков перед Пушкинскими, - планировала  про себя Лена, - а потом быстро махну на «Московскую» к автобусу. И ё-хо-о!!! Как хорошо, что вещи ещё вчера собрала, теперь не нужно будет пакетами шуршать. Ещё один рывок, ещё одна экскурсия. Впереди Пушкинские. Наконец-то»!
Но, если хочешь рассмешить бога, расскажи ему о своих планах. Осторожно, на цыпочках переступив порог квартиры, Лена прошла на кухню, где и обнаружила гостью, сидевшую в гордом одиночестве с сигаретой в руках.
- Доброе утро! Меня зовут Елена, а Вы, наверное, Фрида? Девочки говорили, что на днях приедет их подруга, - поинтересовалась Лена.
- Разве утро может быть добрым? - сухо ответила женщина, продолжая курить и смотреть в одну точку. - Да, я Фрида.
- Конечно, может, если ты всю ночь наблюдал за тем, как разводят мосты. У Вас что-то случилась, Фрида? Вы чем-то расстроены?
- Я?  - растерянно произнесла Зизифорова, - Нет, всё хорошо. Просто я ещё не проснулась. Девчонки встали не свет, ни заря и умчались на работу, а у меня разница по времени с Ангарском жуткая, так я нахожусь в каком-то коматозе. Вообще не понимаю, какое сейчас время суток. Здесь раннее утро, а у нас в Забайкалье, уже почти обед, а спать я вчера легла по нашему времени только под утро. Ничего, не переживай, сейчас покурю, выпью кофе и сразу буду, как огурец. А ты тоже к Коневичу приехала? Не против, что я сразу на «ты»?
- Хорошо, давай на «ты», - согласилась немного смущенная Лена, скромно присаживаясь на краешек стула, уверенная в том, что делает это буквально на минутку, так сказать, ради приличия и  уважения к собеседнику.  - Нет, я приехала город посмотреть. Я первый раз в Питере, поэтому бегаю, как угорела. Хочется всё увидеть, везде побывать. Вот сегодня, через три часа еду в Пушкинские горы. Купила себе тур. Так давно этого ждала! Ты не предста..
- А ты замужем? – резко перебила Фрида.
- Нет, - ответила Лена, весьма удивлённая неожиданным поворотом их беседы.   
- А хочешь замуж выйти?
- Ну, я не знаю…. Я как-то не думала об этом…
- Лена, тебе нужно ехать с нами на тренинг. Мы сегодня все вместе: я, Нина, Оля и ещё две каких-то девочки едем в Ораниенбаум к Коневичу. 
- Но, я не могу. У меня в девять утра автобус, я еду на экскурсию, - тут же начала объяснять ситуацию Елена.
- На экскурсию потом можно съездить. Ты, что, Коневич - это БОМ-БА! Знаешь, сколько мы этого тренинга ждали? Целую вечность! Я специально из Ангарска прилетела! Вот скажи, для чего женщине нужно обязательно выйти замуж?
- Ну, я думаю, что у каждого свои причины... Есть и такие, кому это нужно для статуса, а кто-то традиционно желает  дарить свою любовь и заботу любимому человеку.
- Нет! Это ты так думаешь, что можно любить и что-то там дарить. Но ты ооо- че-нь сильно заблуждаешься! Знаешь, как всё обстоит на самом деле? Ты знаешь, какова истинная мотивация? Желание «дарить свою любовь и заботу любимому человеку» нужно понимать следующим образом: «Мне самой надоело о себе заботиться, я себя совсем не люблю,  и поэтому мне так хочется, чтобы за меня это делал кто-то другой. Мне очень хочется, чтобы обо мне заботился мужчина. И мне хочется, чтобы он меня любил».
- Хмм… И что в этом дурного?- хлопая покрасневшими глазами, спросила Козицына.
- Что дурного?- повторила Фрида, наливая себе кофе и закуривая очередную сигарету. - А ты разве сама не понимаешь? Я тоже не понимала этого раньше, и если бы не Коневич, если бы не его тренинги, то не знаю, как бы и жила дальше. Смотри, всё очень и очень просто! Я бесплатно тебе сейчас всё объясню, буквально на пальцах и ты всё поймешь. Ты никогда не выйдешь замуж по двум причинам: первое - ты устала сама о себе заботиться и ищешь эту заботу на стороне, второе - ты не любишь себя.
- Это спорный момент, - робко попробовала возразить Елена.
-  Да, да, совсем не любишь. Смотри, всё просто, как всё гениальное. Я тебе сейчас всё объясню на примере собственной жизни.  Я не замужем, но очень хочу замуж. Раньше до встречи с Эрастом Марковичем я тоже хотела дарить любовь, заботу и внимание, пока он мне глаза не открыл на действительность и не прояснил мою ошибку. Чем больше мы зачем то гоняемся, чем больше чего то хотим, тем быстрее желаемое от нас ускользает. Это, как пытаться поймать себя за хвост. Ты вроде бы за ним бежишь, что есть мочи, и вот-вот цапнешь его зубами, но в последний миг, хвост почему-то оказывается на свободе, а у тебя уже кружится голова, и совершенно нет сил. Прежде всего, нужно научиться заботиться о себе самой. Ни-ког-да ни-ка-кой мужчина не станет этого делать для тебя, если ты сама о себе не хочешь позаботиться. А ещё нужно научиться себя любить. Не так, как все говорят, типа я себя люблю, а по-настоящему. Научиться себя любить истинной любовью. Попрошу не путать это с эгоизмом!  Это совершенно разные вещи. Смотри, всё просто! Даже если у тебя нет денег, то ты всё равно их находишь, как вариант, например, занимаешь, и идешь к косметологу или покупаешь для себя что-то такое, что сделает тебя счастливой. Ты не жалеешь на себя ни времени, ни средств, ни сил, потому, что ты не можешь ничего жалеть для любимого человека, т.е. для Себя! Я этого раньше никогда не понимала. Всегда на себе экономила. Но, если я сама на себе экономлю, то извините, грех другим на мне не сэкономить.  Я больше тебе скажу: теперь мой бывший муж мне помогает, и денег на детей дает, и спрашивает, как у меня дела, и даже свою помощь предлагает. Вот, например, вчера меня в Иркутск, в аэропорт сам предложил отвезти, а я его об этом не просила. А знаешь, как раньше было? Я три года после развода кое-как концы с концами сводила, детей на себе тянула из последних сил.  Это сейчас я вся такая успешная и у меня свой бизнес. И это после тренингов! Это после них многое в моей голове прояснилось, многое стало на свои места. Я, конечно, титаническую работу проделала, чтобы вот так вот простроить отношения с бывшим мужем, да и не только с ним. Взять хотя бы бизнес. Знаешь, как я его возненавидела в определённый момент? Ааа, не знаешь! А я его просто прокляла - было время. Про меня мои продавцы всякие гадости говорили. Представляешь, я к ним с добром, обучаю их, хочу, чтобы они выросли, как личности, а они мне гадости в ответ. Это уже потом я научилась людей себе в компанию набирать грамотно, а на гадости внимания не обращать. Знаешь, как я сейчас людей себе набираю? По запаху…  Вот приходит ко мне человек на собеседование, а я не только на него смотрю, не только вопросы ему задаю, но и стараюсь уловить его запах. И ты знаешь, если мне его запах не понравился, всё, пиши - пропало. Сто процентов этот  человек не будет у меня работать. Это уже неоднократно проверено-перепроверено: то украдет что-то, то прогуляет. Короче, я лично на своём примере убедилась в том, что запах - это сила. Кстати, этому меня тоже Коневич научил! Благодаря ему у меня сейчас такая команда, просто супер! Люди работают на совесть. Я даже не переживаю за свой бизнес. Сейчас у меня четыре магазинчика со стройматериалами и всякой мелочёвкой. У меня даже продавцы начали ездить в Турцию отдыхать. Знаешь, как я счастлива, что они растут, что у них зарплата повышается?  А ведь раньше у них не было такой возможности, не было денег, чтобы куда-то вот так взять и поехать. Я своим подругам-бизнесменшам рассказываю, что очень за продавцов моих рада, а они не понимают, чего я так радуюсь, глядят на меня, как Ленин на буржуазию.
Лена, окончательно смирившись с участью сегодняшним утром быть «свободными ушами» для Фриды, обреченно сидела на кухне, положив  руки на колени. Она то напрягалась, пытаясь уловить смысл только что сказанного, то куда-то мысленно уплывала, то  хотела что-то сказать или спросить, но тут же отказывалась от этой идеи, прекрасно понимая, что тогда ей и вовсе не выбраться из кухни, потому, как Фриду начнёт нести ещё больше. Послать же Фриду к чёртовой матери, что называется, рука не поднималось. Благодаря издержкам воспитания, пришлось молча и безропотно сидеть, развесив уши.
Фрида была похожа на бурлящий Терек, пытавшийся вырваться из берегов, доказывая свою правоту. Она свято верила в то, о чём говорила. Она делилась с Леной рецептом настоящего счастья! Рецептом того, как выйти замуж! Более того, Фрида, в отличии от Коневича, делала это совершенно бесплатно!
«Зачем она мне всё это говорит? - слушая Фридины бредни, думала Лена. – Какой Коневич? Какой замуж? Какой магазин и забота о себе? Что за чушь собачья? Разве я устала о себе заботиться или не умею этого делать? Глупости… У меня прекрасные взрослые дети. Я всё ещё молода и хороша собой. И на косметолога, слава богу, мне всегда хватает и денег, и времени. Я полмира объездила, ни в чём себе не отказывая, без всяких там Козлевичей, да и с мужиками у меня всё хорошо…»
- Ах, да, что-то я перескочила на своих девчонок. Кстати, они мне ещё смску не прислали, как у них там продажи идут. Знаешь, недавно купила новый телефон, такой навороченный, такой заумный! Некоторое время пришлось, прям голову погреть, пока разобралась, как он устроен. Теперь мне мои продавцы могут и счета, и договора, и фактуры сбрасывать. Я постоянно на связи, хоть и на другом континенте. Удобно до ужаса! И знаешь, я недавно....
- А почему ты куришь? – вдруг, резко оборвав собеседницу, спросила Лена, вставая со стула.  - Вот ты говоришь о любви к себе.. Об истинной любви! Говоришь, что научилась о себе забиться и себя любить, благодаря этому Вашему Козлевичу. Но, ведь ты взрослый человек и прекрасно понимаешь, что ты медленно - своими руками - губишь себя. Губишь свою красоту, своё здоровье. Это что? Любовь к себе? Или я чего-то не понимаю?
Фрида, совершенно не ожидавшая подобного захода, вдруг резко вся съёжилась, и, опустив голову замолчала. В этот момент её стало, словно бы меньше. Вся её значимость, вся весомость, вся уверенность и успешность вдруг раскисли и поблекли.
- Да, ты права, курить – это плохо! Я, конечно, всё это знаю и понимаю. Я ведь раньше вовсе не курила. Я совсем недавно стала. Совсем недавно, - начала вдруг оправдываться Зизифорова. - У меня отношения были. Очень красивые отношения. С молодым человеком. Мы с ним жили,  душа в душу. У нас с Андреем всё, решительно всё совпадало. Я даже не могла бы себе раньше и представить, что настолько сильно человек может тебе подходить. Буквально во всём! Мы с ним всё объездили, даже на Кубе были. Я ведь и родить от него хотела. Он сам хотел, чтобы я ему родила. Сам! Просил меня об этом! Мы даже имена нашим будущим детям придумали, но вдруг всё рухнуло…  Мы прилетели из Гаваны и он мне в тот же вечер прислал смс, что между нами все кончено… Представляешь, в каком шоке я была? Сначала я подумала, что это тупая шутка. А потом, когда он не брал трубку и не отвечал на мои звонки, я поняла, что он не шутит. Он и сейчас не отвечает. Он избегает меня. Я настолько вся извелась, что даже начала курить…. Всё просто: курение для меня вещь временная. Лена, я это хорошо понимаю. Это какая-то такая штука, которая мне как-бы позволяет от мыслей о нём отвлечься. Всё это время я пыталась понять, что же было не так в наших с ним отношениях. Ведь они действительно были идеальны. И ты знаешь, я только вчера вечером это поняла. Я слишком сильно его лю-би-ла. Так сильно, что меня самой почти не стало. А столь сильно любить, кого бы то ни было, нельзя, – констатировала Фрида, подняв кверху пальчик. - Знаешь, какой должна быть приоритетность в части любви? Я тебе сейчас скажу! Это Коневич, это он сумел в моей голове правильно расставить вешки, но я просто об этом как-то забыла. Сначала нужно любить себя, потом своего мужчину, далее - своих детей и только после этого - своих родителей. Только при подобном порядке вещей, жизнь может быть гармоничной. У меня всё перепуталось. Сначала я любила детей, потом своего бывшего мужа, потом родителей, и только после этого – себя. Теперь мне нужно сделать работу над ошибками, всё понять и всё осознать. Я Андрея полюбила больше, чем люблю себя. Вот всё так и вышло. И теперь я курю… Лена, мне бы найти хорошего экстрасенса, пусть бы он посмотрел, что будет дальше. Вернется ко мне мой Андрей или нет. Если я всё правильно поняла и смогла верно усвоить урок, то он ко мне вернется, а если я не правильно усвоила всё то, чему учит Коневич на своих тренингах, значит подобная ситуация может повторяться, пока я не научусь любить себя прежде всех.  А значит, замуж я пока не выйду…. Но у меня есть ещё надежда на завтрашний тренинг…
Лена, спешила на «Московскую». До отправления автобуса в Пушкинские горы оставались считаные минуты.
«Боже! Как хорошо, что я заранее купила путёвку на экскурсию, иначе бы эта больная утянула меня силком к своему Козлевичу, и тогда последствия могли бы быть непредсказуемы… Вот же суетная бабёнка. Мечется в поисках любви, бегает по бесконечным тренингам, заглядывая в рот, не пойми кому! Ищет ответы на свои вопросы где угодно, но только не внутри себя. Всех в очередь за любовью поставила. Смешная…. Люди только и живы любовью друг к другу, и какая разница, кто за кем стоит? Любви так много,  бери - не хочу, на всех хватит и даже Пушкину останется. -  Уже сидя в автобусе, по привычке рассуждала Лена. – Ладно, пожалуй, надо немного покемарить. Дорога длинная, а впереди столько интересного».