18. Спустя четверть века

Яаков Менакер
      
     Г Л А В А    В О С Е М Н А Д Ц А Т А Я
      
     Д е р е в н я   О С О В Ц Ы

     В деревне Осовцы ничего не изменилось. Та же центральная улица деревни, по которой я шел осенью 1941 года, те же крестьянские хатки, а слева улицы без каких-то особых изменений и та хата, хозяйка  которой накормила  меня  голодного, а ее  сын полицай схватил меня и отконвоировал в Дрогичин.

      Остановившись у дряхлых ворот, я открыл калитку и пошел к дому. Очевидно, заметив меня, из хаты вышла молодая женщина с грудным ребенком на руках, вопросительно смотря на меня.
 
      –  Ви тут живете? – спросил я у нее.
      –  Да, а кого ви розшукуєте?
    
      –  Тут жила стара жінка, мабуть вона  вже не жива, а її син за час німцiв служив в полiцiї. Що вам відомо про цих людей?

      –  Ця бабка давно померла, а син її, як кажуть люди з німцями втік. Ми цю хату купили.
 
      Деревенские мальчишки, увидев стоявший у ворот мой мотоцикл, плотным кольцом окружили его, осматривая и обсуждая в те годы появлявшегося на улице деревни в редчайших случаях мотоцикл с коляской

        Один за другим останавливались проходившие мимо хаты односельчане, а  затем и соседи. Узнав причину моего появления в деревне, помнившие годы войны подтвердили слова молодой женщины.

        Завязалась мирная беседа о прошлом, затянувшаяся до наступления темноты. Как и намечалось, ночевать я остался в деревне Осовцы, любезно приглашенный одним из ее жителей.
      
         Утром, как и во всех без исключения случаях ночевок в хатах деревенских жителей, а такими случаями исчислялись почти все ночи во время моего путешествия, я, поблагодарив хозяев, попрощался с ними.