Приняв решение себя преодолеть

Станислав Климов
Вспыхнувшая было ранней теплой солнечной осенью искорка желания получить высшее образование и совершенствоваться в своей профессии, отдав знания и кое-какой накопленный опыт речному делу, укоренилось в моем мозгу и одобрительно отозвались в словах Любимой жены в начале переменчивой снежной зимы. Илюшка подрос, самостоятельно и умело делал все, что необходимо и достаточно в его возрасте, бабушки и дедушки проблем с ним не имели и мы решили, что два студента заочника в одной семье не самый худший вариант. Пока не вышли из студенческого возраста желания листать учебники и писать конспекты, надо учиться и…
- Ольгунька, мне тоже надо, наверное, поступить в институт, - как-то заявил я в вечернем разговоре с женой, когда она вернулась из столицы с законченным четвертым курсом, - скоро пора будет на берег выходить, без высшего образования здесь никуда не устроишься. Да и, вообще, я чувствую в себе снова потребность в учении, студенчества захотелось.  А почему бы и нет, если государство обучает за свои деньги и наш начальник везде говорит, что молодежь грамотная и с образованием ему нужна.
- Конечно, поступай, - искренне поддержала меня она, - а когда и что сдавать будешь?
- У нас в прорабстве висит листок с реквизитами и всеми необходимыми документами института для поступления. В начале февраля комиссия будет проводить собеседование по русскому, математике, литературе и истории. Если решаюсь поступать, то надо документы собирать, - пояснил я.
- Давай документы собирать, ты завтра принеси список, что надо, посмотрим, - попросила она.
- Хорошо, - согласился я…
Приемная комиссия Волгоградского факультета Горьковского института инженеров водного транспорта, а в простонародии ГИИВТа,  приехала в наш город для проведения собеседования в начале февраля. Из техучастка желающих поступить оказалось семь человек парней, все хотели стать электромеханиками, судоводителями и судомеханиками с высшим образованием. Мы с моим другом Серегой в свои неполные двадцать семь лет оказались самыми старшими в группе, где остальные ребята были вчерашними школьниками или только что вернулись с военной службы. В назначенный день и назначенное время необходимо было приехать в Калач-на-Дону на собеседование, а у нас, как назло, проблемы с автобусами до Пятиморска, а уж по районному центру, вообще, пешком все ходили. А тут еще Любимая теща вызвала Олю на телефонные переговоры на центральный пункт, который находился в  другом конце города, куда ей тоже пришлось идти пешком целый час.
Нам не с кем было оставить маленького сына, и проходил я собеседование с Илюхой моим, посадив его рядом со своей партой на подоконник, стало быть, поступали вместе и поступили вместе. Уже тогда, видимо, большинство постсоветской молодежи не желало общаться с русским языком и литературой, математикой и историей в должной мере, поэтому и собеседование прошли они так себе, а на отлично только мы с Серегой, бывшие «технари», будущие студенты заочники, закончившие школу еще в Советском Союзе. Мы так с ним были рады, что еще не все позабыли из школьного курса и лекций технических учебных заведений, которые закончили.
Сразу за поступлением начались зимние поездки в город-герой на лекции по высшей математике и истории, черчению и физике. Начался первый курс и я снова вспомнил родное речное училище с его хождением строем и строевой подготовкой, утренней зарядкой на свежем воздухе и лекциями, конспектами и парадами. То были самые лучшие годы моей юности, годы становления человека, мужчины, самостоятельного и самодостаточного, годы, запомнившиеся на всю оставшуюся жизнь. Я снова окунулся в ауру студенческого братства, в посещение аудиторий, вникая во все слова, произнесенные преподавателями, взяв снова в руки карандаш и линейку, вспомнил один из моих Любимых предметов - черчение и все его чертежи, учебники и конспекты, формулы и даты. Единственное, что удручало, так это раннее, около половины четвертого утра, вставание на поезд до Волгограда, три часа тряски и кое-какого досыпания в нем и обратный путь домой поздно вечером. И такая карусель ежедневно, в течение месяца с перерывом в одно воскресенье на отсыпание. А тут, как назло, Илюшка приболел и по ночам плохо спал, капризничал, плакал, хоть, вешайся, да и погода, повернув на весну, затеяла скачки температур да вой февральских ветров всех сил и направлений, ужасный гололед и мелкий дождь вперемежку со снегом. Все сплелось в один тугой клубок, который необходимо было размотать, преодолеть и с победой над всеми неурядицами и препятствиями закончить уже первый курс. Спасибо моей Любимой жене за ее поддержку, ее желание помочь мне учиться, помочь мне подняться до ее уровня, за понимание и правильный прием всего происходящего. Уезжая из дома, когда все еще сладко спали, я возвращался по вечерам домой уставший и голодный, а  меня ждали тепло очага и ласка моих домочадцев, вкусный ужин и тишина, потому, что надо было хоть что-то прочитать или начертить на завтра…
А в середине марта я уже с зачетной книжкой, с первыми оценками и зачетами приехал домой счастливый и похвалился жене:
- Смотри, Ольгунька, я снова настоящий студент с зачетной книжкой и оценками, - показал я ей документ, - первый курс преодолел. Следующая сессия в феврале следующего года.
- Молодец, - похвалила меня она…
Так началась моя студенческая колея, точнее, спустя семь лет она вернулась, и протянувшаяся на долгие шесть лет, колея, очередной раз вселившая в душу надежду на будущее и многое дав в жизненном плане, поднявшая в последствии на несколько ступеней вверх и подарившая приятные годы поездок на сессии со своими добрыми воспоминаниями и ожиданиями…