Океанские записки годовалой давности

Павел Птицын
What is the Ocean for?

Знаете, а ведь ни одно из своих морских путешествий я не описывал. Только сейчас об этом подумал. Странно, да? И не то, чтобы не придавал значение или просто ленился, нет. В конце концов тот, водный, мир настолько вдохновляющий, разнообразный, что ты всегда возвращаешься на землю переполненный новыми впечатлениями, историями, мыслями… Достаточно сесть за стол - всё само полетит, понесётся в такт свежим воспоминаниям… Наверное, просто считал лишним (раз есть память, фото, друзья) и несколько бесполезным занятием (т.к. словами или красками тот мир всё равно никому до конца не передать). А сейчас вот, гляди, потянуло. И заголовок сам собой всплыл из глубин сознания.

Действительно, а зачем Он? Не для загадочных касаток или примитивных одноклеточных водорослей, а для нас? Почему нас, людей, так влечёт от обустроенных берегов и преданных маяков прямо в далёкое море? Вообще, если задуматься, что на планете три четверти покрыто водой, то непременно начнешь сомневаться в навязываемом цивилизацией антропоцентризме – с чего бы тогда «венцу природы» некто Создатель так изначально ограничил пределы перемещения? А нас всё равно тянет… Мне кажется, один из ответов в том, что помимо неоспоримых красот и сильных стихий, в Океане просто не знаешь, чего ждать! А ведь именно избыток предопределенности особенно раздражает в заданном городском стандарте личности. В мегаполисах, этих искусственных копиях реальной жизни, если и остались признаки свободолюбия, то уже больше рудиментарные. Спланированный заклад собственной судьбы в неумолимый молох среди горячего конкурентного дыхания в спину вместо как раз изначально природной взаимовыручки. А там, в бескрайнем, ты имеешь прекрасную возможность спокойно разобраться в мире, в людях, в идеях, в себе. Причем, в первозданном, в сущностном варианте, без налёта или шлифовки. Кроме того, Его Величество Океан сам по себе очень символичен и метафоричен. Он не только по-наставнически проверяет, но и по-отечески умывает тебя. Он ведь не только Атлантический там или Тихий, а, прежде всего – Настоящий! А если что, любой случайный товарищ на берегу без котировок и переговоров спокойно примет твой швартов. Если найдёте в себе силы и желание дочитать до конца мою небольшую историю последнего путешествия, то вы в этом наглядно убедитесь.

Старт был намечен с Тенерифе. Наша лодка с гордым названием Isavena оказалась с большущим пробегом и прилично убитой (что потом объяснилось довольно низкой её арендной ценой). Но, забегая вперед, всё-таки счастливой (а не это ли главное?). Тот самый символизм уже в самом начале забил из всех щелей. В лодке оказались напрочь перепутаны рифы, которые должны были уменьшать парус в шторм, подгнил лези-джек, который должен был крепко ловить парус при быстром спуске…. Чем вам не символ запутанных человеческих взаимоотношений? Когда штиль, этого не ощутить. А вот, если напряг, кризис, надлом – тут всё и открывается… Хорошо, что заметили на берегу, пришлось вязать заново. Потом радиолокация затрепыхалась, кэп полез к радости соседей на самый топ мачты, мы крутили лебедку со страховкой и, между делом, снимали его крошечный силуэт на фоне гор и самолетов. На следующий день выяснилось, что ни один из аккумуляторов не держит электричество. Хотели рвануть уже и так, без батарей, но француз из местного персонала широко раскрыл глаза на эту русскую идею и чуть ли не на коленях залепетал на смеси разных языков, из чего мы поняли главный тезис – беспокоится он вовсе не за нас, а за то, что его посадят, если мы пропадем без электричества и навигации в оушене. Увидев наше замешательство, он тут же поклялся, что в понедельник с утра с первым же открытым магазином привезет нам новые, пусть и автомобильные. Так мы вышли из примерного графика на два дня, ещё не стартовав.

Эти дни заполнили поездками по острову (не сильно удачными: на канатку не попали, на пляжи – в марте холодновато). Зато успели закупить провизию. Опять же не без гротеска. Видели бы вы лица продавщиц в небольшой продуктовой лавочке размером с обычную гостиную, когда в нее ввалились четыре странных мужика с длиннющим списком и стали брать десятками кило: апельсины, лук, 25 баклажек по 8 л. питьевой воды, 150 супов, целую ногу хамона, ящик консервированного тунца... Бананы, кстати, нельзя – плохая морская примета. Все это ставилось в центр лавочки, пока все тележки магазинчика (больше 20ти) не оказались заполнены, а остальные покупатели потихоньку сами исчезли – шепча себе что-то под нос. Когда я с полки взял предписанные расчетом пути 25 больших плиток разного шоколада, испанский ребенок просто выронил из рук раскрашку и посмотрел на меня как на злого волшебника или дикого варвара из далекой страны Рус.

Сами Канары, сказать по правде, меня совсем не зацепили. Много скал, много арабов, как-то всё грязновато. Ну да, вулкан Тейда, видимый со всех точек… Ну да, шёпот моря после московской слякоти… Разве только, как всегда, закаты! Наверное, я неисправим в любви к ним.

Еще немного о символизме и матчасти. У обычной яхты два паруса: 1 – вынесенный вперед и раскрываемый то слева, то справа, уменьшающий свое одеяние то до мини-, то до макси- называют Стаксель или Генуя (женское имя ему больше подходит). 2 – укрепляемый на мачту и управляемый гиком, мощный, опорный, строгий Грот. Ведущими бывают, в зависимости от ветра и ситуации, то один, то другой. Иногда в режиме бейдевинда (крыла) слаженно работают оба (Стаксель сдувает пылинки с Грота). Иногда Стаксель убирают, чтоб не мельтешил и заполаскивал зря. Получают ровный стабильный ход. А вот штормуют, если совсем тяжко, именно на малом Стакселе, а Грот лежит калачиком. В штиль – отдыхают оба, работает монотонный движок. Житие? Инь и Янь?

Или вот взять многообразие настроений. Океан может быть: лазурным, голубым, серым, платиновым, серебряным, медным, матовым, синем-синем-синем и чёрным. Чем не перемена человеческих настроений? Что уж говорить о ветрах? Ночной бриз идет от берега, дневной – наоборот. Это в теории… Муссоны, мистрали, торговые… Но никакими точными прогнозами их всё равно не поймать за хвост…

Мы вышли под «Прощание славянки» и ехидные взгляды, решивших не лезть на рожон к Посейдону немцев и голландцев. В стильных шортиках такие, с взаимными подколками, плохо скрывающими напряжение от неизвестности ближайших недель. Ветер был точно в лицо, но под ровным моторчиком он не мешал славным четырем часам расслабухи на солнышке… Пока плелись вдоль юга Тенерифе чайки, дельфины и прочие красивости окончательно разморили, промассажировали и убаюкали нас… Кстати, немного, о команде. Личности подобрались колоритные и местами легендарные. Я даже слегка придерживал свое «особое мнение» по мировым проблемам первое время, что мне не свойственно.

Андрюха. 1947 года рождения! Человек зимовал на Челюскине и проходил мыс Доброй Надежды, когда некоторые из нас ещё не родились. Худой, добродушный, начитанный до неприличия, вроде старенький, но редкий боец! С юморной наколкой вдоль запястья и категорическим запретом на отчество. Потому и Андрюха, а не как-то иначе.

Олег Григорьич. Чуть помоложе. Человек налетал пилотом по шарику 41 год стажа! Представляете, на наших глазах в Малаге «Аэрофлот» его бесплатно посадил вообще без обсуждения и прямо в бизнес. А если самолет совсем уж битком – Григорьича определяют в кабину пилота на почетное место. Процентов 5-10 за билет или просто так. Вот такая у него пожизненная карта отечественного (и не только) респекта и уважухи. В любую точку мира, по всему земному шару. Даже и не знал, что такое бывает. Я б с самолетов, наверное, вообще не слезал, а гонял до Гонолулу и обратно, попивая коктейли!

Лёха Трофимов. Наш кэп. Мой учитель по яхт-школе. Человек, пробороздивший оушн от Барбадоса до Новой Каледонии. Не раз брал Трансатлантику. Немногословный. Очень скромный в быту. Я бы даже сказал незаметный (но всё-таки Кэп, вдруг услышит? :)) Мы все разъехались, а он вот всё ещё плывет, когда я пишу эти строчки. С новой группой до Пальмы, а потом еще один проброс на Isavene до самого мая, когда, даст Бог, увидимся снова на Лазурной регате.

Storm Brothers. О! Это два таких бравых перца: Паша и Миша из яхтенной группировки SB. Паша – спокойный, точный, осанистый шкипер, в миру юрист. Миша же, напротив - из мира казино, покерманов, авантюристов и прочих хитрых схем-разводок. Чудесный харизматичный рассказчик, поэтому историями мы были обеспечены на неделю вперёд. Специальные куртки с именной вышивкой, шарфы по последней моде, легкая небритость одного и окладистая борода другого над белозубой «михалковской» улыбкой, из всех карманов - техника последней модели, снимающая Подвиг :) во всех ракурсах. Такими они вышли в океан. Пришли немного другими... С облупленными носами и багажом новых историй. Штормовыми братухами.

Дима. Единственный питерец. Хотя, скорее, я бы сказал, псковец по ментальности. Такой рукастый парень, выросший на Алтае, который мешками ловит корюшку на зимнем льду Финского залива и десятками литров собирает мёд с пасеки (хобби у него такое). Способный спать хоть стоя в любую погоду. Желательно после плотного перекуса. При этом практически не пьющий. И очень семейный… Да-да, женщины, такие бывают.

Ну, и Ваш покорный слуга. Представьте, камера переходит на меня, махаю вам из кадра, за мной бескрайний Он, а вы по потрескавшимся губам медленно читаете… То ли «Полундра!», то ли «Прекрасно» :)

Вообще говоря, океан – чисто мужская тема. Я бы даже теперь уверенно сказал, что  океанские брызги -  это однозначно самый сильный парфюм для нормального мужика. Вот та самая ближайшая любительская регата во Франции на майские – это, конечно, женщинам самое раздолье! Все эти Монте-Карло, Ниццы и прочие Сан-Тропезы… От одних названий и общего французского шармана и аншантэ ушки заворачиваются. Утром гоняешься в лазури, вечером – прогулки по набережной, дворцы с исторической пылью на перилах, морепродукты с белым вином за белой скатертью, приглушенный свет тихих марин, поцелуи на закате… А вот океан – это все-таки такое ярко выраженное крещендо. Мощное, рвущее, просоленное, заряжающее… Берегов нет, торговые пути далеко, запасов воды и света мало, кроме себя самих надеяться не на кого. Помните, я перечислял цвета?

Между Ля-Гомером и Тенерифе стала отчетливо виднеться черная полоса. И тут Лёха тихо сказал: «Ну что, ребя, лафа кончилась». Мало кто понял тогда, что это значит. Подожди, а как же: шортики, солнышко, дельфинчики… Я даже позволил себе уточнить, сколько именно времени до окончания «лафы» и успею ли сделать снимок этой траурной ленточки? Лёха дал мне пять минут. Сбегал, зафиксировал. Когда спустился вновь, чтоб бросить планшет в каюту – вдруг, бббббббббум в борт! Полетел прямо на плиту, оправдывая свою фамилию. Потом буквально воспарил в обратную сторону. Наааааа… А, вроде ведь, шестая или седьмая ходка, бывали уже и злачные места, и неожиданные напряги, и высокие волны! Эх… Так и светил потом весь поход двумя естественными татухами на обеих бедрах. Уцепился руками кое-как, посмотрел на просвет: там один из Браверз крутит штурвал, немного выпучив глаза, а за ним как фоном в старых голливудских фильмах с плохонькими фоновыми спецэффектами – то целиком море, то целиком небо. Сразу 30 узлов на входе! Защищающие острова кончились. Три рифа подряд…
 
Подветренный борт отведен для страдающих морской темой… Внизу сидеть не рекомендуется, с непривычки укачивает за пару минут. Выбираюсь на воздух, смотрю на все эти горы и впадины из воды. Восхищение придёт позже. Потом вообще будем как свой дом такую ситуёвину воспринимать, лениво похлебывая супчик на коленке и почесывая  бороды. Но это потом! А тут самый огромный и сильный из нас Михаил смотрит из-под козырька оперативно развернутого спрей-худа (этакого мобильного штаба МЧС) и говорит «вот Жжж, надо Жжж хоть часок, что ли, привыкнуть к этой Жжжж…»

В моей родной до конца похода боковой носовой каюте грохот и скрип стоит такой, что кажется сам Тор сегодня играет лично для меня своим любимым ударным молотом. Со временем привыкну и к нему. Хотя днем спать – бесполезняк. Музон, правда, ничего идет. Типа Кинг Кримсон или блюзы Шеппарда… Читать можно только с фонариком в зубах, иначе всё скачет непараллельно.

Распределили вахты: у меня с Лёхой и Андрюхой с 0 до 4 ночи и с 12 до 16 дня.
Первые полтора дня – практически никто ничего не ел. Не особо хотелось. Даже говорить про еду. Потом потихоньку разошлись. Через сухие пайки, через чаёк… Бились с ветром пока Лёха решил не упираться, а идти острым курсом на Мадейру. Я был доволен, ведь исподволь практически с самого начала подбивал Лёху к этому решению. Но из своих, туристических целей, а он говорил: «это ж крюк то какой!». Ах да! В «третьем десантном батальоне» (так мы прозвали боевую связку лётчика и питерца) порвался парус. В этом ещё одна характерная черта – в Океане нет и не может быть места твёрдым планам… «Предположительное время и место прибытия…» Тут вам не известный фильм про Шарапова и Жеглова, короче.

Чёрная полоса. Наверное, она и существует, чтоб её преодолевать. И что может быть лучше одинокого шмеля, который спустя двое суток мочилова вдруг прилетает и садится на рейлинг, символизируя близость земли?

Пока шли к земле – стемнело. Одинокая красавица Мадейра стала обвязываться к нашему приходу гирляндами золотых и серебряных цепей, словно собираясь на кастинг острова сокровищ. А мы, оценив её прекрасный наряд, искали всё-таки маленький зелёный огонёк марины… На берегу нас встретили вместо миграционной службы: самовязанный трап, эстонец и поляк… Прям анекдот :)

Конкуренты из «Штиль систерз» зазвали меня в портовый бар, где обитали уже: чемпион мира по ловле голубых марлинов с подтверждающим рекламным плакатом, какой-то инопланетянин с дредами, обкуренная местная молодежь и татуированная британская матросня. И тут наш Мишаня в прямом и переносном смысле задал жару вялотекущему процессу попойки. Испив «пончо» (смесь рома со свежевыжитым соком мандаринов и маракуйи) Мишаня сказал: «слабо для русского». Мы с тёзкой закивали. Официант бара принес 43% и заявил про «стронгест». Мишаня выпил и сказал: «слабо для русского». Мы с тёзкой закивали. Официант (уже с хозяином бара, вышедшим в ожидании бесплатной развлекухи) принесли нечто «стронгест из стронгест». Мишаня сказал: «не дури русских, неси ботл». Прочитав на этикетке заветное слово «файр» и цифру «84%», он в полголоса сказал нам: «сейчас они тут все вздрогнут», деловито налил себе новый стопарь и, резко выдохнув в сторону неба, поднёс зажигалку. Драконий огненный шар на метр вырвался из-под черной бороды. Казалось даже Мистер Мо Джо Райзинг в динамиках у барной стойки перестал петь на эту красочную секунду! После этого нас сразу зауважали, радостно приняли в местные октябрята, а героя Мишаню чуть не увезли этой же ночью ловить марлинов.

А вот весь следующий день на Мадейре прошел под знаком крика. Задала тон противная толстая чайка, которая не дала выспаться и в семь утра начала давать сольный концерт прямо напротив впервые за несколько дней открытого мной потолочного иллюминатора. Потом по всему порту раздался звучный крик на португальском. Я подумал, что так местные, видимо, встречают солнце и божественный туман на пиках сонных гор (позже, уже в Москве, услышав запись, мне тут перевели, что это звучит примерно как «Пошла на хрен отсюда, горластая дуррра!»). Дальше выяснил, что где-то посеял с вечера бритву, пену, дезо и прочие приборы и тоже недовольно крикнул – но уже про себя. Пришлось бежать на набережную. Надо ли говорить, что утро продолжилось закупкой подарков всем моим многочисленным родственникам и итоговой дегустацией всех видов мадеры в одной из уютных лавочек натощак? В итоге – выполнив обязательную, целый день оставил под произвольную… Там много чего было: и на вершину поднимались на дабл-деккере, и в старый порт ездили, где пьют под классическую оперу, а вместо икон в углу портреты молодого Криштиану Рональдо (у всех свои истории про него), и по канатной дороге забирались в очень красочный тропический сад… Ну а чего бы ему там не быть то? «Огурцы так и прут, так и прут…» (с) Но это все долго описывать и тогда уж повесть выйдет. Да и поменьше зелёного надо в тексте об океане – ещё одна примета. Так вот. О зелёном :)

Ужинали с Димкой в классном семейном ресторанчике где-то в центре, я слушал лекцию о жизни пчёл (Природа и Пчеловод, оказывается, в контрах), а по экрану показывали всякие жуткие португальские новости: то пожары лесные тушат, то от наводнения всякие дома разбитые и тут идёт подстрочник: Funchal. Ба, так это ж наш город! Во, думаю, первый шторм перетерпели, а тут опять попали куда-то… Но, нет, за мужиком с микрофоном виднеется кромка зелёного поля. Футбол! Местный клуб Maritimo принимает культовый Porto! В 19-45. Я кричу официанту про время. Оказывается уже 19-30. Счёт, такси, срочно! Тормошу Димку… В итоге очнулись уже на трибуне, которая оказывается фанатской для Maritimo! Вы не поверите, но там играет живой духовой оркестр с кучей труб. Плюс барабаны! На каждое движение на поле – своя мелодия. Для врагов из Porto – своя. Понятное дело, шансов у местных нет, да и Порто сразу забирает мяч и по-пижонски забивает. Но горевать на Мадейре не умеют, танцы, музыка, вперед. Начинается обмен зарядами с противоположной трибуной. МАРИ-ТО! (на звуке «то», руки приветствуют соседей). В ответ слышим: МАРИ-ТО!!. Мой натренированный спартаковский голос вливается в сотню других. И тут наша Мари неожиданно забивает ответку со случайного пеналя! А под конец тайма – еще один гол! Начинается бешенное веселье… Весь второй тайм наши парни бьются, тянут время, оркестр играет неистово… На последней минуте у Порто чистый шанс сравнять счёт… Центр нападения вываливается один на один, перекидывает с линии вратарской и… Мяч летит выше ворот… Остров побеждает!! Впервые лет за десять, наверное. На улице – карнавал! Когда возвращаемся на яхту, команда наперебой говорит какой классный футик они смотрели по тв и как гулял порт! Ха, они смотрели, а мы ТАМ сидели! :) МАРИ-ТО!

Знаете, после океана особенно отчетливо ощущаешь себя в Москве, да вообще в городе как в гетто каком-то. На открытой воде видимость, скажем, далекого 20 метрового корабля (эквивалент 5-этажного дома) с борта яхты составляет примерно 10 морских миль. Это радиус! Т.е. стоишь за штурвалом и смотришь вокруг себя на сплошной горизонт в 360 градусов и это «твоё» пространство - под 35 километров диаметром… И ни души. Целыми сутками… А тут, что едешь в череде железных прямоугольников со скоростью пешехода и уныло смотришь в бампер соседа. То, плюешь, и садишься в метро. Под землю. А там черное окно. Опять тупик. И толпа, глазеющая каждый в свой личный электронный поводок-мобильник. А с набережной в воду бежит соляра… Прогулка до офиса отдает отчетливой грустью.

Выходим в пятницу. Это плохой знак. Но что делать: парус зашит, а что там в океане – даже синоптики толком не знают. Медлить нельзя. Топлива и воды у нас только на полпути до континента, больше баков нет. Все емкости заполнены, но… Короче, рискуем, нужен бесплатный ветер в парус, а уж мыться мы и океанской как-нибудь…

За полдня набираем приличный ход, примета не срабатывает (пока). Настроение  - бодрячок. Про морскую болезнь и нехватку аппетита никто уже и не вспоминает. Шинкуем капусту для щец, закусываем легкое вино запасом из испанских колбасок… Дельфины – постоянные гости. Потом еще альбатросы станут такими же частыми. А кораблей, действительно, ни одного. Вообще.

Ночью на вахту к нам приходит фея Везука. Хотя это я сейчас так пишу, а тогда… Случилось вот что. Представьте, огромное звёздное небо! Виден даже серп Венеры (Андрюха – знаток!). Луна светит так, что не надо никакой подсветки. Реальный прожектор. Сидим. Почти не говорим. Каждый думает о своем… Держим курс, ветер хороший, наш. Тихий плеск волн, небольшое шуршание паруса… И вдруг чуть сзади и слева от нас с Лёхой раздается такой тяжелый вздох «ффффф». Как-будто великан какой-то совсем рядом прилёг поспать. Враз очнувшись, синхронно поворачиваем головы в сторону звука… Под водой - белёсое пятно… Лёха уверенно произносит «да это ж китяра!». Из воды появляется черная спина. Тянется-тянется… И плавник. «Больше лодки» - дополняет кэп. «Тонн под 60». Кит уходит под воду совсем рядом, метров в восьми-десяти от нас. В следующий раз кит всплывает для того, чтобы обдать нас с Лёхой приветственным фонтанчиком. Понимаю это только, когда капли летят на лицо вместе с повторным «ффф». Скорее даже не капли, а нечто туманообразное и мелкодисперсное. Типа аэрозоля! «Финвал» - говорит Лёха. «Причём голодный». «Это пп почему?» - уточняю я. «А так бы тухлой рыбой от нас с тобой теперь пахло». Проходит еще минут десять кит всплывает прямо перед нами. Потом уже справа, по Андрюхиному борту. «Кольцует перед ужином?» - немного напряженно шучу я. «А может он и не один» - дополняет Лёха. Один или нет, но плыл с нами долго, часа полтора-два. Так наша вахта получила гордое название «кито-бои» :) Китов мы потом за океанский переход видели всего ещё один раз, пусть днем, но далековато. Зато вблизи была приличная акула, которая показала, правда, только плавник с окантовкой, но даже так выглядела не животным, а этакой мощной машиной. Уверенно прущей на нас, а потом отчего-то свернувший и ушедшей подальше… Дня через два я вычитаю под своим тусклым фонариком, что в океанах, чтобы разбудить спящего кита к корме привязывают бронзовые колокольчики.

Интересно, а что надо привязать, чтобы разбудить в человеке Человека?

Дни шли своим чередом. На землю не хотелось, Океан совсем не надоедал… В одну из ночей попали просто в россыпь планктона, который от прикосновения бортов активировался и начинал светится в такт звездам. Потом еще обнаружили, что зелёный ходовой огонек с правого борта зажигает их еще и светом! Для них мы были опасностью, а они для нас  - радостью. Можете себе представить – директора казино, пчеловода и атомщика, взрослых уже вроде бы мужиков, которые просто залипли ночью на правом борту и почти час с лишним неотрывно и молча смотрели на воду? Заворожило…

Одним утром заметили странный объект. То ли бревно, то ли еще какая унесенная с борта рухлядь. Стало интересно, чутка подвернули к нему. Когда практически поравнялись, наш брат Паша отчего-то засмеялся и крикнул: «Да это же просто дерьмо!» (извините, читательницы, на самом деле даже пожестче). Вдруг объект ожил, поднялась голова, недовольно посмотрела на нас, и заработала плавниками подальше от грубиянов. Черепаха. Слава Богу, без львенка…

Еще один занятный и достойный описания эпизод случился уже ближе к Африке, когда к нам откуда-то прилетела маленькая жёлтая птичка, напоминающая синичку. Приземлилась и походкой то ли фэшн-модели, то ли бравого волнистого попугая зашагала по палубе. Надо ли говорить, что королеве тут же понесли дары в виде сухарей, изюма, каши? Её стали окружать фотографы и писатели! Птичка казалась усталой, растерянной, тихой, милой, требующей заботы… Глаза такие красивые-красивые… Жила она у нас почти всё светлое время суток. То пересаживаясь на расстояние руки. То улетая проветрится в океанский воздух и потом незаметно возвращаясь. Под вечер появилась еще и пчёлка, что вызвало новый прилив радости, значит скоро увидим и очертания материка. А птичка куда-то пропала… Потравив анекдоты, разгадав все пенсионерские кроссворды, сели ужинать… Пчёлка летала рядом, тоже что-то перекусывая со стола. Потом улетела в район линии кормы, похлопывая сытым брюшком. И тут вдруг раздался резкий треск – это наша «синичка» рванула из засады вертикальной стрелой, если не сказать – баллистической ракетой и… Слопала пчелу! А глаза такие сразу стали ястребиные-ястребиные…

Прошел еще один день и на шестые сутки после Мадейры я выиграл пинту пива от экипажа,  первым усмотрев землю (и Европу потом тоже). С линией земли пришла и связь. Впервые за неделю включив телефон, чтобы отписаться на Родину, что самый большой безбрежный кусок похода благополучно пройден, обнаружил название основного марокканского телефонного оператора. Но вместе со связью пришла и тревога. «Что-то жена четыре раза с утра звонила» - заметил Лёха. Оказалось у Гибралтара затаился на несколько дней штормяга. 50-60 узлов по прогнозу… Это мощно, врать не буду. Возникла дилемма: где лучше встречать шторм на суше или на море? Но ведь есть еще и задача пройти пролив и добраться до Малаги к 11ому! Да и марокканский берег нёс непонятные разборки с местными погранцами и таможенниками: зачем мы здесь, бакшиш плати, паспорта давай, яхту на осмотр и прочую лабуду. Арабы же… Своего не упустят. В итоге решили идти в лавировку. Часть пути к берегу, часть от. И так потихоньку против ветра двигаться на северо-восток, поближе к проливу. Пусть и заходя порой в территориальные воды королевства Марокко, но вряд ли в такую погоду кто за нами попрётся. Достали опять страховочные пояса как в первом штормике, стали везде пристегиваться, чтоб в океан не смыло. Между двумя чужими вахтами предпочел настраиваться на ночную борьбу. Тем более, прогноз был на два-три дня таких разборок.

В эту ночь наступало 8 апреля - день рождения мамы. Очень «особый» для меня день. Первый привод в милицию ещё в средней школе. Самая тяжелая автокатастрофа (улетал в Венгрию на переговоры, микроавтобус сложился пополам на столбе после гололеда, водила не рассчитал занос, все стёкла вылетели, хорошо был пристёгнут, прокрался в разбитый салон, достал таки чемодан и с разбитым ухом и трекингом в глазах – улетел). Мда, было дело… И тут такой прогноз. Знал бы я, что меня ждут, наверное, самые сумасшедшие 24 часа в жизни – я бы хоть поспал.

Потом уже анализировали тот предштормовой вечер… Тёзке приснился сон из нарезок морских фильмов с печальным концом. Мишке провидица дочь написала вечернюю смску, что предчувствия какие-то у неё плохие… Мне тоже как-то было не очень. Впервые за поход. А ведь это тоже невидимые нам стихии… Весь вечер кружились две белых птицы и что-то кричали нам.

Ровно в полночь привычно натянул термобельё, комбик, яхтенные сапоги, непромокайку, шапку, штормовой капюшон, пристегнулся на карабинах, в левый карман фонарик, в правый – шкиперские перчатки… Вышел менять «десантников». Вокруг уже горы волн. Мчим от берега. Кричу сквозь ветер «Дима, курс?». Оказывается подсветка компаса тоже подсела… «Держи на луну!». И вот уже сам скольжу по гребням и впадинам. Вправо уйти нельзя – лодка может увалиться, потеряем скорость. Влево уйти тоже нельзя – паруса заполощатся и лодка просто встанет в дрейф. Плюс еще боковое течение… Короче, та еще работа. Автопилоту не выдержать, только ручками. Пусть ноги немного скользят, сволочи, по залитой палубе, а в лоб несется ветер, курс держать обязан! Запираю луну зрительно между вантами и мачтой, чуть уходит - сразу возвращаю. Плюс пытаюсь предугадать, как нас каждая из волн понесёт. Проходит час. Лёха предлагает сделать поворот оверштаг. Ага. Самое время отрабатывать работу парусов в этом экстриме… Но спорить с кэпом или сомневаться даже мыслей нет. Приказано – выполняй. Сделали…
Подумалось - самое трудное позади. Кхм…

Лёха меняет меня на штурвале. Летит уверенно. Сижу на правом борту, пытаюсь разглядеть ночь, посмотреть в сторону идущего к нам шторма. Проходит минут двадцать и вдруг… «Сворачиваем паруса! Все! Срочно!!» Не понимаю сначала, что за странная команда… Вылезают из кормовой каюты «братья». Потом остальные. Оказывается, жёстко влетели в рыбацкие сети. Сидим на каких-то металлических тросах и вдоль, и поперек. Многотонная яхта – беспомощно повисла, вокруг в подсветке карманного фонаря тянутся пластмассовые шары буёв… Арабское ожерелье, млин… Движок включать опасно – можно намотать сети прямо на лопасти пропеллера и тогда будет форменный конец программы. Парусами не выйдешь. Решаем протягивать шпринги по всей стороне на нос и разворачивать её силой волн и ветра. В итоге вся схема непонятным образом перемещается. Огромный основной буй черного цвета начинает биться в бок, грозя пробоиной. Перетягиваем по другому борту, чуть не теряем под водой кэпа (на канатах затянуло под воду, оставались только голени, за них и вытянули). Тёмное марокканское небо нависло прямо над нами, на горизонте сверкает розово-желтая молния. Что делать? Час-второй пытаемся понять, есть ли вообще шанс выбраться. И где же, где намотался этот чёртов трос?! И сколько их там вообще?! Разбираем трюм до самого днища, скамейка и так у же в кают-компании сломалась, прислушиваемся к скрежету. А ведь если скоро придут сюда с Гибралтара те самые 50 узлов Норд-Оста, то трос и порезать нас может… Надуваем тузик, клапаны не держат, ремонтируем на ходу – спускаем поисковую экспедицию из кэпа и Григорьича (больше двух в спасательную лодку не влезает), держим их за канаты. Обвязываем корму еще раз. Кручу лебедку то левой, то правой так, что выполняю месячную норму фитнесса, наверное… Ноль эффекта. Только здоровый буй, размазав нам краску, начинает уходить прямо под нас.

Потом спрашивал у Мишки уже на берегу, мол, «ты каким Богам тогда молился? Я то в ту ночь мысленно всех ангелов, Богоматерь и Николая-чудотворца перебрал… А он мне: «А я сразу Люциферу!». «А-га! Вот потому и колупались 4 часа!»

На самом деле нас спасло чудо. Нет, после первой экспедиции была и вторая. Но без чуда, думаю, не обошлось. Точно. Резать трос на волне мы не могли. Да и, как осмотрительно заметил лётчик, нас бы поимели по полной за порванные сети в территориальных водах. Тюремная баланда на 7 лет вперёд была бы всем заслуженно обеспечена. Я всё пытался понять, как мы могли оказаться в самом центре этого лабиринта, как угораздило то?! Ведь это могло дать ответ как сняться. В итоге приняли компромиссное решение долбить не сам трос, а шары по краям.

Когда мне теперь будут рассказывать про голливудские фильмы ужасов, я буду просто смеяться в лицо. Видели бы вы ожесточенный взмах руки и оскал с каким Григорьич на волне херачил (извините, дамы, но описание требует точности) этот плотный пластмассовый шар! Когда он пробил первый, раздалась шипение и в темноте нам показалось, что он пробил нашу единственную лодку-тузик и мы наших потеряли… Потом настал черед шара на носу… Маньяки в море… Райдерз он ве сторм, киллер он ве роуд…

День спустя, уже в Испании, мы увидим похожие рыбацкие шары в порту городка Бербату и даже возникнет идея подложить один из них Григорьичу в каюту на ночь. Разрисовав его в стиле Хеллоунских тыкв. И подписью: «Мы тебя помним!». Всё-таки самое неубиваемое в русском человеке – это чувство юмора! :)

А между тем, оставался ещё час и должно было уже светать. А вместе с утром – нас бы точно накрыли. Обессиленная команда ещё бегала, крутила, пробивала, но уже в сомнениях. Мы были как шесть не сдающихся лягушек, взбивающих сметану. А седьмая лягушка по имени Алекс пыталась раскачать лодку, чутка играя моторчиком туда – сюда. Но он издавал опасный вжик и новые головы буёв, словно марокканские бессмертные солдаты из глины и песка подплывали ближе. Мы так и не поняли, где цепляет нас подводный трос? На киле? На моторе? Где? И что там еще нас держит поперёк крепким хватом... Но сдутые шары немного ослабляли хватку, подошла волна покрупнее…

Наверное, я никогда не забуду это мгновение. Это можно сравнить только с моментом признания в любви. С золотым голом Шмарова Киеву на последней секунде… Лёха вдруг закричал… Что же он закричал? Мы потом вспоминали – и каждый назвал свой глагол. По моей версии: «Вырвались!» ДДДДДДАА!!

Но сойти с троса еще полдела, мы же добровольно привязаны к этим сетям шпрингами! Нас опять сажает на них! «Руби носовой!!» А ножик не пилит у носового канат… Идут секунды… И тут Димка своим мощным сельским тесаком успевает сделать «дзинь».

Хочешь мира – не только начищай парабеллум, но и точи ножи!!

И понеслись! А слева опять они - буи! Потом поняли, что сеть стоит лабиринтом-улиткой и выходить надо в обратку по спирали. Но волна, темень и слабые фонарики на носу. «Право, Леха!» кричат надсадно «браверз» с самого носа. «Право, Лёха!» сквозь ветер и адреналин дублируем хором мы с Андрюхой... Минут через 20 такого саперного лабиринта выходим на простор!

И тут я подумал, что самое трудное теперь точно позади. Кхм…

По 16 каналу вдруг начинают передавать наше имя… «И-са-во-на. И-са-во-на!! Овер!!». На что Лёха логично замечает, что наша лодочка зовется «ИсавЕна» и отзываться не должна. Уже никто и не думает про ждущий нас шторм у Гибралтара. Выхода нет! Мы должны успеть свалить в нейтральные воды, а лучше в Евросоюз. «И-са-во-на!! Стоп!»

Я считаю – это вот было тоже символично. Не откликаться, когда тебя так настойчиво зовут, раз название лодки выпало такое. Это ведь самая типичная женская тема :)

Еще через час вдруг слышим сигнал «Мэй Дэй» А это – самый страшный сигнал. Это даже не просьба о помощи, это констатация факта, что кто-то тонет в открытом море… Какие-то французы… На яхте «Джульетт». Димка пытается записать координаты, но сигнал очень слабый, изменчивый, слышим только последние цифры – а это ничто без градусов и минут… В любом случае, судя по УКВ сигналу, они были очень далеко от нас… Уже дома пытался найти продолжение той истории, но в инете про погибшую «Джульетт» ничего не обнаружил. Может, повезло, выжили?

Вступили в нейтральные воды на всех парах! Теперь я точно был уверен, что всё позади. Кхм…

Народ разбрёлся досыпать. Лёха сказал, что пока не дойдем к Гибралтару - не ляжет. Подписываемся с Андрюхой. Ну, а как иначе – мы же одна вахта?
- Ты же промок!
- Да лан… Только задница и руки по локоть…
- Давай, иди переоденься, ты мне нужен сухим.
Достаю последний, резервный комплект белья. Остальное развешиваю сохнуть по каюте. Выбираюсь. Пристегиваюсь. И через три секунды – отрикошетившая волна заливает с головой…

Нет. Всё-таки самое неубиваемое в русском человеке – это чувство юмора!

Самое интересное поймал себя на мысли, что вот шторм, ветер, волны – всё это на самом деле человека не пугает. Ну то есть совсем! Ты ощущаешь просто какую-то феноменальную энергетику, заряжаешься на год вперёд. Сидишь враз мокрый до последней нитки трусов и счастливо лыбишься. Вот, если б сказали, не поверил. А теперь я точно это прочувствовал. Всё по-другому ощущается… Это ве-ли-ко-леп-но! Когда полез за задраенный брандерщит, поймал на себе встревоженный взгляд с кормы. Мол, накрыло всё-таки парня… Ага, щщас! Это я просто за водонепроницаемым фотиком отлучился. Поймать миг счастья!

Уже когда поздно вечером отшвартовались в городе Бербату (рядом - место Трафальгарского сражения, кстати), то минуты две не решался сойти на берег. Рядом качался причал. Ребята собирались в долгожданный душ, а я сидел на корме и тянул момент в предвкушении… У меня бывает такое… Всё-таки знаменательный момент. На всю жизнь. Первый переход по океану. Дай Бог, не последний…

Уже чистыми нашли таки открытый еще ресторанчик, хозяин которого, узнав наш доблестный маршрут, с готовностью налил старого рома за счет заведения и накормил рыбным супом да огромнейшими стейками. Бросил взгляд на часы в углу. Оставалось десять минут до конца суток.
Самое трудное было позади.

Вообще говоря, впереди нас ждал вход в Гибралтар… А это узость всего с 7 nm, где стоят на рейде большие суда. И там мы тоже чуть не попали под лайнер (но я не видел, врать не буду). Еще был интересный ночной переход до Марбельи, когда светящийся берег, воспринимаешь как нечто новое и слабо конкурирующее с планктоном… Но повествование тоже не резиновое. Как и читательское внимание. Поэтому оставлю лишь два примечательных эпизода.

В Марбелье утром было туманно и сыро. Народ разбредался по магазинам и хозяйственным, а во мне единственном зудела необходимость рвануть в неведомое государство Гибралтар. «Братья» убеждали меня, что легендарный Гиб мы теперь прошли географически и вдоль, и поперёк. Пожилые ленились. Кэп был против, т.к. в конечной Малаге могли спросить, где потеряли члена крю. Димка вообще улетал в Барселону. Я вначале маялся, но в итоге таки поехал. Нашёл юморного таксиста, узнал всю обстановку, прикинул время (местный полдень) и рванул. Гибралтар как государство – это, конечно надо бы описать поподробнее со всеми британскими прибамбахами. Достаточно сказать, что местные погранцы забрали мой паспорт (который предательски открылся на странице, где французы по собственной ошибке аннулировали мою визу), а меня отправили в отстойник. Долго изучали как я мог здесь оказаться, если виза мне открыта на Тенерифе в 2000 км. отсюда, а авиабилета нет. И в итоге выдали мне визу ровно на 1 день! Но этот день того стоил! Огромная величественная скала. Мыс Европа. Знаменитые Геркулесовы столбы! Сталактитовые пещеры Св. Михаила! Заповедник с удивительными дикими обезьянами! Старый английский тоннель-форт с пушками прошлых веков. Когда накупил подарков, понял, что в Марбелью не успеваю и отписался Лёхе, что буду выбираться на локал-басах прямо до Малаги. Они пошли по морю без меня, т.е. налегке :) А меня пометила чайка. Прям на голову, шлёп… Говорят, к счастью. Будущее, увы, не подтвердило (примечание, апрель 2016). Зато как было приятно, когда на вопрос: «а нет ли у вас классного британского тёмного эля?» тебе влёт отвечают: «какого именно, сэр?» и кивают на барную стойку. «Дайте два! И сразу!!»
Еще одна примета затяжного перехода – это горячий душ или темный эль приобретают совершенно другое значение! Как шоколадный батончик в детстве. На 7 ноября или 1 января.

До Малаги добирался долго. Оказался в городе около 10ти вечера. Показалась неожиданно большой, помпезной и крайне неприветливой… Прям Елисейские поля поздним вечером и геноцид любого англо-говорящего… Еле доплелся до марины по каким то ночным паркам. Вот она конечная точка нашего путешествия! Ура! Набрал кэпа. «Ищи по левой стороне. Мы тут с полицейскими разбираемся…» Оппа… Зашёл к полицаям с тыла строго с испанскими словами «буэнос ночас, парни!» Но не помогло. Нам выкатили немыслимый ценник за стоянку среди фэшн-судов и тем самым  отправили обратно в море. В итоге пришлось рулить до маленького городка с трудным названием. Когда вязались, увидел в двух метрах от себя русский флаг у кого-то на корме старого катамарана… Отходной вечер прошел душевно, в стиле ретро. Пожарили, наконец, картошечку, включили для ветеранов старые советские песни, поразвлекались с картами и спиртным…

Вторую историю – как и всю философскую часть этого короткого отчета хорошо бы выделить синим цветом.

За последний месяц до старта я активно читал дневники некоего яхтсмена Капитана Дэна на катамаране «Ду Кат». В интернете они весьма популярны. Типа «судового журнала». Интересно пишет, мужик. И атмосферно, и познавательно… Вышел из Нижнего Новгорода, прошел всю Волгу, долго шабашил на Черном море, чтоб накопить денег на переход в Турцию, долго мучился с нашими погранцами. Такой морской цыган! Но сильный духом! Читал – наслаждался. Последний раз он шел из Греции в сторону Испании… Может эти дневники и сподвигли на текущую запись?

И вот, представьте, иду я утром в день вылета из душа. Через час-полтора в аэропорт и вижу как кучка наших болтает с каким-то небритым весёлым мужиком. Подхожу, обсуждают местные края, опасности, он всё про океан пытается узнать… И тут он бросает: «вообще, я с Нижнего, иду второй год…» Я меняюсь в лице, ловя догадку: «А ты не Капитан Дэн часом?» «Ну да…» «твою мать!» :)
 
Началось братание. Фотки взаимные. Он зазвал на кат, вынес гитару. Мы набили ему мешки едой, консервами, фруктами, всем, что осталось. А Миша так вообще вручил ему океанский спиннинг и кучу блесён. За что ему тут же было присвоено внеочередное воинское звание Альфа-Миши! Посиделки затянулись, чуть на самолёт не опоздали. Это же надо встретиться в какой-то испанской глуши, деревне практически нос к носу! Ну как, КАК это объяснить?! Всё-таки феноменальное чувство юмора не только у русских, но и у Создателя!

Закончу вот чем. А, может быть, счастье как раз именно в том, что мы бессильны воссоздать и познать всё богатство Природы и стихий. Так надо ли так настойчиво пытаться покорить или искать взаимности в неуправляемом и непознаваемом? Коралловый риф – он ведь красив и опасен одновременно! Где зарождаются торнадо Кариб? Куда влекут отливы Тихого? Нет ответа. Или есть, но не для нас, мелких в своём величии и смешных в своих страстях. Жаль, конечно, что наша собственная жизнь бывает страннее самых пустых опереток.

Наверное, это главное, что я вынес из этого путешествия. Спокойствие созерцания бесконечного горизонта. И скромная уважительная улыбка всему великому, бескрайнему, бессмертному... Да не только Силам и Стихиям, а даже той маленькой, неведомо откуда взявшейся и куда-то исчезнувшей пташке на корме. В конце концов ведь правда глупо чтить себя гением и знать точный ответ:

What is the Ocean for?

март-апрель 2015