Бог помог

Михаил Моро
Пенсионерка из г. Прилуки (Украина) Христина Николаевна Саднюк рассказывает о том, как вещий сон её матери помог не только ей, но и другим людям выжить во время войны.

Моя шестидесятилетняя мать, четырёхлетний сын и я во время войны убегали от немцев из Станислава (теперь Ивано - Франковск). Добирались на поездах, машинах, подводах, пешком. Немцы двигались вслед за нами. И догнали нас в Киеве. Больше мы бежать не могли. Там у нас были родственники - сестра мужа, и было где приклонить голову. Мать обессилила и болела, ребёнок был измучен и дальше идти не было сил. Так мы оказались в оккупации.

Всё своё добро мы бросили в Станиславе, всё что было ценное, и что можно было унести, было продано пока добрались до Киева. А у невестки тоже ничего не было. Только двое голодных ртов - две девочки 8-ми и 11-ти лет. У немцев мы не служили, а продавали салфетки и скатерти. Я вышивала, а невестка стояла на рынке. Хватало только, чтобы выжить. Но бывали дни, когда у нас ничего не покупали, и мы жили милостью соседей.

Однажды утром моя мама сказала, что ей приснился сон, будто нашла она в подвале ящик с консервами. Под домом, где жило восемь семей и вправду был подвал, соседи называли его "прачечной". Там раньше, говорят, хозяйки стирали своё бельё. Моя мама там никогда не была. Ей было трудно спускаться. Лестница была деревянной, одной ступеньки не было и надо было спрыгивать. А у мамы очень опухли и болели ноги. Когда она рассказывала сон, то описала место в подвале и угол, в котором стоял ящик. Я не верила, что сон может быть правдой. Но мама очень просила посмотреть, даже обижалась. И я пошла в подвал. В углу никакого ящика не было.

А потом начались облавы на евреев. Их тогда убили в Бабьем Яру. А у невестки старшая дочь была от первого мужа. Он был еврей, и это было написано в её метрике. На эту квартиру она приехала уже с двумя детьми прямо перед войной. Поэтому все думали, что обе девочки от второго мужа - Ивана. И это было очень хорошо, потому что наша дворничиха Маруська была страшной гадиной и всё докладывала полицаям. Она всех соседей - евреев и сдала.

А про Анечку она не знала. Но мы решили, что надо метрику спрятать, если будет обыск. И подумали мы, что тот угол в подвале, который маме приснился, очень для этого подходит. Обернули мы её вощёной бумагой, положили в железную коробку от леденцов, взяли большой нож, чтоб землю копать и пошли ночью со свечкой в подвал. Стали рыть и ножом на что-то наткнулись. По звуку поняли, что что-то железное.

Стали рыть. И вырыли большую коробку с серебряными ложками, вилками и ножами. И ещё там было 2 золотых колечка, серьги и заколка на галстук. Это было такое счастье! Невестка сказала, что здесь жила богатая семья, их до войны ещё как врагов народа расстреляли, осталась только старуха. Потом и она через полгода померла. Наверное их добро было. Поставили мы за их упокой свечу в церкви.

А всего, что нашли, нам хватило, чтоб и себя прокормить в войну, и соседям помочь. У немецких солдат меняли на продукты. Давали хорошо. Вот мы по одной вещи и продавали время от времени. А соседи думали, что мои салфетки немцы хорошо покупают. А ещё мы им сказали, что свои серьги и кольца продали.

Мама моя очень радовалась. И всё говорила: "Бог помог. Увидел наши муки. Мне сон вещий дал". Выходит, что так.