Женщины Севера

Лилия Крошнина
            Север не прощает слабости и изнеженности. Так сложилось исторически: на берегах Белого моря, и на Кольской земле, и в лесах Карелии, рождались сильные и самостоятельные женщины. Образ умелой,  в меру ироничной, но и мудрой Северянки просматривается в  рунах  и  сказах,  былинах  и  легендах. Она хозяйка и большуха, но она же чародейка и ведунья.
          Вспомним Лоухи — хозяйку Похъёлы из эпоса Калевала, обладающую великими чарами.  НепОнятая  и оболганная, представленная злобной  противницей  Вяйнемёйнена.  А она по-сути, глава рода - мудрая женщина, которая любила своих детей, свое племя и ради него готова была на все:
«Лоухи, Похъёлы хозяйка, Северный народ сзывает,
раздает тугие луки,  собирает меченосцев,
На корабль мужей сажает, снаряжает их на битву,
как птенцов выводит утка и ведет детей в порядке».
           А образ Суометар, что значит "Дочь Суоми". Сказочно прекрасна и в то же время мудра и практична. К ней явились свататься женихи: Месяц, Солнце и сын Полярной звезды. Месяц позвал девицу замуж "рассыпая то сиянье золотое, то серебряные звоны".  Но Суометар отказала Месяцу: ведь он непостоянен:
"То широк лицом, то узок, по ночам привык шататься,
целый день во сне проводит,  из-за этого, пожалуй,
никакой семьи не выйдет...".
         Солнцу, поманившему Суометар в свои "золотые и серебряные избы", она тоже отказывает, сетуя на  его "неподходящий характер":
"Летом мучает жарою, а зимой большим морозом.
Портит пору сенокоса непрестанными дождями.
Сушь великую напустит на овес, когда он зреет".
         Соглашается дева пойти только за сына Полярной звезды, он:
«Пришелся ей по нраву, как хозяин бережливый,
и в семье как сын прекрасный у Медведицы на небе,
на спине у семизвездной".
         Нравиться деве в сыне Полярной звезды его бережливость и отношения с матерью Медведицей. Отношение к женщине, к матери,  определяло многое. Как к матери  сын относиться,  так он будет относиться и к жене.
         Земные, не божественные  поморки тоже отличались независимым характером, решительностью, умением постоять за себя.  А ведь ещё девоньками безослушны-то были. «Тато, како скажет – тако безослушно делали».  В строгости девочек держали в поморской семье, но эта строгость была разумна и мудра.  Строгость не делала их  излишне  покорными да бессловесными. За себя-то поморки  завсегда стояли, да и наперекор, мудрёное слово не боялись превозгласить.
         Ждать мужчин с моря или промысла — такова была доля поморских жонок.  И она ждала как все женщины с тревогой и надеей. При этом  она ждала не бездельно. В отсутствие мужчин женщина в  "уборе" держала хозяйство, в её обязанности  входило: содержать в чистоте дом, поломытьё то на весь дом кажную неделю делали, шоркали всё до бела.  А во дворе ещё нать вспахать поле, огород, заготовить сено, вырастить и убрать урожай, запасти на зиму ягод и грибов, приготовить запас веников, лекарственных трав. «Наломать губок" - собрать грибов, "насечь дрофф" - для северянки было привычным делом. Кроме того, жонки успевали прясть шить, вязать не только носки, там, одёжу каку, дак и сети тож.  При них во всех делах ещё и дети, которых поморки воспитывали по заветам да по чести. По режиму дня они зачастую жаворонки. «Она рано жить – то поцинАет – така раностАйка» - говорят на Севере.
         Зимой собирались на супрЯлки - посиделки, где за работой беседовали и песни пели. «Жонки – то песни проголОсны волЫнят» - так с уважением говорили поморы.
             Северянка владели грамотой и никогда «не жалилась на жизнь», не принято это было. Жену, супругу поморы уважительно называли Семеюшка, а невесту Богусужена, крёстную мать Божаткою.
        В поморской среде не употреблялось слово «баба» в отношении к женщине. Это слово считалось верхом оскорбления. Женщин поморы называли «жОнками». «Мы не бабы, мы Жонки, а бабами – то сваи бьют» - поговаривали они.
        Она  была хозяйкой  дома - "большУха" с мужчиной на равных, а иной раз и верх брала. Оценивая «большуху» – «жонки» спрашивали «Она большИну – то в доме удержит?»
        А и про красоту свою северянка не забывала, старались одеться к лицу, без чванства и броскости. Она если без ленности, долго сохраняла статность и видность.  В сказке Писахова Степана «Как наряжаются» представлено: «Наши жонки, просто это дело делают. Коли надобно вырядиться для гостьбы али для праздника – всяка самолутчий сарафан свой, а котора и платье на себя накрутит (наденет). И кака нать, така и есть».

Фото из интернета