17. Спустя четверть века

Яаков Менакер
      
        Г Л А В А    С Е М Н А Д Ц А Т А Я

        Д Р О Г И Ч И Н

     После посещения Брестской крепости, не доезжая несколько километров  до «Т» - образного перекрестка я остановился. У меня тогда не было карты Брестской области, фрагмент которого приводится здесь, а теперь, имея под рукой карту21.

     Возвращаясь к воспоминаниям, я вижу, что где-то за мостом через реку Мухавец, был совершен мой по счету второй побег, подробности и последствия которого изложены выше.

     Как и тогда, осенью 1941-го пешком, а теперь в мае 1966-го на мотоцикле, следуя примерно по тому же пути, я объезжал с северо-западной стороны Жабинку, начав поиск глухой лесной деревни.

     Вначале, объездив северный район, а затем южный, прилегающий к железной дороге Брест-Береза, части Беловежской пуши.

     Большие и малые села чередовались одно за другим, были выслушаны десятки интереснейших рассказов местных жителей, хорошо помнивших годы войны и тех безусых красноармейцев, которым они перевязали раны, подкармливали, переодевали в гражданскую одежду и, вложив им за пазуху, кусок хлеба, напутствовали в лесную дорогу.

      Однако малейшего следа глухой деревни, девушки Сабины и ее старенькой бабушки, я не нашел.

      Выехал я из лесного массива южнее Березы. Не заезжая в город, а по ведущей от него дороге направился к городу Дрогичину, до которого оставалось около полусотни километров.

      В письменных источниках Дрогичин впервые упоминается в 1452 г. как село                Довечоровичи. С 1623 года Довечоровичи получил право местечка в составе Великого княжества Литовского.

    В источниках 1655 года местечко впервые называется Дрогичином.

    В XVII веке употреблялись два официальных названия: Дрогичин и Довечоровичи. Согласно инвентарю 1778 года Дрогичин считался городом, центром которого была прямоугольная торговая площадь с деревянной ратушей, возле которой стояла деревянная корчма с торговыми рядами и башнеподобной брамой.

     От площади в радиальных направлениях расходились улицы Пковичская, Пинская и Хомская, вдоль которых и концентрировались здания (все они были деревянными). В состав Дрогичина входили предместья Заречка и Староселье. 

     В 1778 году в городе с деревнями предместьями Старосельем и Заречкой насчи¬тывалось 785 жителей, из них христиан – 69 %, евреев –31 %. С 1795 года Дрогичин в составе Российской империи.

     С 1801 году и на протяжении всего XIX ст., он как местечко Кобринского повета входит в состав Гродненской губернии.   

     В 1905 году в Дрогичине с предместьями проживало около 3609 жителей. Основное занятие – сельское хозяйство, торговля, ремесло. В преддверии 1-й Мировой войны в Дрогичине работали 2 маслобойни, завод по очистке мела, фабрика соломенных шляп, 7 мельниц, на которых работало 36 рабочих.

     Наикрупнейшие предприятие – фабрика соломенных шляп: в 1914 году там работало 12 рабочих, выпущено продукции на 8 тысяч рублей.

     В сентябре 1915-1918 г. Дрогичин был оккупирован войсками кайзеровской Германии, в 1919-1920 гг. – поляками, в 1920-1939 гг. – в составе Польши, поветовый центр Полесского (Брестского) воеводства, около 4 тысячи жителей.

     С 25 июня 1941 года Дрогичинщина была оккупирована немецко-фашистскими захватчиками. Горе и страдания, слёзы и кровь принесла война: полностью или частично уничтожено 28 населённых пунктов района, расстреляно более 6 000 человек (Из:http:  art-82.html)

     День был на исходе. Сделав кратковременную остановку в Дрогичине, принимаю решение доехать до деревни Осовцы (12 км), заночевать там, а утром вернуться в Дрогичин и начать розыск деревни, в которую меня увез из Дрогичинской по лиции волостной солтус. Некоторые фамилии и имена жителей деревни плохо запомнились, не запомнилось и точное название деревни.