Некоторые впечатления от фильма Солнечный удар

Екатерина Владимировна Журавлева
Существуют разные виды и «классы» фильмов. Одни из них хороши для семейных просмотров. Они заряжают энергией и позитивом. Другие весело смотреть в шумной дружеской компании (как правило, это комедии).
Есть фильмы, которые не стоит смотреть тогда, когда душа требует отдыха от забот и проблем. Эти фильмы своими сюжетами сами ставят перед зрителем ряд проблем. Их композиционное строение представляет собой тонкое переплетение знаков и символов. Причем, в некоторые из них необходимо пристально вглядываться, чтобы расшифровать их послание.
Я могу ошибаться в трактовке символов, но с другой стороны, я никому не навязы-ваю свое мнение. Это лишь моя собственная интерпретация. Ведь если каждый видит мир по-своему (со своим "спектром" цветов), он также по-своему трактует то или иное проявление искусства. А кино - неотъемлемый компонент этой духовной сферы человеческого общества.
 
Итак, фильм «Солнечный удар» 2014 года, режиссер: Н.С.Михалков. Хронометраж составляет 180 минут. Необходимо запастись терпением и искренним желанием собрать все кусочки «пазла», составленного автором. Так, павлин, убитый в начале фильма может быть рассмотрен в качестве символа падения дворянства (ведь именно павлины были украшением дворянских усадеб). Да и сама по себе птица утонченная, изящная. Но теперь шелка сменились жесткой холщовой тканью.

Фильм представляет собой две параллельные реальности: аристократическое прошлое и советское настоящее. При этом ретроспектива в прошлое отражает резкий контраст между мрачно-серым настоящим и ярким, блистающим прошлым.
 
В фильтрационном лагере «красных» представители белой армии П.Н. Врангеля должны предоставить заявления о том, что они отказываются от военной службы. Серые краски и тусклое освещение отражает душевное состояние «белых». Однако даже в этих сценах можно наблюдать проблески юмора. Хотя нет… скорее, сатиры. С новой властью пришло и новое правописание. По этому поводу не может не сыронизировать один из персонажей:
-Документ будет у Вас действителен, если «гвардейский» написано через…
-Ну, полагаю, новая орфография на Вас не распространяется.
-Слава Богу! (произносит с радостным вздохом).

Ярко прорисованы эмоции белых. Их внутреннее, душевное состояние. Проиграть войну, лишиться званий. Отказаться от всего. «Живем в сущности в осаде». А как же честь? Как найти в себе силы признать новую власть, которая отняла все? Что это будет – гибкость или предательство по отношению к собственным принципам? Об этом и ведут непримиримый спор ротмистр и полковник.

В конце концов полковник сообщает красным о «подрывающих спокойствие» мыслях ротмистра. Больше ротмистра никто не видит. Полковник готов смириться с новым строем. Но товарищ ротмистра не готов смириться с действиями полковника и убивает его. Позже он признается, что во время войны ему было тяжело убивать людей. Но в произошедшем с полковником он не чувствовал ничего.
Эпизод, когда детская коляска скатывается по лестнице, разумеется, является аллюзией на фильм Эйзенштейна…

Некоторую оживленность пребыванию в лагере придают попытки молодого фотографа сделать общую фотографию, на которой будут запечатлены обе воевавшие стороны. Своеобразный «апофеоз примирения», как назвал эту попытку один из персонажей. Но по какой-то невероятной причине это сделать оказывается не так-то просто. Символично, что руководитель  расстрелов Р.С. Землячка не дает им сфотографироваться, всячески мешает сделать «апофеоз примирения».
 
«Смириться или примириться?» – задается вопросом несколько экзальтированный молодой человек в очках. Поручик приходит к неоднозначному выводу: «Ни то, ни другое». Он, судя по всему, представляет голос автора. На протяжении всего фильма его терзает вопрос: «Как все это случилось (произошло)?».
От однообразия серости зрителя отрывает один из белых, видимо, любитель оригами. Его бумажный самолетик, запущенный в небо, превращается в чайку, парящую над кораблем. И зритель переносится в самое начало XX века. Самолетик можно трактовать (помимо всего прочего) еще и как желание улететь от настоящего, обрести былую легкость, беззаботность...

Прошлое… Белоснежный красавец-корабль царственно ступает по Волге. Здесь молодой человек в очках влюбляется в прекрасную незнакомку. И пытается с ней познакомиться. То и дело на протяжении фильма показывают ее шарф, периодически уносимый ветром, парящий в воздухе. Голубой шарф (цвет неба, «парить в облаках») – намек на синюю птицу, за которой он постоянно гонится? Он даже спрыгивает с корабля (комичная сцена, как он отдает приказы матросу: смирно, кругом… – Тот выполняет их, отворачивается и снова гонится за ним).
 Шарф постоянно ускользает из чьих-нибудь рук – мимолетность счастья, которая ассоциируется с этой загадочной дамой. Легкая дымка газового шарфа ассоциируется с прошлым, рассеявшимся, словно туман.

Девочка на корабле, читая газетные заметки,  спрашивает: «что такое экспроприация?» Казалось бы, к чему об этом знать ребенку? Но такой ход – прямая отсылка к тому, что произойдет в недалеком будущем – «экспроприация  экспроприаторов»... Символична и сцена, в которой коляска скатывается с лестницы - безусловная отсылка к монументальному кадру из фильма С.М.Эйзенштейна "Броненосец Потёмкин".

«То, что случилось между нами… это солнечный удар. От этого люди сгорают…» Эту фразу можно ассоциировать с будущим: то, что случится в скором времени – тоже своего рода «солнечный удар». С такими же испепеляющими последствиями. «А я у тебя одеколон стащила. Будет мне память, пока не выдохнется» После этой фразы на ум приходит мысль о том, что воспоминания рано или поздно сглаживаются, «выдыхаются». Даже самые яркие...
Она уходит, оставляя ему газовый шарф. Он, как воспоминание, парит в воздухе, легкий и свободный…