Шведская стенка в комнате сына...

Элла Шварц
В стопке прошлогодних тетрадей я искала неиспользованные до конца – хотела надергать листы для черновиков. Одна тетрадь оказалась совсем пустой – лишь три странички плотно исписаны простым карандашом.
 
Это были дневниковые записи моего сына-пятиклассника…

«Мама ругает меня за тройки. Говорит, чтобы я спрашивал у учителя, в чем мои ошибки. А новая математичка не хочет со мной разговаривать! Она меня не слышит или у нее нет для меня времени! Что я могу сделать?..
…После тренировки в школу, после школы – делать уроки! А я хочу хоть немного посидеть в своей комнате, со своими игрушками, посмотреть мультики, просто никуда не спешить…
… Каждые выходные дача или лыжи, база отдыха или папины друзья. А я просто хочу побыть дома!..
…Жизнь устроена против меня.  Я часто смотрю на верхнюю перекладину  шведской стенки в моей комнате и хочу повеситься. Я не хочу жить…»

Я стою посреди комнаты сына пытаюсь проглотить тугой ком, слезы струятся по моему лицу. Строки расплываются,  прыгают перед глазами.  Тетрадь дрожит в вытянутых руках – боюсь замочить. Три! Три страницы мелким, угловатым почерком! Три страницы крика! Крика моего ребенка!

Я никогда не ставила перед тобой сверхзадач.  Учиться без троек, ходить в бассейн «для здоровья», проводить выходные на свежем воздухе…  Разве это так много? Я ведь все знаю про тебя. Когда ты был в третьем классе я провела  простой эксперимент – оставила тебя делать домашнее задание по математике в одиночестве. Сколько, интересно, времени у тебя это займет без моих одергиваний, напоминаний, без простого моего хождения вокруг тебя? Пять часов! Пять часов, не выходя из комнаты, не выходя, даже, из-за стола!  Пять часов для того чтоб заполнить примерами две с половиной тетрадных страницы… и крутить в пальчиках карандаш… и смотреть в окно…

Я такая же медлительная, как ты, мой ребенок. Я ушла с работы для того, чтобы никогда не кричать на тебя, не раздражаться, не уставать от постоянного контроля, чтобы ты все успевал…  Я думала – я понимаю тебя, я все знаю про тебя…

Следующим утром я будила сына на тренировку в бассейн.
- Не хочу. Не буду вставать. Это не обязательно. Это не школа.
- Ладно, спи. А я решила тоже ходить плавать. Надоело ездить туда–сюда  – буду проводить время с пользой для себя!
- В моей группе?! – сын уже сидел на кровати, глаза распахнуты – ни капли сна.
- Конечно  же, нет.  По первой дорожке буду плавать, которая для «неспортсменов».
- С бабушками? – улыбается ребенок.
- Ой, ха-ха! В общем, я собираюсь, а ты как хочешь.

По дороге в бассейн я рассказала сыну о том, что ночью перерешала вслед за ним алгебру, нашла ошибки, сделала пометки простым карандашом сверху над его решениями. После тренировки будет время все исправить. Просмотрела классные работы. Ошибки однотипные – теряет степень внутри скобок многочлена. Надо перепроверять свои решения.

- Мама, я не успеваю на уроке проверять! Я даже не успеваю все задания сделать!  И так самый последний тетрадь после урока сдаю.
- Я не удивлена, что ты не успеваешь. Но давай, хотя бы, домашние задания делать внимательно. Я буду сидеть рядом с тобой и решать то же самое. Будем сверяться. Будем запоминать места наиболее частых ошибок. Постепенно наработается привычка…
- Это не поможет, мама! Марина Петровна все равно будет ставить мне плохие отметки. Я к ней подходил после уроков, хотел спросить, за что она мне тройку поставила, если у меня только одна ошибка, а все остальные ответы - правильные! Мама, она даже не посмотрела в мою тетрадь, сказала – некогда. И это не один раз так было!

Я задерживаю дыхание. Гнев на невнимательного учителя, это раз. Но два – это те чувства, которые я испытывала, разбирая ночью каракули своего сына – хотелось швырнуть  тетрадь и заставить переписать все заново.

- Ты знаешь, я вчера с трудом разбирала твои решения – приходится угадывать какая цифра, какая буква…
- Ну и что, ответ же хорошо написан!
- Да, ты можешь писать аккуратно, если хочешь. Вот скажи, если я приготовлю вкусную еду, но подам ее в грязной тарелке,   брошу перед тобой, ты станешь это есть?
- Нет, я же не собака.
- Правильно.  А почему учитель должен хотеть разбирать твою писанину, если ты нисколько не стараешься, пишешь лишь бы как – будто ногой, на бегу? Ведь это неуважение с твоей стороны…
-Я понял. Я буду писать лучше. Но только не на контрольных!

Три года сын учился во вторую смену. Три года я ходила с ним в бассейн, и пробуждение по утрам не представляло никаких трудностей – стыдно ведь, если мама спортсмена появится на дорожке, а сам спортсмен – нет. Друзья засмеют. Уроки мы делали вместе до тех пор пока…

***
Мой ребенок, человечек очень спокойный, медлительный и упертый.  Хорошее здоровье его держится на диете, режиме и спорте. Более-менее успешная учеба его держится на мне – времени на репетиторов просто нет. Психическое и моральное равновесие сына требует пары-тройки часов «ничегонеделания» ежедневно.

Делать с ним домашние задания я перестала в конце седьмого класса. Не проверять, а именно – делать. Сидеть рядом с ним, мучиться, рыться в учебнике, не понимать, ошибаться и побеждать.

Я готовила ужин и бегала в комнату к сыну – смотрела, как продвигаются у него дела – то морковку принесу, то яблоко. Все ладилось без моего участия. Наконец, ребенок сам пришел ко мне и доложил, что все сделано, и он уходит к соседу.

- А физика? Когда ты успел сделать физику?
- Там пять задач, я не знаю, как их решать.
- Неси сюда.
 
В тетради аккуратно записаны условия задач, поля для решения – пустые.
- Как же так? Как можно вообще ничего не решить?!  Оставь мне, я закончу готовить и попробую разобраться.

В перерывах между вечерней суетой я пыталась вникнуть в задания. Никак. Вообще никак. Все легли спать. Я сижу на кухне. Вот учебник по физике – все формулы, все определения, все передо мной. Даже мысли не возникает, к какому разделу задачку определить! Такая злость взяла: Я! Не могу! Решить задачу для седьмого класса! Овца я тупая или право имею?!!

Ладно, думаю, надо представить, как   бы рассуждал над  всеми этими рычагами, весами, массами, скоростями человек делающий, простой человек, без формул. И как-то пошло потихоньку – три задачи из пяти я решила.

Утром, на пальцах и в прыжках, сыну задачи разъяснила. А самой так грустно – что ж это такое с заданиями седьмого класса не справляемся? Подойду сегодня к физичке, спрошу что делать. Может, не подходим мы для этой школы – не тянем. И я уже ничего не могу сделать – будем переводиться в общеобразовательное заведение.

В конце учебного дня захожу в кабинет физики, а мне учительница улыбается:
- Ваш Дима, сегодня, единственный из всего класса олимпиадные задачи решил!

Я у ребенка потом спрашиваю – что ж ты не сказал, что задачи олимпиадные и их решать не обязательно?! Я забыл – отвечает…

И перестала я лезть в его тетради.

Половина оценок в аттестате сына – тройки. Сильный, здоровый, жизнерадостный, целеустремленный парень.  Поступил на бюджет на престижную специальность. Получает «губернаторскую» стипендию.
Мой «счастливый троечник» вешает на «шведскую» стенку плечики с брюками, свитерами. Иногда убираю в шкаф. Пусть так…