Глава 8 Англия при Вильгельме Первом Нормандском З

Инна Едрец
На той земле, где храбрый Гарольд пал, Вильгельм Нормандский впоследствии основал аббатство, которое назвал Аббатство Сражения. В дальнейшем это место стало очень богатым и процветающим, хотя, спустя века, наполненные событиями, сегодня оно поросло плющом и травами.

Первое, что необходимо было сделать Вильгельму,- целиком завоевать Англию. А как вам известно, это было далеко не каждому человеку по силам!

Он разорил несколько графств, он сжигал и грабил города, он опустошал множество и множество миль прекрасной плодородной земли, уничтожив неисчислимое количество жизней... Пока СТИГАНД, Архиепископ Кентерберийский, в сопровождении монахов и представителей народа не явились в его лагерь, чтобы полностью подчиниться его власти.

ЭДГАР, непризнанный сын Эдмунда Железного Бока, был объявлен Королем другими жителями, но это ни к чему не привело. Вскоре ЭДГАР бежал в Шотландию, где жила  его юная и прекрасная сестра, супруга Шотландского Короля Эдгара, который сам по себе не имел никакого влияния, и особенно никто не интересовался им.

В День Рождества Христова Вильгельма короновали в Вестминстерском Аббатстве, закрепив за ним титул ВИЛЬГЕЛЬМ ПЕРВЫЙ. Но сегодня мы его знаем, как ВИЛЬГЕЛЬМ ЗАВОЕВАТЕЛЬ.

Это была необычная коронация! Один из епископов, руководивший церемонией, спросил норманов по-французски, желают ли они иметь Герцога Вильгельма своим Королем! Они ответили: "Да!" Другой епископ задал тот же вопрос саксам - по-английски. Они также радостно и громко ответили согласием! Их крики услышала нормандская гвардия, находящаяся снаружи, и приняла как знак сопротивления. Гвардейцы немедленно подожгли все ближайшие дома, что послужило началом чрезвычайного буйства и беспорядков.

В разгар всеобщего смятения и суматохи Короля оставили одного в Аббатстве, в окружении нескольких священников (и все вместе они пребывали в состоянии ужаса и неопределенности). И поспешно надели корону на голову новоизбранного Короля.
Как только корона оказалась у него на голове, Король дал клятву править Англией, как наилучший монарх. Смею предположить, что вы вспомнили Альфреда Великого, - тот король вполне мог исполнить свое обещание.

Множество благородных англичан были убиты в последнем кровопролитном сражении. Их поместья, как земли и богатства других английских аристократов, которые выступили против Вильгельма, были изъяты и переданы во владение нормандским рыцарям и аристократам. Многие могущественные английские семьи настоящего времени получили свои поместья и земли именно в те времена, - и продолжают гордиться этим!

Но что приобретено силой, необходимо удерживать силой. Новые аристократы были вынуждены сооружать крепкие замки по всей Англии, чтобы защитить приобретенную собственность. И что бы не предпринимал Король, ему не удавалось ни погасить, ни подавить эту нацию, как он желал! Постепенно он насаждал нормандский язык и нормандские обычаи, - и все равно длительное время основная масса нации оставалась замкнутой и угрюмой, мстительной и неподвластной.

Когда Вильгельм на время покинул страну, чтобы осмотреть свои владения в Нормандии, притеснения со стороны его брата ОДО, которого оставил король присматривать за подданными, довели народ до точки кипения. Жители Кента и Довера еще помнили своего врага Юстаса Болонского, который устроил погромы в городе и убил горожанина в его собственном доме. Жители Херефорда, при поддержке валийцев, под предводительством ЭДРИКА БУЙНОГО, выгнали норманов из своей страны.

Кое-кто из тех, у кого отняли земли и владения, собирались в разбойничьи банды- на Севере Англии, в Шотландии, в глухих лесах и непроходимых болотистых местах. И где бы им не удавалось нападать на норманов или англичан, подчинившихся норманам, они грабили, убивали, резали,- как самые обыкновенные разбойники.

Организовывались заговоры устроить резню норманов, - в память об избиении данов 13 ноября. Короче говоря, англичане выли настроены весьма свирепо по всему королевству.

Опасаясь, что может потерять свое завоевание, КОРОЛЬ ВИЛЬГЕЛЬМ вернулся и попытался умиротворить жителей Лондона мягкими речами. А сам отправился жестоко подавлять крестьян. Среди городов, которые он взял в осаду, и где убивал, калечил и резал людей в неимоверных масштабах, не щадя ни старого, ни младенца, - оказались Оксфорд, Ворвик, Лейчестер, Ноттингем, Дарби, Линкольн, и Йорк. Во всех этих городах и многих других селениях, огнем и мечом совершались самые чудовищные злодеяния,- так что страшно было потом на все это опустошение смотреть!

Реки и ручьи окрасились человеческой кровью; небо было затянуло черным дымом и пеплом; поля превращены в кучи золы, обочины завалены гниющими трупами, - это  фатальные результаты завоевания и амбиций!

Несмотря на то, что ВИЛЬГЕЛЬМ был злобным и суровым воином, я все же не думаю, что он намеренно превращал страну в руины. Но то что приобрел крепкой рукой, необходимо удерживать железной хваткой, и в этом стремлении он превращал Англию в одну гигантскую могилу!

Два сына Гарольда, ЭДМУНД и ГОДВИН, пришли из Ирландии, на нескольких кораблях, чтобы воевать с норманами, но их разгромили. Не успели разобраться с братьями, как лесные разбойники настолько изматывали Йорк, что губернатор обратился к Королю за помощью. КОРОЛЬ снарядил ГЕНЕРАЛА и большой отряд - занять город Вурхам. Епископ города встречал солдат за городскими стенами и предупреждал, что не стоит ему туда входить, потому что опасность очень велика. Генерал мало придавал значения каким-то предостережениям священника и вошел в город со своими солдатами.

В ту же ночь, на каждом холме, который виднелся из города, зажглись сигнальные костры. На заре англичане, навалившись огромной массой на городские ворота, выломали их и ворвались в город, и перебили всех нормандцев.

Затем англичане обратились за помощью к данам, и те прибыли на 240 кораблях. Изгнанные и разоренные английские аристократы присоединялись к повстанцам - общими усилиями они захватили Йорк, обратив норманов в бегство.

Но коварный КОРОЛЬ ВИЛЬГЕЛЬМ подкупил данов - и они удалились.  И тогда он обрушил весь свой гнев на англичан,- так что все прежние пожары и пепел, трупы и руины ни в какое сравнение не шли.

В печальных песнях, скорбных сказаниях, которые до сих пор слышатся в сельских домах у очага вечерней порой, рассказывается о том, как сотни лет назад, в окаянные дни норманского завоевания, не осталось от Реки Хамбер и до реки Тайн ни одного селения, ни одного возделанного поля,- ничего, кроме гнетущего разорения, где человеческие тела лежали рядом с телами животных, засыпанные пеплом.

В те времена разбойники имели  свои убежища в глухих, непроходимых зарослях Кэмбриджшира. Защищенные заболоченной местностью, они сидели в засаде среди камыша и тростника, скрывались в туманной дымке, которая поднималась от влажной земли.

Так вот, за морем, во Фландрии, жил некий аристократ именем ХЕРЕВОРД. Когда он вернулся в страну, то узнал, что отец умер, а все их семейное достояние передано норману. Услышал об этой несправедливости от  случайно встреченного разоренного аристократа, который превратился в бродягу. ХЕРЕФОРД, преисполненный желанием мщения, присоединился к банде разбойников, вскоре  стал их атаманом. Он был настолько ловким и отважным воином, что норманы уверовали в его магические способности.

КОРОЛЬ ВИЛЬГЕЛЬМ велел построить дорогу в три мили длиной, чтобы окружить лагерь разбойников. Но и это не помогло подстеречь предполагаемого волшебника. И тогда КОРОЛЬ прибег к искусству одной старухи-знахарки, которая должна была заколдовать неуловимого разбойника. И старуху постоянно возили в клетке впереди королевского отряда.

Но ХЕРЕФОРД скоро избавился от старой ведьмы, от ее клетки и всего другого. Монахи из ближайшего аббатства Эли, привыкшие к спокойной и сытой жизни, испытывали сильное неудовольствие от того, что дорога все время перекрыта, и необходимая провизия - мясо, эль - стало сложно и опасно доставлять.

Монахи показали КОРОЛЮ секретную тропу, как пройти через лагерь разбойников. И ХЕРЕФОРД таким образом оказался в осаде. Неизвестно, погиб ли он в бою, или его взяли живым, после того, как он убил 16 норманов,- сказать не могу. Его поражение положило конец воровской банде и вскоре КОРОЛЬ ВИЛЬГЕЛЬМ одержал победу также в Шотландии и Англии, усмирив остатки разбойничьих отрядов.

В окружении нормандских аристократов, обогащенных новыми приобретениями, землями и богатствами английских семейств, КОРОЛЬ объявил великое межевание всей английской земли, которая стала собственностью новой аристократии и закреплена в КНИГЕ СУДЕБ.

По новому закону подданные были обязаны гасить костры, факелы, свечи в указанный час ночи, при звоне специального колокола. Также вводились в употребление нормандская одежда и манеры. Норманы становились всюду хозяевами, английские слуги, епископы замещались норманами. Таким образом, КОРОЛЬ ВИЛЬГЕЛЬМ проявил себя как истинный ЗАВОЕВАТЕЛЬ.

Но даже в окружении норманов он не чувствовал себя в безопасности. Все им было мало, они не насыщались богатствами, и чем больше он им давал, тем больше они требовали. Норманские священники оказались еще более жадными, чем солдаты. И нам известен лишь один норман, который просто и честно признался КОРОЛЮ, что он пришел с ним в Англию по долгу службы, как истинный слуга, и что собственность, которую силой отнимают у других людей, не вызывает у него восторга! Звали этого благородного человека ДЖИЛБЕРТ. Мы не забудем его имя, потому что необходимо чтить и помнить достойного человека!

Помимо множества проблем ВИЛЬГЕЛЬМ ЗАВОЕВАТЕЛЬ редко радовался поведению своих сыновей. Первый - РОБЕРТ, по прозвищу КОНЕК- из-за коротких ног. Второй - УИЛЬЯМ, по продвищу РУФУС (РЫЖИЙ). И третий - ГЕНРИ - за любовь к учению прозванный УМНИК.

Когда РОБЕРТ повзрослел, он потребовал у отца в качестве наследства - Нормандию, которая по рождению от матери ЭММЫ причиталась ему. Но КОРОЛЬ отказал. Тогда РОБЕРТ затаил обиду и злобу на отца.

Однажды, во время прогулки братья столкнули его с балкона, и он упал в воду. В ярости РОБЕРТ выхватил меч и бросился по ступенькам наверх, и только вмешательство КОРОЛЯ спасло сыновей от неминуемой гибели. В ту же ночь РОБЕРТ покинул двор с несколькими преданными ему приближенными. Он задумал внезапно захватить замок Руэн. Но, потерпев неудачу, затворился в одном из замков Нормандии. КОРОЛЬ взял замок в осаду.

Именно там РОБЕРТ чуть не убил собственного отца, не узнав его. Его покорность, как только он узнал КОРОЛЯ, заступничество королевы и других придворных, примирили отца с сыном... на некоторое время. Потому что вскоре РОБЕРТ, находясь за границей, перемещаясь от одного короля к другому с жалобами, притязаниями и обидами. Это был беспутный, безответственный и беззаботный, расточительный молодец. Он растрачивал все, что имел, на музыкантов и танцовщиц, но матушка любила его, и часто, против КОРОЛЕВСКОЙ ВОЛИ, снабжала его деньгами через доверенного по имени САМСОН.

Так что вскоре разъяренный КОРОЛЬ поклялся, что вырвет глаза САМСОНУ, и САМСОН, полагая, что самое безопасное для него - уйти в монахи, больше не выполнял подобных поручений, - таким образом, сохранив и глаза, и голову.

Все эти годы, начиная с бурного и шумного дня коронации, ЗАВОЕВАТЕЛЬ прилагал невероятные усилия, как вы понимаете, ценой жестокостей и кровопролития сохранить свою власть. И постоянно перед ним стояла одна и та же задача! Это был суровый, отважный, решительный правитель.

Он любил деньги, был гурманом. И все же самая главная страсть его жизни, которой он отдавался всецело, - охота! И ЗАВОЕВАТЕЛЬ достиг таких высот в своем увлечении,что сметал с земли целые деревни и города, расчищая территории для королевских охотничьих угодий. Не удовлетворившись 68 королевскими лесами, он захватил гигантский кусок земли в Хэмпшире - чтобы основать НОВЫЙ ЛЕС.

И тысячи несчастных крестьян, видя, как сносят их дома, оставались без крова над головой и наполнялись ненавистью к бессердечному КОРОЛЮ. Но он продолжал приобретать себе новых врагов. И вот на 21-й год правления (который стал последним для ЗАВОЕВАТЕЛЯ), он уезжал в Руэн, и Англия настолько кипела ненавистью к нему, что, казалось, каждый листочек на каждом дереве в лесу посылал  проклятие на его голову!

В Новом Лесу, его четвертый сын, Ричард, столкнувшись с оленем, погиб от удара мощных рогов, и в народе поговаривали, что сам лес беспощадно мстит всему роду ЗАВОЕВАТЕЛЯ - за его жестокость.

У него возникла ссора с Королем Франции относительно некоторых территорий. Пока он находился в Руэне, договариваясь с Королем, он не вставал с постели, принимая лекарства по совету лекаря - ввиду сильного ожирения. Потом ВИЛЬГЕЛЬМУ донесли, что французский Король сделал достоянием гласности его недуг и немало потешался при этом. Разгневанный ЗАВОЕВАТЕЛЬ поклялся, что француз дорого заплатит за свои неуместные шутки.

Он собрал большое войско и пошел на спорные территории, - там он жег (в своей излюбленной манере) все виноградники, уничтожил урожай на полях, фрукты, а город Мантэ сжег до тла!

Однако, в недобрый час, когда он скакал во весь опор, его конь случайно наступил на горячий уголь, взметнулся на дыбы, и КОРОЛЬ полетел из седла вперед, прямо под копыта...

Шесть дней он мучительно умирал в монастыре близ Руэна, и там же составил завещание, по которому Англия отходила к Уильяму, Нормандия - Роберту, а пять тысяч фунтов - Генри. И теперь его безжалостные деяния тяжким грузом навалились на его совесть. Он завещал огромные суммы на строительство церквей и монастырей по всей Англии. И велел освободить всех политических заключенных королевства,- что было истинным признаком раскаяния, тем более, что многие люди томились в заточении по двадцать лет!

Было сентябрьское утро, солнце вставало, когда КОРОЛЯ разбудил звон колоколов. "Откуда этот звон?" - спросил умирающий король. Ему ответили, что это звонит колокол на часовне Святой Марии. "Тогда я передаю мою душу Святой Марии",- произнес Король последние слова и умер.

Подумайте об этом имене - ЗАВОЕВАТЕЛЬ - и потом представьте, как он лежал на смертном одре. В тот же час, как он отошел в вечность, его лекари, священники, придворные, не представляя, какая распря за королевский трон сейчас разгорится, и что может произойти в Англии, поспешили в разные стороны, каждый - спасать и прятать богатства или собственность. Корыстные слуги при дворе начали грабить и обирать тело Короля, так что его вообще сбросили с постели, и он лежал на холодном полу несколько часов.

О, ЗАВОЕВАТЕЛЬ, благодаря которому так много фамилий гордятся сегодня, и так мало фамилий думали тогда! Лучше бы он завоевал одно преданное сердце, чем всю Англию!

Постепенно пришли кроткие монахи. с молитвами и свечками. И добрый рыцарь по имени ГЕРЛУИН вызвался (потому что никто другой не пожелал) перевезти тело Короля в Каен, в Нормандию, чтобы там похоронить в церкви Святого Стефана, которую ЗАВОЕВАТЕЛЬ сам и основал.

Но пожар как будто гнался за ним по пятам, и после смерти. Вспыхнул большой пожар в том городе, где тело оставили в церкви; и все присутствующие бежали в разные стороны, снова оставив тело без попечения.

Но похоронить ЗАВОЕВАТЕЛЯ с миром тоже не удалось!

Его собирались поместить в королевском облачении в гробнице возле алтаря при большом стечении народа, как неожиданно раздался громкий голос: "Это моя земля! На ней стоял дом моего отца. Этот Король лишил меня и земли, и дома, чтобы построить  церковь. Именем Всемогущего Господа нашего, я здесь прощаю и позволяю похоронить его тело в моей земле - по собственному праву!"

Священники и епископы знали права оратора, и потому заплатили ему 60 шиллингов - за могилу.

Но все равно тело не упокоилось с миром! Гробница оказалась мала, и тело пытались впихнуть силой. Оно сломалось, пошел зловонный запах, народ бросился вон из церкви на воздух, и в третий раз одно тело короля оставалось в церкви!

А где же находились сыновья ЗАВОЕВАТЕЛЯ? Почему они не присутствовали на похоронах своего отца? РОБЕРТ бесцельно слонялся в окружении музыкантов, танцовщиц, игроков где-то во Франции или Германии. ГЕНРИ  перевозил свои 5.000 фунтов в надежном сундуке в надежное место. А УИЛЬЯМ РЫЖИЙ спешил во весь опор в Англию, чтобы прибрать к рукам сокровища и корону!

Инна Едрец