Двое

Юлия Скибинская
Моя мама всегда вспоминает, как я, в возрасте лет пяти, просила сестренку. Фактически, говорит, из дома меня выгоняла: «Иди в роддом и без девочки не возвращайся!» Приходилось придумывать разные отговорки, по пути с работы. Дескать, сегодня детей не раздавали, были только апельсины. Будешь? В моей памяти это не сохранилось, а вот день, когда привезли Жанночку – есть. Причем очень отчетливо, вместе со всем моим детским счастьем.
Я рада, что у меня есть сестра. Разница в возрасте у нас 7 лет, потому в детстве она скорее была моим «хвостиком» на прогулках и порой даже раздражающим фактором, зато сейчас – не представляю свою жизнь без нее.
Истории повторяются... Моя дочь Катя в возрасте 5 лет решила действовать по той же схеме, что и я в свое время. Может, все дети ведут себя примерно одинаково? Закатывая глаза в потолок, она театрально заявляла: «Нет, ну неужели я буду, как Ксюша Чупракова, до 13 лет одна прорастать???» (Ксюша – это дочь наших друзей. Первая младшая сестренка у нее появилась в 13 лет, а через два года еще одна). И я в глубине души понимала, что это наглость с моей стороны – оставить дочку без сестры, ну... или без брата, ведь мне же так повезло, что у меня есть Жанна. Почему же я должна лишить этой радости своего ребенка?
Тихон родился, когда Кате было 8 лет. Дождалась. Честно говоря, я испытала эмоциональный шок, приехав домой с малышом и увидев детей вместе. Мне почему-то захотелось расплакаться от того, что моя маленькая девочка – вдруг так резко стала большой. Она стала старшей. На этом ее детство закончилось? Отчасти – да. Я и по себе все это отлично знаю. Но, плюсов, конечно же, больше.
Не нужно быть семи пядей во лбу, чтобы понять, что следующим этапом после знакомства и умиления станет ревность. В один из вечеров, выжатая как лимон всеми радостями дня, с завернутым в полотенце после купания сынком, прошу Катю подать подгузники или одежду, не помню точно. Тишина в ответ. Повторяю попытку, увеличив громкость, и слышу тихие всхлипывания за шторкой...  Трудно объяснить ребенку, который привык за 8 лет быть центром Вселенной, что центр – немного сместился. Но любить его при этом никто не стал меньше, просто центр сейчас делится ровно пополам. Вытащила второклашку из-за шторки, обняла и говорю:
– Вот, смотри, Кать, ты целых 8 лет безраздельно владела родительским вниманием. Все было только для тебя... А у Тихона, например, сразу есть сестра. И сразу все пополам. Понимаешь? Во всем есть свои плюсы, быть старшим – ничуть не менее завидная участь, чем младшим. Просто ответственности чуть больше, и так бывает, что нужна твоя помощь родителям... Но это ведь не потому, что тебя любить перестали и пытаются эксплуатировать в пользу младших, просто – доверяют, как взрослой и умной. И посмотри, ведь братик, он же любит тебя – тоже сразу. С рождения. Без всяких условий. Это же здорово! Видела, как он улыбается, когда ты подходишь?
Поверила дочь или нет, не могу сказать, но истерить перестала, и, пока брат не научился разговаривать, жили относительно мирно. Сейчас, когда Тихону уже 5, – ругаются и дерутся. Кто начинает первым чаще – даже и сказать трудно. Оба хороши. И я, видимо, тоже. Воспитатель-
дилетант. После очередной перебранки, когда мы легли с Тишей спать, он думал-думал о чем-то и говорит:
– Мам, а когда я только родился и был малюсеньким, Катя меня тоже ненавидела?
Естественно, первая реакция – откуда такие мысли??? Дети, вы же любите друг друга, хоть и «цапаетесь», я же знаю!
– А давай, – говорю, – мы Катю позовем и у нее самой и спросим (а точнее у ее совести – думаю про себя).
Нарисовавшаяся на пороге дочь с легким
недоумением и недовольным видом быстро заинтересовалась причиной, заставившей ее оторваться от планшета. Вопрос я задала в лоб, без предисловий. Добавив, естественно, свой: «Не стыдно?»
Совесть сразу встрепенулась. У детей начались обнимания, целования и любовные признания. Такой приятный момент, скажу я вам. Хоть и редкий. Но я точно знаю: это только пока. Просто они эмоциональные и искренние. Искренне дают знать – что их не устраивает, а эмоции – добавляют шороху. Но, даже ругаясь, они любят, и не дай бог кого-то из них обидит третье лицо. Сразу – мир, дружба, печенюшка (против того самого осмелевшего третьего лица. А лицо – само виновато!). Очень рада за те семьи, где при наличии нескольких детей между ними с детства царит гармония. Я такое видела. Правда, в кино... Но вполне допускаю вероятность того, что сюжет был основан на реальных событиях.
Разница в возрасте с годами тает, и старшенькие с младшенькими становятся ближе. Улетучиваются и раздражающие факторы. А искренность и эмоции – остаются, неся в себе желание помочь, в любой ситуации. Пусть сейчас дерутся, пусть ругаются. Пусть мирятся. Я рада, что они будут друг у друга во взрослой жизни.

NB 10.2015