Человек должен бороться за мир

Поль Райкин
 И это приводит нас к вопросу: а где в иудаизме простирается грань самообороны? Возможно, именно над этим вопросом задумался Яаков (из Торы).

Закон гласит: «Если тебя пришли убивать, то убей их первым». Откуда тогда эти угрызения совести? Яакова огорчила перспектива оказаться убийцей, даже если его поступок будет полностью оправдан с точки зрения закона.

Как напишет на рубеже XVII-XVIII веков в книге «Сифрей Хахамим» известный раввин и законоучитель Шабтай Басс Штраймер, главный принцип работы этого закона всё равно строится на минимальном применении силы.

Во главе угла стоит дилемма, нравственный конфликт. Их, к сожалению, много в нашей жизни: насколько оправдан аборт, если он необходим для спасения жизни матери, или что делать, если ситуация требует от нас нарушить закон? Можно ли убить из самообороны – одна из таких дилемм.

В каждом таком случае речь идет о конфликте между двумя приоритетами, и человечество, исходя из принципов библейской морали, вроде бы, выработало определенные алгоритмы поведения, согласно которым защита собственной жизни от убийцы – приоритетнее, как и сохранение жизни матери, которую убивает ее плод.

Иногда в таких сложных, морально запутанных ситуациях верное решение сразу более-менее очевидно (обычно исходя из принципа «меньшего из двух зол»), иногда правильного решения просто нет. Но всякий раз такая нравственная дилемма становится настоящей трагедией.

И какой бы выбор мы ни сделали, это не избавит нас от печали, угрызений, чувства вины. Вероятно, нравственность и заключается в таких угрызениях и сомнениях. И величие настоящего человека, величие Яакова – как раз в способности испытывать такие муки.
                ***
И сегодня, когда Израиль со всех сторон атакуют террористы, вооруженные бомбами, огнестрельным и холодным оружием, когда на мирных людей на улицах бросаются с ножницами и отвертками – обезвреженных убийц лечат, кормят и содержат с соблюдением всех их прав, несмотря на содеянное ими.

Эти качества – печаль перед необходимостью использовать силу и сострадание к поверженным – и по сей день присущи еврейскому народу.

Одним из самых драматичных моментов современной истории Израиля считается Шестидневная война. Израилю грозила страшная опасность. Египет, Сирия и Иордания стягивали свои вооруженные силы к его границами, и всё, чего хотели, – утопить еврейский народ в Средиземном море.

В итоге Израиль одержал молниеносную и впечатляющую военную победу против многократно превосходящих сил противника. Чувство тревоги сменилось сначала облегчением, потом радостью, затем – религиозным воодушевлением, тем более, что евреи получили возможность без всяких опасений молиться у Стены Плача, которой они были лишены на протяжении 19 лет существования молодого государства, а до этого – на протяжении двадцати веков.

Но вскоре настроения еврейских солдат и израильтян начали меняться, и их чувства стали далеки от триумфальных – они испытывали горечь и страдание от того, что им пришлось увидеть и пережить.

Побывав на линии фронта, эти солдаты своими глазами видели не только славу победы, но и ее цену – павших в бою товарищей. И павших врагов. И эта цена тронула сердца и поумерила пыл ликования.

Еврейский народ способен к состраданию, даже будучи победителем. Правильно сделанного выбора, молниеносного нажатия курка – недостаточно; человек должен бороться за мир, в котором перед ним не будет стоять такого выбора.

    Джонатан Сакс