Белка

Владимир Федорович Быков

    (БАЙКИ БЫВАЛОГО ОХОТНИКА)

Вот чего скажу: охотник без собаки, что иголка без нитки. В одиночку,  как ни старайся, а всё понапрасну: время убьёшь и ноги, но без добычи останешься.  В какую амуницию ни рядись, как ружье ни заряжай и куда ни забирайся, а зверя и птицу с кандачка не возьмешь: разбегутся, разлетятся и попрячутся в раз. Человек в лесу чужак. Тут то и необходим охотнику помощник.
Доводилось мне натаскивать всяких собак, и дворовых и породистых. У каждой свой нрав и достоинства. Однако более всех сноровисты лайки. Их трудно не любить!
Стоит перед тобой такая красавица: мордаха острая, ушки маленькие, глаза раскосые и хвост тугим колечком, – прямо произведение великолепного природного искусства. А сколько в них преданности и любви к человеку! Поверьте, нет собак прекраснее.
А кто мне возразит, что лайка – лучшая помощница в лесу? Какую проявляет она  резвость, какой охотничий азарт, какую злость! Не зря говорят, лайка – охотник от Бога, смело вступает в схватку даже с медведем и кабаном.
Свою собаку я вырастил со щенка. Назвал Белкой. Охотничьи задатки она показала с первого раза, как взял ее в лес. Молодую собачку не надо было учить, как искать добычу, когда лаять, когда помалкивать и куда бежать. Всё это оказалось заложенным в ней от природы.
Бывало, идёшь по совсем пустому лесу: вокруг всё словно вымерло. Только опавшие листья под ногами шуршат. Думаешь – пропала охота. Ан, нет!  Собака то птицу поднимет, то белку облает, то зайца вспугнёт. На редкость моя любимица была надёжна и смекалиста.
Особым пристрастием пользовалась у неё загонная охота на лося. Как в таких случаях бывало, бригада охотников отыскивала свежий след сохатого и окружала в кольцо лесок, из которого нет выхода. После вставали на номера. А загонщики пускали собаку, и сами с шумом, чтобы пугнуть зверя, продвигались вперед. За Белкой загонщики никогда не поспевали, а потому плелись далеко позади. Добытчица сама знала, что ей нужно делать.
Те приятели, с кем приходилось охотиться, были наслышаны об удивительных способностях моей собаки, поэтому выделяли мне самые дальние, маловероятные места для стрельбы. То есть убирали с глаз подальше, где лось ну не как не должен был появиться. Однако Белку это не смущало. Не понятно как, но она  всегда знала, где находится хозяин. Подняв лося, гнала его только на меня. За многие годы не было ни одного случая, чтобы ошиблась. Мой выстрел становился решающим.
Друзья только руками разводили: «Как же так? Стоишь за километр, а она тебя чует. Охотиться с тобой и твоей Белкой не интересно.  Монополию на выстрел захватил!»   
Однако, как говорится, «и на старуху бывает проруха». На одной из подобных лосиных охот произошёл забавнейший случай. Виновником его стала моя любимица.
Осень тогда выдалась тёплая, но в половине октября похолодало и снег укрыл землю. Выехали мы ночью. Пока добирались к дальнему урочищу, рассвело. 
Лоси к этому времени ушли с открытых мест  кормится в заросли,  на лёжки.  «Горячий» след отыскали быстро. Загонный участок  прилегал к глухому, непроходимому массиву леса с оврагами и буреломом. На подходе к этому самому бурелому меня и поставили на номер. Шансов на выстрел, сами понимаете, минимум.
Небольшую поляну передо мною окружал тальник, среди которого возвышались старые, раскидистые ёлки. Рядом с одной из них находилось  поваленное, но не осевшее  дерево. Чтобы улучшить обзор я залез на него, уютно уселся метрах в двух от земли, свесив ноги, и стал ждать.
Скоро послышался лай. Ну, думаю, вот и славно. Белка подняла лося с лёжки и быстро приближалась.  Вскоре можно было понять, что собака уже совсем рядом, не более, чем в пятидесяти метрах.  Я поднял ружьё и стал напряжённо всматриваться и вслушиваться, откуда выскочит лось.
Тут Белка неожиданно замолчала, а еще через пару минут стала лаять так, как лают во дворе дома разъярённые собаки, пытающиеся схватить незнакомца за штанину: с рычанием, повизгиванием, отрывисто и часто. Я подумал, что она остановила лося, удерживает его на месте, кружа и облаивая со всех сторон. Но из-за зарослей ничего разглядеть не мог. 
Держала собака лося довольно долго. Я уж собрался отправиться ей на помощь. Белка, наверняка ждала меня. Но в этот момент послышался громкий треск веток и на поляну вывалил… мать честная! Огромный медведь!
Что было дальше, честно скажу, помню как в тумане. Всё случилось будто во сне и не со мной. Уж точно, такому внезапному появлению косолапого я не очень обрадовался. Да что там не обрадовался, даже испугаться как следует не успел!
Первой мыслью было взобраться на дерево и я кинулся к нему, чтобы вскарабкаться, но поскользнулся и тут же  брякнулся на землю.  Буквально под ноги зверю. Но Белка бросилась защищать. Ощетинившись и рыча встала между мною и медведем.
Не знаю, все ли мишки ведут себя подобным образом, или только тот, который тогда повстречался, от моего ли неожиданного появления, или от смелости собаки, но косолапый подпрыгнул,  громко «пустил дух» и что есть мочи кинулся в сторону бурелома.
Треск ломаемых им кустов был слышен  даже охотникам, стоявшим по соседству. Белка не погналась. Осталась рядом, внимательно смотрела на меня, улыбаясь хвостом, и, всем своим видом вопрошала: «Что же ты, хозяин, за охотник? Я поднесла тебе добычу на блюдечке, а ты даже не пальнул. Испугался?»
Поднявшись на ноги, кое-как отыскав шапку, и отряхиваясь после такого конфуза мне и возразить-то было нечего, только бурчать: «Да ты, подруга, ещё бы тигра отыскала в чащобе и привела ко мне, а потом насмехалась!»
Куда подевался долгожданный лось в тот день, я так и не узнал, но скажу одно: никогда, ребята, не ходите на охоту без доброй собаки, такой, как моя преданная Белка.