И света далей небес... отрывок

Виктор Шадрин 2
  ---Алло…,да,это я,мадам Клайдберн,как ваше здоровье?...Спасибо,хорошо…Салли…На выставке?Она уже была в больнице…Я с ней поговорю…Я тоже считаю,что она ангел,но …Конечно…,все хорошо в меру…Я поговорю с ней…Не волнуйтесь,мадам…не надо… всего доброго.
Франсуа оставил машину на стоянке и поднимался по лестницам ведущим к входу,когда увидел Салли выходящею из дверей этого здания,где проходила выставка искусства авангарда художников и скульпторов.
Он помахал ей рукой,Салли увидела его,остановилась,грустно кивнула головой и пошла навстречу.Они сдержанно обнялись,но потом она быстро,но горячо поцеловала Франсуа.
---Как выставка?
Она сделала шаг в сторону и скривила губки.
---Авангард.
---Люблю новое,сшибающее с ног,дорогу,дорогу.
---Сегодня ты улыбаешься,не так как всегда.
---Я буду делать фильм,вернее сказать управлять всем процессом.
---Ты всего лишь продюсер,Франсуа.
---Я финансирую фильм,а это главное—Франсуа взял ее руку и поцеловал—Как я мечтаю, чтобы ты снялась в моей картине.Ты бы великолепно смотрелась.
Салли взгрустнула вздыхая и откидывая печалью улыбнулась.
---У меня неплохо получатся страдания людей,я их столько видела,что сама научилась страдать.
---Я сниму этот фильм,поднаберусь опыта и в последствии обязательно попрошу господина Мортона,чтобы он написал сценарий специально для тебя.
---Франсуа—нежно замялась Салли—ты заранее обрекаешь меня на страдания.
---Но это же только на экране,в жизни я сохраню твой покой.
Перед зданием был разбит скверик,пару скамеек,цветочные клумбы и засаженные деревья.Салли и Франсуа не сговариваясь прошли под их тень и присели на скамейку.
---Знаешь,там такая мазня,такие механические сооружения,вместо плавных линий жизни. Бездарные последователи футуризма и кубизма.Слова то какие угловатые.Никакой геометрии,дети и то соберут фигуру получше.Неотесанный талант,не выстраданный.Я давно пришла к выводу,что дай безумию идей название вот и получится новый стиль,но самое необьяснимое,его еще подхватят и продолжат,а это уже религия.Художник творит в одиночку и создает себе стиль,а бездарности собираются в общества следуя течениям.А так хочется подышать творением людей,дать сердцу покой и радость,а не работу мозгу. Удивляясь красоте возвышаешься,а здесь тужась в воображении вытягиваешь подтекст, которого может и вовсе нет.У великих творений одно течение—красота и утонченность души, мучения ее и крики.Пичкать душу человеческой свалкой это значит черстветь и затирать красоту.Бродяжка с шарманкой,пускай он только крутил ручку,но дарил людям больше души,чем они.Но видимо человек,как ненасытный дракон способен пожрать и переварить,что к пище малопригодно.Всякий ли бред должен быть воспринимаем?Как-то медленно склоняемся к первобытности.Всеяден человек.Далеко ли надо ходить,зайди в церковь и посмотри на образа,вот где все красиво,просто,понятно и нет там лжи,истоки наши и ученье.
---Салли,наша современность требует новых форм,истасканные классические линии уже не интересны.Пусть мы придем к первобытности,потом опять рассвет и новый виток в развитии человечества.Людям,как собакам,обязательно надо где-то вываляться в падали.
---Фу,но так нам паразитов не вывести.
---Существует закон насыщения,любая пища приедается,а тогда с душком находим пикантным и потянет на  соленое,сладкое и так далее.Истинное искусство кухня для гурманов.
Салли улыбаясь что-то смахнула рукой с лица Франсуа,а он поймал ее руку и поцеловал.
Она не отнимая своей руки от его губ продолжала.
---Искусство авангарда ошарашивает в первую очередь нас,людей светских и образованных,а я видела как простые люди шушукаясь смеялись над этим,сдержанно конечно,боясь выглядеть глупо,вокруг то серьезные умные лица.А наш пытливый, изощренный ум упрямо ищет смысл во всем и находит,потому что ищет,потому что нас тошнит от изысканности,красивые и правильные формы нам приелись.Далекая эта экстравагантность,брызгающая оригинальность,думаю еще не мощь таланта,а только признаки его.Эти прыжки вверх—по моему буйство гордыни,но не полет,не полет.
Думают,что прокладывают дорогу новому,а на самом деле извращаются…
Талант это божий дар,давно известно это и светлые проблески и помутнение рассудка,ясный взгляд и безумие.И только гении живя в этих колебаниях,в этом творческом волнении,сгорая вспышками вдохновения способны сотворить нужное человечеству.Никогда не подделаются под время,войдут в него и обрисуют.И цена их трудам,ни почести,ни слава,как думают многие,а смерть и суд потомков.Люди людей людят людское.
---Салли,где рыщет талант ищя истину и красоту,летая в облаках или шагая по земле?
Одни летая в облаках спускаются за сюжетами на землю,а вот иные блуждая по земле улетают в облака за вдохновением.
---Вот видишь,как это понять?Кто знает,что ближе нам,земля иль небо.Кто обращен на небо,под ноги не смотрит.Тот кто шагает по земле,тому лишь лик людей знаком.
У гениев одна беда,они не могут передать по наследству мастерство свое,как передает ремесло отец сыну.И чем они могут поделиться,только мыслями своими,делом своим…
Стоит мне завести этот разговор на тему модного искусства в нашем кругу,как полетят в меня реплики,мол я ничего не понимаю и не вижу летящего взгляда.Что мода создается под влиянием нашего миропонимания,а по моему духом каббалистических идей и поиска тайного смысла красоты.
---Но,Салли!Согласись,так и есть,искусство наши души,наши идеи и на них конечно же влияет окружающая жизнь.
--- Откуда берутся идеи и во что выливаются?Пару мазков хаотического сочетания линий считается пресловутым абстракционизмом.Брошенный кусок глины об пол—свлечение руки,взгляда на предмет и свободного творчества.Зачем мучения и поиски,надо же трудиться,мучиться,искать и нет там места для себя.А так,мелькнула мысль,сделал.
О,о,сразу талантливо.Необычно,но не талантливо.Давно нет точной натруженной руки скульпторов эпохи возрождения,где чувство обьема и глубокие истоки поиска,и ошибкам нет места,глыба то одна.Нет кисти художника,что усердно работает красками образ живой и вымышленный,которая ложит на холст сюжет.И если обнажали тело не допускали пошлости.Душа мастера остается в творении.
Вот и непонятно,то ли жизнь наша стилизует искусство,то ли искусство придает стиль жизни.
---Куда ты забралась?Все проще,человек желает творить,в муках,но творить.
---Великие творения рождаются вне нашего понимания,вне этой жизни и возникают на пустом месте и там, где их никто не ждет.Конечно жаль,кто не может продвинуться в красоте,тот ищет более доступные формы.
---Ты хочешь запретить ярость поиска,как хулу на красоту.К чему этот ненужный пуризм.
---Ярость поиска?Я отвечу тем же,строгость не убогость.Где ты мудрость народная?где тухлые яйца и переспелые овощи и фрукты?которыми закидывали пошлых фигляров. Такое впечатление,что неучи и мазилы с пылающим огнем в груди хотят осветить людей,а выступают в роли паяцев творчества и их пропаганда,скажу бесовская,покрывает души людей темными язвами,которые разлагают и ведут к вырождению и если организм
крепок,то к мутации.Люди психически нездоровые с зачатками сумасшествия преподносят нам свои бредовые вымыслы и мнят себя уловителями астральных сверхидей.Значит горстка с неустойчивой психикой ведет человечество,не верю,конечно обычному уму в диковинку такие видения.Но эти видения ничего не делают,ничего не родят.Люди в искусстве должны видеть если не истину,то хотя бы доброту,и если само творение не меняет человека,то хотя бы приводит к этому и в лучшую сторону,в лучшую.
---Салли,ты забываешь,что и Бог смеется и Он шутит.Есть тонкая психологическая связь,создаешь себе кумира и нет твоего сознания,смотришь на все трезвым взглядом и глядь—ты выше толпы.
---Не надо аксиом структуры гениальности,и теорем подчинения движению атомов. Ах,гений это всегда сумасшествие,не верю,одержимость,да,отрешенность,да,и эти качества принимают за болезнь…Мы перестали ценить истинных творцов,пекарь вот творец,творит из нечто что-то,вдобавок еще и кормилец.
---Но,Салли,душе такая пища…
---Я,поняла,но покажи мне человека,и их должно быть много,которых шатает от голода, но сыта их душа и живет добротой,это подвиг.Сытый человек более добр.
---Салли,сытая жизнь не горчит правдой.Я и не знал,что в тебе живут такие мысли,Салли, ты меня не перестаешь удивлять,поразительно удивлять—Франсуа подался вверх и вытянул лицо,глаза расширились,на что Салли ответила ужимкой.
---Шутовство и примитивность.Излишняя демократизация в искусстве вредна.Свобода в искусстве не всегда выход на простор,чаще дорога в блужданиях,гораздо полезней оковы,заточение.Человечество и не заметило,как пустилось во всеобщий поход под знаменем творчества и искусства.Где лишь немногие могут истинно сочинять стихи, божественную музыку,писать картины,ваять скульптуры,писать наконец неплохие книги и глядя на этих остальные тоже этого хотят—Салли взяла паузу и Франсуа терпеливо ждал—И кто им может запретить?
Вперед,вперед к самовыражению…
---Ты знаешь,Салли,кто-то сказал,что нет конца ступеням человеческим—вставил Франсуа—другой,не помню кто,заметил,что есть—беднота мечтает о богатстве, богатей завидует знати,их привилегиям и титулу,знать обожает талант,талант жаждет известности и популярности,успешные в свою очередь преклоняются перед гением,а гений завидует любой счастливой судьбе—замкнулся круг…Милая моя,красота не расцвела сияньем доброты и среди ее зерен,коими усеяна земля,взошел китч—самая массовая культура.И сколько ее не прорежай эти то плевелы разнесенные по миру ветрами бескультурья и безграмотности,прорастут там,где густо цветет и благоухает,уродливо затягивая дикостью.
---Китч—Салли задумалась—…доступная форма понимания таких же невежд,которые это и создают и даже не невежды они,непритязательность,трудно обьяснить,потому что охватывает многих,одним что-то видится всего лишь,а очень нравится другим,потому и восхищаются,а круг все шире,а круг все больше.Как они любят диспуты,и непременно побеждают в них,попробуй вступить с ними в спор,ожесточенный ор.Порой и слов то нет,чтоб им возразить,сердцем чувствуешь,что серость,а сказать нечего.Китч это маскировка под творчество,шарлатаны верующие,что их искусство будет вечным.
---Но этого у людей не отнять и пусть уж живет…
---…Мне кажется беда в том,что посредственность более распространена,их больше,они всюду…
---Ну,конечно же,люди заурядны,и я и вот он,и еще много кто,человечество в лице своем не гениально…
---…раньше выступить вперед им мешала безграмотность,нищета,где и безродность, создавая в них чувство ничтожности,униженности,а теперь всего этого нет.Горе-творцов и носят на руках тем обожанием,что по уровню развития они равны с поклонниками,их стиль подражания под вуалью времен.Гении же бродят в одиночку,долго оставаясь непонятыми,обществ не создают,редко встречаются и если встретятся,больше спорят и недолюбливают друг друга…Вперед,вперед к самовыражению.Этот поход схож с религиозным шествием и как в религии здесь есть место обману.Нету великого до которого еще нужно подняться духом,тогда и состоишься,как художник,а вокруг одна посредственность,и ее еще восхваляют.Деньги получают за это,большие деньги,вдобавок слава.Конечно же другие думают,что так то и я могу,а если то искусство,то мое тоже творчество,у тех получается зарабатывать на этом и мне хочется стать богатым и знаменитым.Но при всей образованности,доступности знаний,общего уровня грамотности,талант штука редкостная,а не повсеместная.Владение языком современности лишь подчеркивает твою типичность.Опираться на начитанность,а не на открытие бескрайней вселенной души—утопия.
Слава богу,что наука остается нетронутой,она со свойственной ей методичностью и неоспоримыми доказательствами отметает все претензии профанов.
---Салли,в науке бывают странности,одни совершают открытия,а другие ставят всю жизнь опыты и заходят в тупик,как не опыт,так провал,первоначальная идея воодушевляет,но ее надо проверить научным способом,но как не проверка,так опять нет результата и вся их жизнь в пустую.Неудачник?—голосом Франсуа взял серьезные ноты—Но следующие поколения ученых так не думают,на анализе этих ошибочных опытов они экономят время и силы, именно эти ошибки и оберегают их от неправильного пути и позволяют выстраивать версии которые ведут к новым открытиям.
В искусстве все по другому.Одно и тоже может повторятся,конечно что-то изменится современностью,но в основе повторяется снова и снова,все зависит от вкуса поколения.
А в науке нет,она идет вперед и не повторяется.Но и искусство это поиск.
---Поиск,но не исследование.В искусстве нет точных расчетов.Вот и выходит—искусство сложнее науки,потому что это мы сложные,наш взгляд,наши непознанные души,а не искусство.Как сложно найти что-то новое в чем бы светилась красота.Ведь у каждого своя красота.Кто-то стесняется собственных суждений,такая неуверенность переходит в подражание.Выскочки смело выступают,но за их новизной не проступает красота и люди их отвергают,а им кажется,что их не понимают и причисляют себя к непонятым гениям.
Что-то слетает с души,кто-то выложит разумом варианты и сконструирует тему,а кто-то дышит тем,как ему кажется,что шепчут ему на ухо боги,кто-то так видит,еще видят во снах,слышат голоса,поют радостью и стонут горем.Разбери здесь где свет?
Знания откуда все исходит и куда течет создают культурного человека…Разборы от литературы к живописи,где пересечения их,изучение всех стилей,доскональное знание направлений…
Как происходит смена течений искусства,как смена времен и нравов влияет на людей и творчество,застой в искусстве и всплески,взрывы и повороты направлений.Умение определять стиль и многое и многое…Жизнь искусством извне и снаружи,тонкое улавливание чувств художника…
Если бы сам художник был наполнен таким культурным сором,знания помешали бы ему вдохновленно фантазировать на его чистом листе…Когда художник или мастер начинает рассуждать об искусстве,он мертвый художник.Он то всего лишь выбранный инструмент в руках божественного духа,а разве инструмент умеет рассуждать,он делает…
Я в детстве любила возиться с пластилином,но ничего у меня не получалось.Как я тогда капризничала и с гневом разбрасывала куски не леплённого.
---Ты мне не рассказывала об этом.
---Отец мой видя,как я мучаюсь,однажды посадил меня и завязал платком глаза,дал в руки пластилин и грозно приказал мне вылепить собачку,а не то я,сказал он,так и останусь с завязанными глазами.
Я поплакала,поплакала и боясь остаться слепой принялась за лепку.Когда же отец мой развязал мне глаза,я взвыла от радости,собачка получилась великолепная,никто так не лепил из моих сверстников.Удовлетворившись,я оставила это занятие и перешла к куклам. Но дальше в возрасте,помня что я когда-то могла,я много раз принималась лепить.
И с завязанными глазами и воочию,и с вдохновением и от скуки,но ничего подобного у меня так и не получилось…
Салли умолкла.
---Ты сегодня на себя не похожа,философия искусства.К чему это ты?
---К тому,что напрасны все старания и труды людей если все остается как прежде?
Почему мир не становится лучше?Сколько сделано,а ничего не происходит.Неужели сила искусства слаба.
---Разрыв поколений,что тут поделаешь.
Салли нахмурив брови привздохнула кротко,а в глазах промелькнула тоска и она так ласково улыбнулась глядя на Франсуа,что он спросил.
---Что-то произошло?
---Вчера умерла старушка.
---Салли,смерть поджидает нас везде и в старости она неизбежна.
---У нее никого не было.
---Дорогая,я прошу тебя,не увлекайся ты так посещением больниц,ты…
---А сегодня  умер мальчик,он не дожил до утра—ее глаза заслезились—всего-то три годочка.
---Ну,не грусти,Салли.
---Он умер,Франсуа,потому что у его родителей нет денег на дорогостоящею операцию.
Они очень бедны.Надо было видеть их,они умирали вместе с ним.
---Печально,но уже ничего не изменишь.
---Печально…А как же клятва Гиппократа?Спасать,лечить людей,не это ли смысл врачевания.Я окончила Сорбонну,изучала французскую литературу и слушала курс лекций про современное искусство.Столько знаний и все впустую.Что они могут,чем полезны?
Я сделала большую ошибку в жизни,я не стала врачом.
---Еще не поздно—посмеялся Франсуа и поцеловал Салли.
---Поздно,мне уже не пересилить эту боль.Пока я выпрашивала у родителей деньги на операцию,ребенок умер.
Франсуа вскочил и прошел пару шагов вперед.
---Я запрещаю тебе посещать эти больницы для малоимущих.
---Именно эти больницы?Другие можно,а разве они должны быть разные?
---Что ты там ищешь,Салли?
---Больным требуется постоянный уход—грустновато,но с теплыми нотками заботы прошептала Салли.
---Ты день ото дня прирастаешь к их проблемам не видя собственную жизнь.
---Не правда,я живу,я люблю тебя,я с тобой—обиженно спела она.
---Я тоже люблю тебя,но твои грустные рассказы…Ты так переживаешь,а наш ребенок?Я начинаю волноваться.В твоем положении вредно всякое расстройство.Послушайся меня, хотя бы на время оставь посещения больниц.Ты скоро подаришь миру человечка,нашего ребенка,улыбнись.
---Как грустно давая жизнь своему дитя видеть чужую смерть.Теперь я понимаю почему женщина рожает в мучениях это борьба за жизнь и кому как не ей помнить о смерти.
---Оставь в покое больных,оставь в покое умерших,Салли.Тебе надо думать о другом.
---Неужели ты хочешь видеть меня глупой?Ту,что закрывает свой бутон на ночь и распускается с первыми лучами солнца,поится влагой и радуется свету и только.Но есть еще пасмурные дни с сильным холодным ветром,ломаются стебли и гибнут цветы.И все это жизнь,Франсуа,от нее не спрячешься.
---Чужая жизнь,Салли,чужая.
---Жизнь это не только твоя и моя,но еще и люди вокруг,много людей.Разве ты хочешь чтобы остались только я и ты и больше никого.
---Больше никого?А наш будущий ребенок?
---И наш будущий ребенок не должен расти в одиночестве.