Шарик

Юрий Непольский
Шарик

Ранним утром седой мужчина сидел на крыльце деревенского дома, доставшегося ему от давно уже умершей бабки и смотрел на улицу. У соседской хаты  мальчишка лет  пяти-шести бегал вдоль штакетника, а  за ним вприпрыжку носился щенок-обычная дворняжка, черно-белой масти. Из ворот этого же дома вышла женщина, увидев  на крыльце сидящего соседа прокричала:
-Привет, Юрий Иванович! Что тянет на Родину, опять в родные края приехал?!
-Да, Наталья, вот приехал на недельку дом проведать, как тут у Вас?
-Да, слава Богу помаленьку, все в порядке, за Вашим домом присматриваем. Мне вон опять  оглоедов -  внуков на лето подкинули мои. Димка вот проснулся, а остальные четверо еще дрыхнут лежат. Пойду им  щас  завтрак готовить.
- Ну вечерком от дел освободишься  заходи в гости, помянем дедов с бабками, я из города тут привёз кой чего.
Мужчина подозвал к себе мальчишку и спросил:
-Как щенка то зовут?
-Шарик, дядь Юр!
-Да, у меня тоже был Шарик в детстве, а твой моему наверно родственником приходится, больно окрасом похож.
Мальчишка обратно побежал по улице, щенок тявкая нёсся за ним.
Мужчина разомлел от утреннего летнего солнышка и свежего деревенского воздуха, прикрыл глаза и начал вспоминать своё детство.

Юрка рос в семье один, что для деревни необычно, у соседей по улице было и по три по пять детей.  Мать, отец и бабка Варя жили в доме, построенным  дедом, которого Юрка и не видел. Он родился  когда дед, прошедший всю войну, уже умер от  полученных в боях ранениях, за год до его рождения. Мать с отцом работали на заводе в райцентре,  бабушка была занята по хозяйству. Ну а Юрка с раннего детства был предоставлен сам себе и деревенской улице. Ему исполнилось шесть лет и с утра до ночи он гонял по всей деревне на подаренном ему велосипеде «Орлёнок». Бывая то на  одном, то на другом краю деревни, он знал все деревенские новости. Вот на днях  он услышал как одна соседка  говорила другой, что у Коржика (а у почти каждого в деревне была своя кличка или по двору могли звать всю семью не по фамилии, а по прозвищу, еще прилипшему с давних времён) собака ощенилась две недели назад тремя щенками.
Сегодня Юрка  решил сгонять на велике на другой конец деревни  к этому дядьки и посмотреть на его щенков. Подъехав к дому, он ничего лучше не придумал как прокричать в открытое окно:
-Дядя Коржик покажи щенков.
Из окна появилось круглое конопатое и злое мужское лицо. Что у Коржика может быть еще и имя,  Юрка как то и не подумал.
-Ну какой я тебе Коржик, малец,  дядь Лёша меня зовут, щас крапивой задницу то надеру, чтоб не обзывался.
-Извините меня, это тётка Лида Жиронкина  Вас так называла.
-Ну ладно, чего хотел то? Щенка штоль  надо, забирай любого, всё равно топить придётся, одна моя Жулька  жрёт больше меня, мне их всех кормить зачем?
-Правда отдадите?
-Да пошли во двор, выбирай любого.
Юрка посадил за пазуху выбранного им щенка с чёрным окрасом, белой мордочкой и белыми передними лапами и покатил потихоньку домой.
Увидев, что Юрка притащил домой собаку  бабушка Варя сперва запричитала, что не нужен он им, но потом отошла и сказала:
-Вот отец с матерью с работы вернуться вечером, пусть решают.

Вечером Юрка уговорил родителей оставить себе щенка и они с отцом сколотили ему будку. На дно будки бросили кусок старой разорванной фуфайки, Юрка посадил на него щенка и произнёс:
-Место, Шарик, место!
Почему именно Шарик он и не знал, просто в голову ничего другого не пришло тогда.
Так и стал жить Шарик в их семье.....
Прошло два  года Шарик вырос, с Юркой они стали  неразлучные друзья. Собаку привязывали на ночь на цепь у будки, а днём они вместе носились по деревне. Юрка хоть на велосипеде, хоть пешком, а Шарик всегда рядом.  Когда Юрка пошёл в школу, то пёс провожал его до здания сельской школы и лежал рядом   в посадке, ждал его. Увидев  выходящего из школы Юрку, Шарик бежал ему навстречу, клал передние лапы мальчишке на грудь и пытался облизать своим шершавым языком   лицо....
В их семью пришло горе. Отец, молодой ещё мужчина  30-и  лет  на Троицу поехал на мотоцикле в райцентр и сбил переходящую с коромыслом и ведрами проезжую часть женщину. Она увидев транспортное средство с испуга сперва бросилась в одну сторону, потом в другую и он не смог уйти от столкновения. Женщина  через месяц умерла в больнице, отец в момент аварии был нетрезв, хоть и сам покалечился в момент падения, но за смерть человека должен был отвечать перед судом.
В назначенный день суда всей семьёй поехали в райцентр, собаку  дома привязали на цепь.
В какой то момент заседания суда  чуть слышно заскрипела дверь и в зал проскользнул Шарик, лёг на пол около последнего ряда сидений, опустил уши, положив голову на передние лапы. В этом положении и просидел до вынесения приговора. Как он сумел избавиться от цепи, пробежать расстояние в семь километров и найти их так и осталось загадкой.
Отцу дали шесть лет. Юрка с матерью ездили к нему в тюрьму, возили передачи. Мать потом вспоминала, что сын после одного долгого ожидания свидания с отцом выдал одному  из офицеров, занятому организацией встреч с осужденными:
-Вот вырасту, стану танкистом, приеду на танке и раздавлю всю Вашу тюрьму!
Юрка потом и в правду стал офицером-танкистом, но это было позже.

В деревне в магазине был маленький выбор продуктов и большую их часть мать привозила на рейсовом автобусе, а когда работала допоздна то  несла на себе семь километров пешком из райцентра. Иногда Юрка ездил на велосипеде в райцентр и привозил то, что говорили ему купить мать и бабушка. Часто пока ехал домой и вёз свежий хлеб, то съедал по дороге целый батон. Дома денег не хватало и сладости он почти не видел, свежевыпеченный хлеб был вкуснее всего на свете, а если ещё и с бабушкиным вареньем, то это вообще смак.
Вот за мешком сахара для варенья его как то и послали на велике в райцентр. Шарик тоже увязался как обычно за ним, бежал всю дорогу, ждал у магазина, пока хозяин покупал сахар и сопровождал в обратной дороге. Ехать с мешком на раме было невозможно и всю дорогу пришлось держать   руль руками и идти  рядом с велосипедом. По дороге домой в конце райцентра был пруд и там он решил немного отдохнуть   и заодно искупаться.  На пруду никого не было кроме парня лет 17 и девчонки немного моложе, которые сидели и обсыхали после купания. Положив велосипед с сахаром на землю Юрка разделся и полез в пруд. Он не видел, что девчонка что то говорила парню, когда увидела его с велосипедом, при этом она жестикулировала руками и показывала парню на Юрку. Парень при этом пытался её успокоить, но она встала, залезла в воду и увидев вынырнувшего рядом с ней Юрку схватила его за голову и обеими руками стала его топить. Когда его голова, с вытаращенными от ужаса глазами,  показывалась из воды она обратно опускала её в воду со словами:
-Твой отец убил мою мать, а я тебя, сучонок,  утоплю и никто не узнает.

Это позже уже он понял, что это была дочь той женщины, которую сбил на мотоцикле его отец. А ещё позже он её понял и простил даже, за то что она так с ним тогда поступила.
Чем бы эта история закончилась неизвестно, но Шарик до этого бегавший и гавкавший на  берегу,  прыгнул в воду, вцепился в руку  девчонки и она вынуждена была отпустить его голову. Приложив к покусанной руке росший на берегу лопух девушка процедила сквозь зубы:
-Не попадайся мне больше, убью!
Так в первый раз Шарик спас ему жизнь, а потом был и второй.

Батя отсидел положенный срок и Юрка с родителями переехал жить в город, где уже давно жили родственники отца. Отец с матерью нашли себе работу на металлургическом комбинате, Юрка учился в школе и каждое лето ездил в деревню. Шарик постарел, но всегда узнавал его и   радостный бегал вокруг него, особенно в день приезда.
В классе девятом Юрка влюбился на каникулах в девушку из соседней деревни и после танцев ходил её провожать. После его отъезда в город они стали переписываться, ну а в его приезды встречаться.
Как то он надумал приехать к бабушке не летом, а зимой. К этому времени их деревня и соседние  уже начинали «умирать», многие дома остались без хозяев, народ из-за отсутствия в деревне работы перебирался в город. Может от этого в лесах вокруг деревни стали появляться животные которых, когда было много жителей, никто никогда и не видел. И если раньше в лесу можно было встретить лишь кабана, то теперь появились косули, а позже и волки.
Юрка слышал страшную историю про то, что где то в их же районе волки загрызли мужика поехавшего за стогом сена оставленным за деревней, от которого остались одни чуть ли не одни сапоги. Но в россказни эти он не верил.
Новогоднюю ночь они встречали в соседней деревне у подружки его девчонки с деревенской компанией. Деревня находилась в трех километрах от его деревни, где ждала его бабушка, да и Шарик вместе с нею.
После встречи Нового года и  танцев он проводил свою девушку до дому и потихоньку пошел к себе. Снега в этот год было немного и выйдя из деревни  он зашагал по бугру, вдоль речки,   в направлении дома. Ночь еще не закончилась, но от белоснежного снега на полях было светло как днём. Уже на подходе к деревне, у излучины реки возле проруби Юрка заметил темные пятна на снегу, когда начал подходить, пятна задвигались. Собаки-решил он и ускорил шаг, обходя их стороной.  Уже были видны крайние дома деревни.  «Собаки»  повернули головы в его сторону и медленно пошли в его сторону. Их можно уже было разглядеть и Юрка с ужасом начал понимать, что это не собаки, а волки. Раз, два, три, четыре....В голове мелькнула, непонятно когда услышанная мысль о том, что если встретил волков и побежал, то всё - загрызут. И он медленно продолжал идти к началу деревни, волки шли за ним. Вдруг возле крайней хаты он увидел бегущего в его сторону Шарика. Тот увидев волков и хозяина начал оглашено лаять и тут Юрка побежал в сторону деревни, волки  и Шарик рванули навстречу друг другу.
Когда Юрка начал стучать в ворота одного из  домов, то услышал как завизжала его собака. Ему открыли.
-Дядь Вить, там волки!
-Да ты что, Юрк, отродясь же не было.
Ответивший ему дядька, был единственный в деревне у которого было ружье, но правда он забыл уже когда   стрелял из него. Был помоложе, зайцев  и  лис по полям  гонял, уток стрелял, но вот волков не довелось.
-Там собака, Шарик наш.

Дядя Витя запустил Юрку в дом.
-Щас, Юрок, щас, погодь.
Он ушел в зал и вышел уже с ружьём и одетый.
-Ну, пошли!
Выйдя во двор он зарядил оба ствола патронами.
-Ты, Юрка, вон вилы   в сарае возьми на всякий случай.
Они пошли в направлении конца деревни, визг Шарика уже был  не слышен.
Когда они вышли из деревни на снегу была видна кровь и лежащий в снегу Шарик, волки уходили стаей за бугор. Дядя Витя не целясь выстрелил два раза им вслед, но не попал.
Шарик был еще живой и тихо хрипел. В нескольких местах шкура его была разодрана  и сочилась кровь. Юрка упал на снег на колени перед собакой и начал гладить её голову.
-Шарик,  Шарик...
-Ты это, Юрок, давай, иди домой потихоньку, я догоню, животина  шоб не мучилась....
Юрка встал и пошел в сторону домов. Когда он подходил уже к крайнему дому сзади раздался выстрел....
Больше у Юрки никогда не было собак.....Да и друзей не было таких как Шарик....

06.04.2016