Неизвестные истории. Охотник на индейцев. Ч. II

Игнат Костян
Охотиться на индейцев Льюис Ветцель предпочитал в одиночку, хотя  неоднократно присоединялся и к карательным экспедициям. Но характер Льюиса, а также чрезмерное тщеславие не позволяли ему долгое время находиться в рамках таких условностей как дисциплина и внутренний распорядок. Льюис Ветцель ценил личную независимость и свободу больше всего остального. История даже не сохранила свидетельств относительно его отношений с кем-либо из женщин.
 Кроме охоты на индейцев Льюис Ветцель проявлял интерес к музыке (он неплохо играл на скрипке), танцам, а также любил посиделки за выпивкой. Он достаточно искренне общался с детьми и собаками, чего нельзя сказать об общении с взрослыми. Но более всего, как отмечалось выше, он любил состязания – забавы фронтирсменов, и когда принимал участие в них, то всегда выигрывал, независимо от номинации, будь то работа с ножом или томагавком, или стрельба из огнестрельного оружия.
В основном Льюиса Ветцеля принято считать героем не Западной Вирджинии, а Огайо, потому что его бродячая полная приключений жизнь проходила именно на территории этого региона. Поселенцы Огайо, которых  сводила судьба с Льюисом Ветцелем, называли его не иначе как «темный герой Огайо», за душевную скрытность последнего, а также по причине ведения им дикого, одиночного образа жизни.
Тактика, которую применял Льюис Ветцель, охотясь на индейцев, через несколько столетий легла в основу пособий по диверсионной подготовке  подразделений специального назначения армии США. Пробираясь сквозь лесную чащу страны Огайо, Ветцель порой затрачивал около трех недель для того, чтобы незаметно, без видимых для индейцев признаков подобраться к их лагерям. Обнаружив индейский лагерь, и прежде чем напасть, он в течение дня наблюдал за ним из хорошо замаскированного укрытия. И лишь только глубокой ночью, когда все обитатели лагеря засыпали, он осуществлял вылазку, и вооруженный лишь ножом и томагавком  тихо убивал столько, сколько позволяла ситуация, либо резал  индейцев до тех пор, пока кто-либо из обитателей лагеря не просыпался, и не поднимал тревогу.
Зачастую Льюис Ветцель организовывал засады на индейских караванных тропах, укрываясь в скальных расщелинах, глубоких оврагах, весьма грамотно используя особенности ландшафта для решения своих тактических задач. Находясь в засаде, он мог поджидать свои жертвы по нескольку дней и даже недель. Одно из таких укрытий Льюиса Ветцеля сохранилось до наших дней и находится на территории штата Огайо в городском парке города Ланкастер.
В период с 1778 по 1788 годы, то есть за десять лет Ветцель (с его слов) в ходе партизанских вылазок добыл 28 индейских скальпа. Свидетельства,  касающиеся его подвигов, говорят о сотне скальпов за указанный период.
Характерной особенностью не совсем адекватного поведения Ветцеля было его стремление убивать индейцев напоказ, перед большим количеством свидетелей. Впервые, как утверждают некоторые источники, подобное он совершил в 1781 году в разгар военной кампании против индейцев племени делавэр, когда привлекался для участия в ней в составе отряда ополченцев под командованием полковника Бродхэда.
Делавэры в это время отказались от нейтралитета, и в конфликте американцев с англичанами вступили на стороне британцев. Военные отряды делавэров совершили рейд в Кентукки и в течение нескольких дней сожгли девять поселений американских колонистов, захватив при этом  множество пленников.
В ответ два объединенных отряда народного ополчения численностью 150 и 134 человека каждый во главе с полковником Бродхэдом совершили рейд в страну делавэров и сожгли их крупный город Кошоктон. Перед этим, для того чтобы принудить вождей делавэров к сдаче, и сбить с них враждебную спесь,  ополченцы захватили в плен, и публично казнили пятнадцать воинов делавэров.
Для урегулирования конфликта в стан полковника Бродхэда под гарантии безопасности вожди делавэров направили своего эмиссара,  который отправился на переговоры по реке на каноэ. Как только каноэ причалило к берегу, и эмиссар делавэрских вождей ступил на берег, откуда не возьмись, выскочил Льюис Ветцель и сзади нанес эмиссару смертельный удар томагавком.
Удивительно то, что видевшие эту расправу ополченцы, восприняли действия Ветцеля на ура, что в конечном итоге вдохновило убийцу, и даже полковник Бродхэд не посмел наказать его за это вопиющее, вне всякой логики преступление.
Вскоре Льюис Ветцель стал принимать и частные заказы от землевладельцев, которые нанимали его для того, чтобы он, убивая индейцев, таким образом, вынуждал их вождей идти на переговоры с земельными спекулянтами, в результате чего индейцы продавали свои земли на бесценок и переселялись на запад.
Нанимать одиночку Ветцеля для земельных спекулянтов оказывалось гораздо дешевле, чем финансировать карательные экспедиции, которые требовали значительных затрат. Более того, Ветцель работал без свидетелей, никому не отчитывался, не подчинялся и был совершенно независим в принятии того или иного тактического решения. Он знал, что для заказчика важен результат и только, а это стремление индейцев к переговорам. Как только индейцы «желали говорить» о продаже своей земли с нанимателями Ветцеля, то те понимали, что «истребитель индейцев» сделал свою работу на пять баллов.
Ветцель принимал заказы на убийство индейцев, не только от земельных спекулянтов. Его ремесло пользовалось спросом и у самих индейцев, которые руками Ветцеля расправлялись со своими кровными врагами из враждебных племен.
За голову одного из военных лидеров делавэров, шауни заплатили Ветцелю 60 серебряных брошек размером с один доллар. «Отчет о проделанной работе» Ветцель согласно договоренности с шауни оставил в обусловленном месте. Отрезанную голову вождя делавэров он подвесил на суку дерева, где на ветвях в качестве доказательства также закрепил его оружие: томагавк, ружье и нож для скальпирования. Расчет за работу Ветцель нашел там же через несколько дней.
Индейцы также много знали о своем тайном противнике и не сидели, сложа руки дожидаясь его появления. Смертельный Ветер, как они называли Ветцеля, был заклятым их врагом, которого они старались выследить и соответствующим образом расправиться с ним.
В 1786 году делавэрам представилась такая возможность. Индейцы выследили Льюиса и некоторых членов его семьи, атаковав с берега каноэ, на котором передвигались Ветцели по реке. В результате обстрела лодки индейцы смертельно ранили отца Льюиса и его старшего брата Джорджа. Находившийся в числе семейства самый старший из братьев Мартин, получил огнестрельное ранее в плечо. Льюис спасся лишь только потому, что притворился мертвым, и залег на дно каноэ. Индейцы, убедившись в том, что  враги побеждены не стали вылавливать каноэ из реки, и предоставили возможность лодке спокойно пройти по течению дальше.
В это же время,  другая группа делавэров, атаковала хижину Ветцелей в Уилинг-Крик. В доме находились младший брат Льюиса, Джейкоб, и их сестра Сюзан. Завидев индейцев, бежавших прямо к двери, Джейкоб схватил ружье и выстрелил в одного из них. Смерть товарища заставила индейцев засесть в укрытиями. В этот момент Джейкоб использовал уловку своего брата, выставив из-за дверного косяка манок  в виде насаженной на палку человеческой головы, для привлечения первого выстрела. Индейцы клюнули, и выстрелом сшибли мнимую «голову», после чего бросились к хижине, убежденные в том, что противник в ней находившийся убит. В этот момент, в дверном проеме появился Джейкоб, и почти в упор сразил индейца, который возник перед ним. Сюзан буквально перед носом остальных индейцев захлопнула дверь, поставив ее на засов.
Джейкоб быстро бросился к одной из бойниц в хижине и одним выстрелом, поскольку, как и его брат, Льюис использовал двойной заряд пуль малого калибра, подстрелил еще двоих рядом находившихся друг с другом индейцев.
Поскольку индейцы в самые первые минуты боя понесли существенные потери, то решили отступить. Джейкоб и Сюзан остались невредимыми.
С потерей отца и брата сердце Льюиса Ветцеля по отношению к индейцам ожесточилось еще больше. Поселившись на время у берегов реки Огайо в доме Луи Боннета – родственника по материнской линии, Льюис Ветцель приступил к подготовке акта мести, и, когда замысел созрел, он пересек реку, и в поисках лагеря индейцев, направился на запад вдоль берега по направлению течения реки. Отыскав лагерь, он как обычно укрылся неподалеку, и с завидной долей терпения стал выжидать момента для того, чтобы реализовать свой план.
Индейцев в лагере было не так много, в основном  группы бродячих охотников, сновавших то туда, то сюда.
Наконец когда  группу охотников из десяти человек сменила группа  из трех, двое из которых были молодыми воинами, а один старик, по всей вероятности их отец, Льюис решил действовать.
Старик разместился возле костра, положив на колени ружье, а пистолет засунул за пояс. Двое молодых воинов вскоре  также присоединились к нему. Ветцель принял решение стрелять сначала в старика, поскольку тот был вооружен огнестрельным оружием. С целью оказать на индейцев психологическое воздействие он издал воинственный клич и произвел выстрел в старика индейца. Услышав вопль молодые воины, вскочили со своих мест, и бросились бежать в лесную чащу. Ветцель последовал за ними и, догнав одного из них, в упор пристрелил из пистолета. Второму индейцу удалось избежать расправы, поскольку лес скрыл его от преследователя.
Сняв скальп с убитого воина, Ветцель возвратился в лагерь и оскальпировал старика индейца, после чего отправился домой.
Когда односельчане спросили его, удовлетворен ли он местью, Ветцель ответил: «Нет. У меня должно было быть три скальпа, а я принес всего два», – и он демонстративно достал из мешка два окровавленных пучка черных волос.
Добыча индейских скальпов в качестве военных трофеев была стандартом для фронтирсменов. Скальпы были показателем доблести лесных воинов, и к тому же служили средством обмена на Ближнем Западе.
Торговцы пушниной часто не имели твердой наличности, чтобы  рассчитываться с индейцами за меха, и, зная, что индейские скальпы пользуются среди враждующих между собой племен спросом, рассчитывались именно этим платежным средством. Покупали же  мехоторговцы индейские скальпы у фронтирсменов в обмен на индейские  изделия из серебра, которые опять же выменивали у индейцев за скальпы.
Таким образом, получалось так, что индейцы были поставщиками мехов и серебра для белых людей, а те в свою очередь снабжали враждующие племена их же собственными скальпами. На индейской крови в этой уродливой экономике фронтира обогащались все кроме несчастных индейцев.
Индейцы часто покупали скальпы своих врагов непосредственно у фронтирсменов за безделушки из серебра. Например, если делавэры враждовали с шауни, то скальпы последних они легко могли приобрести у таких лесных воинов как Льюис Ветцель.
Шли годы. Бессмысленные убийства индейцев стали нормой жизни Ветцеля, что в итоге сказалось на его взаимоотношениях с окружающими людьми, которые все больше сомневались в его вменяемости. Для того, чтобы бы быть похожим на индейца, он разрезал мочки своих ушей,  так как это делали племена Вудлэнда и вставил туда кисточки. Доходящие до колен свои длинные волосы он тщательно вычесывал, и когда его спрашивали, зачем ему нужны волосы такой длины, он отвечал: «Для того чтобы насмехаться над индейцами».
В 1788 году командир гарнизона  форта Хармар полковник Джосайя Хармар, наслышанный о репутации Льюиса Ветцеля, нанял последнего для обеспечения нужд и защиты от индейцев соседнего с фортом Хармар поселения Мариэтта, расположенного на северной стороне реки Огайо. Гарнизон форта Хармар составляли необстрелянные солдаты, не имевшие боевого опыта с индейцами, поэтому полковнику Хармару и понадобился такой человек как Ветцель, который бы смог организовать оборону поселения.  Кроме этого полковник Хармар  в это время вел весьма важные переговоры с делавэрами, которые постоянно нападали на колонистов.
К участию в переговорах были привлечены дружественные американцам вожди ирокезского племени сенека, при посредничестве которых американцы пытались договориться о мире с делавэрами.  Ветцель был также в обойме Хармара в качестве переговорщика.
На протяжении года шла кропотливая дипломатическая работа по умиротворению делавэров и вот, наконец-то как результат этой работы родился трехсторонний договор о мире и дружбе, который требовалась подписать американцам с индейцами  сенека и делавэрами. Для этой цели в форт Хармар в 1789 году должны были прибыть вожди делавэров и вождь сенека Тегунте – союзник и друг американцев.
Неизвестно, какие мотивы побудили Ветцеля сорвать эти переговоры, но он их сорвал, да сорвала так, что это аукнулось в Филадельфии (столица 13 американских штатов в то время – И.К.). Переговоры в форту Хармар стояли на контроле в Конгрессе, и от подписания договора с индейцами зависела дальнейшая индейская политика правительства США в Северо-западном регионе.
В  то утро 1789 года, когда вождь Тегунте покинул лагерную стоянку и направился в форт Хармар на переговоры, Льюис Ветцель не изменяя себе, и своей тактике поджидал его в засаде недалеко от лагеря. Как только вождь сенека показался в поле зрения Ветцеля, последний покинул лежбище и тайком пошел вслед за Тегунте. Ветцель, как частенько он делал, подкрался сзади и в упор выстрелил в вождя. Жизнь продолжала теплиться в теле вождя, когда безжалостный фронтирсмен снимал с него скальп. Закончив свою кровавую работу Ветцель, не стал добивать Тегунте, как обычно он поступал по отношению к своим жертвам, и оставил его умирать в одиночестве.
Ветцель тогда не предполагал, что вождь выживет и расскажет о том, что с ним произошло. «Я узнал моего убийцу, – рассказывал Тегунте позже полковнику Хармару. – Это был человек, которого индейцы называют Смертельный Ветер. Его невозможно было не узнать. Длинные черные волосы до колен, шляпа три угла (треуголка – И.К.) на голове, и змеиная ухмылка, с которой он лишал меня скальпа».
Полковник Хармар негодуя, рапортовал о случившемся Джорджу Вашингтону. Ответ не заставил себя ждать. «Как можно было допустить, чтобы какой-то бродяга из Уилинг-Крик мог помешать заключению столь важного для нации договора. Наш верный конфиденциальный индейский помощник стал жертвой этого негодяя. Я требую задержать этого мерзавца, и доставить его к судье в Парсонс. Будь в моей власти, то я бы вешал таких бродяг без суда и следствия», – писал Джордж Вашингтон полковнику Хармару.
С этого момента у Льюиса Ветцеля начались неприятности.
Историк К.Аллман в книге «Льюис Ветцель – индейский воин» (переиздание 1971 года) причиной покушения на жизнь вождя сенека, считает чисто личными амбициями Ветцеля, который, мол, всячески препятствовал заключению мирного договора американцев с индейцами. Ветцеля не  устраивал мир, поскольку он лично был в состоянии войны с индейцами и желал, чтобы в этом же состоянии находилась и вся американская нация до полного истребления аборигенов.
Исследователь С.Хартли, наоборот, указывает на то, что причиной  покушения были психологические особенности личности Ветцеля.
По мнению Хартли Ветцель был типичным психопатом, и это психическое заболевание у него развивалось на протяжении всей его жизни. «Он вкусил запах крови однажды и инстинкты зверя в нем стали проявляться все больше и больше, каждый раз с очередным безнаказанным убийством», – утверждал Хартли.
Ветцеля арестовали на одном из островков расположенном посередине  реки Огайо. Он скрывался в чаще, и даже не предполагал, что его смогут там найти. Солдаты полковника Хармара заковали его в кандалы и на каноэ переправили на большую землю. Добираться до форта Хармар пришлось пешком и для того, чтобы не замедлять движение, Ветцель убедил конвоиров снять с его ног хотя бы кандалы, не снимая наручников. Как только его ноги оказались свободными, Ветцель ударил одного из конвоиров ногой в пах, а другого наручниками захватил в удушение. Все это он проделал за несколько секунд пока другие солдаты, сидевшие у костра в растерянности соображали как им поступить дальше – бросаться на Ветцеля или стрелять в него. Не прошло и нескольких секунд, как легендарный фронтирсмен исчез в глубине леса. В наручниках Ветцель переплыл реку и добрался до первого погранично поселения, где в кузнице один из жителей освободил его от оков.
 Жители американского пограничья не разделяли мнения правительства насчет ареста и наказания Ветцель, ведь для многих из них он был примером для подражания и живой легендой, защитником их интересов.
Второй раз Ветцеля задержали лишь в 1791 году. Для частям регулярной армии пришлось провести аж целую спецоперацию. Как только разведчики, работавшие на армию, сообщили, что Ветцель скрывается в местечке Лемистон в Кентукки, туда направились солдаты переодетые вояжерами. Они сплавлялись по реке и в районе современного города Цинциннати вышли прямо на Ветцеля, который без подозрений сел в лодку «вояжеров», и таким образом, был доставлен прямиков в тюрьму форта Вашингтон, где на него и надели кандалы.
Более двухсот жителей пограничья, фермеров, фронтирсменов, таких как Саймон Кентон и Дэниэл Бун, и просто сочувствовавших пришли к стенам форта Вашингтон и потребовали освободить Льюиса Ветцеля.
В противном случае они пригрозили, что освободят его силой. Судья Джон Симс пошел на уступки толпе и освободил Ветцеля до суда, на который тот потом так и не явился, потому что исчез из долины Огайо и перебрался на  испанский юг – территорию, где американское правосудие не могло его достать.
В середине 1790-х годов имя Ветцеля появилось в документах Нового Орлеана,  в которых указывалось на факт того, что Льюис Ветцель несколько лет отбывал там тюремное заключение якобы за фальшивомонетчество.
В 1804 году в испанских источниках имя Ветцеля всплывает в связи с экспедицией Льюиса и Кларка, в команду которой он якобы был принят. Однако доподлинно известно, что ни в одном из дошедших до нашего времени документов «Корпуса открытий», имени Льюиса Ветцеля не упоминается. Более того, вред ли персона Ветцеля – истребителя индейцев, заинтересовала бы легендарных капитанов, столь тщательно относившихся к подбору людей для участия в той экспедиции. Да и сам Ветцель,  вряд ли бы согласился  принять участие в экспедиции, поскольку основными условиями в команде путешественников были воинская дисциплина и девиз «один за всех и все за одного», то есть, то, что так претило его характеру.
Источники более позднего времени (1805 года) свидетельствую о том, что Ветцель за несколько лет до смерти проживал близ города Натчез (современный штат Миссисипи) неподалеку от фермы своего двоюродного брата Филиппа Сайкса, где и скончался в 1808 году в возрасте 45 лет, заболев желтой лихорадкой. Похоронили Ветцеля там же.
По преданию, перед смертью Льюис Ветцель попросил Сайкса и его супругу проследить за тем, чтобы  к нему в могилу обязательно положили его любимое ружье, с которым он мог приходить в любой дом для его защиты, даже после смерти.
В 1942 году на хуторе Розетта близ Натчеза археологом доктором Альбертом Боузером была найдена безымянная могила, в которой были обнаружены человеческие останки и ржавые металлические части какого-то ружья. С черепной коробки свисали длинные волосы, обвивавшие почти весь скелет. Скелет принадлежал мужчине почти 6 футов роста. По этим признакам Боузер идентифицировал могилу как место захоронения Льюиса Ветцеля.
Впоследствии эти останки были перезахоронены в Моудсвилле (штат Западная Вирджиния) рядом с могилой Мартина Ветцеля – старшего брата Льюиса, в двух милях от бывшей фермы Ветцелей.
На протяжении ХIХ и ХХ столетий Льюис Ветцель являлся идолом, которому поклонялись все жители американского фронтира. Его персона послужила основой для создания композиционного образа Натти Бамппо  (Зверобой, Кожаный Чулок) –  благородного героя-фронтирсмена придуманного Фенимором Купером. Именно с образа Ветцеля писали своих героев Зэйн Грэй (роман «Дух границы) и Оливер Карвуд (Черный охотник).
Сегодня, когда произошли серьезные трансформации в мышлении  американцев, а также их восприятии человеческих ценностей, фигура Льюиса Ветцеля стала символизировать темную сторону американской экспансии на запад, в то время как персона Дэниэла Буна по-прежнему остается символом яркой стороны в истории освоения континента.
Но, как бы современные люди не желали забыть о Льюисе Ветцеле, история не увольняет его, ибо он остается феноменальным экземпляром среди всех героев американского фронтира, которому наряду с сумасбродством были присущи неоспоримая храбрость и уникальные бойцовские качества, то есть то, что так ценят американцы. Войну против индейцев Ветцель вел теми способами, которые использовали сами индейцы, в чем и состоит уникальность его партизанской тактики.
Сегодня в Западной Вирджинии имя Ветцеля носят одно из графств и государственное шоссе. Оно по-прежнему занимает  одну из первых позиций на пьедестале самых почитаемых и уважаемых людей в истории штата Огайо.

Литература

Allman, Clarence Brent. The Life and Times of Lewis Wetzel – Scottsdale, PA, Memmoite Publishing House, 1932.
Allman, Clarence Brent. Lewis Wetzel, Indian Fighter; The Life and Times of a Frontier Hero. – New York, Devin-Adair Co., 1971.
Bennett, Emerson. The Forest Rose; a Tale of the Frontier. – Lancaster, Mallory Publishing Co., 1850, Printing Co., 1959.
Carroll, George. Warfare on the Frontier. – West Virginia History, vol. 50, 1991. – pp. 79-90.
Doddridge Joseph. Early Settlement and Indian Wars of Western Virginia and Pennsylvania. – McClain Printing Co., 1960. – рр. 92-93
Grey Zane, The Spirit of the Border. – New York: A. L. Burt Co., 1906.
Hollow John, Deathwind: Zane Grey's Wetzel. – The Old Northwest № 7, Summer 1981. – р.124
Slotkin Richard. Regeneration Through Violence: The Mythology of the American Frontier. – Middletown, CT: Wesleyan University Press, 1973.
Truman,Timothy. Straight up to see the Sk. – Forestville, California, Eclipse Books, 1991.