Россия и Антихрист

Тамара Кочнева
    Россия и Антихрист
    [Пророчества Серафима Саровского: вымысел и реальность].
    [вторая часть].
 
    В 1990 году исследователь пророчеств Александр Стрижёв опубликовал в газете «Московский литератор» новое предсказание преподобного Серафима, под заголовком «Антихрист и Россия» (указав, что заголовок статьи дан публикатором). Здесь необходимо отметить, что текст пророчества, который А. Стрижёв предложил читателям для ознакомления, намного более объёмный, чем текст, который изначально был напечатан в «Прибавление к Почаевскому листку», № 5 за 1907-ой год.
    Приведём статью полностью:
    «Текст, найденный в бумагах о. Павла Флоренского, предположительно полученный им от С.Л. Нилуса, который, в свою очередь, нашёл его в бумагах «служки Божией Матери и Серафимова» Н.А. Мотовилова:
    «Пройдет более чем полвека. Тогда злодеи поднимут высоко свою голову. Будет это непременно. Господь, видя нераскаянную злобу сердец их, попустит их начинаниям на малое время, но болезнь их обратится на главу их, и на верх их снидет неправда пагубных замыслов их. Земля Русская обагрится реками кровей, и много дворян побиено будет за Великого Государя и целость Самодержавия Его […]
    До рождения антихриста произойдет великая продолжительная война и страшная революция в России, превышающая всякое воображение человеческое, ибо кровопролитие будет ужаснейшее: бунты Разинский, Пугачевский, Французская революция – ничто в сравнении с тем, что будет с Россией. Произойдет гибель множества верных отечеству людей, разграбление церковного имущества и монастырей; осквернение церквей Господних; уничтожение и разграбление богатства добрых людей, реки крови русской прольются. Но Господь помилует Россию и приведёт её путем страданий к великой славе».

    [Историческая справка:
    Священник Павел Флоренский происходил из потомственных дворян. В 1898 г. окончил юридический факультет Московского университета; стажировался в университетах Берлина и Мюнхена. В 1900 г. оставлен на 2 года при Московском университете для приготовления к профессорскому званию по кафедре церковного права.
    В 1912 г. стал профессором Московского Императорского лицея.
    В 1917-1920 гг. профессор 1-го МГУ, в 1920-1925 гг. консультант Народного Комиссариата юстиции РСФСР по отделу культов, в 1925-1929 гг. научный работник Госплана РСФСР.
    С 1932 г. работал в Московском обл. архивном управлении.
    В 1933 г. был арестован по делу о «контрреволюционной националистической фашистской организации («Партия возрождения России»)». Согласно сфабрикованному обвинению, инициаторы организации, представлявшие «блок монархиствующих и кадетствующих элементов из среды профессуры и научных работников», ставили целью государственный переворот и установления «республики во главе с сильным национально-фашистского типа правительством, опирающимся на Православную церковь». В том же году тройкой Полномочного представительства ОГПУ был приговорен к 10 годам ИТЛ с конфискацией имущества с заменой высылкой на тот же срок в Казахстан. Проживал в Алма-Ате, работал юрисконсультом.
    В 1937 г. арестован по обвинению в том, что «в 1933 г. организовал и возглавил в Алма-Ате антисоветскую монархическую террористически-повстанческую организацию церковников». 17 октября 1937-го Особой тройкой УНКВД Казахской ССР по Алма-Атинской обл. приговорен к расстрелу. Казнён в тот же день в окрестностях Алма-Аты вместе с другими обвиняемыми.
    Поэтому где Александр Стрижёв обнаружил бумаги о. Павла Флоренского в 1990-ом году не понятно. Сам он об этом молчит вот уже двадцать пять лет].

    С этого момента начинается текст, который ранее нигде не публиковался:
    «Неизменный счёт войны всемирной и русской будет 10 лет...
    Так как мне самому сказано ещё в 1834 году, здесь, в Воронеже, что я не умру прежде, как узнаю лично, как самого себя, того человека, который доживёт до рождения антихриста, чтобы подобно Симеону Богоприимцу, давшему знать о рождении Истинного Христа, дать знать о рождении истинного антихриста. Проповедь эта будет официально объявлена всем людям, не только русским, но и вселенским, во всесовершенное известие. Тогда легко будет предузнать воцарение его вселенным в старом Иерусалиме, на всей поверхности земного шара, кроме нынешней территории России и внутренней Азии, где живут 10 колен царства Израильского. Россия сольётся в одно море великое с прочими землями и племенами славянскими, она составит одно море или тот громадный вселенский океан народный, о коем Господь Бог издревле изрек устами всех святых: «Грозное и непобедимое царство всероссийское, всеславянское – Гога и Магога, пред которым в трепете все народы будут». И всё это, все верно, как дважды два – четыре, и непременно, как Бог свят, издревле предрекший о нём и его грозном владычестве над землею. Соединенными силами России и других Константинополь и Иерусалим будут полонены. При разделе Турции она почти вся останется за Россией, и Россия соединенными силами со многими другими государствами возьмёт Вену, а за домом Габсбургов останется около 7 миллионов коренных венцев, и там устроится территория Австрийской империи. Франции за её любовь к Богородице – Св. Мадонне – дастся до семнадцати миллионов французов со столицей городом Реймсом, а Париж будет совершенно уничтожен. Дому Наполеонидов дастся Сардиния, Корсика и Савойя. Когда Империя Русская получит сто восемьдесят миллионов в свое владение, должно ожидать явления антихриста.
    Во-первых, Антихрист родится в России между Петербургом и Москвой, в том великом городе, который по соединении всех племен славянских с Россией будет второй столицей царства Русского и назван будет «Москво-Петроградом», или «Градом конца», как именует его Господь Дух Святой, издалече все предусматривающий.
    Во-вторых, до явления антихриста должен состояться Восьмой Вселенский Собор всех Церквей под Единую Главу Христа Жизнедавца и под единый Покров Божией Матери, Единой по Бозе Всемогущей, с оставлением за первым патриархом его царственной власти, как первообраза вечного царства Иисуса Христа, также для объединения и воссоединения всех святых Христовых Церквей против назревающего антихристианского направления под Единую Главу Христа-Жизнедавца и под единый покров Его Пречистой Матери и для окончательного проклятия всего масонства и всех подобных партий (под какими названиями они не появлялись бы), главные руководители которых имеют одну общую цель: под предлогом полного равноправного благоустройства на земле с помощью фанатизированных ими людей вызвать анархию во всех государствах и разрушить христианство во всем мире и, наконец, силою золота, сосредоточенного в их руках, подчинить весь мир антихристианству, в лице единовластного самодержавного царя, царя Богоборного, одного над всем миром.
    Сатана был первый революционер, и чрез это спал с неба. Между учением последователей его и учением Господа Иисуса Христа нет ничего общего, здесь – огромная пропасть. Господь через делание данных Им заповедей призывает человечество на небо, где обитает правда. Дух тьмы обещает устройство рая на земле.
    Так все революционные общества, тайные или явные, под какими бы названиями они ни появлялись, и какой бы благовидной видимостью ни прикрывались, имеют одну общую цель – борьбу и общее разрушение христианства, подготовляя почву антихристианству в лице грядущего в мир антихриста.
    Евреи и славяне суть два народа судеб Божиих, сосуды и свидетели Его, ковчеги нерушимые; прочие же все народы как бы слюна, которую извергает Господь из уст Своих. За то, что евреи не приняли и не признали Господа Иисуса Христа, они рассеяны по лицу всей земли. Но во времена антихриста множество евреев обратится ко Христу, так как они поймут, что ошибочно ожидаемый ими Мессия – не кто иной, как Тот, про Которого Господь наш Иисус Христос сказал: «Я пришёл во имя Отца Моего, и не приняли Меня, иной придет во имя свое, и примут его».
    Итак, несмотря на великое их пред Богом преступление, евреи были и есть возлюбленный пред Богом народ. Славяне же любимы Богом за то, что до конца сохраняют истинную веру в Господа Иисуса Христа. Во времена антихриста они совершенно отвергнут и не признают его Мессией, и за то удостоятся великого благодеяния Божия: будет всемогущественный язык на земле, и другого царства более всемогущественного Русско-Славянского не будет на земле.
    Во Израиле родился Иисус Христос, истинный Богочеловек, Сын Бога Отца наитием Св. Духа, а среди славян и русских родится истинный антихрист-бесочеловек, сын жены блудницы Данова поколения и сын Диавола через искусственное перенесение к ней семени мужского, с которым вместе вселится в утробу ея дух тьмы. Но некто из русских, доживши до рождения антихриста, подобно Симеону Богоприимцу, благословившему Отрока Иисуса и возвестившему о рождении Его миру, проклянет рожденного антихриста и возвестит миру, что он есть истинный антихрист» (журнал «Литературная учеба», 1991, № 1, стр. 133-134).
*    *    *
    Эта публикация Александра Стрижёва получила различную оценку среди исследователей Отечественной истории пророчеств.
    Первым, кто предостерёг от неправильного понимания текста «Антихрист и Россия», был историк Михаил Шумский. Он по свежим следам публикации статьи А. Стрижёва в «Московском литераторе» сразу выступил в этой же газете со своими комментариями, в том числе совершенно верно указав, что во времена Н.А. Мотовилова слово «Петроград» не существовало, ибо оно появилось лишь в конце 1914-года в период I-ой Мировой войны (1914-1918), так что текст «данного пророчества» не только к преподобному Серафиму не имеет никакого отношения, но и к Н.А. Мотовилову – тоже!
    Продолжая мысль историка Михаила Шумского, некоторое время спустя по статье А. Стрижёва также высказывался игумен Андроник (Трубачев) в «Литературной учебе» (1991, №1, стр. 134). Он подверг сомнению все вставки, которыми отличается текст «Антихрист и Россия» от первой публикации в «Прибавление к Почаевскому листку», № 5 за 1907-ой год.

    В последствие сам, А. Стрижёв, пересмотрел отношение к своему «открытию», опубликовав 3 февраля 2004 года статью «Чего не изрекал преподобный Серафим. К вопросу о псевдоцерковном мифотворчестве».
    Приведём  текст статьи полностью:
    «В последнее время в ряде изданий появились подборки пророческих высказываний подвижников благочестия, в частности, великого Саровского старца преподобного Серафима. Поток подобных пророчеств особенно захлестнул читателей накануне празднования 100-летия канонизации батюшки Серафима.
    Известно, что Саровский Чудотворец обладал великим даром пророчества. Эти пророчества относятся как к судьбе Дивеевской обители, так и к грядущим судьбам России. Многие из них собраны в труде митрополита Серафима (Чичагова) «Летопись Серафимо-Дивеевского монастыря» (1896, 1903) и в книгах Сергея Александровича Нилуса «Великое в малом» (1903, 1905), «На берегу Божией реки» (том 2, Сан-Франциско, 1969). Однако отыскиваются и новые тексты, существенно дополняющие собрание пророчеств Преподобного.
    Одной из последних находок явились два документа, обнаруженные в бумагах священника Павла Флоренского. При рассмотрении их оказалось, что попали они к о. Павлу, возможно, не без помощи С.А. Нилуса (1862-1929), близко знавшего Елену Ивановну Мотовилову (†1910), вдову «служки Серафимова», Николая Александровича Мотовилова (1808-1879), благодетеля Дивеевской обители. Н.А. Мотовилов (человек, мягко говоря, не без странностей, ныне широко известен среди православных как собеседник Преподобного, доверившего ему сокровенные мысли о цели христианской жизни) оставил многочисленные записки, в которых излагал содержание бесед и высказываний старца Серафима. Недавно к этому корпусу текстов добавилась еще и переписка Мотовилова с императорами Николаем I и Александром II (опубликована мною в книге «Служка Божией Матери и Серафимов». М., 1996). В переписке также имеются предречения Преподобного о грядущих российских и всемирных событиях.
    Самым пристальным читателем и притом самым авторитетным публикатором Мотовилова был С.А. Нилус. Именно ему в 1902 году Елена Ивановна передала для разбора короб рукописей своего покойного мужа. Из этого короба им была извлечена и опубликована знаменитая теперь беседа Преподобного «О цели христианской жизни» – первая публикация в газете «Московские ведомости» (май 1903 года). «Великая Дивеевская тайна» находилась в бумагах Сергея Александровича, которые проделали длинный и трудный путь за океан, и напечатана была впервые в Сан-Франциско в 1969 году тщанием племянницы жены Нилуса, Еленой Юрьевной Карцовой.
    Летом 1990 года мною была подготовлена к печати, а 21 сентября того же года опубликована в газете «Московский литератор» записка Н.А. Мотовилова «Антихрист и Россия», сохранившаяся в архиве о. Павла Флоренского. Эта крайне сомнительная записка достаточно широко ходила по рукам в предреволюционное время, читалась она и после ужасного Октябрьского переворота. Так, по воспоминаниям княгини Н.В. Урусовой она видела эту записку в 1918 году у замечательного историка церковного искусства графа Ю.А. Олсуфьева, с которым встречалась тогда в Сергиевом Посаде. Из этой записки запомнилось ей предречение Преподобного «о тех ужасах и бедствиях, которые постигнут Россию, и помню только, что было там сказано и о помиловании и спасении России» (см. журнал «Русский Паломник» Валаамского общества Америки. 1990. № 2. стр. 94)».

    [Историческая справка.
    Полный текст «Воспоминаний» княгини Н.В. Урусовой:
    «Я знаю о пророчестве преподобного Серафима о падении и восстановлении России, я лично это знаю. Когда в начале 1918 года горел Ярославль и я бежала с детьми в Сергиев Посад, то там познакомилась с графом Олсуфьевым, ещё сравнительно молодым. Он для спасения каких-то документов, должных быть уничтоженными большевиками сумел устроиться при библиотеке Троице-Сергиевой Академии. Вскоре был расстрелян. Он принёс мне однажды для прочтения письмо, со словами: «Это я храню, как зеницу ока».
    Письмо, пожелтелое от времени, было написано собственоручно святым преподобным Серафимом – Мотовилову. В письме было предсказание о тех ужасах и бедствиях, которые постигнут Россию, и помню только, что было в нём сказано и о помиловании и спасении России. Года я не могу вспомнить, так как прошло 28 лет, и память мне может изменить, да и каюсь, что не прочла с должным вниманием, так как год указывался отдельно, а спасения хотелось и избавления немедленно ещё с самого начала революции. Думается, это был 1947 год, во всяком случае, в последних годах ХХ-го столетия. Простить себе не могу, что не списала копию с письма […]» (Журнал Валаамского общества Америки «Русский паломник», 1990. № 2, стр. 96)].

    Далее Александр Стрижёв пишет:
    «Приведём подлинные слова Старца из той самой записки, известной ныне под заглавием «Антихрист и Россия»:
    «До рождения антихриста произойдет великая и продолжительная война и страшная революция в России, по точному выражению отца Серафима, превышающая всякое воображение человеческое, ибо кровопролитие будет ужасное: бунты разинский, пугачевский, Французская революция — ничто в сравнении с тем, что будет с Россией. Произойдет гибель множества верных Отечеству людей, разграбление церковного имущества и монастырей, осквернение церквей Господних; уничтожение и разграбление богатства добрых людей, реки крови русской прольется. Но Господь помилует Россию и приведет ее путем страданий к великой славе».
    Это пророчество святого Серафима не вызывает сомнения в подлинности его слов, ибо Н.А. Мотовиловым помечено: «по точному выражению о. Серафима». Но далее в той же записке следуют рассуждения самого Мотовилова о всероссийском, всеславянском царстве Гога и Магога, «пред которым в трепете все народы будут», о переделе мира и невиданном расширении Российской Империи, о рождении антихриста «между Москвой и Петербургом, в том великом городе, который будет назван «Москво-Петроградом»…», о созыве Восьмого Вселенского Собора «для окончательного проклятия всего масонства и всех подобных партий», цель которых «подчинить весь мир антихристианству, в лице единовластного самодержавного царя, царя Богоборного, одного над всем миром», антихристу.
    Далее в записке повествуется о том, что «евреи и славяне суть два народа судеб Божиих, сосуды и свидетели Его, ковчеги нерушимые, прочие же все народы как бы слюна, которую извергает Господь из уст Своих». Эти мессианские народы, по мнению Мотовилова, возлюбленные перед Богом, но во времена антихриста лишь славяне «удостоятся великого благодеяния Божия» за то, что не приняли сына погибели. И воцарится русский «всемогущественный язык на земле, и другого царства более всемогущественного, Русско-Славянского, не будет на земле».
    Подчеркнём ещё раз, что эти «пророчества» к преподобному Серафиму не имеют никакого отношения!!!
    Рассуждения Н.А. Мотовилова на эсхатологическую тему вполне соответствуют его умонастроению 60-х годов XIX века, когда создавались им «Великая Дивеевская тайна», дополнение к ней и эта записка. Приписывать его рассуждения о «всеславянском царстве Гога и Магога» преподобному Серафиму нет никаких оснований.
    К сожалению, некоторые околоцерковные издания делают это, приписывая преподобному Серафиму слова, которых он не изрекал.
    Передёргивания подобного рода наблюдаются, к примеру, на страницах журнала «Первый и последний», выходящий под редакцией В.Г. Манягина (материал был перепечатан из газеты «Русь Православная», 2003, № 5–6). В номере 5(9) за 2003 год на странице 6-й после всё того же рассуждения Мотовилова о всероссийском, всеславянском царстве Гога и Магога читаем:
    «Соединёнными силами России и других народов Константинополь и Иерусалим будут полонены. При разделе Турции она почти вся останется за Россией...».
    Одним росчерком пера преподобному Серафиму влагают в уста то, чего он не изрекал. Панславизм, как идейное течение, главенствовал в среде русских просвещённых людей в основном в 60-е годы XIX столетия, в годы, когда Н.А. Мотовилов воссоздавал по памяти подробности устного общения с великим саровским прозорливцем, сбиваясь при этом на высказывания других подвижников благочестия.
    В случае с его запиской «Антихрист и Россия» однозначно угадываются эсхатологические рассуждения другого человека, возможно Антония Воронежского, архиерея великого и человека тонкого ума. Об этом намекает и сам Мотовилов, обозначая свою поездку в Воронеж 1834 годом, когда и состоялась его беседа с епископом Антонием. Заметим дату: 1834 год, время, когда уже давно не было в живых старца Серафима (преподобный скончался 1 января 1833 года).
    Так что не изрекал Преподобный и того, что сказано в последнем абзаце записки Н.А. Мотовилова:
    «Во Израиле родился Иисус Христос, истинный Богочеловек, Сын Бога наитием Св. Духа, а среди славян и русских родится истинный антихрист: бесочеловек, сын блудницы Данова поколения и сын диавола через искусственное переселение к ней семени мужеского, с которым вместе вселится в утробу ея дух тьмы. Но некто из русских, доживши до рождества антихриста, подобно Симеону Богоприимцу, благословившему Отрока Иисуса и возвестившему о рождении Его миру, проклянет рожденного антихриста и возвестит мир, что он есть настоящий антихрист».
    Эта стилистическая фигура целиком принадлежит самому Мотовилову и никому другому, ибо наши духоносцы свои выводы делали на основе Священного Писания и учения святых Отцов, и ежели присовокупляли суждения по тому или иному вопросу собственные, то они нисколько не противоречили православному священному Преданию. В силу священного Предания антихрист родится не в среде славянских народов, а будет поставлен от евреев, возгнетающих «тайну беззакония»».

    [Историческая справка.
    Антихрист, на основе Священного Писания и учения святых Отцов:
    Св. Ипполит, епископ Римский:
    «В самом деле, во всем желает уподобиться обольститель Сыну Божию. Христос – лев, лев и антихрист. Христос – царь небесного и земного, царем же (но только) на земле будет и антихрист. Показан Спаситель, как агнец – и тот предстанет, как агнец, хотя внутри будет волком. Обрезан был Спаситель – и тот подобным же образом явится в обрезании. Послал Христос апостолов ко всем народам – и тот подобным же образом пошлёт лжеапостолов. Собрал Христос рассеянных овец – и тот подобным же образом соберет рассеянный народ еврейский. Дал Христос верующим в Него драгоценный и животворный крест – и тот подобным же образом даст знамение своё. Во образе человека явился Господь – и тот подобным образом придёт во образе человека. Из среды евреев произошёл Христос, – и тот родится из среды иудеев. Показал Христос Свою собственную плоть, как храм, и восставил её на третий день, – и тот восстановит каменный храм в Иерусалиме. И эти обольстительные его ухищрения на основании того, что мы потом будем показывать, будут ясны для всех, которые будут слушать нас со вниманием […]» («Творения Святого Ипполита, епископа Римского», Вып. II, Казань, 1899, стр. 68).
*    *    *
    «В первом смысле антихристами могут быть названы цари, императоры и правители языческого мира со своими приспешниками, которые в первые времена христианства гнали, убивали, мучили верующих и употребляли все средства для подавления христианства в самом зародыше; затем все еретики древнего и нового мира, извращающие и искажающие христианское учение, и все древнейшие и новейшие безбожники. Все они могут быть названы антихристами и являются предтечами последнего страшного антихриста, который явится перед самым концом мира. О таких антихристах – предтечах последнего антихриста ещё апостол Павел предсказывал ефесским христианам: я знаю, – говорил он им, – что по отшествии моём войдут к вам лютые волки, не щадящие стада; и из вас самих явятся люди, которые будут говорить превратно, дабы увлечь учеников за собою (Деян. 20:29-30).
    Святой апостол Иоанн прямо называл их антихристами.
    Дети... – говорил он, – и теперь появилось много антихристов... Они вышли от нас, но не были наши; ибо если бы они были наши, то остались бы с нами; но они вышли, и чрез то открылось, что не все наши... Кто лжец, если не тот, кто отвергает, что Иисус есть Христос? Это – антихрист, отвергающий Отца и Сына (1 Ин. 2:18, 19.22). Многие обольстители, – говорит он в другом месте, – вошли в мир, не исповедующие Иисуса Христа, пришедшего во плоти: такой человек есть обольститель и антихрист (2 Ин. 1:7; 1 Ин. 4:1,3).
    Но все это лишь предтечи антихриста: антихрист ещё не открывался в мире для окончательной брани против Церкви Христовой. Антихрист давно уже начал действовать, но только тайно, в лице своих предтеч, а не в собственном; дух антихристов давно уже действием дьявола в лице лжепророков, еретиков начал свою страшную борьбу против Христа и Его святой Церкви […]» («Учение Священного Писания и Отцов Православной Церкви об антихристе», Тверь, 1991, с издания 1902).
*    *    *
    Протоиерей Григорий Дьяченко (1902):
    «Антихрист же этот, как изображают его ап. Павел и Иоанн, отнюдь не будет одним только богопротивным духом или направлением общества, что у ап. Павла обозначается еще в его время ставшею содееваться тайною беззакония (2 Фес. 2:7), и от чего прямо отличается будущий антихрист, а, напротив, будет определённою личностью, что обозначено у ап. Павла определяющими его наименованиями в числе единственном и с определенным членом […] (2 Фес. 2-4 и 8), а у ап. Иоанна символическим образом одного зверя (Отк. 13:1), – будет именно никем иным, как человеком […] (2 Фес. 2:3), похожим на всех предшествовавших ему из людей же антихристов (1 Ин. 2:18) […]» (Уроки и примеры христианской веры, стр. 379).
*    *    *
    Богословский писатель Л.А. Тихомиров писал в 1907-ом году:
    «Антихрист всегда готов явиться, как только его пустят сами же люди. Настоящее время, например,  имеет множество признаков конца века, и правы нравственно те, которые предупреждают нас: «Дети, последние времена»… Эти времена действительно последние, по, собственно, характеру, по напряжению силы зла и по ослаблению стремления людей к Богу. А «последние ли» эти времена по сроку, хронологически? Этого, мне кажется, нельзя знать. Думается, что если бы свободная воля людей воспрянула снова, хотя бы пораженная гнусным видом мерзости запустения, и устремилась бы снова к Богу, то антихрист, уже совсем готовый войти в наши двери, был бы снова отброшен в свою бездну […] до более благоприятных условий. Итак, я думаю, что сроков не положено. Они зависят от нас, людей, от свободной наклонности к добру или злу, к Богу или сатане […]» («Апокалиптическое учение о судьбах и конце мира», стр. 104).
*    *    *
    Архиепископ Аверкий (Таушев), Троицкий и Сиракузский (1954):
    «Самого антихриста мы пока ещё не видим, но дух его явно водворяется и начинает господствовать в мире. Многочисленные предтечи антихриста с громадной энергией подготовляют его приход, его торжество, его воцарение в человечестве. Для того, чтобы антихрист мог быть принятым в среде христианского человечества, конечно, нужна весьма длительная и напряженная подготовка. Она велась и ведется с самых апостольских времен, все с большей и большей напряженностью.
    Так, еще Св. Апостол Иоанн Богослов писал в своем Первом Соборном Послании: «Всякий дух, который не исповедует Иисуса Христа, пришедшего во плоти, не есть от Бога, но это дух антихриста, о котором вы слышали, что он придет и теперь есть уже в мире» (4:3); «Кто лжец, если не тот, кто отвергает, что Иисус есть Христос? Это – антихрист, отвергающий Отца и Сына» (2:22), и, наконец, «Вы слышали, что придет антихрист, и теперь появилось много антихристов» (2:18).
    Ученый толкователь Свящ. Писания еп. Михаил отмечает, что в греческом подлиннике имя «антихрист» стоит с определенным указательным членом, совершенно отделяющим это имя как известного определенного лица, тогда как другие «антихристы» не стоят с определенным членом и, следовательно, как «многие», отличаются от него. Эти «многие антихристы» суть только предтечи того антихриста, который явится перед вторым Пришествием Христовым и кончиною мира: они – как бы «прообразы» своего «Первообраза» - грядущего единоличного антихриста. Они – носители духа антихристова, и их задача – подготовить подходящую почву для прихода антихриста, создать благоприятствующие его явлению в мир условия.
    Эти «предтечи» антихриста и руководят тем мировым процессом, который Св. Ап. Павел назвал «отступлением» (2 Сол. 2:3). Сущность этого процесса заключается во все большем и большем отходе христианского человечества от подлинного, неповрежденного Евангельского учения и в подмене Евангельских заветов иными идеалами […]» («Современность в свете Слова Божия», Т. I, стр. 72-73)].

    Далее Александр Стрижёв пишет:
    «Если рассматривать записку Н.А. Мотовилова «Антихрист и Россия» в целом, то кроме первого абзаца, процитированного в самом начале настоящего обзора, великому саровскому старцу ничего другого не принадлежит, в том числе и мысль о созыве в конце времен Восьмого Вселенского Собора «для объединения и воссоединения Святых Божиих Церквей». Согласно православному Преданию и высказываниям многих подвижников благочестия, так называемый «Восьмой Вселенский Собор» будет собором экуменическим и обновленческим. Так что будем бдительны. Заметим, что и в письме Мотовилова к Императору Александру II звучала та же его мысль (см.: «Служка Божией Матери и Серафимов»).
    Особенно настойчиво проповедовал саровский старец гибельность либеральных путей устроения русской государственности. Рассуждения же о единении славянских народов вызывают большие сомнения в принадлежности их преподобному Серафиму. Отзвук всё на ту же мотовиловскую записку обнаруживаются и в публикации журнала «Душеполезное чтение» за 1912 год (ч. 2, стр. 493).
    Там, в частности, сказано: «Все то, что носит название «декабристов», «реформаторов» и, словом, принадлежит к «бытоулучшательной партии» – есть истинное антихристианство, которое, развиваясь, приведет к разрушению Христианства на земле и отчасти Православия и закончится воцарением антихриста над всеми странами мира, кроме России, которая сольется в одно целое с прочими славянскими странами и составит громадный народный океан, пред которым будут в страхе прочие племена земные. И это так верно, как дважды два – четыре».
    Впрочем, публикация эта делалась опять же на основании мотовиловских записей, и приписывать её авторство преподобному Серафиму невозможно: во времена Преподобного бунтовщиков «декабристами» не называли; термин «декабристы» вошел в обиход только спустя несколько десятилетий!
    Наибольшие сомнения вызывают некоторые нерративные, по-другому – устные источники. Особенно часто их используют, когда речь заходит о предречениях святого Серафима относительно судьбы последнего царя Николая II. Тут в ход пускается и анонимное свидетельство, выхваченное из книжки либерального историка С.П. Мельгунова «Последний Самодержец», выпущенной в свет между Февралем и Октябрем 1917 года, в пору безудержного шельмования Государя-Императора и его семьи.
    Предречение Преподобного относительно Царя Николая II будто бы гласило:
    «В начале царствования сего Монарха будут несчастия и беды народные. Будет война неудачная. Настанет смута великая внутри государства, отец поднимется на сына и брат на брата. Но вторая половина правления будет светлая и жизнь Государя долговременная».
    Намеки на долговременную вторую половину правления Николая II не оправдались! И это не удивительно: ведь преподобный Серафим, если верить Мотовилову, высказывался так, подразумевая царствование Николая I: в начале его правления были и дворянский бунт, и бедственная чума 1830 года, и неудачная Крымская война. Об этом и говорилось в письме Н.А. Мотовилова к Александру II. А Мельгунов, не ведая документа, опирается на устное предание.
    «Текст этого предсказания, — поясняет он в своей книжке «Последний Самодержец», — был якобы записан каким-то генералом и для сохранности положен в архив Жандармского корпуса. Говорят, что Александр III тщетно искал этот документ – пророчество касалось всех царствований, но когда догадались обратиться в Департамент полиции, то желанная бумага нашлась».
    Правильно пишет, – бумага нашлась!!!
    Только отыскалась она не в царствование Александра III, а в 1906 году. И искали её по требованию Императрицы Александры Федоровны, пожелавшей прочесть пророчества Преподобного Дому Романовых. Ведь об этом пророчестве настойчиво твердила молва, говорилось даже о некоем письме старца Серафима, адресованном лично Николаю II. Запрос Императрицы поступил к архивистам, и они стали искать. Никакого личного письма Старца к Императору Николаю Александровичу, прославившему «убогого Серафима», не оказалось, зато отыскались те самые письма Н.А. Мотовилова к Николаю I и Александру II, о которых упоминалось выше.
    Письма эти отложились в архиве Третьего отделения Канцелярии Его Императорского Величества (по Мельгунову – в архиве Жандармского корпуса, что одно и то же). В письмах были подчеркнуты строчки, содержащие предречения Императору Николаю I, но, возможно, представлявшие интерес и для текущего царствования. Если все подчеркнутые строчки собрать, то получался единый текст, который при желании и неудержимой фантазии можно было бы назвать письмом святого Серафима Императору Николаю II. Назвать так при большом желании можно, но ответственные историки любят точность, и предречения, сделанные для другого Императора и для другого царствования, нельзя произвольно переносить из эпохи в эпоху. Вторая половина царствования – светлая – может быть и у Императора Николая I. Ведь он был поистине великий правитель и несравненной святости государственный муж. Его личная преданность Православию и русской духовной культуре – вне сомнения. Оттого-то и не напрасно уповают православные люди, что этот Император будет прославлен в лике святых. Вся либеральная грязь, нанесенная врагами веры православной и Отечества на светлый лик этого великого и благочестивого человека, уже отпала. Люди отвыкают ходить на масонском поводке, а кто уже отвык, тот чтит своего великого Императора. Конечно, между двумя Николаями, между двумя великими Монархами – много общего, как есть много общего и между их одноименными Августейшими супругами. И то, что святой относил к одному из них, можно при желании отнести и к другому. Но только «при желании», а этого для точности смысла совсем недостаточно.
    Приписывают иногда преподобному Серафиму его якобы сочувствие старообрядчеству. Но для этого даже и основания нет никакого! Ведь известно, что великий подвижник отводил старообрядчеству весьма скромное место в современном ему мире, сравнивая Православие с кораблем, а старообрядчество – всего лишь с утлой лодкой. А то, что он лестовку перебирал в руках, – аргумент в пользу «ревнителей древлего благочестия» совсем неубедительный, поскольку в то время, когда жил святой, лестовка была повсеместна в монастырском обиходе. Еще чаще на молитве Старец перебирал четки, он их и сам весьма умело изготавливал. До наших дней сохранились деревянные четки, сработанные святым Серафимом своеручно (выставлены на обозрение в Свято-Даниловом монастыре). Не изрекал Преподобный и каких-либо особых суждений в пользу староверов, нет на то ни письменных, ни устных достоверных подтверждений. Существует, однако, ряд резко отрицательных высказываний преподобного Серафима в отношении старообрядчества, как например: «двуперстное сложение противно святым уставам» и многое другое. Истина неделима, и блюсти ее целокупной в лоне Российской Православной Церкви, к чему постоянно призывал старообрядцев батюшка Серафим, – обязанность всех искренно верующих в Спасителя и Бога нашего.
    Да, жизнь наша сложная, а временами и весьма тяжелая, поэтому и неудивительно совсем, что люди тянутся к чуду небывалому. Иногда всего лишь пущеный слух обрастает и разукрашивается рассказами, превращаясь в устойчивый миф. А с мифами не спорят, их не пересматривают на достоверность, к ним просто привыкают. Существует, скажем, множество исторических мифов, весьма устойчивых, хотя совершенно бездоказательных и лживых. Тут и якобы имевшееся завещание Петра I, и некоторые фальсифицированные «пророчества» инока-«провидца» Авеля, и кажущаяся почти правдоподобной легенда о Федоре Кузьмиче – якобы бывшем Государе Александре I, и сваливание на Охранное отделение авторства известных «Протоколов», и выдуманный уже после кончины святого Иоанна Кронштадтского его так называемый «вещий сон», и много другой псевдоцерковной мифологии.
    В околоцерковной литературе также не обходится без передергиваний и мифов. Так, недавно без указания места переиздана в двух частях книга «Начало и конец нашего земного мира. Опыт раскрытия пророчеств Апокалипсиса». Это достаточно объёмное сочинение до революции издавалось анонимно четыре раза, ныне же оно безо всяких оснований приписано святому праведному Иоанну Кронштадтскому. Приписано сочинение, которое он никогда не писал! Более того, батюшка Иоанн в одной из дневниковых записей признается: когда он прочёл случайно попавшуюся книгу «Начало и конец нашего земного мира», то она ему понравилась. И даже посетовал, что не сам написал такую. Вот и всё. Кто же создал этот труд? Его создателем был иеромонах Оптиной пустыни Пантелеимон, достаточно известный духовный писатель и не менее именитый переводчик (перевёл 3-й том творений Симеона Нового Богослова, его гимны). Свой опыт раскрытия Апокалипсиса он издавал открыто, с указанием полного своего монашеского имени, как единственный автор. Книга выпущена в Одессе издателем Е.И. Фесенко в 1903 году».

    [Историческая справка.
    В книге «Начало и конец нашего земного мира. Опыт раскрытия пророчеств Апокалипсиса», изданной в 1904 г. под благодатным руководством Св. прав. Иоанна Кронштадтского содержится предсказание:
    «...Есть историческое таинственное указание на перенесение политической и торговой тяжести в конце всемирной истории опять туда же, где началось оно столпотворением вавилонским. Св. пророк Захария, пророчествовавший о последних временах, возвещает это аллегорическим перенесением хлебной меры в Сеннаар; это и есть будущее перенесение центра торговли на берег Персидского залива.
    Пророк видит ефу (хлебная мера), в которую погрузилась женщина (нечестие). Он видит далее как бы вместо одной – две женщины и ветер был в крыльях их, и крылья у них, как крылья аиста, и подняли они ее и понесли ее между землею и небом, чтобы устроить для нее дом в стране Сеннааре, и когда будет все приготовлено, то она (ефа) поставится там на своей основе (Зах. 56:5-11). Что же это значит? Весьма возможно, что союзные между собою по единоплеменности страны (если судить по нынешнему периоду всемирной истории), Британия и Соединенные Штаты, или Британия и Германия, благодаря обширному развитию своего торгового мореплавания пожелают иметь великий торговый центр и вольный город на берегу Персидского залива при впадении Евфрата и Тигра. И вот весьма вероятно, что этому-то торговому центру с открытыми дверями для всемирной торговли и придется сыграть последнюю заключительную роль в политической истории, ибо он сделается столицей всемирного еврейского нечестия. Здесь-то, вероятно, родится сын погибели, представитель власти и тирании князя мира сего, т.е. большого красного дракона. В настоящем периоде всемирной истории виднеются как бы подготовления к этим грядущим событиям, т. е. к восстановлению всемирного железного царства, подобного древней Римской державе при Юлиане Отступнике. О таком всемирном владычестве уже и ныне мечтает и старается Британия, начинают мечтать и стараться Германия и даже Соединенные Штаты. Кому из этих трех, в конце концов, придется играть первенствующую и погибельную роль – покажет время […]» («Таинственное указание», «Земщина», 1991, № 1)].

    Закончил свою статью «Чего не изрекал преподобный Серафим. К вопросу о псевдоцерковном мифотворчестве» Александр Стрижёв такими словами:
    «В заключение приведем замечательные слова святителя Димитрия Ростовского: «Не буди ми лгати на святого…». И будем помнить, что любое мифотворчество и подтасовка церковно-исторических и агиографических фактов есть тяжкий грех, способный только соблазнить верующие души и привести к нестроениям и расколам в Православной Церкви».
*    *    *
    Несмотря на статью А. Стрижёва, дебаты о возможности появления Антихриста в России продолжились. И снова высказывались самые разнообразные суждения: от одобрения такой возможности до неприятия.
    В сентябре 2013 года по этой теме выступил богословский писатель Михаил Назаров:
    «Мы знаем, что каждый отступник от Бога неизбежно становится орудием Диавола. Со стороны Церкви звучало немало верных предупреждений, например, святителя Игнатия (Брянчанинова), что на пути богоотступничества русский народ, включая «высших пастырей Церкви», может стать «орудием» антихриста. Это предупреждение безспорно. Но известны и более резкие и спорные суждения, что именно в русском народе придет сам антихрист. Так ли это? Ведь церковное учение об антихристе, основанное на пророчествах Ветхого и Нового заветов, не предусматривает никакого «русского антихриста», – это будет страстно ожидаемый евреями «иной мессия-мошиах», из колена Данова.
    «Пророчество», что антихрист придёт из России и в русском народе, появляется по разным причинам и в разных целях.
    Обратимся к нескольким примерам.
    Так, удрученный наблюдаемой апостасией народа-богоносца русский православный деятель К.Н. Леонтьев с горечью писал в конце XIX-го века:
    «... Через какие-нибудь полвека, не более, русский народ из народа «богоносца» станет мало по малу и сам того не замечая, «народом-богоборцем», и даже скорее всякого другого народа, быть может. Ибо, действительно, он способен во всем доходить до крайностей...
    Евреи были гораздо более нас, в своё время, избранным народом, ибо они тогда были одни во всем мире, веровавшие в Единого Бога, и однако, они же распяли на кресте Христа, Сына Божия, когда Он сошёл к ним на землю...
    Русское общество, и без того довольно эгалитарное по привычкам, помчится еще быстрее всякого другого по смертному пути всесмешения и – кто знает? – подобно евреям, не ожидавшим, что из недр их выйдет Учитель Новой Веры, – и мы, неожиданно, лет через 100 каких-нибудь, из наших государственных недр, сперва безсословных, а потом безцерковных или уже слабо-церковных, – родим того самого антихриста, о котором говорит епископ Феофан вместе с другими духовными писателями» (К.Н. Леонтьев, «Над могилой Пазухина», 1891, Цит. по: К.Н. Леонтьев, «Восток, Россия и Славянство», М., 1996, стр. 678-685).
    Эти отчаянные слова, написанные в сердцах, часто цитируют как исполнившееся пророчество о революции. Отчасти оно верно, хотя далеко не весь русский народ тогда стал «богоборцем», а лишь малая его часть, сознательно принявшая диктатуру оккупантов-интернационалистов, гораздо большая часть народа (белые армии, крестьянские восстания) оказала этой оккупации жертвенное сопротивление, а большинство было просто пассивно (к сожалению) и затем покорилось террору новой власти. Однако, что касается «родим антихриста», уместно заметить, что Константин Николаевич, большой и глубокий мыслитель, в своих текстах, к сожалению, допускал подобные «художественные» выражения, не всегда осторожные с православной точки зрения...».

    [Историческая справка:
    Константин Николаевич Леонтьев (1831-1991) – русский дипломат, мыслитель религиозно-консервативного направления, философ, писатель.
    В 1872-1874 годах раскрыл себя как публицист «Панславизм и греки» и «Панславизм на Афоне». К этому же времени относится его работа «Византизм и славянство».
    В 1874 году совершил первую поездку в Оптину пустынь, где встретился со старцем Амвросием, к которому имел письмо от афонских монахов, и познакомился с иеромонахом Климентом (Зедергольмом). В ноябре этого же года поступил послушником в Николо-Угрешский монастырь под Москвой, но уже в мае 1875-го покинул его.
    В 1879-1880 годы в газете «Варшавский дневник» опубликовал ряд статей, преимущественно на общественно-политические темы.
    В 1885-1886 годы появился сборник его статей «Восток, Россия и Славянство».
    Осенью 1887-го переехал в Оптину пустынь, где снял у монастыря в аренду двухэтажный дом, у самой монастырской стены. В Оптиной Леонтьев пишет работы: «Записки отшельника», «Национальная политика как орудие всемирной революции», «Анализ, стиль и веяние» и др. Скончался от пневмонии в Сергиевом Посаде.
    У К.Н. Леонтьева при желании можно найти разные цитаты пророческого содержания:
    (1878):
    «...Хотя Православие для меня самого есть Вечная Истина, но все-таки в земном смысле оно и в России может иссякнуть. Истинная Церковь будет и там, где останется три человека. Церковь Вечна, но Россия не вечна и, лишившись Православия, она погибнет. Не сила России нужна Церкви, сила Церкви необходима России; Церковь истинная, духовная – везде. Она может переселиться в Китай; и западные европейцы были до IX-го и XI-го века православными, а потом изменили истинной Церкви! […]» (К.М. Леонтьев, «Моя исповедь», Гос. литературный музей, Ф. 196, Oп. 1).

    (1882):
    «Как таковые, мы должны желать, чтобы наибольшее число людей на свете стали тоже православными; дело тут прежде всего для нас не в земном русизме, а в загробном спасении душ этих прозелитов и отчасти, в прощении, быть может, наших грехов за наше усердие в проповеди и борьбе с разными препятствиями. Вот самая основная, существенная сторона вопроса, общая и русскому, и греку, и православному японцу или камчадалу […]
    Человек, истинно верующий, в подобном случае не должен колебаться в выборе между верой и отчизной. Вера должна взять верх, и отчизна должна быть принесена в жертву уже потому, что всякое государство земное есть явление преходящее, а душа моя и душа ближнего вечны, и Церковь тоже вечна; вечна она в том смысле, что если 30 000, или 300 человек, или всего три человека останутся верными Церкви ко дню гибели всего человечества на этой планете (или ко дню разрушения самого земного шара), то эти 30 000, эти 300, эти три человека будут одни правы, и Господь будет с ними, а все остальные миллионы будут в заблуждении. Поэтому чем более мы спасем людей, тем лучше и для них и для нас.
    Это так. Но, с другой стороны, правда и то, что в настоящее время для верующего человека (какой бы национальности он ни был) Россия должна быть очень дорога – как самый сильный оплот Православия на земле. Люди слабы, им часто нужна опора внешняя, опора многолюдства, опора сильной власти, опора влиятельной мысли, благоприятно для веры настроенной, и т.п. Если же Россия, как сила православная, может быть дорога, в настоящее время, даже и японскому прозелиту, то, разумеется, она должна быть еще дороже русскому верующему человеку. Этот русский верующий человек должен бороться за веру и за Россию, насколько у него есть ума и сил […]
    Вера во Христа, апостолов и в святость Вселенских Соборов, положим, не требует непременно веры в Россию. Жила Церковь долго без России, и если Россия станет недостойна, – Вечная Церковь найдет себе новых и лучших сынов.
    И хотя сила Церкви необходимее для России, чем сила России для Церкви, но все-таки пока Россия дышит и стоит еще под знаменем Православия, Церковь отказаться от нас не может. И не только русский верующий, но и японский прозелит должен желать блага русскому государству, как наилучшей все-таки опоре Православия […]» (К.Н. Леонтьев, «Цветущая сложность. Избранные статьи», стр. 164-165, 169-170).

    (1888):
    «Когда-нибудь погибнуть нужно; от гибели и разрушения не уйдет никакой земной общественный организм – ни государственный, ни культурный, ни религиозный. Самому христианству Спаситель предрек на земле разрушение, и те, которые пророчат нам на этой земле некое небывалое и полнейшее торжество «воинствующей» (т.е. земной) Церкви, проповедуют нечто вроде ереси, противной не только учению православного духовенства, но и евангельскому учению.
    Погибнет и Россия когда-нибудь. И даже когда, окидывая умственным взором весь земной шар и весь состав его населения, видишь, что новых и неизвестных сильных духом племен ждать неоткуда, ибо их уже нет в среде, несомненно, устаревшего человечества, то можно почти, наверное предсказать, что Россия может погибнуть только двояким путем – или с Востока от меча пробужденных китайцев, или путем добровольного слияния с общеевропейской республиканской федерацией. (Последнему исходу чрезвычайно может пособить образование либерального, бессословного, всесословного союза).
    Есть третий возможный исход, на который уже давно с ужасом и отвращением указывали враждебные нам европейцы: «Россия это нечто вроде исполинской Македонии, которая, пользуясь раздорами западных народов, постепенно подчинит их всех своей монархической власти […]» (К.Н. Леонтьев, «Избранное», М, 1993, стр. 260).

    (1890):
    «Мир земной приблизится к своей гибели тогда, когда Евангелие будет везде проповедано. Ни в Евангелии, ни у Апостолов нигде не сказано, что христианство будет всеми с одинаковым усердием принято в душу. Сказано только, что оно будет везде известно; но вместе с тем сказано, что Христос «едва ли найдет веру на земле ко второму Своему пришествию».
    Как же понять это?
    Мне кажется, что христианские народы, обладая самой высшей религией на земле, возьмут наконец повсеместно и окончательно верх над язычниками и мусульманами. Быть может, они тогда, подобно Гамбетте, будут считать атеизм невывозным товаром, а полезным лишь для внутреннего обращения, и, конечно, допустят проповедь Евангельскую как суррогат – рациональному эвдемонизму – (если он устоит на века или вернется снова на царство после временного изгнания из лучших умов). Во всяком случае после преобладания христиан над всеми язычниками и мусульманами, после крещения многих из последних, после упадка старых не христианских верований у других, после распространения при этом общей и однородной цивилизации весь мир станет еще много однообразнее теперешнего. Будет окончательное всеобщее смешение; само Христианство [начнёт] склоняться быстро к упадку, оставаясь убежищем немногих «избранных», в которых и будет воплощена последняя Церковь […]
    Выходит, значит, так: если Россия, усилив даже на долгое время у себя свойственное ее национальному гению Восточное Христианство, распространит его потом сильно вглубь Азии, то этим самым исполнением своего главного (вероятно, главного) призвания Россия усилит всеобщее смешение, увеличит однородность – и таким образом приблизит этим самым век последнего космополитического всепретворения, за которым последует всеобщая гибель. Сперва умаление веры донельзя, потом разрушение и Страшный Суд […]» (К.Н. Леонтьев, «Культурный идеал и племенная политика», Гос. литературный музей, Ф. 198, Oп. 3)]. 
*    *    *
    Далее Михаил Назаров пишет:
    «Часто ныне также цитируют «пророчество» преподобного Серафима Саровского:
    «Антихрист родится в России между Петербургом и Москвой в том великом городе, который по соединении всех племён славянских с Россией будет второй столицей царства Русского и назван будет «Москво-Петроградом», или «Градом конца», как именует его Господь Дух Святой, издалече всё предусматривающий...» («Россия перед вторым пришествием», сост. С. и Т. Фомины, М., 1998, т. 2, стр. 549-550).
    Но такого нелепого текста, изобилующего и другими несуразицами, никак не мог написать преподобный Серафим, это не него слова.
    После революции пришествие антихриста в России отождествляли с богоборческой коммунистической властью её церковные противники – катакомбники. На то были веские основания: страшный «русский холокост», устроенный правившими в СССР соплеменниками антихристианского народа, в котором и должен появиться антихрист. Его впечатляющими прообразами были личности Ленина (Бланка), Троцкого, Свердлова и т.п. Но антихрист как таковой тогда не явился, хотя на фоне устроенного большевиками – евреями погрома Церкви можно понять тогдашнее невольное эсхатологическое преувеличение».

    [Историческая справка:
    Не одни катакомбники придерживались такого же мнения.
    Архиепископ Иоанн (Максимович, † 20 июня 1965) в 1938 писал:
    «Русский народ весь в целом совершил великие грехи, явившиеся причиной настоящих бедствий, а именно, клятвопреступление и Цареубийство. Общественные и военные вожди отказали в послушании и верности Царю еще до Его отречения, вынудив последнее от Царя, не желавшего внутреннего кровопролития, а народ явно и шумно приветствовал совершившееся, нигде громко не выразив своего несогласия с ним. В грехе Цареубийства повинны не одни лишь физические исполнители, а весь народ, ликовавший по случаю свержения Царя и допустивший Его унижение, арест и ссылку, оставив беззащитным в руках преступников, что уже само собой предопределяло конец. Таким образом, нашедшее на Россию бедствие является прямым последствием тяжелых грехов и возрождение ее возможно лишь после очищения от них. Однако до сих пор нет настоящего покаяния, явно не осуждены содеянные преступления, а многие активные участники революции продолжают и теперь утверждать, что тогда нельзя было поступить иначе. Не высказывая прямого осуждения февральской революции, восстания против Помазанника, русские люди продолжают участвовать в грехе, особенно, когда отстаивают плоды революции […]» (Иеромонах Серафим (Роуз), «Будущее России и конец мира», Рига, 1991, стр. 15-16).

    (1922):
    «О, недостойная избрания, ты избрана» (так пели славянофилы), а теперь приходится говорить: ты отвергнута, проклята, но ведь Бог никогда не отвергает и не проклинает, почему же Россия отвергнута? Раньше я все понимал и толковал, а теперь этой судьбы России я не понимаю и не берусь истолковывать. Богу я верю, п. ч. верю в Бога, значит верю, что и происшедшее с Россией нужно, совершилось не только по грехам нашим, но и да явятся дела Божии. Только чудо может спасти Россию, так, как мы не знаем, и то, что нужно и можно спасти, но чудо нельзя предвидеть. В Россию надо верить и надо надеяться, но то, что я вижу, знаю и понимаю, не дает ни веры, ни надежды. Я не могу даже любить ее, могу только жалеть, а между тем, есть долг верности России […]
    Россия спасена, раздалось в моем сердце перед большевицким переворотом в 1917 году как откровение Богоматери (во Владычной Ее иконе) и я верен и верю этому завету. Но в ответ на это исторически Россия погибла, значит, она спасается через гибель и смерть, воскресая, но воскресение нам не понятно, оно – чудо. Так толпятся в уме и сердце неисходные противоречия. Она поражена смертельно и навечно разорвана и ранена. Она исцелится? – благодатью Духа Св., но тоже чудом, новым созданием, а это сердце неисцельно ранено и болит. Конечно, на крайний случай, можно обойтись и без родины, когда есть Родина – Церковь, но и от родины я не должен, не могу и не хочу никогда отказаться, и, значит, умираю всю оставшуюся жизнь, пока Господь не исцелит бесноватую Россию […]» (О. Сергий Булгаков, Из «Дневника», журнал «Вестник РХД», № 129, 1979, стр. 238-239)

    (1923):
    «Такой судьбы Россия не заслужила, она как будто агнец, несущий бремя грехов европейского мира, и она заклана и растлена. Здесь тайна беззакония. Все исчадия адовы слетелись и душат Россию […]» (Архим. Константин (Зайцев), «Чудо русской истории», стр. 242)].
*    *    *
    Продолжаем читать статью Михаила Назарова:
    «Тем не менее и в наше время читаем сходные заявления:
    «По моему личному глубокому убеждению, Русская Православная Церковь уже пережила эпоху Антихриста. Это была эпоха строительства коммунизма», – так считает сегодня один видный архииерей РПЦЗ, хотя и делает оговорку, что это ещё не тот последний «мировой антихрист». В таком случае точнее было бы сказать, что в коммунистический период нам был явлен прообраз будущего царства антихриста и его предтечи, а то получается, что эпоха антихриста на Руси «уже пережита». Разве?.. Думаю, автор просто выразился небрежно и неточно.
    Другой современный архиерей из «осколков» РПЦЗ, пропагандирующий собственное новаторское богословие, убежденно настаивает и гневается на несогласных, как и его клирики, что в советское время на русской земле уже царствовал настоящий антихрист:
    «Именно признание советской власти властью антихриста, а не просто жесточайшего кесаря, – является духовным фундаментом всего Православного Исповедания наших Священномучеников и Исповедников, и всей зарубежной Церкви. Без него – рушится все здание Церкви. Свидетельства об антихристовой сущности советской власти безчисленны. Все Новомученики пришли к этой эсхатологической истине, но кто-то осознал ее почти сразу и более полно, а кто-то значительно позже и только отчасти».
    И автор приводит много примеров, которые, однако представляют собой лишь индивидуальные восприятия прообразов царства антихриста. При этом не дается ответ на вопрос: Кто же был в эти годы антихристом, который ведь должен быть человеческой личностью и всемирным правителем?
    Сталин очень похож по делам и по стилю, но главным церковным критериям не соответствует.
    «Он [антихрист] царствует в советский период в лице семи «голов» – генеральных секретарей – возглавителей партии большевиков, потом исчезает с политической сцены и вновь выходит восьмым «из бездны» уже с сатаной внутри. Его оружие богохульство и диктаторская власть...
    Система принуждения имеет явные черты социализма, т. е. полная национализация и объявление всего собственностью «вождя» с его партией. Только в таком случае есть возможность одним разрешить продавать и покупать и запретить это неугодным. Это именно так происходило с 1932 г. и далее, когда было объявлено строительство атеистического социализма, и для успешного проведения этого в жизнь введена была карточная социалистическая система с отменой денежного оборота. Вступившие в строительство этого царства сатаны получали карточку на продовольствие. Противящиеся же этому не получили ее и кончили голодной смертью в числе десятка с лишним миллионов. И никакой видимой печати не ставилось, но все подчинившиеся стали новыми людьми, чадами «ЗВЕРЯ» – гомосоветикусами […]».
    Таким образом, этот современный богослов утверждает, что якобы антихрист уже приходил инкогнито на русскую землю, поставил на её народ «социалистические печати» и зачем-то на время ушёл отдохнуть. И значит, никаких новых «печатей» ему уже не нужно. Царством сатаны уже был сталинский социализм и «самоустранился на время», но вернется именно как социализм и именно на Руси. А прочие народы (выходит, менее антихристовы) будут сюда присылать «миротворческие войска». Без социализма и «опечатанного» Сталиным русского народа, «возлюбившего ложь» (ценою десятков миллионов жертв?), ну никак нельзя и негде больше антихристу в мире воцариться.
    Написано всё это с определенной целью: нечего опасаться нынешней жидомасонской американской глобализации и ее «печатей».
    «Теперь создают страшилки в виде штрих-кодов, ИНН, электронных паспортов и вживлении чипов, не подозревая того, что все запечатаны печатью антихриста со времен строительства социализма и являются чадами царства сатаны. И они-то уже полностью готовы первыми получить настоящую печать антихриста в его пришествие. Почему это так, это видно из их верований […]».
    Итак, «все запечатаны», кроме единственно истинной юрисдикции данного пророчествующего архиерея...
    Другие выходцы из этого же «осколка» РПЦЗ вещают, что в любом случае настоящий антихрист появится в России, потому что только наш презренный «совковый» народ с его конформистской МП способен его принять и служить ему опять-таки в качестве «чад зверя».
    Вот недавнее заявление на одном официальном церковном мероприятии в августе 2013 года:
    «Известный историк, священник РПЦЗ Лев Лебедев, сделав анализ трагедии народа, проживающего ныне на территории Российской Империи, ставит в своей книге «Великороссия. Жизненный путь» страшный диагноз, констатирует, что русского народа уже нет. Те же, кто населяет эту землю – не русские, а другой народ, говорящий на похожем языке, совки. Совок, это болезненный мутант русского «народа-богоносца» […]
    Антихрист придёт и воссядет на престол в Церкви, в «канонической» Церкви, а значит, православной, в России. Получается, что именно совок будет его послушным солдатом […]».
    Это откровение опубликовано на официальном церковном сайте без комментариев (ссылку не даю, жалея данную юрисдикцию РПЦЗ, в которой вряд ли с этим согласно большинство ее членов на территории исторической России).
    Это последнее «пророчество» имеет уже несколько иную основу и причину, чем перечисленные предыдущие. Оно рождается из жгучей ненависти к МП и нынешнему «народу-совку», которая в данной секте выливается в заявления:
    «России больше нет»; «русская земля проклята Богом».
    А потому провозглашается даже программа уничтожения совкового народа:
    «... всеобщей Русской Реконкисты с её очистительными кострами и концлагерями для нео-большевиков, евреев и совковой интеллигенции. Сквозь туман профанированной лже-России проступают очертания тотального Чёрного Фронта реакции XXI века. Древние покровители русской арийской нации оживают и грозят погрузить проклятую Совдепию, а заодно с ней и весь подлунный мир на дно Хаоса. Когда Хаос рассеется, то над пепелищем вавилонов и карфагенов взойдёт свастическое Нового Старого Порядка». Для этого «уничтожают всё генеалогическое древо преступника. Вырубают его род. Так будет и с совками. Нет такого врага, который бы заставил нас, русских, объединиться с этими извергами и выродками» (автор этих слов Ф. Мамонов из юрисдикции Смирнова-Сиверса, в 1991-1992 гг. состоявшего в РПЦЗ, ушедшего, однако ныне имеющего там сторонников.
    Это не что иное, как яростно вывернутая наизнанку большевицкая нигилистическая психология. Но, как известно, ненависть ослепляет. Не удивительно, что у таких «белосовков» она сопровождается слепотой к подлинным прообразам и предтечам антихриста и выливается как в почитание «Белого Вождя – Крестоносца Гитлера» (он ведь благодатно уничтожил миллионы «совков»), так и в восхищение очевидным современным оплотом антихриста – орудием международного еврейства – США. Побывав там в 2008 году, настоятель данной секты восторженно нашел американскую землю особо благодатною, где «свободно резвятся кролики», и заявил прихожанам, что в отличие от США и даже от соседней Финляндии «русская земля проклята Богом», – так что логичен и приведенный выше вывод, что именно на проклятой русской земле появится антихрист, да еще и «воссядет на престол в Церкви, в «канонической» Церкви, а значит, православной, в России». Иначе где же ещё ему появиться и воссесть?
    В продолжение мысли автора отметим, что такая «измена» мошиаха должна будет наглядно опровергнуть иудейский Талмудизм и страшно разочаровать синагогу: выходит, зря его там два тысячелетия верно ждут и Храм в Иерусалиме восстанавливают? Заодно антихрист опровергнет и экуменизм, оказав предпочтение «канонической» православной Церкви: зря экуменисты создают единую экуменическую Церковь, которая должна поглотить и православную […]
    Автор доклада в эти тонкости не вдавалась; зачем, если всем и так должно быть ясно, что ненавистные  «совки» хуже жидов и экуменистов.
    (Заметим в скобках, что в большинстве толкований говорится, что правление антихриста будет в виде двух этапов: обманно-соблазняющего и репрессивного. Наверное, этим можно объяснить и его возглавление единой экуменической церкви на первом этапе, возможно уже сразу с центром в Иерусалиме, и затем на втором этапе – открытое возвышение синагоги и еврейского народа с гонениями на всех христиан и истреблением всех народов).
    В психологической основе этого варианта «пришествия антихриста в России», помимо апологии личных мечтаний об эмиграции с «проклятой Богом земли» в «благодатные» страны, лежит гордыня собственной великой праведности: «Слава тебе Боже, что мы не такие, как эти добровольно погрязшие в грехе совки». Такова суть понимания данной сектой идеала РПЦЗ, в которой они планируют очищение от пришедших из МП «совков-дегенератов» и создание вместо РПЦЗ некоей «межхристианской» структуры с белыми странами Запада.
    Некоторые чада этой секты уже находятся на «благодатной» земле и продолжают оттуда свою «интернет-борьбу» против «совков».
    Будем всё же надеяться, что опыт эмиграции позволит им лучше рассмотреть собственный народ в «стереоскопическом» эффекте: в сравнении с другими более «цивилизованными», как это не раз случалось с честными русскими людьми за границей. Правда, для этого надо быть еще и умными».
    К «стереоскопическому» опыту русских эмигрантов в познании России мы вернемся далее. А пока обратим внимание на показательное родство данного пророчества о «русском антихристе» с ещё одним – и более естественным – его религиозным истоком: иудаизмом.

    Известно, что крайности нередко смыкаются. Хотя они отталкиваются от истины в разные стороны, но встречаются, описав круг вокруг столпа Истины. Нетрудно увидеть в этом антирусском «богословии антихриста» родство наших белосовков с протестантскими «фундаменталистами» в США (к которым принадлежали президенты США Рейган и Буш-младший). С подачи иудеев они утверждают, что Гог и Магог – это Россия, и антихрист родится в России – «империи зла», которая ополчится на праведное еврейское государство «Израиль» и будет разбита в апокалипсической битве при Армагеддоне.
    В годы Холодной войны эта антирусская идеология стала общепринятой в президентской администрации и системе идеологической подготовки вооруженных сил США. Со стороны иудейской закулисы она теперь подпитывается так называемыми «неоконами» – идеологами перманентной мировой войны США за установление Нового мирового порядка.
    Как ни странно, подобное толкование Армагеддона (даже с атомным уничтожением России евреями как народом, сохраняющем свою богоизбранность) представлено и в современной РФ – его ярко пропагандирует сайт «Апокалипсис» прихожанина МП А. Мазуркевича:
    «Учение об Антихристе, как о еврейском Мессии восседающем в восстановленном храме в Иерусалиме, не является общепризнанным у нас в Православной Церкви...
    Мнение о том, что Антихрист будет восседать именно в восстановленном древнем иерусалимском храме, это чистое заблуждение, которое основано лишь на тщетных надеждах «богоборных Иудеев».
    На самом же деле под храмом Божием (2 Фес. 2:4) следует понимать не Иерусалимский храм, а вообще христианскую церковь...
    Поэтому мнение Константина Леонтьева о том, что Антихрист родится и придет к власти в России, можно также считать церковным и православным […]».
    «Гог и Магог – это Россия, согласно моих толкований, – пишет Мазуркевич, – Антихрист приходит к власти в России, а точнее в восстановленном СССР, и потом уже идёт войной на Израиль, в то время как в толковании Михаила Назарова всё будет прямо наоборот […]».
    Отцы и первоиерархи исторической РПЦЗ никогда не допускали сомнений о том, кто и где придёт в мир в качестве антихриста – из иудеев для иудеев. Даже известный современный весьма либеральный и нередко сомнительный богослов МП проф. А. Осипов признает это традиционное православное учение об антихристе.
    Не говоря уже о многочисленном низовом «черносотенном» духовенстве. Оно и многочисленные прихожане МП надеялись, что объединение с консервативной РПЦЗ в 2007 году укрепит их сопротивление, но были преданы, ибо вместо этого получили капитуляцию Синода РПЦЗ.
    Святые отцы учили, что антихрист будет пестоваться в атмосфере максимального греха и ненависти к людям. Такая атмосфера может быть создана не одним лишь атеизмом и развратом, а сознательным противлением Богу и служением сатане (антихрист – «противящийся и превозносящийся выше всего, называемого Богом, или святынею» – 2 Фес. 2:4).
     «... Представление о том, что наступил последний этап истории человечества видится нами не вполне обоснованным и излишне пессимистичным. Обетования пророчеств о возрождении Российского Православного Царства и пророчества в книге «Откровение» нам дороги...».
    Показательно тут упоминание «Откровения» апостола Иоанна Богослова, ложное толкование которого (гл. 20, 4-7) и породило ересь хилиазма, осужденную Церковью и многократно опровергнутую отцами РПЦЗ.
    Мазуркевич вполне согласен с теорией, что «русского народа больше нет»:
    «Михаил Назаров применяет здесь два понятия:
    Русский церковный народ, который в какой-то мере продолжает стремиться быть верным Богу.
    Русскоязычное население, ведущий слой которого так и не вынес урока из происшедшего с Россией в ХХ веке.
    Из-за смешения этих понятий и возникают у Михаила Назарова ошибки при толковании пророческих текстов Библии. То, что сказано в Библии про Россию, как о будущем царстве Антихриста, говорится не о православном церковном народе, численность которого составляет не более 3 процентов от всего остального русскоязычного населения, а о всей современной России, ведущий слой которой не вынес урока из происшедшего с Россией в ХХ веке […]».
    Разумеется, в результате еврейской антирусской революции Третий Рим был разрушен, а русский народ истреблен в своей лучшей части (десятки миллионов жертв) и денационализирован в оставшейся массе и ее потомстве до уровня русскоговорящего «советского человека». Посткоммунистические правители РФ целенаправленно сохраняют и ныне «совковость» в ранге государственной идеологии, – ибо так им проще управлять оболваненным населением. Подлинно русских людей с историческим национальным самосознанием действительно осталось мало, и они нередко преследуются как «экстремисты».
    Напомню ещё раз слова одного священника РПЦЗ:
    «Трудно служить своему отечеству, во главе которого стоят его предатели. Но все же именно это служение способно вдруг совершить в человеке удивительное нравственное преображение. Несколько таких примеров дала чеченская война, когда пленные русские ребята отказывались принять ислам и становились мучениками за Христа, хотя в мирной жизни, кажется, особо не усердствовали к церкви […]
    И вот – предварили нас во Царствии Божием со всеми нашими познаниями в области экклезиологии. Что возвело их сразу на высоту святости? – Конечно, особая благодать Божия, поданная в ответ не на что-то духовное, а на чисто душевное – на русскую верность долгу, на усердие человека служивого, который не стремится спрятаться в частную жизнь».
    И разумеется, в этом сказался христианский фундамент русской культуры и национальной психологии, которую в нашем народе не смогли полностью уничтожить большевики, а были вынуждены паразитировать на ней. Этот христианский фундамент даёт о себе знать даже у атеистов, создавая особый тип «русского атеизма», в котором наши религиозные философы видели ложно-религиозную потребность Истины, малограмотно извращенную из-за неспособности решить проблему теодицеи – существования зла в созданном Богом мире...
    Точно такое же впечатление от своего первого приезда в РФ с таким же выводом мне поведал никогда ранее не бывший в России эмигрант-иеромонах из РПЦЗ. (Правда, речь идёт о взрослой части населения, молодежь уже более развращена и дебилизирована, денационализирована).
    Следует подчеркнуть, что никогда в истории РПЦЗ не было отношения к порабощенному богоборцами русскому народу как к  «послушным солдатам антихриста». Наоборот – вспомним статьи архм. Константина (Зайцева) главного редактора «Православной Руси»:
    «Некий общий язык слагается у современных «коммунистов», правящих Россией, со свободным миром, свободно идущим навстречу антихристу. И в этой атмосфере и слагается в СССР некий новый режим, в котором рядом с официальным коммунистическим доктринерством, формально господствующим, право гражданства получает всякое самоублажение, не только попускаемое, но и поощряемое вождями – самоублажение, особенно прельстительное в СССР в силу его новизны, а потому способное покупать людей по такой дешевке, которая для свободного мира даже мало понятна. Вот тот «климат», который обещает объединить весь, и свободный и коммунистический мир...».
    Однако:
    «...Если татарское иго закрыло нас от Запада, создав атмосферу изоляции, спасительную в смысле возможности сосредоточиться и взрастить свою самобытную духовную культуру, то положительную роль в этом же смысле сыграло и страшное коммунистическое иго. То духовное разложение, о котором мы выше говорили как о "климате" свободного мира – не коснулось России. Она претерпела материальный урон – колоссальный. Она испытала потерю в людях – неисчислимую. Она претерпевала страдания – не поддающиеся никакому воображению. Она стала жертвой разложения, степень которого, в отношении к отдельным личностям, исчисляемым цифрами огромными, не имеет, конечно, подобия в свободном мире. Но массив русского народа духовно не разложен большевиками. Россия живет под ними, но не с ними...» (Православная Русь. Джорданвиль, 1962. № 11).
    Даже если эта надежда о. Константина тогда не учитывала всю степень новой, посткоммунистической, волны духовного разложения русского народа с помощью «свободного мира», – это нынешнее разложение опять-таки не добровольное, а тоже оккупационно навязываемое сверху несмотря на сопротивление, как и при большевиках, лишь более лукавыми «демократическими» методами».
*    *    *
     Итак, из двух статей Александра Стрижёва и Михаила Назарова следует простой вывод: когда Антихрист появится на мировой арене с 2020-го по 2029-ый годы, то он появится не в Российской Федерации, так как согласно пророчества апостола Павла (Савла):
    «Ибо тайна беззакония уже в действии, только не совершится до тех пор пока не будет взят от среды Удерживающий теперь,
    И тогда откроется беззаконник […]» (2-ое Послание к Солунянам (Фессалоникийцам), 2.7-8).
*    *    *
ДТН.