Сны о моем любимом, старом Мелекессе...

Игорь Казанцев 3
Ресторан «Центральный».

(отрывок)

Каждый поход в этот ресторан для горожан становился маленьким праздником, к которому готовились заранее: стриглись, делали  прически и даже покупали новую одежду, сумочки, галстуки.
В ресторане отмечались все важные события, юбилеи, праздники. Он становился центром жизни общественности. Сюда приходили и в радостные минуты, и просто обсудить дела…

Ресторан «Центральный» открылся в 50-х годах в старинном  мануфактурном магазине купца Березина. Он переехал сюда  из здания на углу улиц Аблова и Гагарина.
Место было выбрано удачно: тихий участок улицы в центре. Аккуратная вывеска гласила: «Ресторан «Центральный».
В помещении два зала: большой и малый. В малом зале располагались банкетный зал, комнаты директора и администратора, гардеробная и туалеты. В большом зале на самом видном месте была устроена сцена с пианино, на стенах висели картины. На видном месте -  объявление «В нашем ресторане запрещено распитие спиртных напитков, принесённых посетителями».
О, канувшая в Лету атмосфера детства:  столы в белых облаках  накрахмаленных скатертей, скромные вазочки с гвоздичками, треугольнички салфеток... Стулья с высокими спинками. Шторы на окнах...
Присев за свободный стол, я рассматривал меню. В нем - причудливое сочетание кавказской, русской и европейской кухонь. Всегда есть водка (в ассортименте), несколько марок коньяка (настоящего!), шампанское, икра красная, отбивные, цыплята табака… И, конечно, салаты: «Столичный» или «Оливье» (первый – с мясом, второй – с курицей), «Цезарь». И, обязательно - шашлык, борщ, рассольник, солянки, мясная нарезка, яблоки.  Ну, и ещё ряд дорогих закусок. Изучив меню, обратил внимание на идущую ко мне красивую официантку в кружевном чепчике и белоснежном фартучке. Улыбаясь, она представилась: Шумилина Тамара Петровна. Из короткого разговора узнал, что Тамара работать начинала помощницей официантки Анны Самышевой. Та ей давала советы, указывала на мелочи (которых не бывает), раскрывала маленькие хитрости успешной работы. А через месяц Тамару перевели на должность официантки.
«Центральный» популярностью пользовался немалой. Не удивительно: единственный ресторан в городе, не считая небольшого ресторанчика на железнодорожном вокзале.
Бывало, одновременно приходилось принимать заказы у шести-семи столов. А поесть сюда приходили обычно не в одиночку, а целыми компаниями.
Вот Тамару подозвали к другому столику, а я стал рассматривать посетителей в зале.
За соседним столом две милые женщины в легких крепдешиновых платьях о чем-то негромко разговаривали. Чуть далее компания молодых людей заказывала закуски и - для отвода глаз - графинчик водки. Позже под шумок под столом разливали водку, принесённую из магазина. Экономия средств. Ведь в ресторанах и кафе спиртное продавалось с наценкой, что, в общем-то, вполне справедливо.
Ближе к эстраде компания ребят с Кавказа что-то бурно обсуждала. В это время на эстрадной площадке ресторана под громкие аплодисменты начал свое выступление ВИА клуба имени Валентины Терешковой. Их руководитель Николай Галицкий, дождавшись, когда смолкнут шумные приветствия, объявил:
- Добрый вечер. Мы начинаем свою музыкально-развлекательную программу.

Вся ресторанная публика, отложив в сторону вилки и рюмки, встала из-за столиков и начала громко аплодировать, а на сцену полетели букеты цветов, - ведь популярную песню «Добрый вечер, а что это значит?» знал весь Мелекесс. Её мотив можно было услышать повсюду: в общественном транспорте, из окон гостиниц и частных домов, на теплоходах, вокзалах, эстрадных и танцевальных площадках, в радиопередачах. Её распевали и дети, и взрослые. А сейчас она звучала здесь, и посетители, дослушав песню, вновь принялись ужинать…
Как только растворились в воздухе аплодисменты, музыканты, воодушевлённые вниманием публики, заиграли вновь, а гитарист Виктор Лачугин запел песню «Гуцулочка». Потом зазвучала завораживающая музыка знаменитой группы «Битлз»...
Публика прибывала и прибывала. Я рассчитался с официанткой Тамарой и вышел из ресторана.
Вечереет… Уже колдуют темно-лиловые сумерки, забирая улицы в свой  плен.
На городской променад выходит молодежь. Многие юноши несут в руках модные тогда переносные транзисторные радиоприемники «Селга» или «Спидола» производства рижского радиозавода.   У кого-то из парней гитары.

Мое путешествие подходит к концу.
Необыкновенный, завораживающий сон перенес меня во времена моего детства. И сон этот  будет повторяться и повторяться. Старого Мелекесса давно уже нет и, думается мне, - очень немного людей вспоминают о нем.
Прошло больше сорока лет с тех пор. Нет уже мест, которые я описывал, да и большинства из тех людей, которых вспоминаю,  увы, тоже нет на белом свете.
А в мои сны снова врывается старый Мелекесс, его улицы и скверы, голоса и лица.
И хожу я по этим улицам в поисках моего старого города. Все очень похоже на былое. И все же, все же…  Все выглядит иначе, ведь это только сон! На улице Куйбышева и Гагарина построены какие-то необычные дома. А я иду и иду в прошлое.
Невозможно передать ощущения и переживания от путешествия в Мелекесс 60-х годов. А город… он изменился и не изменился.
И все вроде бы на своих местах… вот только я стал взрослым.