Прогулки по Тель-Авиву. Часть 8

Борис Готман
   Напомню, в предыдущей части мы видели здание, в котором  находился первый штаб израильских ВВС, называвшихся в далёком 1947 году "Воздушной службой".
   
   Сегодня в левой части этого здании размещается адвокатская контора, а в правой - небольшая гостиница сети "Сан-Авив".
   
   Мы направляемся по бульвару Ротшильд в сторону площади, на которой находятся театр  "Габима" и "Дворец  Культуры".
   
   За нашей спиной остался первый в Тель-Авиве киоск газированной воды, тот самый киоск, который был признанным местом общения людей искусства.
   
   О нём написано в 4 части "Прогулок по Тель-Авиву". Там же фото и мой перевод рекламы этого киоска, которую написал на иврите знаменитый поэт Бялик:
      
      "Дай мне газировку,
       Плачу тебе грош,
       А сдачу словами
       Своими вернёшь".
   
   Кстати, недавно другой широко известный поэт и писатель Игорь Губерман в 32 главе своей интересной книги "Путеводитель по стране Сионских мудрецов" отправил этот киоск в другой конец бульвара Ротшильд, к театру "Габима".

   Так что читая "Путеводитель…" Игоря Губермана, не забудьте включить GPS или  хотя бы свериться с картой.
    
   Да, поскольку мы немного затронули "Воздушную службу", то остановиться только на здании, где был когда-то её штаб, и не рассказать о её организаторах и о самолётах, с которыми Израиль вступил в Войну за независимость против напавшей на него коалиции семи арабских стран, как-то нехорошо.
    
   Идти нам сейчас около километра, поэтому есть время поговорить об этом.
    
   Тем более, что в этом же направлении в январе 1948 года везли разобранные лёгкие самолёты "Auster  5J1 Autocrat ", купленные "Еврейским агентством" у покидавших Палестину англичан.
    
   Перед продажей англичане забрали с самолётов всё вооружение,  включая приборы наблюдения.
    
   Разобранные самолёты были доставлены в "Кирию" – в  Сарону, о которой уже упоминалось ранее.
    
   Интересно, что когда мне пришлось работать в этом районе, построенном германскими тамплерами в 1861-1871 годах, одним из старых домов, подлежавших сохранению с перемещением на новое место, был большой сарай, напоминавший ангар.
   
   Не мог понять, зачем нужно с ним возиться.
   
   Оказалось, это и был ангар, в котором евреи восстанавливали купленные у англичан 20  "Auster  5J1 Autocrat " и  один "Оксфорд".

   Удалось собрать 18 (по другим источникам -15) машин, остальные пошли на запчасти.
   
   Купленные самолёты относились к модификации AOP 5 (Air Observation Post), оснащались двигателями 100 л.с., или 130 л.с. 
   
   За характерный звук этих двигателей самолёты получили прозвище "примус".
   
   Максимальная скорость составляла 210 км\ч, дальность полёта – 355 км, максимальная высота – 4600 м.
   
   При собственной массе 475 кг он мог поднять до 400 кг полезного груза.
    
   3 марта 1948 года первый собранный самолёт поднялся в небо.
    
   На этих востановленных машинах написали одинаковые регистрационные номера, причём принадлежавшие тем самолётам, которые уже числились за гражданской авиацией "Земли Израиля".
   
   Это было сделано для того, чтобы англичане не поняли, что из проданного ими  хлама инженеры и техники "Воздушной службы" сумели собрать летающие машины.
      
   Из этих и семи имевшихся ранее самолётов гражданской модификации были сформированы три первые эскадрильи.
    
  "Auster  5J1 Autocrat " начали выпускать в Великобритании в 1942 году.
    
   На этом самолёте мне полетать не довелось – только пощупать его в Музее ВВС.
 
   Но зато мне много пришлось летать на очень похожем  самолёте "Як-12", который начали выпускать в 1946 году по личному указанию И.Сталина.
 
   Удобный хороший самолёт, правда, уступающий "Auster  5J1 Autocrat " и по скорости, и по высоте, и по экономичности.
   
   В 1964 году мне пришлось лететь на нём из Атбасара в Целиноград.
   
   Через 15 минут полёта вдруг резко упало давление масла в двигателе и во избежание пожара его пришлось выключить.
   
   Ничего страшного – внизу бескрайняя степь.
   
   Но самолёт спокойно дотянул в режиме планирования до аэродрома…
    
   Теперь надо сказать о людях, стоявших во главе сначала "Воздушной службы", а потом ВВС...

   Продолжение следует…
 
    На коллаже: на моих верхних снимках – Кирия – Сарона; на среднем снимке  справа - гражданская модификация  "Auster  5J1 Autocrat" из коллекции  господина Амуса  Дора,  на снимке под ним – "Як – 12";  на снимке внизу слева фотография "Auster  5J1 Autocrat", стоящего в Музее ВВС.