Старые афиши. Даниил - князь Галицкий

Евгения Савера
1987 год. Я – художник оформитель в кинотеатре «Северное Сияние». Юная девица, не нашедшая себе другой художественной работы.

На фото – образчик афиши по материалам, предоставленным кинопрокатом. Моя задача – как можно точнее перенести рисунок на двухметровый щит (холст на подрамнике), написать кистью текст, уже сочиненный кинокритиками и вовремя вывесить на улицу.

Подпись можно было не ставить под «сей продукцией», но моя художественная школа заставляла подходить творчески, «играться», как говорил Михаил К.,  коллега по цеху.

Кинотеатр Северное Сияние сейчас упразднен. Здание отдано экономистам и банкирам, отремонтировано, перекрашено и даже весьма модернизировано. А в моей памяти это советский кинотеатр с тремя залами и толпами народа. Куда советскому «культурному» человеку было еще податься? Театр, музей, библиотека.

Я тогда так и не зашла в зрительный зал на показ фильма «Даниил – князь Галицкий». Отпугнуло содержание и трактовка. Масса летящих стрел на афише и древнерусская конница ни о чем мне не сообщили, кроме того, что будет битва – «будешь сидеть, закрыв глаза, в остальных диалогах будешь скучать».

В русской теме мне катастрофически не хватало некоторых элементов, возможно правды, или, лучше сказать, знания «из глубины». Российская тематика уже начала «болеть», как спел Александр Дольский на принесенной Мишкой пластинке -  «Там, где сердце всегда носил я, где песни слагались в пути, болит у меня Россия и лекаря мне не найти. Я ходил по дорогам России изъезженным, и твердил я великих поэтов стихи, и шептали в ответ мне поля что-то нежное, ветер в храмах лесов отпускал мне грехи.».

Но, что, в сущности, может сказать девятнадцатилетняя девушка, совершенно и абсолютно не хотящая узнавать «жызнь»? Да  почти ничего . Кроме отрывочных переживаний.

Средняя Художественная Школа свозила на практику в Новгород, Ярославль и Ростов Великий.  Еще прокатились в Свердловскую обл. в городок Ревда, одноименный городку  в Мурманской обл.,  перед ущельем, уводящим к Сейдозеру. Перекличка моментов, кстати. И в той, и в другой Ревде была территория завода, железнодорожные рельсы и виртуальное присутствие Тарковского, на котором воспитывался наш художественный вкус. Вкус создавался синтезировано, разными воспитателями, начиная от воспитателей интерната СХШ (конкретно нас воспитывали аспирантки ЛГУ) и заканчивая стихийными кружками по интересам, относящиеся к «культур-мультур» всяческих художественных и литературных объединений. Впрочем, отвлеклась.


Князь Галицкий.  А кто же это?  ??? Одни вопросы. Наспех выхваченные цитаты из кино:

Посланник в песцах:
- О чем намерены говорить?
- О мире с Русью и возобновлению родственных связей.

(Ах, какие типажи, костюмы, скакуны! Замок. На знамени – Грифон. На нагрудной бляхе – Грифон).

- Здесь будет город Львов, младший брат Киева, – говорит князь. У него сын Лев Данилович. Жениться заставляют. «Кажись», без любви. («Но, что, ни говори - жениться по любви не может ни один, ни один король…»)

- Земли наши воеводам раздариваете? Вот мой ярлык!

- Мне нужен мир!
- Как бы дорого не пришлось заплатить…

- При согласии малые дела разрастаются, а при вражде большие разваливаются…

- Не удастся нам по душам поговорить, всегда кто-то мешает.

- Папа запретил Западу помогать русичам. (?)


Идет 1987 год. Радиоприемник в мастерской заливается – «Первый тайм мы уже отыграли, и одно лишь осталось понять, чтоб тебя на земле не теряли, постарайся себя не терять. Ничто на земле не проходит бесследно, и юность ушедшая все же бессмертна, как молоды мы были, как молоды мы были, как искренне любили, как верили в себя!»

Градский, зараза. Голосище-то какой…

Мишка-художник слушал то Дольского, то Градского, то Окуджаву, то Визбора. Еще он был Мишка-турист и даже более - Мишка-инструктор-по-туризму. Рубаха-парень, молодожен в те времена, новоиспеченный отец, любящий жизнь и верящий в будущее. Повезло с коллегой. Сразу бесконечный энтузиазм, свободный режим хождения на работу,  всяческая помощь в оформительстве,  приглашения в походы за компанию.

Неинтересное дополнение. Не любила и не верила. Только ждала. Ждала шторм под влиянием замеченных летающих буревестников и мелких волн, уже покрытых «барашками» пены. Русская тема понималась слишком интуитивно, для начала лично мне хотелось посмотреть на таинственный запад.

продолжение:http://www.proza.ru/2016/04/07/1484