Письмо из будущего. Рецензии

Аслан Шатаев
Лидия Довлеткиреева.

«Письмо из будущего» - это фантастическая повесть,
действие которой развивается на фоне войны в Чечне. Герой влюбляется в свою одноклассницу, но не признается в своих чувствах. Проходит время, начинается война. В минуты опасности он обнаруживает в себе способность путешествовать во времени и решает попытаться изменить свое будущее.

Автор повести Аслан Шатаев - участник всех трех совещаний молодых писателей республик Северного Кавказа, десятого форума молодых писателей, который ежегодно проходит в подмосковных Липки.

Рассказы А. Шатаева - «Тьма», «Темные лица», «Полтергейст», «Два мира», «Трижды воскресший», повести «Метеорит», «На фоне заходящего солнца», «Заложник» и другие опубликованы в республиканском литературном журнале «Вайнах».

Вот что говорит об этом авторе в своей статье «Некоторые жанрово-эстетические особенности современной чеченской прозы о войне» известный литературный критик Лидия Довлеткиреева.

-Большинство произведений о войне в Чечне конца XX – начала XXI вв. чеченские писатели создали в рамках традиционной для военной тематики реалистической прозы, используя подходящие для решения своих творческих задач приемы и методы: психологизм, «поток сознания», экзистенциальный анализ, аллегоризм, натурализм, что мы наблюдаем, особенно ярко, в творчестве М. Ахмадова, М.Бексултанова, Э. Минкаилова, С. Мусаева,- отмечает Л. Довлеткиреева.

По словам литературного критика, «но существует также пласт произведений, которые с точки зрения эстетики и жанра не совсем характерны для данной проблематики. К ним относятся и повести и рассказы Аслана Шатаева».

Источник:
http://www.grozny-inform.ru/news/culture/28376/



Арслан Хасавов.

В «Из­да­тель­ст­ве Ру­не­та» скром­ным ти­ра­жом в пять­сот эк­земп­ля­ров вы­шла де­бют­ная кни­га трид­ца­ти­лет­не­го про­за­и­ка из Чеч­ни Ас­ла­на Ша­та­е­ва.
Текст этот оп­ре­де­лён ав­то­ром как «фан­та­с­ти­че­с­кая по­весть», что, на мой взгляд, не­смо­т­ря на не­со­мнен­ное на­ли­чие фан­та­с­ти­че­с­ких эпи­зо­дов, не сов­сем вер­но. Ско­рее, сто­и­ло бы от­не­с­ти её к жа­н­ру «фан­та­с­ти­че­с­ко­го ре­а­лиз­ма», то есть ре­а­лиз­ма с лёг­кой при­ме­сью фан­та­с­ти­ки, ко­то­рая не иг­ра­ет оп­ре­де­ля­ю­щей ро­ли в ни­ти по­ве­ст­во­ва­ния.
Дей­ст­вие по­ве­с­ти раз­ви­ва­ет­ся на фо­не двух че­чен­ских кам­па­ний, с ес­те­ст­вен­ны­ми от­сыл­ка­ми к ещё бо­лее да­лё­ко­му про­шло­му – дет­ским вос­по­ми­на­ни­ям ли­ри­че­с­ко­го ге­роя по име­ни Бес­лан. Со вре­ме­нем тут, к сло­ву, не всё про­сто. Об этом кри­чит и на­зва­ние по­ве­с­ти, да и эпи­гра­фом вы­не­се­но из­ве­ст­ное из­ре­че­ние Ари­с­то­те­ля о том, что «ни­кто не зна­ет, что та­кое вре­мя и как им уп­рав­лять».
Од­на­ко, во­пре­ки это­му ут­верж­де­нию, ли­ри­че­с­ко­му ге­рою Ша­та­е­ва уда­лось не про­сто уз­нать, что та­кое вре­мя, но и сна­ча­ла слу­чай­но, а по­том уже и на­ме­рен­но ма­ни­пу­ли­ро­вать им, ис­ка­жать, и, ко­неч­но же, пу­те­ше­ст­во­вать, то «от­ма­ты­вая» плён­ку уже про­жи­тых дней на­зад, то, на­обо­рот, уда­ля­ясь в пусть неда­лё­кое, но всё же бу­ду­щее…
Я бы раз­де­лил кни­гу на две ус­лов­ные ча­с­ти. Пер­вая, бе­зус­лов­но цен­ная – ав­то­био­гра­фи­че­с­кий опыт ав­то­ра о жиз­ни на вой­не, со все­ми её слож­но­с­тя­ми и не­до­молв­ка­ми. Здесь тёп­лое, ра­душ­ное опи­са­ние ещё мир­но­го Гроз­но­го с от­кры­ты­ми ка­фе и иг­рой в пинг-понг мгно­вен­но сме­ня­ет­ся ис­то­ри­я­ми о за­чи­ст­ках, бом­бо­убе­жи­щах и бес­ко­неч­ных пе­ре­ез­дах бе­жен­цев в со­сед­ние ре­ги­о­ны.
Ко­неч­но, опи­сы­вая из­ве­ст­ные со­бы­тия, ав­то­ру не уда­лось (или не за­хо­те­лось) обой­ти сто­ро­ной важ­ные для че­чен­ско­го об­ще­ст­ва ис­то­ри­че­с­кие со­бы­тия и фи­гу­ры.
До­ста­ёт­ся, в об­щем-то, всем.
«За один день го­род слов­но про­пу­с­ти­ли че­рез мя­со­руб­ку, – пи­шет Ша­та­ев о на­ча­ле бо­е­вых дей­ст­вий, а че­рез аб­зац пе­ре­хо­дит к га­зет­но­му сти­лю, – я не мог по­нять, по­че­му в рос­сий­ских СМИ это на­зы­ва­ли на­ве­де­ни­ем кон­сти­ту­ци­он­но­го по­ряд­ка? Это бы­ла да­же не вой­на, а са­мое на­сто­я­щее ис­ко­ре­не­ние че­чен­ско­го на­ро­да. Мир­ные жи­те­ли раз­ве тер­ро­ри­с­ты?» – и так да­лее.
«Не­ма­ло бы­ло слу­ча­ев, ког­да вы­пив­шие во­ен­ные тво­ри­ли бес­пре­дел, а ког­да на них пы­та­лись по­жа­ло­вать­ся, они про­сто-на­про­с­то ус­т­ра­ня­ли про­блем­но­го че­ло­ве­ка. Ес­ли же ка­ким-то об­ра­зом ко­му-то уда­ва­лось до­кри­чать­ся до су­да, во­ен­но­го оп­рав­ды­ва­ли и да­же на­граж­да­ли ор­де­ном ге­роя. Вот так-то! Спра­вед­ли­вость рос­сий­ских за­ко­нов не зна­ет гра­ниц!» – с го­ре­чью от­ме­ча­ет ав­тор.
Не ог­ля­ды­ва­ясь на те­ку­щие по­ли­ти­че­с­кие ре­а­лии, Ша­та­ев на­хо­дит в се­бе сме­лость так на­пи­сать о ги­бе­ли Ду­да­е­ва: «Это был на­сто­я­щий тра­ур для нас. Да что уж скры­вать – поч­ти для всей Чеч­ни. Пусть он и раз­вя­зал вой­ну, но это был са­мый сме­лый и от­важ­ный че­ло­век. Уди­ви­тель­но, как один че­ло­век мо­жет все­лять в це­лый на­род уве­рен­ность, а по­сле его смер­ти лю­ди на­чи­на­ют те­рять вся­кую на­деж­ду».
Вто­рая ус­лов­ная часть кни­ги – это фан­та­с­ти­че­с­кая со­став­ля­ю­щая. Глав­ный ге­рой на­хо­дит в се­бе спо­соб­ность к пу­те­ше­ст­ви­ям во вре­ме­ни. На фо­не опи­сан­ных ски­та­ний он воз­вра­ща­ет­ся в про­шлое, что­бы ис­пра­вить не­ко­то­рые из сво­их оши­бок. Ос­нов­ным мо­ти­вом к по­доб­ным «пу­те­ше­ст­ви­ям», кро­ме ес­те­ст­вен­но­го лю­бо­пыт­ст­ва, бы­ло же­ла­ние по­ст­ро­ить-та­ки от­но­ше­ния с де­вуш­кой по име­ни Се­да, ко­то­рая в от­прав­ной точ­ке пу­те­ше­ст­вий уже бы­ла за­му­жем.
Вся эта за­тея опи­са­на до­воль­но сум­бур­но – ка­кая-то тро­па, те­че­ние во­ды, вре­мен­ные по­мут­не­ния рас­суд­ка. Здо­ро­во сби­ва­ет и не сов­сем удав­ше­е­ся ре­ше­ние ка­са­тель­но пе­ре­се­ле­ния ду­ши – «ме­ня-из-на­сто­я­ще­го», «в ме­ня-из-про­шло­го». Ес­ли воз­вра­щать­ся к этим сло­вам спу­с­тя ка­кое-то вре­мя и раз­мы­ш­лять об этом, то, ко­неч­но, мож­но по­нять, о чём бы­ла речь, но по хо­ду чте­ния этот фан­та­с­ти­че­с­кий за­мес не сра­ба­ты­ва­ет – по­нят­но, что че­ло­век пу­те­ше­ст­ву­ет, а ка­ким кон­крет­ным спо­со­бом он это­го до­би­ва­ет­ся, пред­ста­вить ока­зы­ва­ет­ся про­бле­ма­тич­ным.
Ес­те­ст­вен­но, что об­на­ру­жив по­доб­ные спо­соб­но­с­ти и воз­мож­ность из­ме­нять про­шлое, ге­рой бе­рёт­ся за бла­го­род­ную цель из­бав­ле­ния Чеч­ни от вся­ких войн.
Тут и на­хо­дит своё объ­яс­не­ние на­зва­ние по­ве­с­ти. Ли­ри­че­с­кий ге­рой, вер­нув­шись в про­шлое, пи­шет пись­мо, пись­мо из бу­ду­ще­го, спер­ва Джо­ха­ру Ду­да­е­ву, за­тем, ког­да пер­вый план про­ва­ли­ва­ет­ся, то Зе­лим­ха­ну Ян­дар­би­е­ву, где по­дроб­но опи­сы­ва­ет тра­ге­дию, ко­то­рая долж­на по­стиг­нуть в за­ви­си­мо­с­ти от их по­ли­ти­че­с­ких ре­ше­ний эту ре­с­пуб­ли­ку. Для то­го, что­бы за­ста­вить по­ве­рить в прав­ди­вость на­пи­сан­но­го, он «пред­ска­зы­ва­ет» не­ко­то­рые ис­то­ри­че­с­кие со­бы­тия, сви­де­те­лем ко­то­рых он стал в бу­ду­щем.
В об­щем, за­дум­ка се­рь­ёз­ная, иде­ей сво­е­го сю­же­та на­по­ми­на­ю­щая гол­ли­вуд­ский фильм, пе­ре­не­сён­ный в оте­че­ст­вен­ные, уже – ре­с­пуб­ли­кан­ские ре­а­лии. Там мно­го все­го ещё про­ис­хо­дит – ли­ри­че­с­кий ге­рой ста­но­вит­ся вдруг бо­е­ви­ком и по­па­да­ет в плен (эту гла­ву, к сло­ву, мож­но от­не­с­ти к уда­че ав­то­ра), за­тем в де­ло «пу­те­ше­ст­вий во вре­ме­ни» вме­ши­ва­ют­ся та­ин­ст­вен­ные спец­служ­бы, за­ни­ма­ю­щи­е­ся «тор­гов­лей вре­ме­нем», Чеч­ня раз­де­ля­ет­ся на Се­вер­ную Че­че­нию и Юж­ную, но в ко­неч­ном ито­ге всё воз­вра­ща­ет­ся на кру­ги своя.
Слож­но ска­зать, спра­вил­ся ли Ас­лан с сверх­за­да­чей про­из­ве­де­ния, по­хо­же, что не сов­сем, но сам факт вы­хо­да в свет по­доб­ной по­ве­с­ти все­ля­ет уве­рен­ность в воз­мож­но­с­ти боль­шо­го ли­те­ра­тур­но­го бу­ду­ще­го ав­то­ра.
Ша­та­ев Ас­ла­н. Пись­мо из бу­ду­ще­го: Фан­та­с­ти­че­с­кая по­весть. – М.: «Из­да­тель­ст­во Ру­не­та», 2011.

Источник:
http://www.litrossia.ru/archive/item/5350-oldarchive