Посол мира и дружбы

Нина Ядне
Имя Нины Николаевны Ядне – знаковое в Ямало-Ненецком национальном округе. Жизнь и судьба писательницы Нины Ядне неразрывно связана с родным ненецким народом.  При всей малочисленности  национальной  интеллигенции    усилиями  Нины Ядне  актуализируется  «этнокультурная мобилизация», направленная на сохранение и преумножение культурного наследия народа. Она летописец  истории народа, в то же время творит эту историю сама. Ее литературная, общественная деятельность в  национальном округе и России – пример исключительного трудолюбия, подлинного служения родной литературе, которая  становится трибуной общественной борьбы за права коренного населения округа, направлена на идею культурно-языкового возрождения и содействует утверждению демократических принципов. Проза Нины Ядне формируется в сложном взаимодействии фольклорно-мифологических и литературных традиций и отражает процесс становления национального самосознания в современном мировоззрении ненецкого народа. Поскольку в сознании писателя право ненецкого народа на национально-культурную преемственность занимало главное место, то и в созданных  ею произведениях на первый план выходит национальный характер с его внутренним состоянием и вытекающим отсюда образом взаимоотношений с миром.
Как писал венгерский ученый Петер Домокош, «новейший период развития национальных (бывших советских республиканских) литератур возьмет начало и размах с начала или середины 90-х годов». Этот прогноз подтвердился и в отношении ненецкой литературы. В творчестве Нины Ядне ненецкая литература в конце ХХ – начале ХХI века обрела зримые черты национально-самобытного явления. Ее проза сильна своей гуманистической направленностью и жизненной правдой.  Ее книги «Я родом из тундры», «Древо жизни, «Подарок судьбы», «Ромка» и др. стали визитной картой автора.
Сегодня, если заглянуть на литературные сайты Интернета, то можно убедиться в том, что талант Нины Николаевны Ядне развивается и обращает на себя внимание  всего русскоязычного писательского и читательского мира. Уже несколько лет на страницах разных литературных журналов «Всемирной паутины» мы наблюдаем то, что рассказы и повести «Капкан», «Маранга», «Мрна», «Встреча с медведем», «Юдак и Лапа», «Знакомство на священном месте», «Сусоян» и др.  занимают достойное место в рейтинге  по оценкам читателей (журнал «Самиздат», издательская система «Литсовет», сервер современной прозы «Проза.РУ» и др.)  Ее произведения явно обладают качествами, которые воздействуют сверх языковых, культурных барьеров, вызывают общечеловеческий интерес у людей разного социального и национального  происхождения, вероисповедания  и образовательного уровня. Среди современных  читателей и почитателей творчества Нины Ядне -  жители Германии, Израиля, Канады, США, Норвегии. Эстонии и других стран. Сила писателя  – в глубоких жизненных корнях, в том, что она с любовью освещает быт и бытие земляков, внушает веру в силу добра, гуманности – при всем несовершенстве мира и пороках современного собственнического общества. Опыт мировой практики показывает, что в современной культуре признание получает лишь тот  художник, который, признавая глобализационые процессы, продолжает оставаться национальным творцом. 
Возрожденческие устремления  коренных народов Севера изменили место писателя в обществе и взаимоотношения его с ним. На рубеже ХХ1 века ненецкая литература стала  общественной трибуной, средством выражения  личных взглядов на жизнь, способом познания самого себя.
Этому способствовала политическая и общественная деятельность Нины Николаевны Ядне,  направленная  на сохранение окружающей среды обитания человека и природы ямальского Севера от варварского промышленного наступления нефтегазового комплекса с лозунгом тех лет: «Газ – любой ценой!». Будучи депутатом Государственной Думы Ямало-Ненецкого автономного округа (1996-2000) на постоянной основе, Нина Николаевна Ядне инициировала ряд важных законов, направленных на защиту и сохранение экологии, языка,  культуры  коренных малочисленных народов Севера. Как руководитель приемной Губернатора Ямало-Ненецкого автономного округа в городе  Надым она проводила  эти законы в жизнь.
Нина Николаевна Ядне  активно поддерживает связи со своей малой родиной,   родственниками.  Ежегодно она выезжает в Антипаютинскую тундру и живет жизнью обычного человека: каслает,  работает с оленями, правит упряжкой, играет с детьми, слушает сказки, древние легенды и предания известного сказочника рода Салиндер – Саньки Салиндер (родственника по линии матери). Ежегодно 1 июля многочисленный  род Ядне (более 500 человек) съезжается к  родным священным  местам в тундре, совершает языческие обряды.  По словам   Дмитрия Верендеева,  мужа, единомышленника, писателя, очевидца этих событий, они производят необыкновенное впечатление: «Новичка обрядовое место поражает обилием оленьих рогов, которые сложены в пирамиду. Каждый стремится оставить здесь что-либо памятное  в жертву небесным силам – цепочки, колечки, ленты, головные уборы и т.д. Уже несколько десятилетий нетленными висят здесь медвежьи шкуры. Поражает положительная энергетика места: такую встряску испытал. Будто на иную планету слетал. Всем руководит старейшина рода Нерчу Николаевич Ядне (брат Нины Николаевны). В жертву богам принесли оленя, его кровью обмазали лики идолов, изображенных в виде деревянных столбов-скульптур» (из книги Д. Верендеева «На волнах судьбы»).
После возвращения из очередной поездки  на родину  Нина Николаевна Ядне говорит: «Там я слушаю себя и звенящую тишину тундры!» Память о семейных обрядах, традициях  рода, народа запечатлена в красочном фотоальбоме  «В краю моем, в краю оленьем»(2006), где писатель выступает в другой ипостаси – талантливого фотографа.            
  В своих многочисленных поездках по стране,  за рубеж (Франция, Финляндия, Швеция, Норвегия, Канада, Венгрия)  она никогда не расстается с фотоаппаратом, пытаясь запечатлеть  мгновения человеческой жизни, картины природы, этнические сюжеты. Их ведущая тема - съезды оленеводов, регулярно проходящие  по ее инициативе  на российском и международном уровне, объединяющие  народы  Севера  традиционным укладом жизни, оленеводством  как типом  хозяйствования и  мироотношения. Будучи в разных  городах России на политических форумах, писательских встречах (Москва, Санкт-Петербург, Ханты-Мансийск, Петрозаводск, Йошкар-Ола, Чебоксары, Ижевск,  Тюмень, Салехард) она  активно и плодотворно общается, любое бытовое событие умеет переводить в разряд   культурного или  общечеловеческого. И фотографирует – людей, природу, достопримечательности   края.
 В  конце ноября 2009 года  по моему приглашению она приехала в столицу Удмуртской Республики город Ижевск на международную научно-практическую конференцию «Финно-угорские этносы в условиях глобализации», сделала содержательный доклад  «Духовно-нравственное развитие ненецкой культуры и литературы народов Ямала», общалась со студентами, учеными Удмуртского государственного университета, участвовала в торжествах, посвященных моему 60-летнему юбилею.
Ижевск – деловой, исторический, культурный центр Удмуртии. Это один из крупных городов Урало - Поволжья. Ижевск называют трудовой, оружейной, спортивной столицей.
  В обзорной  экскурсии по городу, проведенной моим мужем Измайловым Владимиром Николаевичем,  Нина Николаевна   проявила глубокий интерес к  истории  края, православным церквям, памятникам культуры и искусства. Особенно ее покорил  феномен  Михаила Тимофеевича Калашникова – гражданина мира. Михаил Калашников – единственный в мире конструктор-оружейник, в честь которого  при жизни создан музей. Музейно-выставочный комплекс имени М.Т.Калашникова был открыт в Ижевске в 2004 году, в канун празднования его  85-летия. Рядом с музеем Калашникова установлен памятник самому Михаилу Тимофеевичу, у которого мы   сфотографировались  на память после посещения  музея.
.
Петр Ильич Чайковский –  другой бренд  Удмуртии,   личность мирового масштаба.
Музыка Чайковского вечна, ибо она всегда обращена к человеческой душе. По словам композитора Б.Астафьева, « в ней везде – от нежнейшей, ласковой колыбельной песни матери до поэтической мечты о «Лебедином озере» и до раскрытия трагической участи человека в Шестой симфонии – звучит глубоко песенное, задушевное высказывание сердца, простого человеческого сердца, призывающего к общению».
В музее-усадьбе П.И.Чайковского в Воткинске мы много говорили о национальных  истоках  и общечеловеческой  значимости музыки П.И.Чайковского, фотографировались у его памятника, на фоне заводских  корпусов и Воткинского водохранилища.  Будущий  фотоальбом Нины Ядне, посвященный Удмуртии, обогатился новым богатым  материалом о творчестве музыкального гения всех времен и народов. Было заметно, что город обновляется и хорошеет - любители таланта П.И.Чайковского   готовились отметить 175-летие со дня его рождения в 2015 году.
Открытие Удмуртии будет не полным без погружения в национальную культуру и фольклор проживающих здесь народов, и прежде всего удмуртов. Это и неповторимая национальная кухня удмуртов, подарившая миру перепечи и пельмени: не случайно именно у нас появилась традиция праздновать в феврале «Всемирный день пельменя». Это до сих пор еще живые традиции удмуртского язычества и ткачества.
В силу ограничения во времени   мы не успели посетить музей-усадьбу  классиков  удмуртской литературы Ашальчи Оки и  Г.Д. Красильникова в селе Алнаши. Алнашский край – родина более сорока литераторов, десятков композиторов и артистов.   
   Но  поклониться памятнику Кузебая Герда (Кузьмы Павловича Чайникова)  время  выбрали. Он  расположен у Республиканского Краеведческого музея, недалеко от Вечного огня,   здания Госсовета Удмуртской Республики и Удмуртского госуниверситета.
 Поэт, фольклорист, драматург, переводчик, ученый, мыслитель ХХ века, Кузебай Герд по праву занимает видное место в духовной культуре финно-угорских народов. Это гений удмуртского народа. Крестьянин по происхождению, он был эрудитом, одним из образованнейших представителей первого поколения удмуртской интеллигенции. Являясь основоположником удмуртской поэзии,  Кузебай Герд до сих пор как мастер не превзойден, его лирика – вершинное достижение удмуртской художественной словесности. Герд – университет удмуртской культуры, ибо нет ни одной области общественной, литературной, духовной жизни 20 - начала 30-х годов в Удмуртии, где бы имя Герда, его творчество, его деятельность  не занимали  столь видное место. Он был одним из инициаторов организации Вотской автономной области, первым представителем удмуртской писательской организации, создателем общественно-литературного журнала «Кенеш» («Совет»), финно-угорского  общества  культуры  «Боляк» в Москве.   Необоснованно обвиненный в   буржуазном национализме, Герд был репрессирован (сидел в Нижегородской и  Соловецкой тюрьмах), приговорен к смертной казни и расстрелян в 1937 году в Карелии в Сандормахе. По «Делу» Кузебая Герда проходило 30 деятелей удмуртской и финно-угорских культур. Почти все они погибли.
Трагические страницы  жизни гения удмуртского народа  больно отозвались в сердце ненецкого писателя Нины Ядне. Она  повторяла  как молитву  бессмертные строки  стихотворения Кузебая Герда «Мы сеем», цитировала их в университетской аудитории на встрече со студентами, как бы приобщаясь к когорте народных писателей, призванных быть сеятелями  и просветителями:
Мы сеем и сеем…
А жать подоспеют за нами другие,
С радостью выйдут в поля большие.
Мы сеем и сеем!
Лидеру ненецкого народа Нине Николаевне Ядне  (лично от себя и удмуртского народа) желаю  крепкого здоровья, благополучия, плодотворного писательского вдохновения, творческих удач, большого человеческого счастья на долгие годы. Нина Ядне – это национальное достояние ненецкого народа. Будем ждать ее нового приезда в Ижевск, новых встреч и презентаций. Да не прекратится связь времен и народов!   






                А.С.Измайлова-Зуева, доктор филологических наук, профессор, член Союза писателей РФ, Лауреат Государственной премии Удмуртской Республики, заслуженный работник культуры УР,  академик МАИ, член Финского литературного общества в Хельсинки, лауреат Чувашской национальной премии им. И.Яковлева,