Теория Бытия. Глава 14. Индуизм и Буддизм

Михаил Тевосян
Теория Бытия. Глава 14. Индуизм и Буддизм.

Основы индуизма произрастают на индийском субконтиненте еще в ведийскую, хараппскую и дравидскую цивилизации, предположительно, около 4-5 тысяч лет назад. Индуизм представляет из себя определенную систему знаний об устройстве мира, а также свод законов общественной морали, целью которых являются рациональное объяснение человеку что есть хорошо и что есть плохо, что можно, а чего нельзя делать, что есть добро и что есть зло?

С точки зрения единобожия, индуизм не является классическим видом монотеизма, хотя в индуизме говорится о едином боге, который способен проявлять себя в разных ипостасях. С точки зрения политеизма, индуизм представлен множеством богов, которые покровительствуют человеческим качествам, а также покровительствуют элементам природы, что говорит о связи индуизма с ранними формами религиозного мышления, истоки которых исходят от периода поклонения элементам природы и мифическим качествам человека. Индуизм тесно переплетен с философией, множеством наук, эзотерикой и атеизмом. Это пестрая и многогранная палитра представлений о целях задачах человеческого бытия, в условиях многогранного общества.

Индуизм, как и многие другие мировые религии, зарождается в острой фазе противостояния социумов. Посему, формирование индуизма, как религиозного мировоззрения, с множеством обрядов, традиций и культовых действий, сопряжено с рождением государств на индийском субконтиненте. Индуизм, как и все мировые религии, призывает личность к послушанию, а общество к совместной деятельности, ради священной цели: - противостоять человеческим порокам, а также защитить общество от внутренних противоречий и внешних угроз!

Одним из основных отличий индуизма от других религий является кастовая система. Согласно основателями индуизма, общество делится на 4 основные касты:

Брахманы, к которым относятся учителя и священники.
Кшатрии, к которым относятся правители, дворяне и воины.
Вайшьи, к которым относятся земледельцы, предприниматели и торговцы.
Шудры, к которым относятся рабочие и слуги.

Каждому человеку в своей касте была поставлена цель: - стать лучшим представителем своей касты! Основатели индуизма обозначали для каждого из представителей касты определенный кодекс поведения, который мог предотвратить множество противоречий в обществе. За аморальное падение личности несли ответственность представители той или иной касты. Кастовая система допускала дискриминацию по социальному статусу, но с другой стороны, - круговая порука не позволяла отдельным членам касты выходить за рамки общепринятых норм. Любое неприемлемое поведение могло отбросить тень на всю касту. А это было неприемлемо. Кастовая система привела разношерстное индийское общество в относительное состояние стабильности.

Но за эту стабильность обществу пришлось заплатить высокую цену. Разделив общество по социальному статусу, где переход из одной касты в другую был практически невозможен, индуизм существенно ограничил возможности общества в саморазвитие. Достаточно сказать, что многие открытия мирового уровня в математике, астрономии, медицине, литературе и многих других направлениях, не стали достоянием государств, исповедующих индуизм. Индуизм не имел социальных механизмов, которые позволяли бы ему научные достижения конвертировать в реальные преимущества!

В индуизме широко представлена модель мироустройства, основанная на обмене тончайших энергий. Человек и мир окружающей его гармонии взаимодействуют посредством механизма обмена энергий. Переселение душ, перерождение, множество культовых действий и медитаций направлены на то, чтобы изменить карму и соотнести ее с требованиями окружающей человека гармонии. В индуизме существует несколько направлений, которые отличаются друг от друга по форме, но практически не отличаются по содержанию.

Если индуизм, в противостоянии человеческим порокам, прибегает к помощи общества, - то буддизм, напротив не считает общество надежным партнером на пути к просветлению. Буддизм предполагает что общество, особенно социально-разделенное, является источником человеческих пороков. Люди все равны и единственная задача человека, в которой ему не будет никаких препятствий, - улучшать свою душу!  Буддизм предлагает личности на основе духовных практик и медитаций, идти к самосовершенству человеческого духа, под руководством опытного наставника и учителя.

Буддизм возник в  VI  веке до нашей эры в Древней Индии и представляет из себя сложную систему духовных практик, основанных на изменение сознания, очищения его от пороков человеческого бытия и улучшения ее посредством преодоления страданий, выпавших на человека при его рождение. Новая модель атома, как и новое определение материи, анонсированные в книге «Теория Всего», способны объяснить и этот, весьма тонкий механизм функционирования человеческого сознания, который формируется не только под действием искаженного социума, но и подвержен влиянию совокупного разумного поля человеческой цивилизации. А оно, вероятней всего, и является исходным кодом человеческой души!

И если совокупное разумное поле цивилизации негативно, и несет в себе заряд искажения, то каждый родившийся на планете человек подвержен негативному влиянию совокупного разумного поля цивилизации! Так или иначе, человеческие качества подвержены этому влиянию и искажают сущность человека уже на стадии его формирования ее как личности. Посему, преодоление и духовное самосовершенство, - вот немногие их тех целей и задач человечного бытия, которые в Буддизме ведут человеческую душу в мир гармонии.

Отчасти, Буддизм выполняет ту же задачу, что и все мировые религии, - противостоит человеческим порокам, призывая личность к послушанию, а общество к совместной деятельности, во благо добродетели! Весь этот комплекс представлений очерчен контурами законов общественной морали и представлениями личности о том, что есть добро и зло. Кроме того, в Буддизме, как и в Индуизме, Исламе, Христианстве и Иудаизме широко представлены обряды, традиции и культовые действия. Если не считать некоторые тонкости в определениях, подходах, методах и способах осмысления целей и задач человеческого бытия: - Буддизм, является такой же частью общемирового религиозного пространства, как и Христианство, Ислам, Иудаизм и Индуизм!