Счастливы ли рабочие?

Евгений Терещенко
«Рабочие – это часть человечества, которая приносится в жертву, для того, чтобы остальные люди могли полноценно жить и развиваться».
Даниил Андреев. «Роза мира».

Не все любят физический труд. Не всем по душе работа на заводе: в условиях шума, пыли, скрежета металла, испарений машинного масла или кислоты.
«Не будешь хорошо учиться, пойдешь работать на завод» - стращали когда-то родители своих детей. Наверное, стращают и сейчас, хотя, возможно, в условиях безработицы, и работа на заводе перестала быть пугалом.

Так прав или неправ Даниил Андреев, в своей мрачной оценке рабочей судьбы? Мне кажется, если и прав, то лишь частично, а именно в том, что интеллектуальному и культурному развитию работа на заводе не способствует. А вот что касается счастья...

Когда-то я работал токарем на заводе. По соседству с моей мастерской находилась комната отдыха, в которой обедали упаковщицы, крановщицы и другие женщины рабочих профессий. Обедали они обычно с алкоголем и, пообедав, громко распевали песни. Мужчины – рабочие обедали в другом месте, тоже с выпивкой, и заканчивали обед азартной игрой в домино. И женщин и мужчин мне трудно, невозможно было назвать несчастными, во всяком случае, сами себя они такими не ощущали.

Конечно, неумеренный, физический тяжелый труд раньше времени старит человека, истощает его энергетику. Но если физические нагрузки не слишком велики, рабочие могут долго сохранять энергию и выносливость. Умеренная физическая работа, вне сомнения, полезнее, чем работа сидячая и нервная.

По рассматриваемому вопросу, вспоминается беседа А.Болконского и П.Безухова, из романа «Война и мир».

«Ну, давай спорить,- сказал князь Андрей. – Ты говоришь школы, - продолжал он, загибая палец, - поучения и так далее, то есть ты хочешь вывести его, - сказал он, указывая на мужика, снявшего шапку и проходившего мимо них, - из его животного состояния и дать ему нравственные потребности. А мне кажется, что единственно возможное счастье – есть счастье животное, а ты его - то хочешь лишить его. Я завидую ему, а ты хочешь его сделать мною, не дав ему ни моего ума, ни моих чувств, ни моих средств. Другое – ты говоришь: облегчить его работу. А, по-моему, труд физический для него есть такая же необходимость, такое же условие его существования, как для тебя и для меня труд умственный». И т.д.

Мнение молодого Л.Толстого, выраженное в словах А.Болконского, конечно же субъективно, но в нем есть своя истина. Я хорошо помню, как многие рабочие буквально рвались на завод из очередного отпуска, если он приходился на зимнее время года. Когда заканчивалась летняя рыбалка, работа на огородах и дачах, эти несчастные нудились дома, на диванах у телевизоров, и считали дни, когда же, наконец, закончится этот надоевший отпуск. И лишь вернувшись в коллектив, к друзьям, работе, регулярной выпивке, домино, они начинали жить полнокровной жизнью.