По мотивам. Сваха

Татьяна Максимчук
                (По мотивам пьес А.Н. Островского.)

ДЕЙСТВУЮЩИЕ ЛИЦА:

ОЛИМПИАДА САМСОНОВНА (ЛИПОЧКА) – девица на выданье.
АГРАФЕНА КОНДРАТЬЕВНА – её мать.
УСТИНЬЯ НАУМОВНА – сваха.
АФРИКАН ОРЕСТОВИЧ БЕНЕВОЛЕНСКИЙ – очень богатый, в годах человек.
 

                Действие происходит в доме Аграфены Кондратьевны.

                Сцена 1.

                Гостиная в стиле середины XIX века. В центре стол, покрытый старинной скатертью. На нём чайный сервиз на несколько персон, розетки под варенье. Две женщины лет 45-ти. Одна из них усиленно потчует другую. Периодически наливает ей из графинчика с высоким узким горлышком в  лафитничек. Предлагает отведать селёдочки.

МАТЬ: Уж ты не оплошай, сваха разлюбезная. Сделай всё по уму! А я не поскуплюсь! Займу-перезайму, а отблагодарю!
СВАХА: И беспокоиться не о чем, яхонтовая моя. Не в первый раз бесприданницу пристраиваем.
МАТЬ: Бесприданницу… Да ведь ты знаешь, отчего бесприданница-то. Папенька покойный всё спустил, до копейки. И это-то имение заложено-перезаложено. И за что моей красавице такое наказание?
СВАХА: И-и-и! Полно плакать! Ну-ка я слёзки вдовьи утру, изумрудная моя. Да с твоей Липочкой и трудностей не будет, вот помяни моё слово.

Входит лакей: «Его превосходительство действительный тайный советник АФРИКАН ОРЕСТОВИЧ БЕНЕВОЛЕНСКИЙ. Прикажете принять?

СВАХА: Зови, дурак. Зови.

                Входит АФРИКАН  ОРЕСТОВИЧ. Одет с иголочки. Всё время посматривает на часы. Присаживается.

                Сцена 2.

                Те же и Африкан Орестович.

АФРИКАН: Ну те-с!
СВАХА: А позвольте, браллиантовый мой, Африкан Орестович, представить вас сему скромному семейству. Вот маменька – Аграфена Кондратьевна. Вдова. Годового доходу…
АФРИКАН: Не имеется. (Свахе.) Устинья Наумовна, мы с вами годы годненские знаем друг друга. Ну к чему эти церемонии? Ведь не маменьку же вы сватать собрались, в самом деле. Зовите невесту и разъедемся с миром.
СВАХА: Липочка! Липочка! Олимпиада Самсоновна!

                Появляется красавица Липочка, садится потупившись, принимается катать на скатерти хлебный мякиш. Её красота явно произвела впечатление на Африкана Орестовича. Это проявляется в перемене его телодвижений.
 
АФРИКАН: Да, хороша, нечего сказать. Но ведь бедна. Бедна как церковная мышь.
СВАХА: А рукодельница какая. А домовита. А пироги, варенья, шаньги печёт. Пальчики оближешь.
АФРИКАН: Устинья Наумовна, я человек богатый. Мне суп из Парижа горячий доставляют. Имею семь пароходств, суды, фабрики, магазины… А потому человек я публичный. За  границей приходится часто бывать. А сможет  жена составить мне достойную пару?

                Липочка в чепчике опускает голову ещё ниже.

СВАХА: Да она красотой затмит всех ихних красавиц, опаловый ты мой.
АФРИКАН: Да ведь с людьми разговаривать надо. А ваша Олимпиада Самсоновна, простите, не то что языков не знает, но и беседу светскую  поддержать не сможет. Не в содержанки же ей идти.
СВАХА И МАТЬ: Свят! Свят! Свят!
 
                Африкан Орестович явно торопится уходить, чистит ногти, прочищает ноздри, ковыряет в зубах зубочисткой…

СВАХА: А как Липочка польку-тройку танцует. Залюбуешься. Полы ходуном ходят.
АФРИКАН: Воображаю! Сейчас в Европе, правда, в моде другие танцы: вальс, экосез, галоп, котильон, канкан, контрданс и другие… Пробовали?

                Липочка ещё ниже опускает голову. Хлебных мякишей уже гора.

СВАХА: А как же, сапфировый ты мой. И КАПКАН. Со стулом.
АФРИКАН: Канкан! Со стулом. Великолепно. Устинья Наумовна, вы подарили мне новый анекдот, который я расскажу нынче же вечером в Аглицком клубе своему другу Павлину Павлинычу Курослепову. За то, что рассмешили, просите что хотите. Пять минут ваши.
СВАХА: Липочка наша обучена на фортепьянах. Сам господин Йове её обучал.
АФРИКАН (в сторону): Воображаю, чему он её научил.
СВАХА: Мы с маменькой удалимся. А вы послушайте, алмазный вы мой.
               
                Уходят.

                Сцена 3.

                Липочка и Африкан Орестович.

                Африкан Орестович сидит, не меняя позы, Липочка вяло нажимает пульт. На боковых экранах появляется изображение. Музыка такова, что Бенволенский подпрыгивает на стуле. На боковых экранах Липочка в нижнем белье ХIX века, явно навеселе, сидит на коленях у какого-то господина в окружении разгульной компании. Следующий кадр – она танцует на столе. Кадры сменяют друг друга. Бенволенский вскакивает как ошпаренный. Несколько секунд они смотрят на экран. Затем Липочка лихорадочно нажимает все кнопки, но изображение остаётся.

АФРИКАН: Так это вы?

                Липочка пытается отключить изображение.

Это с вами я был у мадам Адель в синей комнате?.. Я искал вас везде. Я отказал шести богатейшим невестам России. А вы здесь! Липочка Дудукина! Боже мой! Я нашёл тебя!
 
                Бросается на колени, обнимает её бёдра, целует ей руки, она отталкивает его, пульт не даёт ей покоя. Наконец что-то порвав из одежды и окончательно запутавшись, он падает на неё плашмя. Оба на полу в весьма неприглядной позе. Экран гаснет.
 
                Входят сваха и мать.

                Сцена 4.

                Те же, мать и сваха.

СВАХА: Надо же, как фортепьяно подействовало. (К матери.) Икону неси.

                Молодые на коленях принимают благословение. Причём молодой крепко держит молодую за талию. Ощущение, что она вот-вот убежит. Он даже идёт за ней на коленях к иконе.

СВАХА: Идите, голубки, поворкуйте в Липочкину комнату. Только лишнего ни-ни! Она у нас бутон. Чистый бутон. Ещё не распустившийся. Сберегите уж её чистоту до свадьбы, гранатовый вы мой. Мой вам наказ.
АФРИКАН: Всё что смогу…
СВАХА: Туманно как-то говорите, ну да уж ладно, идите.

                Молодые уходят.
               
                Сцена 5.

                Сваха и мать.

МАТЬ: Проси, что хочешь! Век не забуду! Сильна ты, мать, ой, сильна.
СВАХА: Вот то-то и оно. Свах-то ругаете! А если бы не догадалась я диски поменять и пульт заблокировать, куковала бы твоя бутоньерка нераспустившаяся, прости господи, у окна, али где похуже.  Уф!               

                Троекратно целуются. Запевают:

                У нас дело-то сделано...

                По рукам у нас ударено,

                Быть сговору-девишнику,

                Быть девичьему вечеру.