Смерть Татьяны Бек

Майя Уздина
Несколько лет назад написала я воспоминания о Татьяне Бек.

http://www.proza.ru/2014/04/27/701

Тогда я не знала подробностей тех событий, той травли, которые вызвали её отчаяние и решимость покончить жизнь.

Татьяна Александровна много лет была знакома и даже дружна с
Евгением Рейном, которому посвятила  прекрасное стихотворение.С Сергеем Чуприниным они  вместе  работали  в Литинституте. Её и Сергея Чупринина  называли Чуп и Бек.

В  декабре 2004 года  появились сообщения о том, что группа российских литераторов обратилась к Туркменбаши с нижайшей просьбой сделать перевод «Рухнамы» на русский язык. Это письмо подписали Евгений Рейн, Игорь Шкляревский и Михаил Синельников – люди в нашей литературе значительные, с  известными  именами  и репутацией либералов.
 Вскоре появилось ещё одно письмо Сергея Чупринина, который также обращался с просьбой к Туркменбаши о переводе туркменских поэтов на русский язык.

Татьяна Бек очень негативно восприняла эти письма. Резко отреагировала  на них.
Антисобытием  года она назвала "письмо троих известных русских поэтов к Великому Поэту Туркменбаши с панегириком его творчеству, не столько безумным, сколько непристойно прагматичным".

Еще раз напомню тем, кто незнаком  с этим руководителем  Туркмении – Сапармуратом  Ниязовым.

Акбар (Великий), Сердар (Вождь), Туркменбаши (Предводитель всех туркмен), сын лучшей из туркменских матерей Гурбансолтан-эдже. Еще один, новый титул был оглашен 19 февраля — на 65 летие Ниязова. Его стали именовать Очеловеченный символ Туркмении.

Его последние Указы:

В конце февраля 2005 года Ниязов принял ряд решений, которые уже воплотились в жизнь:
1. "Книги у нас никто не читает, в библиотеки народ не ходит. Пускай остаются Центральная библиотека и студенческие библиотеки в вузах — все остальные надо закрыть".

2. "В каждом областном центре остается только диагностический центр, по направлениям которого люди будут ездить лечиться в Ашхабад. Все остальные больницы и госпитали на территории страны закроются…"

3. "Зачем нам теперь заповедники? Пускай люди выпасают скот на этих территориях, пользы гораздо больше будет".

В апреле Ниязов издал указ, запрещающий ввоз и распространение в стране иностранных печатных изданий (на русском, казахском, узбекском, киргизском, а также английском языках).

В мае прекратилось действие Соглашения об урегулировании двойного гражданства между Россией и Туркменистаном. Несколько десятков тысяч граждан Туркмении, которые сохранили российские паспорта, стали иностранцами в своей стране. Теперь они оплачивают валютой билеты для поездок за рубеж. Им запрещено покидать Ашхабад без специального разрешения. Для них действуют повышенные тарифы на коммунальные услуги.

Памятник Туркменбаши в центре Ашхабада возвышается на 63 метра.

Вся эта золотая композиция медленно вращается по ходу движения Солнца и совершает за сутки полный оборот вокруг своей оси.

Письмо к Туркменбаши,  сажавшего всех несогласных с его политикой в тюрьмы, также аморально,  как если бы они написали письмо  Гитлеру.

Татьяна была знакома  со многими поэтами и писателями Туркмении. Хорошо понимала их положение в стране. И неудивительно, что эти письма возмутили её. Тем более тем, что с авторами она была дружна и дорожила знакомством и работой с ними. Это был неожиданный предательский удар.

Но это было лишь начало. После появления её протестного возмущения,  авторы письма начали терроризировать  Татьяну Бек
по телефону.

Первым звонил  Рейн. Он кричал, возмущался позицией Татьяны, оскорбительно себя вёл.
На следующий день раздался звонок  Сергея Чупринина, он  не кричал. Он говорил совершенно хладнокровно,  цитировал Ахмадулину: «Да будем мы к своим друзьям пристрастны, да будем думать, что они прекрасны».

Ещё день, снова звонок. Звонит  Синельников. Он  был дальним знакомым Тани. Он говорил, что Таня не понимает, что сделала, что ситуация в стране меняется. Что ей придется пересмотреть свои приоритеты. Что она еще об этом пожалеет.
 
Постоянно звонили, угрожали, говорили страшные вещи. Татьяна впала в отчаяние. Она не могла понять, чем вызвала такое отношение  близких людей. Угрозы, оскорбления не прекращались. Она искренне страдала,  сталкиваясь с бесчестьем.
Таня искренне верила в то, что если всё честно и добросовестно объяснить, то люди поймут. Даже те, кто думает по-другому.

"Негоже ни поэтам, ни мудрецам перед царями лебезить, выгоду вымогаючи..." - так писала она ("НГ-EL", 2005, # 1). Но она ошибалась: это были не "поэты и мудрецы", скорее люди, по недоразумению сходящие у нас за интеллигентов.

И вот что странно и страшно. Почему-то в качестве мишени выбрали именно ее - поэта, женщину, человека очень ранимого и впечатлительного.

Последней каплей стали лживые и подлые слова анонима в одной уважаемой газете - о том, как "одна поэтесса использовала" имя одного "поэта, его влияние, товарищескую помощь в своих целях".

Андрей Битов пытался урезонить Евгения Рейна.
Владимир Войнович  ежедневно говорил с Таней по телефону, пытаясь успокоить.
Но психическая атака на поэта, человека очень  впечатлительного и ранимого   сделала своё дело. 7-го февраля  2005 года Татьяны Бек
не стало. Она покончила жизнь самоубийством, приняв большое количество снотворного.

Статьи о гибели Татьяны Бек:

На смерть поэта (о Татьяне Бек). Обсуждение на ...
www.liveinternet.ru/users/4514961/post260222997/

Тайна смерти Татьяны Бек. Ее затравили великие ...
stringer-news.com/publication.mhtml?PubID=3854&Part=37

Дмитрий Сухарев. "Я была вам хорошим товарищем ...
www.antho.net/library/sukharev/tanyabek.php