Лихие 90-е...

Анна Сабаева
(на конкурс "Лихие 90-е")

     В начале 1990-го года в моей жизни произошел крутой поворот – из ласкового теплого южного города я попала на Крайний север, в суровый северный  Норильск.  Столько разных событий и впечатлений принес первый год пребывания в этом уникальном городе, что пролетел он совершенно незаметно. И вот наконец-то наступил долгожданный отпуск – и возможность с юга Таймыра опять вернуться домой, на север Кавказа…
     Случилось это в начале осени 1991-го года. За это время в доме, где я жила до отъезда, произошли большие изменения. В соседней квартире, вместо жившей там приятной пожилой супружеской пары,  поселился так называемый “новый русский” – молодой мужчина спортивного сложения, с короткой прической “бобрик” и массивной золотой цепью на шее. Собственно говоря, название появившегося  в начале 90-х класса представителей зарождавшегося российского бизнеса – “новые русские” – пришло позже, примерно через год*. Но все полагающиеся этому классу атрибуты у нового соседа были в наличии. В квартире сразу же был произведен грандиозный ремонт с полной перестройкой – куда уж там бывшим владельцам, учительнице и врачу! Образ жизни сосед также вел соответственно своему "статусу". Мы иногда встречались с ним на лестничной клетке: первое время он проходил мимо, не здороваясь; потом стал неопределенно кивать в ответ на мое “добрый день”. Так продолжалось какое-то время, – пока я наслаждалась возвращением домой, в теплый и солнечный город, и общением со своими родными, успевшими соскучиться по мне за время моего длительного отсутствия. Отпуск подходил к концу, чемоданы опять были извлечены из шкафа и готовились к полету.
     В один из последних вечеров, ближе к полуночи, я, устав от сборов, прилегла отдохнуть и незаметно заснула. Разбудил меня шум в общем коридоре возле нашей входной двери.  В дверь кто-то стучал. Стук был глухой, и удары следовали с большими интервалами, – так что сначала я подумала, что мне это приснилось или показалось. Я подошла к двери и посмотрела в “глазок”. В общем коридоре почему-то было темно (обычно там вечером и ночью горела лампочка) и никого не было видно. Но шум был слышен. Открыть дверь и выглянуть я не решилась – только громко закричала: "Кто там буянит? Сейчас же прекратите, а то я милицию вызову!". Шум прекратился. Но через минуту в дверь опять глухо постучали. “Ну, кто там опять?” – спросила я. “Пожалуйста, откройте, это ваш сосед!” – услышала я в ответ сдавленный голос. Открыла дверь – и в квартиру ввалился наш новый сосед с наручниками на руках. Из его сбивчивого рассказа я поняла: когда сосед поздно вечером возвращался домой, на нашей лестничной клетке  при выходе из лифта его ожидали бандиты. Они выхватили из рук соседа ключи от  квартиры и надели ему наручники. Двое стали открывать массивную входную дверь, а третий блокировал соседа в коридоре. Но тот оказался не из робкого десятка, оттолкнул бандита и стал стучать в двери соседних квартир руками, схваченными наручниками. К сожалению, никто не открывал и не отзывался (люди были запуганы  и всего боялись).  В этот момент я как раз и подала голос, пригрозив милицией. Трудно сказать, в чем причина, – бандиты были не очень опытные или дверь соседской квартиры не поддалась, –  но после моего крика они быстро убежали, оставив свою затею.  Вот так случайно я спасла нашему соседу жизнь (после чего он стал относиться ко мне уважительно). 
     История эта, сама по себе печальная, но со счастливым концом, имела довольно занятное продолжение. Ключей от наручников, понятно, у нас не было, поэтому соседу пришлось позвонить в милицию, сообщить о случившемся и сидеть у нас на кухне в наручниках, ожидая оперативника. Оставив соседа на попечение отца (который к тому времени проснулся и вышел на шум), я вернулась в комнату к маленькому сыну: его тоже надо было успокоить и уложить спать. Все как будто стихло. Но вдруг через некоторое время я опять услышала шум – теперь уже в нашем коридоре. Я приоткрыла дверь  и  –  о ужас! –  прямо на меня было направлено дуло пистолета! Можно представить, какой это был шок, – ведь пистолет направлял мне в лицо человек довольно молодой, со светлыми волосами и в гражданской одежде – по описанию точно совпадающий с “портретом” одного из напавших на соседа! К счастью, на этот раз тревога оказалась ложной, – молодой человек оказался оперативником, прибывшим по вызову. Поскольку ему точно не сказали, кто находится в квартире, он вошел в нее с оружием в руке, –  предполагая, что там могут быть преступники. Хорошо, что все быстро выяснилось – уж слишком много “впечатлений” получила я за этот вечер! 
     Вот всего лишь одно из моих воспоминаний о “лихих 90-х”. Одно из первых. Память услужливо прокручивает одну картинку за другой. ГКЧП, "Расстрел Дома Советов"...Очереди в магазинах, талоны на продукты – консервы, тушенку, водку, а также на технику, одежду... Первые видеосалоны с западными фильмами, а после – появление кабельного ТВ. "Запретные" фильмы и темы. Разгул бандитизма. Вседоступность и вседозволенность...   
     Оценку событиям тех лет даст Его Величество Время. Мне же пора было возвращаться в Норильск, где меня ждали совсем другие испытания на прочность – но это уже, как говорится, “совершенно другая история”…











* 7 сентября 1992 года в одной из статей газеты «Коммерсантъ» впервые в истории российских СМИ был употреблён термин «новый русский». В этой публикации понятие не несло какого-либо негативного или же ироничного оттенка, оно лишь обозначало представителей зарождавшегося российского бизнеса.



Фото из интернета. "Братки" из 90-х...