Прикосновение к одиночеству

Алексей Тихомиров 3
                .....Вот здесь Синюхина гряда начинается.
                С другой стороны эту гряду второе озеро поджимает.
                Легонтово называется. Монах тут жил по прозвищу
                Легонт. Безмолвия искал.-Безмолвия здесь хватает...
                Борис Васильев. "А зори здесь тихие".
               
 
               
      Который раз возвращаюсь , как по спирали все к одному и тому же. К одной и той же теме. На Зигальгу.  К ее вершинам и болотам, речушкам и скучным сухим  курумникам, непроходимым ущельям,  легким туристическим тропам, к охотничьим избам,   неожиданным встречам и приключениям. Ищу  всегда мало мальский повод туда попасть в ущерб своим делам и заботам потому, что всегда там чувствую себя легко и свободно.
     И вот как то неожиданно в конце августа, лет несколько назад, позвонил мне товарищ с просьбой.  Родственников с Уфы на Иремель сводить. Тоже мне, проводника нашел.  Объяснил, как мог, что в принципе эта вершина уже давно меня не интересует, ни с какой стороны. Шумно там и предсказуемо, что плутать там совершенно негде.  Добираешься до Тюлюка на легковушке,  и 15 км в гору по проторенной тропе. Делаешь фотосессию и обратно. Ночевать не обязательно. Можно перекусить взять, что ни будь. Вечером дома. Но товарищ настаивал, и я немного решил схитрить. Вроде согласился. Но поехал на своей ниве, и экипировал рюкзак совсем в другую сторону. На Зигальгу. Наметил примерный маршрут своей охотничьей вылазки. По Каменному ручью на гору Поперечную.  Там есть пара избушек. Ночевать , а там , как говориться -куда кривая выведет.  Благо путевка у меня туда была поохотиться, и собаку заодно прогуляю.  В общем поехали. По пути в Тюлюк я старался казаться некоммуникабельным  и скучным. Проводил компанию до конца деревни, и с легкостью со всеми расстался.  Один, с собакой в Зигальгу!  Ну, что еще нужно для счастья!
     Летний день только начинался. Я, проехав в сторону Александровки, без труда нашел устье Каменного, что впадает в Юрюзань.  Пробрался на внедорожнике, сколько можно  и дальше пешком.  Чуть приметная старая лесовозная дорога шла вверх по ручью.  Пес мой,Альбик, с галечника на дороге сразу же поднял глухаря, и через несколько минут без проблем  нашел его невдалеке на  лиственнице. Звонкий лай нарушил тишину леса.  Мне осталось только аккуратно подойти на выстрел. Видно молодой и не пуганный  глухарь, совершенно не боясь собаки, со своей высоты заигрывал с Альбиком, ломая клювом веточки дерева и бросая их вниз. Ну, наглость, а ведь мог и улететь.  Извини,  ты дичь, а мы охотники, как раз нам на ужин с собакой - Подумал я перед выстрелом.
    Каменный- красивый ручей, бурный, фотогеничный. Особенно фотографов, наверно привлечет игра солнечных зайчиков на быстрых перекатах, пробивающихся, сквозь нагромождение высоченных елей. Водопады есть небольшие и плесы. Даже рыбакам посоветовал бы похлыстовать. Ну и завалы конечно, и непроходимые места. Справа  крутой кряж, слева старая делянка. Что бы не ломать ноги пошел по делянке. Потом вновь вернулся к ручью.  Скипятил чай перекусил и снова круто вверх. И уже у подножия горы, где берет начало сам ручей, без труда нашел известную охотничью избушку.  Видно, что изба не брошена. Кругом чувствуется хозяйская рука. Чистота, ни соринки, дрова на зиму, запас продуктов и всякой нужной мелочи, даже самогонка в красивой бутылке. Внутри аккуратно висят сухие матрацы.  Фонарик, свечка. За ручьем на полянке  несколько рядов посаженной картошки. Молодцы охотнички! Серьезные ребята. Медвежатники, наверное. Не то что я, любитель.  Спасибо за приют. 
    Сразу топлю печку внутри, и костер снаружи. Ставлю на него котелок, с разделанным глухарем.  Пока готовил супчик  и ужинал, наступила ночь. Потянуло холодом от нагромождения камней самой вершины. Наши с собакой тени блики костра отбрасывали на ели, создавая впечатление, какого-то дикого танца вокруг. Стало чуть жутковато.  Половина чистого звездного неба закрывали очертания исполина горы Поперечной, готовой уже завтра покориться мне в который раз. В избушку, где тепло и сухо, забираю с собой только полторашку водички из ручья. Все остальное вешаю на гвоздики снаружи. Воров и лихих людей здесь не может быть в принципе. Тихо, спокойно.  Никого!  Если перейти на сленг определенной категории людей, то можно сказать:  «Тупо завалился спать».  От дневных впечатлений, ничего не думается и не размышляется.  Оказывается можно сразу уснуть без книги и телевизора легким глубоким сном.
     Чуть рассвет, разбудил лай собаки, которую забыл с вечера привязать. Белка!  Пытался уснуть, не обращая внимания на лай,  но вынужден был выйти. Лайка заливалась недалеко за ручьем. На мою команду Альбик прибежал только для того, что бы упрекнуть меня за плохую охоту. Я его привязал и успокоил.   Надеясь, как обычно при ночевках в таких глухих местах, что меня разбудит  свист  рябчика, снова безмятежно уснул, протянув уставшие ноги. Я не ошибся. То ли  эту удивительную птичку привлекает дым от костра, то ли вообще она берет на себя исключительную обязанность будить охотников в лесу. Часто утром рано в тайге можно услышать  просыпаясь:.. ссиииифитьии -  ссииииифить…Через паузу снова и снова: ..ссиииифитьии-ссиииифить. Лучщего будильника придумать просто нельзя. В то утро рябчик заливался на славу. Я выбрался из избы и сразу увидел совсем рядом на сосновой ветке нарушителя моего сна.  Альбик на птичку не реагировал. Отбивался, привязанный, от утренних комаров, вспоминая наверное, ночную охоту на белку.  Я хлопнул в ладоши. Рябчик шумно вспорхнул,  пересел на ветку выше, огляделся и расправив крылья, спикировал куда то за ручей. Позавтракали мы с Альбиком плотно остатками глухаря,  и двинулись в сторону вершины.
     Ночной холод еще не ушел, но роса на траве уже  начала спадать. Яркое  солнце, будто гигантской горелкой спешило высушить камни, что бы успеть к началу нашего восхождения. Высоченные ели перестали шуметь, как обычно своими верхушками сообщая мне, что ветер спрятался за хребет, и что самое время подниматься наверх. Здесь погода изменчива. И нужно делать это сейчас. Вот только осталось пройти сотню, другую метров от густого ельника,  до вертикального нагромождения камней.
Всегда, когда делаешь первые шаги по глубокому мху на плато перед вершиной, начинаешь задавать себе глупые и никчемные вопросы.  Ну и зачем я сюда приперся? Отдыхаю я здесь, или бездельничаю?  А может быть я иногда здесь просто живу? И главное совершенно не скучно, и ни кого не хочется видеть. Не первый раз ведь уже. Ну воздух, ну красота, ну ягоды в августе. Вода вкусная, конечно. Я даже фотоаппарат ни когда не беру. Ну, разверну пошире руки. С  собой ведь ничего не унесешь.  И еще постоянно пробивает одна мысль. Коли я здесь сейчас один и на много километров вокруг ни кого, значит я противопоставляю себя остальному миру. Не лишнего ли на себя беру? И, что- то здесь мое личное, а что не могу понять.  Вернусь вот домой, и тут же буду скучать по этим диким не тронутым местам.  Философия блин. 
   Неожиданно мой взгляд поймал ярко-красную палатку на склоне горы.   Ага! Вот тебе и не тронутые места. Мысли побежали совсем в другую сторону.  На ягодников не похоже.  Те по практичнее найдут место переночевать. Туристы, наверное. Спят. А может уже и на вершине. Любуются красотами Южного Урала.  Эта палатка сразу, как то испортила окружающий пейзаж, и мое беспечное настроение. И сразу я в тот момент решил не тратить ни силы, ни время на вершину. Откуда-то из подсознания у меня появилась известная фраза: «Чего я там не видел».  Лучше по плато прогуляюсь. Брусничку пособираю. Зайцев с Альбиком погоняем.   В общем,  взял направление вдоль хребта, и через час гора Поперечная осталась уже далеко позади. Я оглянулся. Непокоренная на этот раз она мне показалась, какой то чужой и не нужной.
     Легко с удовольствием отвлекся на ягоды.  Набрал приличный мешочек угощения домой. И к своему стыду, совершенно не обращал внимание на работу собаки. Бывает такое иногда. Оружие за спиной, а адреналина ни капельки не хочется.  Успокаивал себя и лайку за упущенных зайцев. Вот чайку сейчас попьем и на обратном пути все рябчики наши. Без труда нашел набитую за лето туристическую тропу, и по ней двинулся в сторону ущелья, где бурно гремел приток Каменного. И уже ближе к ручью неожиданно  залаял Альбик.  По его голосу я понял, что впереди или зверь или человек. Остановился, пригляделся. Между елей мелькнули какие- то не лесные краски. Туристы!  «Вот еще кому делать нечего» Подумал я. Позвал к себе и успокоил собаку. Похвалил ее за бдительность.  Подошел поближе. Недалеко от ручья  мужчина  лет, наверное, сорока, разжигал костер.
    Мы тепло поздоровались, пожав друг другу руки, но как-то  не назвав своих имен. Я, обратив внимание на рюкзак, к которому аккуратно была  пристегнута красная палатка, тут же задал пару вопросов, на которые сам уже знал ответ:
    -Это ты ночевал там на склоне? Один, что ли?
    Турист ответил не сразу, раздувая костер, повесил на огонь котелок с водой. Потом мне выдал целый монолог, как будто готовился к встрече со мной неделю.
    -Один. Я всегда один прогуливаюсь. Смысла больше. С толпой не отдохнешь. Как отпуск сразу в горы. Последнее время вот  Зигальгу облюбовал.  В свое время на Иремель ходил, Таганай.  Даже на Алтай ездил. Там вообще не понравилось.  Рерихнутые  толпой туда-сюда. Пальцы веером гнут.  На Северном Урале был. Дико там как- то и мрачно. Солнца мало. Все разговоры про Дятловцев.  А здесь я уютно себя чувствую, ни что не напрягает, никто фамилию не спрашивает, как у подножия Нургуша.  Да и чище здесь как-то. Вода вкуснее.  Туристов редко встретишь.  Ягодники в конце лета, да иногда выстрел охотника услышишь. Я кстати вас с собакой видел с вершины.  Лаечка  заметная у тебя, чисто белая. Видно тоже один любишь бродить, как монах Легонт.
    Я,  обратив внимания на его бинокль  понял, что эта наша встреча не случайна.  Человек видно несколько дней один вот и разжигал костер, поджидая нас, предугадав, что мы направимся обедать именно сюда. Одиночество  хорошо, а поговорить- то хочется. И спросил:
   -А сам откуда?
   -С Самары.
   - Я с Усть-Катава. А зашел как сюда , и что дальше?
   -С Меседы по тропинке.  У меня еще дня три- четыре в запасе. Хочу на Шелом подняться.  Если погода будет, на Яман-тау схожу.  Планы Наполеоновские.  А там выше Александровки есть дорога?
   -Пешком то есть. А на машине, наверное, не проедешь.
   Закипела вода в котелке. Я достал из своего рюкзака, сало, консервы. Предложил туристу.  Он сразу отказался, сославшись на  Успенский пост. Заварил какую то быструю кашу и стал есть, запивая ее чаем. Потом мы вроде поговорили о возможной встрече с медведем,  и не дай бог какой травме.  Об утренних рябчиках, и о не пуганных глухарях, готовых позировать на фоне дикой тайги. Он мне признался, что взял кое,  какие рыболовные снасти, что бы порыбачить в верховье Юрюзани.
Я обратил внимание на рукаве у него на камуфлированной курточке шеврон ФСБ, и сразу подумал, что заливает, наверное, что из Самары. Да и откуда ему знать Месединские тропинки.  Шоколадник наверное с Трехгорного.  У них у всех  установка ,  имя города не произносить. Да, ну и бог с ним. Его дело. И что бы поддержать беседу спросил:
   - А монах Легонт, это кто такой? Что -то я не знаю.
   Думая, о чем -то своем турист ответил:
    -Был такой. Вроде не раскольник, а православный. Однако сторонился людей, не 
  долюбливал их, не доверял им. Одиночества искал.
  - Ну вот, ты меня Легонтом назвал. Я во -первых с собакой и на одну ночку сюда. А ты на неделю похоже.  Или у тебя здесь тайная встреча с монахиней какой ни будь?
 С  обеседник мой как-  не оценил шутку и не ответил на нее. Лишь скупо улыбнулся. Потом, собирая рюкзак, еще немного разоткровенничался. 
   -Работа  у меня сумасшедшая среди людей. Ни выходных не проходных. Мне,  что бы зарядиться на новые дела, одному побыть нужно. Обдумать кое- что и решить с начала, кто я, и что я, и с кем. Потом легче решения принимать ,не прогибаясь не перед чем. Ну, как то примерно так. Вкратце.
    Он внимательно посмотрел на меня, для того что бы оценить, правильно ли я его понял. Потом поднялся. Легко накинул на себя рюкзак и протянул мне руку.  Мы тепло попрощались. Вроде даже полуобнялись.  Пожелали друг другу удачи. Но так и не обменялись,  ни своими именами, ни телефонами. Я не стал удерживать  собаку, когда она помчалась его провожать.  Допивал свой чай,  мысленно представил его дальнейший путь. Одному без дороги на Яман-Тау по дикой тайге! Нет, это не для меня.  Я потушил костер, прибрал мусор и двинулся  по ущелью.
    Пока мы с собакой  добирались до машины вниз по ручью,  да по старой делянке, на охотились на рябчиков  на целый год вперед. Весь патронташ  расстрелял.  Альбик у меня, судя по следам лося облаял. Полчаса не было. Ладно не потерялся.  Потом, уже по темноте, первый прибежал к машине и свалился у колеса без сил. Я его на руках уложил на переднее сиденье. И пес, свернувшись калачиком, больше ни на что не реагировал, до самого дома. А мне осталось лишь порулить около ста километров домой ,и потом через некоторое время, обратно дай бог до новой встречи с Зигальгой. 
    Уже поздно ночью на дороге меня неожиданно остановил инспектор ГИБДД и вежливо упрекнув за не читаемый номер,  попросил предъявить документы. «Вот и кончилось мое безмолвие на этот  раз», прошептал я спящей собаке.
 Март 2016г.                Фото автора.