Аук и лесанка

Дядюшка Шорох
Алексей Часов

АУК И ЛЕСАНКА
 
Очаровательной была Лесанка, дочь Лесной Царицы. Немало юношей сохло от любви к ней. Красавица была никому не доступна.
Но однажды она повстречала Аука и полюбила его. За что? Лесанка сама не знала. Да, вероятно, и бесполезно было спрашивать об этом у любящего сердца.
Аук - молодой леший. В сравнении с Лесанкой он казался некрасивым и нескладным. Красавица была светлой и стройной, как березка, с вьющимися волосами, в которых зеленели листья. Аук же был вечно взлохмаченным и неуклюжим, как и всякий другой леший.
Но Лесанка сумела в нем разглядеть то, чего не замечала ни в ком другом. Свое впервые полюбившее сердце Аук отдал ей. Вдвоем они были очень счастливы. И Лешуга, старая мать Аука, искренне радовалась счастью двух любящих.
Другого мнения была Лесная Царица. Конечно же. Аук ей не понравился. Да и как мог понравиться бедный леший?
- Я нашла тебе жениха более достойного, - сказала она как-то Лесанке.
- Кого, мама?
- Это - Оглух. Ничего, что он стар, зато очень богат. Я же люблю другого.
Забудь его и подумай о предстоящей встрече с Оглухом. Я не хочу о нем слушать, мама.
- В таком случае ты больше не увидишь своего любимого, - гневно сказала мать и заперла дочь в комнате.
Каково же было ее удивление на следующий день, когда она не увидела Лесанку. Пришлось отправить слуг на поиски. Те нашли беглянку у лесного озера и привели к матери.
- Почему ты не слушаешь меня? - спросила Лесная Царица.  - Я ничего не хочу слушать, мама.
- Вот как! - воскликнула мать. - Тогда скоро ты будешь отдана Оглуху, слышишь! Он убережет тебя от всяких любимых. Пойми, глупенькая, я же тебе добра желаю. Что за счастье без богатства? А ведь ради этого надо жить.
- Ничего не выйдет, мама.
- Как, у меня не выйдет? Так знай: свадьба состоится очень скоро. А сейчас можешь познакомиться с женихом. Он уже ждет тебя. Лесанка увидела Оглуха.
- Я много наслышан о твоей красоте, - сказал он, подходя к ней и щуря подслеповатые глаза.
Девушка с ужасом и отвращением смотрела на его корявое лицо, большие звериные уши, нос, обращенный в сторону, слюнявые' дряблые губы. Ей стало тошно.
- Мне плохо, мама, - тихо произнесла она и ушла в свою комнату.
- Я не понравился ей? - робко спросил Оглух у Лесной Царицы.
- Не беспокойся, - ответила она, - просто ей с утра что-то нездоровится.
- Значит, мне показалось, облегчённо вздохнул гость. - Я бы счел за счастье иметь такую жену-красавицу.
- Она будет твоей, - заверила его мать. и задумалась. А задуматься было над чем. Для исполнения своего замысла ей необходимо было убить любовь хотя бы в одном из любящих сердец. И она решила силе любви противопоставить свою, волшебную силу.
- Послушай, Лесанка, - сказала она, входя в комнату дочери, - неужели ты на самом деле веришь в свою любовь к Ауку?
- Да, мама.
- А может это не любовь, а увлечение?
- Нет, мама.
- Ты слишком мало знаешь о любви и плохо разбираешься в своих чувствах.
- Я уже решила, мама, навеки принадлежать ему одному.
- А он?
- Тоже.
- Не верю я в вашу любовь, - вздохнула Лесная Царица. Она горячо любила свою дочь. Материнская любовь-это было хорошо известно - способна на многое. И эта женщина многое могла.
- Ты скоро убедишься, что любовь его к тебе была ненастоящей, - произнесла она и провела рукой по голове дочери. - А теперь полюбуйся на себя, какой ты стала.
Девушка подошла к зеркалу и в ужасе отпрянула назад. Она увидела в нем дряхлое лицо матери Аука.
- Зачем ты это сделала, мама? - тихо спросила Лесанка и удивилась своему изменившемуся голосу.
- Так надо, - улыбнулась Лесная Царица. - А теперь посмотрим, нужна ли ты ему.
Несколько дней не видались влюбленные. Да и не могла Лесанка явиться к Луку в таком облике. Наконец, не выдержала и пошла к лесному озеру. Просто так. А может, решилась на крайность и задумали положить конец делу, оказавшись в вечных объятьях озера.
Здесь её и увидел Аук. Заметив его, Лесанка поспешила скрыться в лесной чаще. Но юноша догнал ее. Что с тобой, мама? - окликнул он. - Куда ты так спешишь? Тут Лесанка рассказала ему все.
Все равно я буду любить тебя до конца дней своих, Лесанка, - горячо произнес Лук, выслушав ее рассказ. - Никакая злая сила не может нас разлучить, понимаешь, родная, - говорил он, целуя ее морщинистое лицо и ласково гладя ставшие простыми, как солома, когда-то вьющиеся красивые волосы. Лесанка преданно смотрела в глаза любимого.
Дни шли за днями. И постепенно в сердце Аука появилось новое, трудновыразимое чувство. Он продолжал любить Лесанку, но облик его матери, в котором она оказалась, не давал ему покоя.
«Что делать?», - мучительно думал Аук. Он решил обратиться за советом к своей матери.
- Единственный, кто может что-то сделать, это - Оглух, - ответила она. - Только он негодяй. И поэтому лучше не связываться с ним.
«Будь что будет», - решил Лук и отправился к старому лешему.
Оглух проживал в богато обделанном дупле, расположенном в трех сросшихся дубах. Выслушав юношу, он произнес:
- Я могу помочь тебе. У меня есть зелье, помазав которым трижды волосы своей любимой, ты вернешь ее прежний облик. Но за это ты отдашь мне свое зрение. Что-то я стал плохо видеть. Аука даже пот прошиб после этих слов. Он стоял в недоумении.
- Что задумался? - усмехнулся старик. - Если по-настоящему любишь, пойдешь на все.
Юноша согласился. Когда он получил заветное зелье, Оглух крикнул ворона и приказал проводить слепого.
Лесанка, выслушав рассказ Аука, не могла поверить. Но слепота любимого убедила ее. Когда он трижды обмазал зельем волосы любимой, они опять стали виться, в них появились зеленые листья, и девушка вновь стала такой же, как прежде. Но слепой не видел этого превращения, хотя, узнав об этом от Лесанки, всем сердцем обрадовался и горячо расцеловал ее.
Влюбленные вновь были счастливы. Но Лесанка не могла не чувствовать, что Лук страдает от слепоты. И она решила помочь любимому.
С этой целью она и отправилась однажды к дуплу в трех сросшихся дубах. Оглух обрадованно встретил девушку. Но узнав, в чем дело, огорчился.
- Я думал, ты пришла ко мне навсегда, - задумчиво произнес он. - Печаль твою я, конечно же, понимаю, и помочь могу, но... И вдруг неожиданно спросил:
- А на многое ли ты способна ради любви?
- На все, - решительно ответила девушка.
- Тогда разреши поцеловать тебя. Лицо Лесанки вспыхнуло от негодования.
- Как ты можешь требовать такое? - гневно глядя на старика, воскликнула она. - Да лучше...
- Лучше согласиться, - спокойно подхватил старик. - Тем более, что речь идет всего об одном поцелуе. А другого выхода у тебя нет и не будет. Подумай. «Что делать? - думала девушка. - Как быть?» И Лесанка, скрепя надрывающееся от боли сердце, приняла предложение старика.
На следующий день она увиделась с Ауком. Он оказался уже прозревшим и не мог не заметить ее опечаленного лица.
- Что с тобой? - спросил юноша.
Девушка не ответила. Молча прошла в его жилище и, сорвав со стены кинжал, ударила им себя в грудь. Аук не успел предотвратить беды.
- Зачем ты это сделала? - спрашивал он, целуя ее лицо. Глаза Лесанки наполнились слезами.
- Прощай, милый, - шепнули ее губы. - Я сделала для тебя все, что могла. Но не могу жить после встречи с Оглухом.
Гнев вскипел в сердце Аука. С болью и отчаяньем бросился он из дома, держа путь к трем сросшимся дубам, и поджег их.
Грустными стали дни. Места не находил себе Аук, бесцельно слонявшийся по лесу. И однажды вечером чей-то голос с большого дуба окликнул его. Подняв голову, юноша увидел старого мудрого Филина.
- Я знаю, как помочь твоему горю, - молвила птица. - Слушай меня внимательно. В тридцати верстах отсюда есть большое поле, на котором лежит огромный камень. Подойди к нему, ударь три раза кинжалом и трижды произнеси: «Меняю живого на мертвого». А дальше все будет зависеть от того, насколько сильна твоя любовь.
Аук, не задумываясь, пошел в направлении, указанном Филином. Найдя камень, стукнул по нему кинжалом и трижды произнес: «Меняю живого на мертвого». В камне появилась дверь. Открыв ее. Аук шагнул и очутился в темноте. Решил идти дальше и почувствовал под ногами ступени, ведущие вниз.
Вскоре глаза привыкли к темноте, и он увидел мрачные своды подземного хода. Мимо него проплывали бледноватые фигуры людей. Аук спросил, где он находится.
- Ты в городе мертвых, - послышалось в ответ.
- А куда меня выведет эта дорога?
- Здесь все дороги ведут к Прахине.
- Кто она?
- Наш правитель.
Юноша пошел дальше. Долго он двигался между мертвых деревьев, миновал застывшую реку и, наконец, приблизился к большому дому, похожему на склеп. Войдя в него. Аук увидел огромную тень.
- Как ты попал сюда, юноша? - спросила она.
- Я пришел поговорить с Прахиней.
- Она перед тобой. Говори, что надо.
- Здесь находится моя любимая. Верни мне ее.
- Многого хочешь, юноша.
- Но я люблю ее, пойми, Прахиня, - горячо воскликнул Аук. - Ведь и ты же любила когда-нибудь и хорошо знаешь об этом чувстве, без которого невозможно жить.
- Да, - задумчиво произнесла Прахиня, - я знаю любовь. Ради нее человек способен на многое. Но сам-то ты уверен в силе своей любви?
- Я люблю, Прахиня. Разве этого недостаточно?
- Не знаю. Сейчас ты увидишь двух женщин. Это я, Прахиня, и твоя любимая, Лесанка. Выбирай кого тебе надо. Но знай, кого выберешь, с тем и будешь жить до конца дней своих.
Тень исчезла. И вот Аук увидел две одинаковые женские фигуры. Юноша пригляделся к каждой из них. Хоть бы одна знакомая черточка выдала его любимую!
Аук не знал, что делать. Мучительно и напряженно пытался найти какой-то выход. Но с каждым мгновением все больше убеждался, что не может его отыскать.
Больно защемило сердце. Ком горечи и обиды встал в горле. И слезы неожиданно навернулись на глаза. Аук не мог сдержать их, предательски текших по лицу, падавших на головы сидящих, возле которых он продолжал ходить в слабой надежде, что любимая хоть чем-то выдаст себя.
И тут он заметил, что на голове одной из них, в том месте, куда падали слезы, мелькнули маленькие зеленые листочки. Юноша не верил глазам своим. Радостно забилось сердце. Он протянул руки к этой женщине, бережно поднял ее на ноги. Перед ним предстала Лесанка. Другая фигура превратилась в Прахиню, которая воскликнула удивленно:
- Повезло вам, молодые! Что же, можете идти. Будьте счастливы!
И они действительно выходили счастливыми из подземного города, эти двое влюбленных, с благодарностью вспоминая старого мудрого Филина, которому при встрече низко поклонились. Оба. До земли. Не сводя друг с друга влюбленных глаз, они даже не заметили, как прошли мимо сожженных трех дубов и приблизились к лесному озеру. И, увлеченные ласками, они, конечно же, не слышали одобрительного голоса леса, радостно приветствовавшего мягким шелестом листьев непобедимую силу любви.