Ссора

Алексей Тихомиров 3
                Ссора.
Общеизвестно, что чаще всего люди, общаясь между собой  говорят о погоде.  Тем более лето кончается, а солнечных дней было по пальцам пересчитать.  Дождь, дождь, дождь.   Так и хочется сказать:
Рассыпал нам август промозглым дождем
                холод  собачий.
Согреться под пледом бы  с книгой вдвоем
                никак не иначе……
Настроения никакого, не читается даже.  Однако вот альбомчик есть с фотографиями, полистаем от скуки.  Называется он: «Небо, камни, легенды». Автор – Владимир Садырин.  Красивые фотографии, профессиональные. Наши родные уральские пейзажи. Реки, ручьи, горы ,высоченные ели, маленький кустик брусники,  подснежники, осенние  краски, птицы на снегу. Красотища!  Однако вот пара, тройка фотографий, да еще на весь разворот. Автор и не подозревал, что зафиксировал  преступления против матушки природы.  Однажды я даже привел эти фотки, как аргумент в одном споре. А дело было так:
Конец февраля. Заканчивалась путевка на охоту на зайца в Башкирии. Мы с Кирюхой  решили пробежаться по последнему утреннему снегу и закрыть охотничий сезон. Тем более, вечером немного подсыпало, и свежие следочки были гарантированы. Есть одно место в районе деревни Миндишево. Там на границе Малоязовского  охотохозяйства  и Зоны покоя всегда заяц водится. Туда и поехали.
 С утра у нас с ним, что-то сразу не заладилось.  Сначала он меня отчитал за пятиминутное опоздание. Потом я  перепутал лесную дорожку и проехал с километр не туда. Пришлось разворачиваться, и я впарил ниву в глубокий снег. Пока откапывались, потеряли драгоценное время, и я еще получил от Кирюхи пару словестных тумаков. Однако до места добрались, пока катились лыжи.  Сразу нашли свежий заячий след, тянувшийся в березовую колку, но она неожиданно оказалась нам просто физически недоступна, как и заяц. Солнце начало припекать по- весеннему, и подтаивать  снег, который предательски прилипал на лыжи, и они через десять метров движения превращались в бесполезные колотушки.  Я рискнул идти  по насту без лыж, но мои сто килограммов он не держал. За зайцем даже не пошли. Охотничий день обидно пропал, и мне стало понятно, что всю вину за случившиеся  Кирилл Иванович погрузит на меня.  Решили до вечернего мороза кантоваться у костра, что бы как- то добраться до машины. Спустились в овражек, поближе к ручью и к дровам . А тут и повод для ссоры.
 Спугнутый нами рябчик, выбрался из глубокого снега, шумно вспорхнул, и уселся не далеко на березе. Мой напарник даже бровью не повел. Как будто не видел и не слышал ни рябчика, ни моего выстрела. Молча разжигал костер. И только когда я наставил котелок на огонь с потрошеной птичкой, с упреком произнес:
-Зачем стрелял?  Последний был. Ни глухарей не стало, ни тетеревов. Всех перебили. У тебя в путевке что записано? Заяц, лиса. Нарушение!
Мне надоели его несправедливые упреки, и я стал по-звериному огрызаться.
-Ты, что сегодня не с той ноги встал?  Какое нарушение? Оно уже в котелке.
-  Все равно не нужно был стрелять.  Ты же знаешь, что за ручьем  Зона покоя, а выстрел далеко слышен. Приедут егеря на снегоходе. Объясняй им потом что ты стрелял в Башкирии. Последнего рябчика добил!
Кирюха демонстративно развернул из пакета домашние котлеты, и стал насаживть их на прутик. У меня появился новый аргумент для спора:
-Я что- то не понял, с каких это пор ты зеленым стал?  Котлеты- то из лосятины небось.
-В магазине купил.
-Уж ,что -то больно большие. Такие там не продают.
Я, в наглую взял одну и откусил.
-   Ммм .. Да тут еще и кобанятина. Ты бы хоть хлеба добавил  в фарш для приличия.
-Не нравится- не ешь.
-Нравиться.
Я снял с прутика еще одну котлету. Кирюха подошел к ручью и стал заваливать перья от рябчика снегом.  Вроде как бы хоронил. И снова произнес:
-Последний . Раньше здесь много дичи было. Куда все делось?
Я вынужден был отвечать на его вопрос.  Ответ был очевиден.
- А вспомни-ка года два назад в верху ручья делянка была. Сплошная рубка. Арендаторы тогда никого не спрашивали. Ни зверей ни птиц ни нас. Потом вроде елочек каких-то насадили и пропали. Елочки погибли, а борозды от плуга остались. Наворочали там-лосю не пройти .А сколько солярки пролили, масла. Вот в Башкирии и охотимся. Кстати ты же был в том году на Зигальге со мной. Там с верху хорошо видно, какие площади вырублены девственного леса. Я даже цифру боюсь назвать. Фотки даже есть.  Это, наверное, было в годах 60х-70х.  Как только техника стала позволять, и началась сплошная рубка.  И я думаю в каждом втором лесовозе двустволочка лежала . На выстрелы ни кто внимания не обращал. Повеселились тогда леспромхозы. Главное кубы делового леса. План. Не наше конечно с тобой дело. Но уж больно заметно, не смотря на то, что пятьдесят лет прошло. Не закопаешь в снег, как ты сейчас перья рябчика.
Кирилл Иванович снял котелок, достал готовую тушку, разделил ее ножом и половину протянул мне.  Видно было, что он о чем то размышлял.   Потом произнес, как обычно емкую фразу:
- Раньше у государства под боком Газпрома не было, вот и резали лес.
И кажется после его слов наша ссора была тут же закрыта. Мы смаковали  косточки рябчика и бросали их в костер. Потом еще долго  ни кто из нас не произнес ни слова. Молча смотрели на огонь. Мне тогда казалось, что я что- то не договорил. Дождались морозного вечера и легко добрались до машины.  И уже за рулем я вспомнил, как прошлой осенью ходил с туристами  в горы.
-Слушай, Кирилл, я тебе не рассказывал. Я же в сентябре на Нургуш ходил. Строго там у них. Въезд платный, а выезд- полный шмон.  И знаешь, сверху с вершины. Та же картина. Огромные  незаживающие шрамы на лесных массивах. И вот бросаются в глаза две огромные свежие делянки.  Недалеко совсем от Зюраткуля.   Вот тебе и заповедник государственный.
Я взглянул на Кирилл Ивановича. Он молча смотрел на дорогу и его лицо ничего не выражало. И мне  было непонятно, то ли ему вся эта тема уже до лампочки, то ли он  снова обдумывает свою новую точную емкую фразу.     Я ее услышал от него только через несколько месяцев, когда мы с трудом пробирались совсем не далеко от нашего города  через старую делянку, заваленную сосновым валежником да вывороченными трактором пеньками. Он тогда неожиданно произнес:
-Все им мало!
     2015г.  Фото автора.