Дары богов. Глава 1. Неприятности нас огорчают

Серж Ермаков
Поток пешеходов в городе чем-то сродни струям  воды в реке. Он завораживает, навевает рассеянность, все остальное окружение остается не  более чем расплывчатый фон. Эти потоки располагает погрузиться в  собственные мысли, придавая им неспешный темп потока. Константин стоял на углу улицы, рядом с урной и курил. Он рассеяно смотрел на  прохожих и втягивал  через ноздри  наркотик города, эту стойкую смесь  выхлопных газов и кулинарных запахов кофе и ресторанов.
Появление Эфенди Константин заметил, когда тот заговорил:
- Я, тоже иногда, не могу  себе отказать в удовольствии простого созерцания.
Константин, слегка вздрогнул, повернул голову в направлении голоса. Он уже хотел выбросить в урну, только что закуренную, сигарету, но Эфенди придержал его за локоть:
- Покурим, я надеюсь, Вы не спешите?
- Нет, я не  тороплюсь.
- Я немного опоздал, Вы меня давно  ждете Костя?
- Нет, что Вы, недолго. Просто я пришел раньше. Боялся попасть в пробку, но все обошлось.
Эфенди достал сигару, мечтательно посмотрел на  квадратик голубого неба в просвете между домами. Он замер, умиротворенно прищурив глаза, потом встрепенулся. Посмотрел на свою не раскуренную сигару, вернул ее обратно в алюминиевый футляр:
- Покурим в более комфортной обстановке. Вы согласны?
- Согласен.
- Костя, мне кажется, Вы чем-то расстроены.
- Эфенди, у меня возникли сомнения, правильно ли я понял Ваше задание. Я попытался найти решение крестиков и ноликов с учетом правил Вашего столика.
- И, как Ваши успехи?
-  Я нашел несколько решений, но Вы сказали, что в следующей партии правила снова изменятся.
- Видите ли, Костя, мы, как правило, пренебрегаем мелочами. Я не зря Вас расспрашивал   о Ваших профессиональных притязаниях. Столик это только инструмент визуального обучения. Первое, что я Вам сказал, это то, что каждой профессии соответствует свой набор игр. Именно, игра моделирует отдельные аспекты поведения объектной среды.  Столик дал Вам первый урок, который заключался в том, что то, что Вы считаете просто объектами своей деятельности, зачастую не  статичны в своем поведении. Я не очень заумно говорю?
- Все достаточно понятно. Но, как-то не очень хорошо укладывается в стройную и завершенную систему.  Остается много неясностей.
- Значит с заданием Вы, Костя справились на удовлетворительно. Вы научились находить неясности, и акцентироваться на них. Но, справились на удовлетворительно, а не на хорошо. С Ваших собственных слов, Вы еще пока не научились моделировать поведение этих неясностей. А, самое главное, Вы пытаетесь найти решение всех проблем в рамках одной игры. А, Вы уверены, что столик вообще стал бы с Вами играть в крестики нолики, как только Вы один раз выиграли, а не сменил бы игру?
Константин удивленно посмотрел на Эфенди:
- Это как?
- Я, не уверен, но столик мог бы вам предложить сыграть, ну скажем, в игру Го
- Я слышал, что есть такая игра Го, но не умею в нее играть. Но, это не честно. Ладно, менять  правила игры, по ходу игры без предупреждения, это еще, куда ни шло, к этому можно как то привыкнуть, адаптироваться.  Но, менять одну игру на другую, это, ни в какие  ворота не лезет. Столик, что, тоже обижается, когда проигрывает?
- Столик лишен таких человеческих слабостей как эмоции, амбиции,  обиды. Да, если бы и имел, то скорее он испытывал, если не радость, то удовлетворение. Это Вам Костя кажется, что Вы выиграли, а столик проиграл. У столика иная задача, обучить Вас правильному поведению в определенных условиях. И Ваш выигрыш, это успех столика в обучении.
За разговором, Константин не заметил, что они спускаются по лестнице в полуподвальное кафе.
Он и раньше бывал в этом кафе вместе с Эфенди, но каждый раз, забывал к нему дорогу. Самостоятельные поиски этого заведения оказывались тщетными.  Вот и сейчас, Константин переключился на окружающую обстановку, когда им на встречу поспешил официант, куривший рядом урной на лестнице. Собственно, на  него Константин обратил внимание, когда тот спросил:
- Константин Иванович, Вам как всегда? Бутылка Курвуазье и блюдо канапе?
Константин обескуражено уставился на официанта. В его голове мелькнуло:
- Что значит как всегда? Откуда  он меня вообще знает, да еще и по имени-отчеству?
Эфенди коротко глянул на Константина, улыбнулся и с небольшой паузой сказал:
- Нет, Саша, пожалуй, сегодня мы с приятелем  изменим своим привычкам. Я припоминаю, у вас, на полке, за барной стойкой были бутылки настоящей испанской Малаги. Если есть красное, не сухое, принесите нам пару бутылок, для начала. А на закуску, конечно же, виноград, хамон и сыр из Андорры, хлеба не надо. Кофе мы закажем позже.
Эфенди сунул два пальца в карман жилетки, извлек купюру и протянул официанту. Официанта как ветром сдуло. Эфенди с хитрой улыбкой посмотрел на Константина:
- Костя, Вы не любите Малагу? Предпочитаете ей, другое вино?
- Я ни когда не пробовал Малагу. И вообще в винах разбираюсь плохо. Эфенди, почему он Вас назвал Константин Иванович? Вы всем представляетесь разными именами?
- Друг мой Костя, как же в нас  засела подозрительность советского периода. Как заноза. Если человек представляется разным людям разными именами, значит точно шпион.
- Да, нет, что Вы, Эфенди, я Вас шпионом не  считаю. Но, это как-то странно.
- Я, тогда еще на бульваре, сказал истинную правду, что мои родители в духе времени, дали мне такое имя, что не приведи господи, да еще в ажиотаже энтузиазма поменяли и фамилию, на черт знает какую. Тогда это шло на ура, под аплодисменты. Хорошо хоть, бабушка меня крестила, в тайне от родителей, там  хоть имя было получил по святцам. Хотя и оно сейчас не модное, а скорее смешное. Вонифанатий. Мне  довелось несколько раз менять паспорт и каждый раз одно и тоже. Допрос с пристрастием. Откуда прибыл? Кто хозяева? В последний раз при обмене паспорта помучался, но поменял имя и фамилию на более менее сносные. Память бабушки обижать не хотелось, поэтому имя оставил Вонифанатий, отчество нормальное было, а вот с фамилией опять лопухнулся. Взял фамилию Советский. Вот такая вот невезуха. Видимо, имя свое настоящее мне предстоит еще узнать. Теперь понимаете, почему я себе имена выдумываю на ходу? Ну и конечно соответственно моменту. Но, и эти, казалось бы, простые, имена все равно коверкают. А, после этого у меня наступает отторжение в общении, пропадает желание общаться. Но, от жизни не убежишь, приходится терпеть.
- Эфенди, сколько же Вам лет? Это же нравы приданий старины глубокой. Времена  коллективизации и индустриализации. 
- Однако, мне достаточное количество  лет, мой друг.
- А, со мной Вы продолжаете общаться, потому, что я не коверкаю Вашего имени.
- Вы, Костя необычайно догадливы. Отчасти  потому, что Вы и не пытались произнести на бульваре имя, которым я представился.
- А, я догадался, что Майвизави это два слова, в переводе - мой собеседник. Ну, и мне показалось такое обращение к Вам фамильярным.
 - Спасибо за такт. Возможно, я его интуитивно уловил еще тогда.   А, возможно, в Вашем лице я просто нашел благодарного слушателя. Я открою Вам свою слабость. Люблю поболтать, но придирчив в выборе слушателей. А, здесь, Вы же понимаете, я вынужден постоянно общаться с персоналом, и мне не хочется допускать неловкостей в общении. Поэтому здесь я, Константин Иванович. Извините великодушно, что позаимствовал ваши имя и отчество.
- Ради бога, Эфенди. А может и мне Вас также называть Константином Ивановичем?
- Не надо Костя, это же смешно, близнецы по имени-отчеству, полные тезки. Потом, как я уже объяснил, я вынужденно не представляюсь настоящим именем.  Я представляюсь, как уже говорил, соответственно ситуации. Наши взаимоотношения, надеюсь, Вас удовлетворяют?
- Да, конечно удовлетворяют. А, у официанта это не вызовет лишних подозрений?
- У официанта вызовет подозрение изменение в размере чаевых. Заметьте как в сторону увеличения, так и в сторону уменьшения. В первом случае, подозрения будут вселять в него не нужные надежды, во втором случае,  необоснованное огорчение.
- Мне кажется, Эфенди, Вы не очень жалуете здешних официантов.
- Вы ошибаетесь Костя. В данном случае, Вы путаете отношения человеческие и профессиональные. С официантами, при исполнении ими их служебных обязанностей, у меня отношения клиента и исполнителя. И, это правильно. Но, во всех остальных случаях, у меня, с любым из них, отношения равного с равными.
Этот диалог продолжался уже внутри кафе. Кафе представляло из себя заведение на все вкусы и случаи. Здесь были рады любым клиентам, лишь бы они не буянили. Сначала посетители оказывались перед баром с высокими табуретами у стойки. Позади стойки был резной деревянный шкаф до самого потолка, полки которого украшали бутылки. Справа за шкафом можно было увидеть кусочек кухни. Стены были драпированы  малиновым бархатом. Случайный посетитель, даже не догадывался, что за этим бархатом скрываются двери в три зала, пока ему не предлагали в них пройти.  Для  молодежных компаний был зал стилизованный под таверну, с грубыми большими деревянными столами и длинными деревянными лавками. Для любителей романтических отношений и медленных танцев был зал с интимным полумраком. В нем стояли столики на четыре человека и кресла с высокими резными спинками. Разделены столики были шторами из все  того же малинового бархата, что и в баре.  У одной из стен был низкий подиум, на котором стояло пианино, стол с  магнитолой и пара стульев для музыкантов. Для тех, кто предпочитал просто перекусить и поболтать своей компанией, был зал  со столами на  шесть -  восемь человек. Обстановка зала была  не  притязательная, но отделанная с хорошим вкусом. На стенах висели незатейливые бра и репродукции модернистских картин, что  придавало залу  определенный шарм. Константин и Эфенди прошли мимо бара. Эфенди, продолжая беседовать с Константином, сдержанно кивнул девушке и парню, стоявшим за стойкой бара и негромко с ними поздоровался. Официант Саша, за их спиной, уже  лез по стремянке, чтобы достать бутылки с полки. Парень и девушка улыбнулись и тоже  поздоровались с Эфенди. Но вопросов задавать не стали. Константин и Эфенди миновали романтический зал с полумраком, и подошли к стене противоположной подиуму. Эфенди отодвинул бархатную штору. За шторой была ровная стена, на которой торчала  обычная электрическая розетка. Эфенди воткнул в нее вилку-штепсель без провода, раздался легкий скрип, и часть стены, как  дверь стала перемещаться, образуя проход. Константин это чудо наблюдал не в первый  раз. Эфенди ему, еще в первый раз, рассказал, что  этот проход  дело рук нескольких умельцев, один  из которых был талантливый, но безработный электронщик. На этот раз Константин не удержался и задал, давно мучавший его вопрос:
- Эфенди, а как Вы уладили наличие этого помещения с хозяином заведения?
- Как Вам сказать Константин. Я совладелец этого заведения. Официальный. Я не претендую на прибыль заведения, исправно, но по закупочной цене оплачиваю свои заказы в баре и на кухне, а другие хозяева не суют ко мне нос. Вот так вот. Не закрывайте проход, Саша нам еще должен принести Малагу, а то он нам не достучится.
- А, никто  не пытался взломать эту дверь?
- Вы же видите Костя, что дверь это, по сути, часть стены, ее даже  ломиком не раздолбить. А, если будут сдуру возиться с розеткой, то в баре взревет сирена. Впрочем, если попытаются просто подключить через нее лампочку или утюг, ничего не  произойдет. Просто  лампочка не загорится.
Константин восхищенно сказал:
- Как за очагом в каморке папы Карло.
Эфенди пригласил:
- Располагайтесь Костя за обеденным столом, за столиком я не позволяю, есть ни себе, ни гостям. Милости прошу.
Эфенди был уже без своей малиновой кепки и  крылатки. Сегодня на нем был элегантный темно-серый костюм-тройка, белая рубашка и шейный платок изумрудного  цвета. Он, неспеша, расположился в деревянном резном кресле с мягкими сиденьем и спинкой, отделанных темно красным атласом:
- Итак, вернемся к нашим баранам. Костя, я просил Вас предоставить фото Вашего друга, любителя гамбитов.
- Я принес.
Константин извлек из нагрудного кармана черный пакет, вынул из него пачку фотографий и положил на стол перед Эфенди. Эфенди не спеша просматривал фото. Уже на просмотре второго фото, брови его поползли вверх, и он взглянул на Константина:
- Прекрасные фото. Чувствуется рука мастера. Вы сами фотографировали?
- Нет. Фото это не мой конек. Друга попросил.
- Он не удивился Вашей просьбе?
- Нет, его это даже заинтересовало. Он профессиональный фотограф.
Константин вспомнил, как он давил на кнопку звонка у квартиры друга Коли. Коля открыл дверь, чего-то пережевывая на ходу:
- Привет, заходи. Разувайся, тапки под вешалкой.
Коля ушел на кухню, когда Константин к нему присоединился, Коля бросил:
- Чай будешь? Есть сушки.
- Наливай. Слушай, Коль, у меня к тебе дело на лимон.
- Что за дело? Лохов, вроде тебя, в преферанс уделать?
- Нет, я в преферанс с незнакомыми людьми не играю. Мне нужен фотоаппарат.
- Хочешь купить? Никон, зеркалку? Цейс деда не продам, даже проси, раритет, память о деде, и вообще уникальная машина.
- Да нет, фотоаппарат нужен на время.
- Зачем тебе?
- Мне  нужно сфоткать одного человека.
- И где тут миллион? Он,  че, террорист? За него награда обещана?
- Да, нет, это я так, к слову, про миллион. Он шахматист из нашего клуба. Фотоаппарат дать можешь?
- Тебе? Фотоаппарат? Я, что с ума сошел. Точно грохнешь. А, это точно лимон. У меня Костян мыльниц нет.
- Почему грохну?
-  Потому что у тебя руки из жопы растут. У тебя же мыльница была, сам снимки с шашлыков показывал.
- Ну, это не моя была мыльница. Понимаешь, Коль, с мыльницей хороших фоток не сделаешь.
- Плохому танцору знаешь что мешает? Костик, дружище, к любому делу надо иметь талант. А, ты за что не возьмешься,  все у тебя через жопу. Ты, извини, но это правда. Я удивляюсь, что от тебя Танька еще не сбежала. Другие девки, тебя на раз-два раскалывали.
Константин надулся:
- Девки то тут причем, и Танька?
- Притом, Кость, притом. Это ты смотришь на параметры девок с точки зрения перепихнуться, а они с точки зрения с кем всю жизнь провести. И, они понимают, что ты, конечно, человек бережливый и экономный, но, во время ухаживаний это перебор. А Танькиному постоянству объяснение только одно. Вы два сапога пара.
- Ладно, тоже мне знаток женщин. Сам то что один кукуешь.
Коля с сожалением посмотрел на Константина и сказал:
- Ладно, замнем для ясности. Чего ты там про миллион  пел. Кто, и какие снимки заказал?
- Ну, это для одного дела нужно.
- Темнишь, ладно, твое дело. Снять могу, тебе аппаратуру не доверю. Делаю снимки, какая моя доля?
- Ну, а твоя цена какая?
- Так, Кость это в зависимости от того что надо. Художественный снимок это одна цена, на паспорт другая.
Константин задумался и стал чесать затылок:
- Ну, нужно сфотографировать, чтобы было видно характер человека. Причем, позировать специально он не будет.
Пришло время задуматься Николая:
- Говоришь снимок надо сделать в шахматном клубе. И, снимок должен быть супер. Придется поработать, с первого раза может не получиться. По двадцати тысяч за каждый удачный снимок сойдемся?
- Сойдемся, но с количеством снимков, давай без фанатизма. Трех фоток будет достаточно.
- Ну, смотри, но снимки тогда буду отбирать я.
- Нет, Коль, как говорится, кто заказывает музыку, тот девушку и танцует. Снимки отбирать буду я.
- Допил чай? Пошли.
- Куда?
- В твой шахматный клуб.
- Давай так. Я побегу в клуб, если он там, я тебе звякну,  ты подойдешь.
- Дурная голова, ногам покоя не дает. Ты в клуб позвони.
- В клубе телефона нет.
- Кто тебе сказал такую глупость? Посмотри в книжке рядом с телефоном на букву "П".
- Да, нету в клубе телефона, я точно знаю. И почему на букву "П"?
- По качану, много будешь знать, спать будешь плохо. А, телефон в вашем шахматном клубе есть, это для ботаников, вроде тебя, нету, а серьезные люди пользуются.
- Это кто же это, серьезные люди. И, ты их от куда знаешь.
- От куда, от куда. От туда. Я с ними в преф играю по пятницам, вечером.  У вас же по пятницам санитарный час после четырех.
- И, где это телефон стоит, что его ни кто не видит?
- Кабинете у председателя в шкафу за декоративной шахматной доской.
- Ну, ни фига себе, нам он поет про тяжелую жизнь, про финансовые затруднения клуба, а сам себе персональный телефон зафигачил.
- Валера у вас молодец, если бы не он, у вас помещение давно бы отобрали.
- Валера то тут причем? Это все Михал Михалыч организовал, хотя сам в шахматы не играет, только иногда  приходит посмотреть  как другие играют.
- Что там организовал Михал Михалыч я не знаю. Да и с ним самим шапочно знаком. А, Валера в преф играет с нужными людьми, поэтому и конкурсы на аренду выигрывает и телефон имеет, и с вас ботаников взносы берет по божески. Ты, язык то за зубами держи. Прижмут Валеру, считай, что клуб ваш накрылся медным тазом. Давай звони, кто там из ботаников тебе нужен.
- Петя, Питер.
Константин протянул руку к телефону, но ее перехватил Николай:
- Это кому характер Питера понадобился?
- А, ты что Питера тоже знаешь? Ты же в шахматы не играешь.
- Собственно, из-за Питера и подтягиваются серьезные люди на преферанс. Ты кому его заложить хочешь?
- Да никому я его заложить не хочу. А, интересовался им Эф...
Константин осекся.
- Что за Эф? Мент, или что покруче?
- Интересовался им это, Майвиз, из-за которого и решили организовать шахматный клуб.
- Так Эф, или Майвиз?
- Да Майвиз, Майвиз
- Что за Майвиз? Не знаю такого.
- Он профессиональный игрок.
- Игрок во что? В шахматы?
- Во все.
- А, че в он в ваш клуб не приходит, если это клуб возник с его подачи?
- А, почему ты думаешь, что он в наш клуб не приходит?
- Не темни. Если бы он приходил в ваш клуб, ему бы фото Питера на фиг  не нужно было.
- Не знаю. почему не приходит, наверное у него более серьезные копании для игры. Да если бы Питер был нужен ментам, они бы без меня обошлись.
- Эт, точно, они бы нашли кого-нибудь более ушлого, чем ты. Хотя тебя  могли и в темную сделать сексотом.
- Коль, я могу и обидеться, за сексота.
- Ладно, не  пыли. А, ты то сам с какого бока к этому Майвизу присоседился? Колись!
- Не знаю. Сам удивляюсь, чего он со мною возится. А, на счет стукача, ты поинтересуйся, хоть у Валеры, хоть у Паши уркагана, как он нквд-шника на бульваре уделал.
- Ладно, сам поинтересуюсь, что это за Майвиз, если все нормалек, снимки сделаю. Кстати, Майвиз это фамилия такая?
- Нет, не фамилия, имя.
- Офигеть-не-встать, имечко. Иностранец?
- Нет, наш. Короче это не имя, а кличка такая.
- Ладно, топай, позвони завтра.
Константина вернул из воспоминаний голос Эфенди:
- Что и ни чего не спросил, зачем Вам это фото?
- Спросил, я сказал, что для настенного стенда в клубе.
- А, фотограф, что, сделал и снимки и других членов шахматного клуба?
- Нет, только Питера.
Эфенди отложил фотографии в сторону и сцепил пальцы рук на столе:
- Костя, Вы себя позиционируете как социолога. А, Вы не находите, что у Вас отсутствует основная черта необходимая социологу?
- Какая?
- Убедительность.
- Почему?
- Что почему? Почему это основная черта социолога, или почему она у Вас отсутствует?
- Почему у меня отсутствует? Вообще то я не социолог, а политтехнолог.
- Тем более. Лично я, непременно бы поинтересовался, чем вызван интерес к только к одному члену клуба. Не поверю, что каким бы хорошим другом не был Ваш фотограф, он не поинтересовался этим обстоятельством. А, по фотографиям, я вижу, что он интересовался, поскольку достаточно точно выполнил заказ.
- Он интересовался. Я сказал, что это Вы заказали фото.
- Вы сказали что мой интерес вызван любовью Питера к гамбитам?
- Нет, не успел. Он сразу заинтересовался Вами? Он думал, что Вы сотрудник  спецслужб.
- Ба, да у Вас, Костя, состоялся целый допрос? Но, самое интересное, что фотограф, все таки, заказ исполнил. Это как? Что же Вы, Костя ему про меня такое сказали?
- Я сказал ему, чтобы он среди своих преферансистов поинтересовался  Майвизом. Насколько я понял, ему Вас хорошо отрекомендовали.
- Стоп-стоп-стоп.  Почему у преферансистов? Вы оговорились, у шахматистов?
- Да, нет. Понимаете Коля, мой друг фотограф, он не шахматист, поэтому рассказывать ему про гамбиты пустое дело. А, шахматном клубе, сложился подпольный кружок преферансистов, в который Коля вхож. А, главный в этом кружке Валера. Он тогда тоже был на бульваре. Паша в клубе  финансовый директор, но Вы же понимаете, что Паша в преферанс играть не будет.
- Интересно, очень интересно. Вы Меня Костя заинтриговали. Что же Вы мне раньше не рассказывали про кружок преферансистов?
- А, я о нем сам только узнал от Коли. Они там шифруются. Кстати Питер у них считается лучшим игроком.
- Не мудрено, похоже у него гибкий аналитический ум.
В это время перед ними возник Саша с подносом в руках, который поставил на край стола. Он начал, с прилежанием протирать стол. Эфенди снова взял в руки снимки.  Саша расставлял приборы и бутылки с закусками, А, Эфенди внимательно изучал снимки. Когда Саша удалился, Эфенди продолжил:
- А, я вспомнил этого Питера. Он тогда на бульваре начал последнюю партию, которую не удалось закончить, по причине известных событий. Я еще тогда отметил, что он начал разыгрывать гамбит, описание этого гамбита я не обнаружил ни в одной, известной мне литературе. Ладно.  Костя, а как бы мне поучаствовать в этом кружке преферансистов?  Это покажется смешным, я ведь даже не знаю где расположен ваш шахматный клуб.
- Ну, адрес это не проблема, а вот протекция и рекомендация мои Вам, похоже, мало помогут, поскольку я в их кружок не вхож.
- Не переживайте, мой друг, я сам это  улажу. Да, и еще один пустячок. Как я понимаю, Вы заплатили за фотографии. Я настаиваю на компенсации Ваших расходов. Ведь эти расходы возникли по моей просьбе.
- Пустяки, не стоит об этом.
- Костя, это дело чести. Такие на первый взгляд пустяки дают большие трещины в устоявшихся отношениях. Назовите сумму.
- Эфенди, это действительно пустяки, мелочь. Вы так многому меня научили, давайте считать это ответной услугой.
- Друг мой, услуги не связанные с расходами, это одно, а там, где появились не сбалансированные компаньонами расходы, это уже другое дело.
- Но, Эфенди, тогда получается, что и я должен участвовать в наших совместных расходах
в этом заведении?
- Вы привели убедительный  довод. Я предпочитал бы чтобы Вы были здесь на правах гостя. Хорошо, будем считать это Вашей ответной услугой. А, как вы сказали зовут Вашего друга-фотографа? Коля?
- Да, Коля.
- Он действительно отличный фотограф. Позвольте воспользоваться Вашей рекомендацией, если мне понадобятся  его услуги.
- Конечно, конечно.
- Позвольте, мой друг, указать Вам на еще одну Вашу оплошность как социолога, извините политтехнолога. Прогнозируйте реакцию своих подопечных на Ваши вопросы на основании того как  если бы Вы оказались на их месте. Согласитесь,  просить профессионала выполнить за него его работу, это выглядит как попытка его унизить. Конечно, если это не используется   как преднамеренная провокация,  для выяснения скрытых мотиваций поведения интервьюируемого.
- Вы находите, что мне присуща такая оплошность?
- Надеюсь Вы не обиделись на мои слова.  Вы проанализируйте свой разговор с Колей. Вы наверняка просили у него фотоаппарат, чтобы сделать снимки самому.
- А, как Вы об этом догадались?
- Но, я же не ошибся? Кстати, Костя, как Вам Малага? Понравилась?
- Я, еще не попробовал. Сейчас.
Костя опрокинул в рот содержимое бокала. Эфенди  не в серьез возмутился:
- Костя. Костя, ну кто же так пьет вино. Вы пьете так, как  пристало пить бормотуху в случайной компании, чтобы быстрее почувствовать опьянение. Малага это из тех вин, которое нужно смаковать. Любое вино,  бренди или коньяк сначала надо слегка взболтать в бокале. Посмотреть какое оно оставляет след на стенках бокала. Чем дольше со  стенок не стекает  след, тем качественнее напиток в Вашем бокале. Потом оцените аромат напитка, попытайтесь вспомнить что приятного связано с этим запахом. И только после этого наберите совсем чуть-чуть напитка  и прополощите им рот. Оцените ощущения во рту. Не торопитесь, иначе можете пропустить много приятных моментов, конечно если напиток этого заслуживает. И только после всего этого сделайте первый глоток, чтобы оценить послевкусие. Вам из всего этого досталось только  оценить послевкусие. Костя, Вы можете начать дегустацию сначала, достаточно прополоскать рот чистой водой и съесть сухарик. И еще, друг мой, никогда не пейте вино в компании, как выпили сейчас, это может произвести неприятное впечатление, на  эстетов, если они там окажутся. Именно эстеты рулят в достойных уважения компаниях.
- Эфенди, вход в светские компании мне в ближайшее время не грозит.
- Друг мой, для меня вхождение в светские компании тоже не самоцель. Но, поверьте,
достойные профессиональные объединения это тоже своего рода высший свет. Профессионалы это, как правило, эстеты. А, не быть вхожим в круг профессионалов из-за пустяка, это ощутимая потеря.
- Вы считаете, что из-за того  что я не правильно пью вино меня не примут профессионалы?
- Костя, я считаю, что занимаясь серьезным делом, не стоит пренебрегать мелочами. Именно из мелочей складываются наши самые большие ошибки. Поверьте, мой друг, я этих ошибок совершил не мало и знаю им цену. Вам кажется, что я придираюсь?
- Нет.....Эфенди, за то время что мы знакомы, Вы стали для меня непререкаемым авторитетом.
- А, вот с этим давайте и будем бороться.
- С чем?
- С созданием кумиров. Будем вырабатывать критическое отношение к авторитетам. Будем их выкорчевывать, как говорил один товарищ, каленым железом. Начнем с моего авторитета.
- Вы шутите?
- Нет.
- И как Вы собираетесь это делать?
- Вы хотели сказать, как мы собираемся это делать. Надеюсь нам это удастся. Но, сначала выпьем вина. Пейте Костя Малагу и старайтесь получить удовольствие.
Константин держал в руке пустой бокал и растерянно-испуганно смотрел на Эфенди.
Эфенди продолжил:
- Друг мой, что же вы застыли, наливайте вино.  И поделитесь своими впечатлениями о послевкусии.
Константин мрачно прохрипел:
- Я не разбираюсь в винах. Вроде вкусно.
Эфенди подначил:
- Да, в общем все  люди не разбираются, пока не начинают в себе находить ощущения приводящие к новому осмыслению жизни. Пусть на короткое время. Но в том и ценность.
Константин хмуро пошутил:
- Ин вина веритас
Эфенди улыбнулся и продолжил:
- Ин аква санитас.
Костя оставьте мрачность, возьмите  себя в руки. Учитесь управлять собою. В чем ваша скорбь мировая? Кто то болен из ваших близких?
- Нет, все здоровы. Но как то тревожно и страшно.
- Это бывает. Друг мой, я кажется ошибся, Вам надо не вино нужно, а необходима рюмка Курвуазье, или стакан хорошей водки.
Хорошо, давайте оставим неприятные  темы. С заданиями Вы справились достаточно удачно. А, неприятности.....неприятности это наши постоянные  спутницы в жизни, без них жизнь была бы пресной и неинтересной. Давайте поговорим на отвлеченную тему.
- Я расскажу Вам притчу Костя. Кстати Вы знакомы с мифами Древней Греции?
- Немного, в объеме школьной программы.
- Миф про Тесея помните?
- Нет.
- Тесей герой, убивший минотавра, помогала ему Ариадна.  Она дала ему меч и клубок с путеводной нитью, чтобы он мог вернуться из лабиринта.
- Начинаю припоминать.
- Ну, про Одиссея конечно слышали?
- Про Одиссея слышал. Он странствовал, победил  циклопа, это все описал слепой Гомер, в этой, как ее, в Илиаде и Одиссее
- Костя, Илиада и Одиссея это две поэмы, а не одна.
- Да, я помню.
- А про Ясона слышал?
- Ну, конечно. Я смотрел спектакль "Медея", там бал такой второстепенный персонаж. Так?
- Мифы древней Греции достаточно поучительны. Рекомендую Вам почитать книгу Куна "Легенды и мифы Древней Греции". Но, собственно я на примере этих героев хотел Вам проиллюстрировать одно важное  и, на первый взгляд, простое утверждение. "Ни что не дается даром"
- Так сказать, не бывает бесплатного сыра в мышеловке.
- Ну, это высказывание скорее относится к преодолению искушения, Здесь ситуация немного иная, можно сказать противоположная. Я хотел проиллюстрировать дилемму выбора. Вот смотрите.
Одиссей предпочел беспечному царствованию на острове Итака, трудности и опасности путешествий. И был тверд в своем выборе. И, похоже, был прав. Тесей тоже выбрал опасность боя с Минотавром, вместо трона. И, Ясон тоже выбрал  трудности похода за золотым  руном, залогом процветания,  а не легкий бой с трусом, который захвалил  трон его отца. Выбрал интересы своего отечества, а не банальное  обладание властью.
Эфенди начал раскуривать свою сигару и вдруг вытянул шею посмотрел за спину Константина и сказал:
- Мы забыли закрыть дверь.