Благородство Петра

Рыжов Александр Геннадьевич
В ветхозаветном тексте на иврите (в Синодальном переводе это, кажется, не отражено) сказано, что заповедь надо положить “на” сердце. Не “в”. У нескольких авторов (в частности, кажется, у Щедровицкого и у кого-то из раввинов) встречал изящное объяснение: мы часто не понимаем глубинного смысла заповедей и истин Божьих с первого прочтения (и с десятого или пятидесятого тоже). Но надо читать и читать, слово надо укладывать и укладывать на сердце. Для того, чтобы когда настанет час икс и сердце откроется, истина в него и провалилась. В народе про такое говорят “дошло”.

Благословен тот разбор, случившийся пару лет назад, на котором мы разбирали Откр.1 и до меня “дошло”, что Иисус ходит посреди семи светильников, полностью контролируя ситуацию в поместных церквах. Иисус - хозяин положения. Как бы и кто бы не мешал, в церкви будет случаться то, что хочет Он. Если бы не эта “провалившияся” мне в сердце мысль, моя жизнь сейчас была бы намного нервнее.

И на днях, когда один уважаемый верующий человек постарался сделать мне очень больно и таки сделал это со второй попытки, без этой “провалившейся” мысли я бы крепко на него обиделся. А так мне его поступок послужил хорошей негативной иллюстрацией того, как могли бы сложиться отношения Петра и Павла, будь у Петра меньше благородства и Христовой любви. Воспринимавшиеся мной всегда вполне прозаично и буднично неуклюжие строки Петра о неудобовразумительности посланий Павла недавно заиграли для меня новыми красками.

Петр пишет: “и долготерпение Господа нашего почитайте спасением, как и возлюбленный брат наш Павел, по данной ему премудрости, написал вам” (2Пет.3:15). “Написал вам” - кому “вам” и когда “написал”? Смотрим, кому написаны послания Петра - “пришельцам, рассеянным в Понте, Галатии, Каппадокии, Асии и Вифинии” (1Пет.1:1). Кому из них писал Павел? Правильно, галатам. Может быть, послание Павла Галатам и имел в виду Петр, пишущий или диктующий последние строки второго своего послания.

Послание Галатам, пожалуй, самое жесткое и хлесткое из эпистолярных произведений Павла. И мы не знаем результата - достигло ли это письмо своей цели, уважили ли галаты Павла. Но у нас есть косвенные свидетельства. Одно из них - письма Петра. Похоже на то, что галаты вышли из сферы попечения Павла, если к ним обращается другой апостол. Это раз. Этот второй апостол написал им сравнительно немного, но при этом он нашел нужным выделить несколько строк для того, чтобы поднять авторитет Павла. Это два. Т.е. может быть, галаты Павлу не вняли.

Кстати, если допустить, что 2-е послание Петра написано после послания Галатам и к тем же адресатам, то очень интересно проследить смещение прицела увещаний апостолов. Если Павел пишет о догматических вопросах, связанных с правильным пониманием тем о благодати и законе (в том числе о законничестве), то Петр пишет о практических вопросах и о сугубо плотских грехах (2Пет.2). Т.е. последовательность такая: человек, начавший ложно понимать учение о благодати, приходит к плотскому образу жизни.

Я же этот “галатский” вопрос в связи с человеком, постаравшимся толкнуть меня посильнее, вспомнил вот почему. Павел в послании галатам не стесняется привести историю, выставляющую Петра в отрицательном свете. Делает это Павел в интересах дела Божьего. Но авторитету Петра был нанесен несомненный ущерб. В том же письме Павел Петра нигде не обеляет. И вот у Петра есть удобный случай для мести. Тут и делать-то особо ничего не надо.

Все можно обставить максимально “благочестиво” - как “воздаяние Божье” и т.п. Паства задевшего Петра богослова-вольнодума перебегает к Петру, тут полунамеками и можно было бы поквитаться с обидчиком. Но Петр 1) называет Павла “возлюбленным братом”, 2) сообщает о “данной ему премудрости”, а 3) о критике в адрес сочинений Павла говорит, что нападки эти совершают “невежды и неутвержденные, к собственной своей погибели”.

Есть уважение общего плана, когда уважаешь старшего просто потому, что так положено. Есть уважение личного плана, когда уважаешь старшего, увидев в нем яркие личные достоинства. У меня добавилось оснований уважать Петра уважением второго плана. И пусть не всегда так красиво и благородно поступают с нами, но ведь у Ходящего между семью золотыми светильниками есть причины для того, чтобы допускать и направлять все это.

12.03.2016