Эпизоды в дороге 2

Михаил Шаргородский
Наука, или хулиганство.
Почти всю жизнь прожили мы в Тбилиси.  Поскольку летом здесь очень жарко, все старались вывезти женщин и детей в пригородные высокогорные дачи, где в любую жару прохладно. А зимы здесь мягкие, и большинство жителей на этот период оставались в городе.
Однажды мой младший сын, 4х лет от роду, заболел. Никак не могли остановить у него кашель.
Врачи посоветовали вывезти его на высокогорный курорт, пусть побудет там пару месяцев, и все пройдет. Да, но эти курорты рассчитаны только на летних дачников. А для зимы никаких условий приема дачников нет. Но что делать? Раз надо, то надо.  Купили железную печку, дрова, еще какие то атрибуты и отвезли их в снятое нами жилище. Продумали, как быть с едой, водой, золой и другие вопросы организации необычного для нас быта. Но все таки устроились нормально, и проблем никаких не было
Лена с детьми находилась наверху, а я приезжал на выходные.
Однажды, когда я приехал, то застал Лену очень расстроенной. Она мне поведала, что младший сын, из-за которого вся эта катавасия и была затеяна, растет хулиганом. Во время обеда, когда ему налили суп, он, съев пару ложек, вдруг трахнул по тарелке всей ладонью. Суп вылился, что-то разбилось, все заляпалось, а неутешная мать никак не могла успокоиться от такой хулиганской выходки.
Конечно она его пошлепала, да и я еще мораль прочел.
Прошло около 20-и лет. Сын очень рано  защитил кандидатскую диссертацию, готовился к докторской. И вот однажды, совершенно неожиданно для нас, он заявляет: «А Вы тогда неправильно меня наказали» Мы даже не сразу поняли о чем речь.
Он напомнил. Оказывается, тогда, когда он ел суп, в него случайно упала крошка хлеба. Пошли маленькие круги. Тогда он, заинтересовавшись, бросил в суп чуть больший кусочек. Кругов стало больше и крупнее. Тогда он подумал, а если ударить по супу всей ладонью, интересно, какие тогда будут круги? И ударил. Несведущие родители не только не смогли понять научную ценность эксперимента, но даже наказали автора. А ведь этим, они могли на всю жизнь отбить у человека тягу к наукам.
К счастью этого не случилось. Но все же я считаю своим долгом принести запоздалые извинения профессору Лондонского университета,  за проявленный нами  тогда дилетантизм!



Ландыш серебристый.
Мне уже доводилось писать, с какими приключениями было сопряжено  мое поступление
на заочный факультет политехнического института. Вопрос был связан со сроками оформления документов. Я учился в вечерней школы, окончил ее даже с медалью, но они не успевали оформить документы к тем срокам, которые требовались для поступления на заочный факультет.
 Не знаю даже почему, но сложилось так, что цена вопроса : поступить, или не поступить, в то время, по нашим понятиям, почти что равнялись тому  жить, или не жить. Когда «пробив лбом» все препятствия, я все же оказался в институте, то понял, что у меня больше  шансов вылететь оттуда, чем  остаться. Дело в том, что вся группа моих однокурсников была выпускниками авиатехникума, а я из какой-то захудалой сельской вечерней школы.  У них, у всех знания были, но они уже занимали  такие должности, где нужны дипломы.  А я среди них - вообще непонятно кто?
 Чертить я совершенно не умел. Даже рейсфедера в руках не держал.  А иностранный язык у нас вообще не преподавали, так, что я был на нуле. Фактически, я уже начал пускать пузыри, как всегда бывает с тонущими, но тут неожиданно пришла помощь. Одна сокурсница, видя, в каком я положении,  помогла мне выполнить и сдать работу и по черчению и по иностранному языку. (В последующем я, конечно,  смог войти в колею, и даже досрочно защитить диплом.)
В процессе работы над этими вопросами, она однажды посетила мое скромное жилище.
У меня были две небольшие, не смежные комнаты, в коммунальной квартире. Причем, далеко за городом, Я конечно почувствовал себя крайне неловко из-за убогости своего жилья. В то время, я только недавно вернулся из Армии, все было казенным и даже с номерными бирками.
Гостья принесла с собой букетик цветов - ландыш серебристый. Я плохо разбирался в цветах, и даже не знал названия принесенных ею.
Но у них был удивительный, слегка пьянящий запах.  Через некоторое время  я почувствовал, что у меня, не знаю от чего именно: от цветов, или от особы принесшей их, или от всего  вместе, стала сначала медленно, а потом все сильней, кружиться голова.
И ничего поделать с этим я не мог. Голова пошла кругом, и закружилась... на целых 8 лет.
Это были первые в моей жизни, достойные цветы, подаренные мне лично, которые меня  научили очень многому, и на всю жизнь сохранили мое уважение и симпатию.
Остановить мое  головокружение, спустя восемь лет,  удалось  невероятными усилиями  всех сопричастных лиц.
Зато цветы я полюбил. Они еще раз сыграют в моей судьбе, пожалуй, самую главную  роль.



Награда слабейшему.
Будучи в Армии, я поступил в военно-техническое офицерское училище. Был избран секретарем комсомольской организации  подразделения. Отмечался  какой-то праздник. Кажется День конституции. Ну, а в Армии принято в  праздники проводить  спортивные состязания. Соревнования начались, все идет своим путем. Последним состязанием  являлась эстафета 10х1000 м. И вдруг мне докладывают, что один из участников эстафеты заболел и выступать не может. Что тут делать? Времени до начала забега несколько минут. Найти замену за это время практически невозможно. Тем более, что курсанты, не участвовавшие в соревнованиях, стоят на противоположной стороне стадиона. Если не выставишь полную команду - с соревнований снимут. Если команда вообще не будет участвовать – скандал страшный. Ну что делать? Я, как комсорг, за все отвечаю.
Взял я номер выбывшего бегуна и заявил, что побегу вместо него. Но дело в том, что я вообще спортсмен плохой. Ни в каких соревнованиях, тем более по бегу, никогда не участвовал. А об эстафете, да еще на 1000 метров и представления не имел. О раскладе сил, о какой-то там тактике даже ничего и не слышал.  Иду первый раз в жизни.
Стартер дал сигнал. Все побежали. Я смотрю на соседей, и первый круг как-то пытаюсь удерживаться на их уровне.
Ко второму кругу я чувствую, что мне нечем дышать. О скорости уже не думаю. Лишь бы удержаться на ногах. К концу второго круга,  мне стало совсем плохо. Было впечатление, что меня полностью раздирает.  (Началась сильная рвота.) Я еле успел сдвинуться к бровке, чтобы не испачкать полосу. Ко мне подбежал врач  и потребовал, чтобы я сошел с дистанции.  Я отказался. Потому что в этом случае нам запишут общее поражение, а если я  все же доберусь до финиша, это будет поражение только по одному виду программы.
Оставшиеся метров 200, я еле двигался, как сомнамбула.  Я уже ничего не видел. Двигается кто либо, или нет?. Есть ли люди на стадионе? Наконец, почти ползком, я пересек этот злосчастный финиш, и рухнул. Через несколько секунд я услышал аплодисменты с центральной трибуны, где собралось все начальство. Кому, и за что аплодисменты я так и не понял. Товарищи подхватили меня и по команде врача стали заставлять двигаться, как это делают с запарившимися лошадьми. С трибуны стали объявлять победителей и призы.
Когда все кончилось, после небольшой паузы, объявили, что жюри сочло необходимым учредить еще один приз «За спортивное мужество», и присудить его мне.
В тот день ко мне очень долго не возвращалось нормальное дыхание. Ни на обед, ни на ужин я не мог принимать никакой пищи.
Я очень переживал, что опозорил команду. Но и товарищи и командование отмечали не поражение, а то, что я все же не сошел с дистанции.
Думается, что и в жизни, наверное, в определенных ситуациях очень важно любой ценой удержаться и не сойти с дистанции.