Дивен Бог во святых Своих! Святая Феоктиста

Попкова Людмила
       -Слушай, Евфимий, куда это нас с тобой занесло? Мы сроду не заплывали на этот остров. Тут не ступала нога человека!
 -Вот и хорошо! Значит, дичь здесь непуганная. А это означает, что нам повезло!
Давай, ты пойдёшь на западную сторону острова, а я на восточную. Удачи тебе и мне.
Здесь должно быть полно дичи!
 Не успел Евфимий проговорить последние слова, как увидел прямо перед собой нежную лань. Он погнался за ней. Её бег был грациозен и скор, а Евфимий бежал, спотыкаясь. Поняв, что не сможет соревноваться с ланью, он поднял ружьё и прицелился. Но пока он целился, лань исчезла из виду.
 Охотник остановился передохнуть, поднял голову - и увидел развалины древнего храма, а возле них пасущуюся лань с детками." Слава Богу,"- подумал он,"-что я не убил это нежное создание. Было бы большим грехом оставить малышей без мамы.
Интересно, что лань, будто специально, привела меня к этому храму."
 Ему даже показалось, что она лукаво улыбнулась.
 "Ой, что это со мной?"- заволновался охотник,- "видения какие-то начались. Наверно, от слишком быстрого бега. Пойду в храм, помолюсь Господу- и всё пройдёт."
 Вошёл Евфимий в разрушенный храм. Тишина... И вдруг: "Стой, добрый человек! Не иди дальше! Я не могу позволить увидеть себя, поскольку я нагая. Покрыта я лишь благодатью Божией. Брось мне что-либо из твоей одежды, и я смогу выйти к тебе."
 Охотник быстро перекрестился и хотел убежать. Но потом передумал и бросил невидимой собеседнице куртку.
 Вышла к нему  измождённая, худая женщина с длинными до пят волосами, похожая на призрак.
 -Кто ты? - вздрогнув, спросил Евфимий.
 -Слушай! Я расскажу тебе свою жизнь. Зовут меня Феоктистой. Родилась я на острове Лесбос. С детства мы с сестрой остались сиротами. Когда мне исполнилось 18 лет, я решила уйти в обитель. Приняла меня настоятельница хорошо, по-доброму. Целыми днями я пела псалмы, подвизаясь в молитве. Так прошёл год. Соскучившись, я отпросилась у настоятельницы навестить сестру. Проведала её, пошла обратно в монастырь. Вдруг налетели пираты и схватили меня. Я увидела, что захвачены ещё несколько инокинь из нашей обители. Погрузили нас на корабль, после часа пути, пристали мы к этому острову, чтобы набрать питьевой воды. Нам разрешили ненадолго выйти на берег. И тут я изловчилась, заползла за пальму и притаилась. Никто из пиратов не заметил моего отсутствия. А я, спрятавшись за пальмой, дрожала, боясь, что кто-нибудь из инокинь выдаст меня. Но ни одна из них не взяла на себя такой грех.
 Спрятавшись за пальмой, я видела, как отплывал корабль.
 Осталась я на острове одна... Питалась семенами растений, благо в питьевой воде не было недостатка: на острове журчал родничок. Так прошло более 30 лет.
 Я почувствовала, что подходит время мне умирать. Молила я Господа, чтобы он прислал кого-нибудь, и вот появился ты! Прошу тебя, добрый человек, привези мне Пречистых Тайн Христовых! Я мечтаю причаститься перед смертью."
  Пообещал охотник. Взял у пресвитера в малый ковчежец частичку Пречистых и Животворящих Тайн* и привёз обещанное и продукты.
 - "Бог помилует тебя за твою доброту!" - произнесла святая, затем причастилась, говоря: " Ныне отпущаеши рабу Свою, Владыко, ибо видели очи мои спасение моё, и я в руки прияла оставление грехов. Ныне отойду, куда повелит благость Твоя!"
 Приняла Святых Даров Феоктиста - и лицо её просветлело! Она стала молиться и благодарить Бога, как делала это на острове день и ночь.
 На следующее лето прибыл охотник на остров, привёз продукты, но не застал живой праведную. Выкопал он немного земли и похоронил останки святой Феоктисты, повторяя при этом молитву, прославляя Господа: " Дивен Бог во святых Своих! Ему же слава во веки! Аминь!"

* По обычаю первенствующей церкви в то время дозволялось и непосвящённым брать в руки Святые Дары и относить в отстоящие далеко от церкви селения. Лишь позднее Иоанн  Златоуст запретил этот кощунственный обычай.