Кэгэбэшница Глава 16

Гульчатай
Великий праздник

День Победы великого советского народа над фашисткой Германией всегда был и будет знаменательным днем в жизни людей. В этот день сотрудники Секретариата традиционно поздравляли Бабу Веру. Как Лина уже знала, баба Вера во время войны служила в СМЕРШЕ. Имела огромное количество наград, которые еле помещались на ее худенькой груди.

Купив цветы, празднично одетые сотрудницы отдела во главе с Геннадием Петровичем, направились к ней домой.
- Заходите в зал, не топчитесь у порога, как стадо коз, - проворчала бабуля, встречая их в прихожей, - Гена веди своих козочек к столу.
В зале был накрыт стол со всякими угощениями. Баба Вера постаралась от души. Здесь были соленья, различные закуски, приготовленные ее заботливыми руками.

- Давайте, рассаживайтесь, все уже готово, - суетилась героиня дня, - вот сейчас только наливочку принесу.
Зажав небольшие графинчики, напоминающие больше колбы, между скрученных пальцев, она вновь появилась в зале.
- Так, дивчины, передавайте. Наливайте, кому что нравится. Эта из смородины, эта малиновая, эта лимонная, эта на травах….- перечисляла она, расставляя колбочки на столе.

Наполнив рюмки, Петрович встал с желанием произнести тост, но баба Вера его осадила:
- Давай первую молча за всех, кто отдал свою жизнь в те годы, - предложила она и запрокинув голову, одним глотком осушила рюмку.
Все выпили молча, по примеру бабули, до дна.
- Закусывайте, закусывайте, - снова засуетилась баба Вера, - берите пока пирожочки с грибами, сейчас горячее принесу.
- Баб Вера, - начал Петрович, наполнив рюмки, - хочу в твоем лице выпить за всех, кто воевал, не жалея себя и остался жив. Живи долго и будь здорова.
- Не дождетесь, - расползлась в улыбке бабуля, - я вам еще нервы потреплю.
 
За тостом Петровича, начали произносить тосты все по очереди. Баба Вера была любима всеми, невзирая на свой сварливый характер. Лина испытывала к бабуле огромное уважение, а иногда страх оказаться резко осажденной за неправильное слово. Она боготворила ее. И когда бабуля начала рассказывать о войне, слушала ее, затаив дыхание. Баба Вера также рассказывала о работе в органах госбезопасности уже в послевоенные годы. Как она молодая и хорошенькая, работала сутками напролет. Как она вышла замуж за того, кто был рядом. Так как времени на встречи и знакомства просто не было. Все события ее личной жизни разворачивались в рабочей обстановке. Родила она тоже чуть ли не в кабинете. Как контора оплачивали расходы няни и домработницы, чтобы она не отвлекалась от работы.

- Баб Вера, давай споем, - предложила Люся.
«День Победы, как он был от нас далек…»  зычно запела бабуля. Лина даже не ожидала, что у нее такой сильный голос. Все подхватили.  Лина удивилась слаженности пения. Гордость за победу, за людей, чувство огромного патриотизма…все это звучало в голосах поющих. Было трогательно до слез.
Затем одна песня сменялась другой: «здесь птицы не поют..», «бьется в тесной печурке огонь…», «а смуглянка молдаванка..» … Песню «Священная война» спели стоя.

 У Лины мурашки по всему телу от проникновенности и слов этих песен. За свою не многолетнюю жизнь, она впервые сидела за столом с таким заслуженным человеком. И впервые так патриотично отмечала День Победы. В школе, как правило, приглашали ветеранов Великой Отечественной, слушали рассказы о войне. Затем было возложение цветов к обелиску. В клубе был концерт с песнями и стихами о войне.

Как-то она читала на концерте Реквием Рождественского, при словах «помните через века, через года, обязательно помните о тех, кто уже не придет никогда, помните…», зал поднялся с мест и слушал молча. Вот тогда у нее перехватило дыхание и дрожь в голосе выдавала волнение. Не перед залом… волнение от охватившего чувства патриотизма, гордости за Родину и народ, от общности с залом.