Мастер и Маргарита. Теперь мюзикл...

Марина Руденко
Рукописи не горят! Эту фразу из мистического романа М.А.Булгакова вполне можно отнести к самому роману, долгие годы запрещенному на родине автора. Роман не «сгорел» и не покрылся пеплом забвения. За последние тридцать лет книга переиздана сотни раз, была создана прекрасная экранизация романа, спектакли… Но вот мюзикл…Трудно было представить роман переложенный на либретто , так же как поющего Воланда или Понтия Пилата. Но музыкальному руководителю Санкт-Петербургского Мюзик-Холла, знаменитому итальянскому дирижеру и пианисту Фабио Мастранджело, вместе с командой единомышленников, в полной мере удалось сохранить магию романа, и даже усилить ее за счет визуального восприятия.
Судя по анонсу, 666 ярких, необыкновенно стильных костюмов, сообразно эпохе и духу персонажей, создал для «Мастера и Маргариты» знаменитый венгерский художник-постановщик Кентауэр (Эркель Ласло).66 декораций сменяется на сцене во время спектакля. Собственно, декораций в обычном представлении не много. Видео-контент создан по новейшей технологии объемного изображения. Сепарация изображения с помощью микро-призм одновременно с несколькими видеопроекторами создает объёмные декорации! Это позволяет зрителю за секунду перенестись, к примеру, с Чистых прудов в город «ненавистный прокуратором». Величественные колоны, фонтан, каменные львы, над которыми плывут (и они действительно плывут) облака…Мост на фоне Московского Кремля, на котором встречаются Мастер и Маргарита…
Маргарита … в спектакле который давали 2 апреля, на который мне довелось  сходить , играла красавица и замечательная певица Вера Свешникова. Нежная, утонченная… (Мне бы хотелось посмотреть в этой роли и Анастасию Макееву (другой состав), у нее, по отзывам, Маргарита совсем другая. Страстная, чувственная… Мастер – Антон Авдеев «золотой голос» российских мюзиклов. Но лично меня покорила рыжая бестия – Гелла, в исполнении Анны Ковальчук. (Вот ведь повезло актрисе, сыграть два таких ярких образа – Маргариту в фильме, и прекрасную Геллу, которой в мюзикле отведена далеко не последняя роль (правда, с минимальным количеством текста, все таки она драматическая актриса, а не певица). Но даже в роли почти без слов – она великолепна. Как и ее господин. Волонд… Иван Ожегин.. Ожегин обладая прекрасным голосом и статью, хорош во всех мюзиклах и музыкальных спектаклях , но здесь он хорош до неприличия. Ну не должен образ повелителя тьмы быть столь привлекательным!
«Никогда и ничего не просите! Никогда и ничего, и в особенности у тех, кто сильнее вас. Сами предложат и сами все дадут!» Эх! Здорово. И по сути, и по исполнению.
Надо отметить, что зрители «Мастера и Маргариты» не просто созерцают спектакль, они вовлечены в сценическое пространство. Выход на сцену действующих лиц зачастую происходит непосредственно из зрительного зала. Во время выступления Волонда в варьете, на зрителей, как и в романе, начинают сыпаться денежные купюры (естественно фальшивые), но от этого эффект не менее впечатляющий. Кстати, 3 апреля был анонсирован настоящий денежный дождь. С потолка должны были посыпаться настоящие деньги (психологи решили посмотреть, а как же изменилось отношение у нынешнего обывателя к «халявным» денежкам» за последнее столетие…Интересно было бы взглянуть на это зрелище! )
По просьбе «Мессира» во время спектакля зрители не аплодировали, чтобы не разрывать «магический круг». Но по окончании спектакля зал разразился бурными и продолжительными овациями. Создатели и участники спектакля их заслужили. Каждый из них доказал, что он Мастер в своем деле!