Беседа. Цикл Робинзоны

Алексей Шутёмов
   На эту планету он вернулся, сам не зная почему. Да, здесь он когда-то вырос. Много чего повидал, жил и работал на многих планетах. Вышел на пенсию. И теперь нашёл полуразрушенный старый дом, где жил когда-то. Впрочем, его родителей из этого дома вывезли, как и всех остальных. Планету покинули.

   Но пришлось и ему сильно удивиться, когда через полгода его бывший сосед, с которым играли и дрались, тоже вернулся на планету. Теперь они каждый вечер садились на восстановленную лавку перед домом и молчали. Иногда и говорили — раз в час по фразе. Обстановка располагала.

   И вот сосед как-то спросил — а с чего бывшие коллеги так взъелись? Некоторые были категорически против робинзонов, осевших на покинутых планетах.

   Первый подумал, вздохнул.

    — Люди ведь судят о других исключительно по себе. Если человек жуткий скряга, то именно жадных он и будет ругать. Сам никому ни копейки не даст, но если будет вынужден сам попросить, а ему откажут — он шум поднимет ещё какой! Был у меня как-то сосед по подъезду, он считал, что я его оскорбил. А сам-то он при мне очень сильно обидел другого человека. Может, что и забыл благополучно, или в порядке вещей посчитал, но оскорблялся он всегда, а других грязью поливал — будь здоров. -

    — И что, всегда человек ненавидит в других то, что ненавидит в себе? -

    — Может быть. Я исключений из этого правила не встречал. Наоборот, если человек может простить другому, скажем, пьянство, то можно твёрдо сказать — этот вообще не пьёт. -

    — Удивительно! -

    — Люди вообще удивительны. -

   Посидели ещё немного. Потом отправились спать.