Является ли Барнаул прообразом города Мордасова

Наталья Волкова 5
Является ли Барнаул прообразом города Мордасова из повести Достоевского «Дядюшкин сон»?

Опубликовано 6 апреля 2016 г. в научном журнале "Евразийство"
Наш барнаульский филолог, Елена Юрьевна Сафронова, выдвинула очень интересную гипотезу о том, что прообразом города Мордасова, столь выразительно описанного Фёдором Михайловичем Достоевским в повести «Дядюшкин сон», является город Барнаул. Мне эта гипотеза понравилась, и я решила проверить с карандашом в руках текст повести и найти доказательства сходства литературного Мордасова и реального Барнаула. Словно въедливый следователь, цепляясь к каждой строчке, к каждому слову, я с пристрастием допрашивала каждый персонаж, дабы вывести на чистую воду и убедиться – образ городка Мордасова не собирательный образ сибирских городов, где побывал во время ссылки Фёдор Михайлович Достоевский, а имеет конкретный прототип.

Надо сказать, персонажи повести оказались весьма болтливыми, как и положено персонажам забавного водевиля, каковой вначале задумывался писателем. Об этом свидетельствует сам автор, сообщая поэту А. Н. Майкову в письме из Семипалатинска от 18 января 1856 г.: «Я шутя начал комедию…» Не буду объяснять здесь превращение комедии в комическую повесть, любопытный читатель и сам может узнать об этом из литературных справочников и энциклопедий.

Итак, начнём благословясь!

«Губернатор» Москалёв?

Наш первый персонаж, движущая сила всей повести, несравненная Марья Александровна Москалева! Она первая дама в Мордасове. Её поведение описано Достоевским как поведение женщины очень высокого ранга. Она ни в ком не нуждается – в ней нуждаются все жители Мордасова. «Правда, ее почти никто не любит и даже очень многие искренно ненавидят; но зато ее все боятся…» - пишет автор. Из этого можно заключить, что Марья Александровна замужем за каким-то большим начальником. Однако, к сожалению, муж мадам Москалёвой, «Афанасий Матвеич, лишился своего места за неспособностию и слабоумием, возбудив гнев приехавшего ревизора».

В Мордасове находится резиденция губернатора. Читатель помнит, что старый князь К., нагрянувший в дом Москалёвой, как снег на голову, отправляется затем с визитом к губернатору.Можно предположить, что слабоумный Афанасий Матвеевич – бывший губернатор. Но кто же тогда разгневанный ревизор, сместивший его с поста?


Исследуем этот вопрос.

Сначала определимся с временными рамками. Повесть «Дядюшкин сон» была впервые опубликована в журнале «Русское слово» в 1859 году, а в 1849 – 1851 гг. в Сибири была проведена масштабная ревизия. По высочайшему повелению военную и гражданскую администрацию Западной Сибири инспектировал член Государственного совета, генерал-лейтенант Николай Николаевич Анненков. По результатам ревизии был проведен ряд реформ, продолжавшихся до 1856 года.

За это время в Западной Сибири поменялись два генерал-губернатора: «Омского пашу» Петра Дмитриевича Горчакова (1789 – 1868) сменил Густав Христианович Гасфорд (1794 - 1874). А в Томской губернии на место Валериана Александровича Бекмана (1802 – 1870) встал Александр Дмитриевич Озёрский (1814 – 1880).

П. Д. Горчаков, как указано в Википедии, «C началом Восточной войны был назначен в распоряжение главнокомандующего Крымской армией князя Меншикова. Здесь он принял участие в сражении на р. Альме и, командуя войсками правого фланга, с мужеством, лично водил в атаку батальоны Владимирского пехотного полка». Однако современники ругали его за «нерешительность и нераспорядительность».

Бывший Томский губернатор, Валериан Александрович Бекман, в глазах современников, выглядел абсолютно бесцветным и посредственным человеком. Виктор Гахов в очерке «Первое лицо губернии» указал: «По воспоминаниям знаменитого сибиряка Г.Н. Потанина, Бекман любил ездить по губернии и во время своих вояжей расспрашивал крестьян о житье-бытье. Слушая их грустные рассказы, Бекман только довольно улыбался. «Губернатор для собственного удовольствия» - так охарактеризовал его Потанин».

Бекман запомнился петрашевцу Феликсу Густавовичу Толлю как «маленький пожилой мужчинка, рыжий, невзрачный, в золотых очках, в горном сюртуке без эполет».

Британский путешественник и художник Томас Уитлам Аткинсон был знаком с Бекманом по Златоусту и Барнаулу и в своей книге «Восточная и Западная Сибирь» оценил его, как «весьма недалёкого человека», загубившего результаты многолетней работы знаменитого металлурга Павла Петровича Аносова.


В 1857 году Валериан Александрович был уволен со службы «по домашним обстоятельствам» с назначением пенсии, уехал в своё имение в Лугский уезд Петербугской губернии, но большую часть времени жил в Санкт-Петербурге в собственном доме.

Видимо, отставка не обошлась без скандала, и это мешало отставному генералу жить спокойно, поскольку возникла необходимость в разбирательствах со стороны Третьего Отделения. В интернете существует очень интересный документ – объяснительная записка: «Полковник Герасимов – управляющему III Отделением, 22 апреля 1863 года. … Во время нахождения моего штаб-офицером в Томской губернии, г. Томск действительно обращал на себя особенное внимание с давнего времени существующими злоупотреблениями. Причиною укоренившихся злоупотреблений должно отнести к беспечному 7-летнему управлению губерниею генерал-майора Бекмана. С назначением в 1858 году томским губернатором генерал-майора Озерского направление дел видимо изменилось. Строго преследуя злоупотребления, Озерский настоятельным влиянием своим побудил более неблагонамеренных начальствующих лиц оставить службу, через что приобрёл много врагов, которые в свою очередь употребляли все средства представить действия Озерского в превратном виде, наконец обратились к безымянным доносам и гласности, помещая в журналах, особенно «Искра», оскорбительные статьи, направленные против Озерского». http://profbeckman.narod.ru/Vek19abcValer.pdf стр.7

Так что, на мой взгляд, Валериан Александрович Бекман – вылитый Афанасий Матвеевич Москалёв, которого Марья Александровна «держала … при себе единственно за то, что он служил и получал жалованье и... другие доходы. Когда же он перестал получать жалованье и доходы, то его тотчас же и удалили за негодностию и совершенною бесполезностию».

Барнаул в это время входил в состав Томской губернии и был центром Алтайского горного округа. Томский губернатор совмещал две должности и являлся одновременно Главным командиром Алтайских горных заводов. Он обязан был подолгу жить в Барнауле. На Ленинском проспекте, бывшем Московском переулке, до сих пор сохранился губернаторский дом.

Поэтому -  плюс один в пользу Барнаула.

Продолжение следует.