В. Короткевич, Дикая охота короля Стаха рецензия

Наталья Царева
Долго-долго лежала у меня на полке эта книжка (1990 года издания, значит, покупали еще родители) и вот, подхлестываемая осознанием, что время идет, а я трачу жизнь на ерунду, я ее открыла.
Прочитала за день.
Впечатления... двойственные.
С одной стороны, мне лично читать было интересно, поскольку действие происходит в Белоруссии, а это совсем от нас недалеко, часть современной Псковской области даже когда-то относилась к Витебской губернии, и на юге, родине отца, и сейчас говорят на своеобразном диалекте, имеющим очень много общего с белорусским... Читая, я вспоминала свою поездку в Белоруссию в 2010 г., и даже встречала названия небольших городков - Орша, Кричев - где мне довелось побывать. Радовалась им, как старым знакомым.
Вообще читается повесть легко, увлекательный авантюрно-детективный сюжет с долей мистицизма (все необъяснимое однако в конце концов получает объяснение, что мне как типичному рационалисту, не верящему в приведения, было приятно). Необычный для русской литературы феодально-замковый антураж, обаяние старинных легенд, выпуклые, интересные характеры. Понравилось, как показана эволюция восприятия рассказчиком главной героини - Надеи Яновской. Она очень разная - вначале и в конце. И в то же время это один, цельный образ, меняется лишь представление о ней. И это психологически как-то очень достоверно и красиво сделано.
С другой стороны... автор книги очень молод, и это видно! Романтик, идеалист, революционер по складу... Я нечасто чувствую, что я настолько старше автора. Неужели я так... выросла?
Ведь когда-то и я была абсолютным максималистом...
Правда и то, что время создания повести - 1958 год - видимо, очень повлияло. Если бы там было поменьше политики! Нет, я в принципе за "красных", так как за ними историческая правда, традиционные хозяева страны не справились с управлением, машина въехала в кювет, и руль перехватили те, кто сумел вывести ее обратно - через ямы и ухабы, конечно - на более-менее ровную дорогу.
Но вот читать о физическом вырождении шляхты мне неприятно. И само это слово - вырождение - неприятно. Оно напоминает мне те советские литературоведческие статьи, которые писались в 50-е гг. про "дворянских классиков" - А. Н. Толстого, Достоевского.
И то, что автор - потомственный шляхтич вообще-то - не сглаживает впечатление. Такие-то больше всего своих и долбали.
И юноши бледные со взором горящим (Светилович) энтузиазма не вызывают. Да, исторический тип. Да, такие легко идут на плаху. И всегда пострадать готовы. Но только они и других на плаху с такой же легкостью отправляют. Потому что Идея у них. Идея.
Они не человека видят, а Системное Явление. С которым готовы бороться - любыми средствами.
Причем у автора очень искренне это все. Не просто пропаганда, как в тысячах и тысячах советских книжек. Здесь Вера.
Такое ощущение, что он сам хоть сейчас готов - на борьбу, в Сибирь, в застенки. Да наверняка и мечтал - в юности.
И вот если бы убрать эту острую социальность, было бы намного лучше. Ну... или хотя бы поменьше пафосных рассуждений о народном горе, неравенстве и справедливости мужицких восстаний. Даже если ты в это веришь всей душой, это же можно просто показать. А писать об этом - совсем необязательно.