Кружево седьмое. Обещание или Коробка с пазлами

Ольга Рос
Вселенная изобильна и благодарна, она всегда находит чем ответить на твою любовь и как лучше отблагодарить за то, что ты сделал хорошего для мира и людей. Впрочем, обратная сторона тут тоже работает: причинил боль, - получи «бонус». И мир ускорился на столько, что «загробной» или «следующей» жизни ждать не приходится, - расплата приходит «еще при этой жизни».
      (Закон Справедливости Вселенной)


       ----Игра в пазлы. «По(с)леэмоциональное»----

12 октября. Москва
Все еще «все непонятно»

Я за компьютером сестры дописываю отзыв на спектакль в группе МиМ

- Она понимает, что делает? – Тихо ахнула Гелла.
- Под руку никто не толкал, - это уже Фагот.
- Вот-вот… Не толкал… Уверены, что Вам это нужно? – интонации  у Бегемота, мягко говоря, обескураженные.

Слышали бы они, то же что я… Выбора-то особо нет.
Я поставила точку и нажала «отправить».

Мммм, Донна, понимает, что написанное слово, это практически обязательство? – Зеленые глаза просто в панике…
- Да все нормально, вернусь домой, сделаю…


29 октября. Волгоград
«Должок»

- Чаю?
- Нет-нет-нет, я на пару минут… Да простит меня любезная донна, но помнит ли она, что имела неосторожность дать обещание… причем, даже не произнести его, а, прямо-таки, собственноручно написать, т.е. напечатать… в общем, Вы же понимаете, что написанное, это как сказанное, причем трижды? Практически, контракт!

- Ты об отзыве на спектакль? Точнее, об этих строках: «Дуэт Воланда и Маргариты - моя самая любимая сцена в спектакле!!! О нем вообще могу написать целую поэму, а может и роман»?
Да, я тогда услышала красивый бас: «не знаю, зачем Вам это нужно…», физически почувствовала усмешку и не смогла не принять вызов.
- Донна все очень хорошо помнит и «напоминалки» (например, в виде постоянно появляющихся непонятно откуда красивых фото с дуэтами разных сезонов) почти ежедневно получает, но она хочет не просто написать, а ХОРОШО написать. И ничего не упустить. Да, я готова выполнить обещание, только ты же знаешь: я рифмы только в буриме пишу.
Это правда, - рифмую иногда «поздравлялки», а так-то, обычно, я пишу сказки. Друзьям. Причем, для каждого свою, разную. Рассказываю, изредка записываю, а чаще забываю.
- Да, и к тому же, что бы я ни писала,   «роман» или «поэму», получится-то все равно сказка. Ты же знаешь.
- Что-то знакомое чудится мне в этой фразе?.. Ах, да… Александр, свет, Сергеевич! Когда пообещал посвятить мне поэму, сказал как-то: «С Вами, сударь, что ни пиши, все одно сказка выйдет». Ну и написал поэму… «Руслан и Людмила». С посвящением мне. Ну да что я вам, филологам, рассказывать буду? Сами знаете. Наизусть!
- Так-так-так… не могу сказать, что меня удивляет факт вашего знакомства, но то, что я об этом только сейчас слышу… Это безобразие! Рассказ с тебя!
- Ну… я как-то не думал, что после Вашего даже не вопроса, а утверждения о моем знакомстве с господином Доджсоном: «Признавайся, Чеширский с тебя писан?!», Вы о Лукоморье до сих пор не догадались.
- Кстати, о Кэрролле и о своем знакомстве с ним ты мне тоже обещал рассказать!
- Нууу… К новому году обещаю заглянуть на чай и вернуться к этой милой беседе, а сейчас… Не гневите Мессира, - Вы мою просьбу выполнили и написали сразу, а обещание ему пока не готово.
- И прихвати с собой Фагота. Он тоже как-то обещал рассказать мне об одной очень интересной и творческой дружбе. Устроим «литературные посиделки». (Фух, чуть не пообещала пирог с капустой. Ну уж нет, пока на кулинарные подвиги не тянет, хватит литературных).
- Да, дружба Фагота с Их Сиятельством была весьма… многогранной. И уж точно творческой, — уж натворили, так натворили... – Многозначно подмигнул. — Дааа, чуть не забыл! - Кот вдруг улыбнулся как-то задорно, даже озорно, в глазах вспыхнули знакомые зеленые искорки, — Наш с Вами протеже (догадались о ком я?), — Киваю. – Так вот, он играет Мастера через пару дней. А Вам желаю отличного отдыха на концерте «любимого коллектива, который теперь тоже связан с Мастером»… Или как Вы там написали?
Он подмигнул и растаял в воздухе…
Как обычно, - не прощаясь.

А я осталась размышлять «на тему» о которой так легкомысленно пообещала написать, и которая действительно тянет, если и не на роман, то на средних размеров научную статью…
С продолжением.

5 ноября. Волгоград
Ух ты, уже послезавтра!!!

И у нас сегодня опять лирическое отступление… или «Сказка для Мессира», которую мы подарим его «двойнику» всего пару дней спустя.

В некотором царстве-государстве, не скажу точно где, но месте от стольного града удаленном, однажды в начале ноября примерно одно мгновение вечности тому назад собрались вместе 12 прекрасных и могущественных волшебниц…
– Осталось всего несколько часов, сказала Ноябрина. Пора плести венок даров. Я, – продолжила она, – подарю ему этот цветок, который дарует владельцу красоту и яркую внешность. Все будут любоваться им.
– Мой цветок, – поднялась Декабрия, – подарит ему душу, не менее прекрасную, чем внешность и при этом необычайную скромность.
Она взяла цветок Ноябрины, присоединила к нему свой и передала следующей сестре.
Волшебницы передавали венок друг другу и каждая вплетала в него по цветку. Февралия добавила цветок, дарующий неординарный ум, подарок Марты давал тонкое чувство юмора, Апрелия и Майя подарили умение любить и дар сохранять любовь, Июния, Июлия и Августина добавили музыкальный слух, талант и любовь зрителей. И, наконец, поднялась старшая из сестер – Январия. По праву старшинства она всегда замыкала венок и ее подарок был последним.
Она взяла венок и вплела в него самый красивый и благоухающий цветок.
– Мой дар, сказала она, улыбаясь, необыкновенный голос, не только глубокий и красивый, но такой, который позволит ему гораздо больше, чем просто радовать зрителей, - с его помощью он сможет дарить людям счастье, радость и все то, чем каждая из Вас наградила его. Не просто вызывать эмоции, а делать людей счастливыми и даже исцелять от боли.
Она протянула венок Ноябрине.
– Иди, осталось всего несколько минут и он родится.
– Но, Январия! Ты делаешь его почти Волшебником! Такой дар еще никогда никому не передавался без условий! Какое условие должно быть выполнено в этот раз?
– Условие? – Январия улыбнулась загадочной и прекрасной улыбкой… Казалось, она видит сейчас что-то, что понятно только ей одной… – Что ж. Пусть ему дадут имя в честь великого князя, Вещего объединителя Руси! Это мое условие! – И она опять загадочно улыбнулась.
Ноябрина приняла венок, поклонилась и исчезла.
Она спешила на день рождения тезки великого вещего князя, которому, к тому же, предстоит однажды стать самым ярким исполнителем роли самого Мессира... Сами понимаете, при таких прогнозах опаздывать не стоит.
 ;-)
С днем рождения!!! И  благодарю за волшебство, которое Вы создаете для нас своим творчеством.

6 ноября. Волгоград

Сказка дописана и отредактирована. До полуночи несколько минут. Завтра суббота, можно лечь попозже. Решаю посидеть еще несколько минут, «отправлю сказку, потом лягу».

Вопрос в соцсети:
  Чего не спишь?
Руки уже легли на клавиатуру, и я понимаю, какой бред собираюсь напечатать:
- Жду полуночи, чтобы поздравить Мессира с днем рождения…
Вместо этого отвечаю: собираюсь поздравить с днем рождения одного хорошего человека.
А меж тем, продолжаю «размышлять на тему» своего «обещания»...

;-)

7 ноября. Волгоград
Любимый дуэт. «Размышления на тему…» (заметка в соцсетях)

Я тут недавно имела неосторожность заявить, что де дуэт Воланда и Маргариты моя самая любимая сцена в любимом спектакле, и о нем (дуэте) могу написать если не роман, то поэму...
И не знаю, кто меня под руку толкал это заявить, да только стали мне «приходить» всяческие разные «намеки», что обещание такой личности, да еще письменное, стоило бы выполнить... Красивые фото разных сезонов, цитаты, картинки, разговоры…
И даже подруга (ох уж эти мои волшебные подруги!) «внезапно» заявила на днях: «Хочу сказку о дуэте!» …
«Последней каплей» стало шутливо-жалобное стихотворение, которое мне тут надысь (буквально вчера) попалось на глаза. Естественно, стихотворение было «на тему», и сообщалось в нем что, де Булгаков, то ли пошутил, то ли обманул, написав свое «Сами предложат и сами все дадут»... Мол, вот сижу я тут такой, жду-жду, а не приходят, не предлагают и не дают. Цитировать не буду, ибо, во-первых, чужая собственность, а, во-вторых, не первая жалоба (да и вряд ли последняя). В общем, «заказ есть заказ», пришла пора выполнять...
И начать придется все же с первоисточника, а уж потом и на его музыкальное «продолжение» можно «перейти».

Жалобы на «не приходят и не дают» меня давно забавляют. Как ранее забавляло ожидание, что, вот так вот «раз», и, как к Золушке, вдруг явится Фея и подгонит гардеробчик, карету, хрустальные туфельки и принца на белом коне... И вот почему она к Золушке пришла, а ко мне нет?
Ну, во-первых, скажите ка, милостивые государи и государыни, а с чего это они к вам явятся? Как вы так проявились «во Вселенной», что они о вас знают и, к тому же, ценят? Все заметили, что фея пришла, но мало кто услышал, почему она такая щедрая. Все услышали «сами предложат и дадут», но кто-нибудь задал себе вопрос «За что и почему?» Не приходят и не дают? Ответьте себе на пару-тройку простых вопросов:
  А они о вас хоть что-то слышали?
  Как вы так проявились для мира, чтоб вас:
• заметили
• оценили («Сто тысяч королев не стоят и полушки в сравнении с тобой, Великая Марго»)
• захотели ОТБЛАГОДАРИТЬ за то, что вы УЖЕ СДЕЛАЛИ (кстати, а вы что-то сделали?)

Вот когда ты пойдешь «к черту в зубы» чтобы спасти любовь, пожертвуешь своим личным интересом, чтобы помочь Фриде, когда делать что-то для других будешь не во имя денег и благодарности, а из любви к людям... Вот тогда и заметят, и предложат, и дадут... (И даже «не засчитают» за услугу помощь Фриде)...

Есть замечательный рассказик-притча «Магазин желаний» и заканчивается он фразой «Если твое желание не исполняется, значит, оно еще не оплачено». Все просто и справедливо. Как гласит народная мудрость, - «Как потопаешь, так и полопаешь».

6 января. Волгоград

Размышляя сегодня (в очередной раз) над тем, что все же пришла пора завершить начатое и выполнить данное в октябре обещание, я вдруг вспомнила, что жанр «поэма» не только у упомянутой его Обаятельством «Руслан и Людмила», но и у еще одного совсем «непоэмного» произведения: Гоголь, если вы помните, определил таковым жанр «Мертвых душ». И, памятуя о традициях (как же без них?) сей поэмы, свою «Поэму о любимом дуэте» я вполне себе могу начать с лирического отступления…

      ---- «Мировое древо» или экскурс в фольклор… ----
      (Лирическое отступление в «Поэме о любимом дуэте»)

Наверно вы уже заметили, что я частенько применяю выражения и слова типа Навь, Навье царство, Правь, Явь?..
Если с явью еще как-то плохо-бедно понятно (слова типа «явное», «наяву» давно стали привычными, и мы произносим их не задумываясь об их происхождении), то Правь и Навь все же не так часто звучат в современном языке.
А меж тем, это все части единого целого и зовется это единое «Мировое Древо».
«В те стародавние времена, когда еще не было написано былин и сказаний, а фольклорные сказки происходили на самом деле», наши предки жили среди мавок, русалок, домовых и леших. Пытались с ними мирно ужиться, задобрить и даже получить от них помощь… так вот, тогда предки наши представляли мир в виде огромного дерева, кроной уходящего так далеко вверх, что взгляд человеческий туда не достигал. И крона этого Мирового древа называется Правь. Туда ушли, завершив земное существование, наши Боги-предки, основатели родов. Корни древа назывались Навь или Навье царство. Это место обитания духов природы, леших, домовых и прочих сущностей, которые позже стали называться «нечистью».
Думаю, уже понятно, что Явь – это место, где живем мы с вами, т.е. мир людей.
С тех сказочных времен прошли века и даже тысячелетия… Мавки, домовые и прочие обитатели Навьего царства давно не появляются в мире людей, впрочем, не только они: и Правь, и Навь существуют каждый в «своем» уровне. Соблюдая сложившийся за эти века «Закон равновесия Вселенной», Правь и Навь в Яви действуют только «руками людей», не вмешиваясь в их дела «явно» и никогда не посягая на «сферу влияния» и «территорию» друг друга. (Слышали такую фольклорную присказку «Бог помогает руками людей»?)
И если кто считает, что «другая сторона» приходит что-то делать «лично»… ну, граждане, вам к доктору… Стравинскому... Авось, чем и поможет.

Мир Булгакова не просто многогранен и многослоен, он существует одновременно во всех трех уровнях, очень уважительно относясь к Вселенскому «Закону Справедливости» и ни словом не нарушив его равновесия.
Всего три постановки по произведениям Мастера, из великого множества виденных мной, сохраняют эту «многоуровневость», присущую Булгаковскому миру и уважительность, с которой он к этому миру относится. (И только одна из этих постановок по любимому роману!)
Именно поэтому я так люблю ЭТОТ спектакль.

7 января - 3 апреля. Волгоград

      ----Поэма о любимом дуэте.----
      (Ну, почти поэма и, конечно, в прозе)

А теперь вернемся к любимому дуэту (тому, что из спектакля, помните?). Тому самому, с которого все и началось… еще в октябре.

Почему люблю? Да потому, что вся мудрость древнейшего фольклора уложилась в красивый дуэт, длящийся менее 2 минут.
Судите сами (автор – В. Овсянников, выделено заглавным шрифтом мной):
Маргарита
     - Пол-Земли съедает дым,
       Пожирает пламя
Воланд
     - ВЫ СЛОЖИЛИ МИР таким
       ВАШИМИ РУКАМИ
Маргарита
     - Как спасти тебя, Земля,
       От беды-напасти?
Воланд
     - Королева, У МЕНЯ
       НЕТ на это ВЛАСТИ…

Только люди имеют власть в этом мире, и именно они «своими руками» создают все, что происходит.

Никто не властен сделать выбор за тебя и никто, кроме тебя, не властен изменить то, ЧТО ВЫБРАЛ ТЫ! Ты можешь всю жизнь искать и «назначать» «виноватых» в том, что твоя жизнь не такая, как ты хочешь, но это именно ТЫ сложил ее ТАКОЙ СВОИМИ РУКАМИ и никто, кроме тебя не имеет власти изменить это. Ты выбираешь «какого волка кормить», во что верить и какой именно мир «сложить своими руками». Ведь «то, во что ты веришь, становится твоей реальностью».

«Если тебе не нравится, то, что ты получаешь, измени то, что отдаешь»...
«Закон Справедливости Вселенной».
Эту мудрость оставили нам наши предки в фольклоре, об этом писали в своих произведениях лучшие русские писатели-классики, в числе которых и Михаил Булгаков, и об этом мой любимый дуэт в спектакле…

     ----Вместо Заключения----

Собственно, это все.
Разве что еще чуть-чуть добавить о «Законе Справедливости Вселенной»:

Кому не понятно «о чем эта мистическая белиберда», скажу коротко: «третий закон Ньютона». «Действию всегда есть равное и противоположное противодействие». И не ждите благодарности за то, чего вы не совершали. Нет действия   нет и противодействия. А сидя на диване можно только помять диван да «в противодействие» с той же силой то место, которое мнет диван.

Вот теперь действительно все, а о Законе Справедливости, как и о любимом дуэте, я, пожалуй, еще не один раз, и не в одном опусе поболтаю.
И, наверняка, среди этих опусов будет сказка… в общем-то, как обычно. И, может быть, даже не одна…