Метаморфозы деградации

Кохэйри Эрай
Метаморфозы деградации

Нашла кинематографический ответ-опровержение злопыхателям всех рангов (от учителей-воспитателей через родителей до "руководства" сферой образования) на их бараньи утверждения что советское образование было очень плохое.

Фильм снят в 1971 году, когда меня еще на этом свете не было и я еще не училась в педагогическом колледже, а после, в Университете. Но когда я училась, в период с 1994-2000 год, я еще успела застать ту, советскую школу подготовки педагогических работников, которую современная разрушенная на западный манер подготовка даже на половину не догоняет (имеется ввиду и морально-нравственный аспект, и содержательный).

Что фактически задокументировали этот фильм, и другие, приведенные в качестве примера:

1. психологический портрет (детей возраста 3-5 лет) и уникальный детский мир наших предков: зрелость в доброте, отношение к старшим и друг другу, свобода действий, размышлений, дружба и взаимопомощь, отношение мальчиков к девочкам. Первые детские эксперименты, обиды. Спокойствие. Вполне нормальным показано перемещение мальчика 4-5 лет по улице без взрослых, шагающего вполне осмысленно к намеченной им цели, пункту назначения и никто его не хватает на органы или для развращения педофилом. Совесть в действии - когда девочка посолив молоко мальчику, а потом, когда в тихий час ребята кидались подушками (и в итоге, зачинщиком этого воспитательница решила сделать мальчика Женю, наказав его), на следующий день извинилась перед воспитательницей, признавшись в своем проступке, и вместе с ней извинились и все ребята. В итоге честь мальчика была восстановлена. При этом интересен поступок самого Жени, который стоял наказанным в углу, не оправдывался, а после, на следующий день отказался извиняться по причине того, что он не совершал проступка, соответственно и вины в нем нет. Удивительный эпизод умения тактично и воспитанно, по-взрослому согласно 4-5 летнему возрасту постоять за себя и утвердить правду и справедливость; умение решать свои жизненные задачи.

2. оснащение детских садов: в группах обилие игрушек, действительно развивающих (сразу вспоминается помимо машинок, кубиков, конструкторов, кукол и т.д., музыкальные инструменты (физгармония); на площадках детские лавочки, обилие игрушек, горок, и т.п.) и возможность детей наслаждаться процессом игровой деятельности, а не учебной, не свойственной их нервно-физиологическим особенностям.

3. портрет воспитательницы (строгость, доброта, уважение к детям, включенность в работу с детьми, индивидуальный подход, воспитательная работа).

4. атмосфера детства. Занятия и размышления согласно детскому возрасту, игра (пусть показана только свободная игра, а не организованная воспитательницей (которую уже давно отменили в садах), виден процесс развития каждого ребенка в самостоятельной игровой деятельности.

5. отношение к воспитательнице и ее отношение к работе. Я не увидела никаких камер, обязательных для слежки за "извергами-воспитателями, которые непонятно чем там занимаются и калечат детей" (со слов некоторых, ОСОБО воспитанных и образованных родителей). Приём "воспитание в духе коллективизма, когда если провинился хоть один - отвечает вся команда", характеризующий советскую эпоху, где не каждый сам за себя, а все за одного.

6.немного запечатлен распорядок дня: прием детей, осмотр медсестры, свободная игра, занятия, обед, послеобеденная игра (хотя по сетке было иначе - игра, потом обед, потом тихий час), тихий час (работа воспитательницы в тихий час, которая опровергает нахальные заявления мамаш и папаш, о том, что "а чем им еще в тихий час заниматься, пусть уборкой занимаются, ишь деловые") - полдник (только в фильме не показана работа няни (в настоящее время - помощника воспитателя) - занятие по художественному чтению/ прогулка - обратная связь родителям по прожитому их ребенком дню.

7. великолепное отображение сюжетно-ролевой детской игры во дворе (Фильм "Рваные башмаки", 1933г), хотя действие фильма и разворачивается не в советском союзе, а в европейской стране (вероятно, не в католической Англии, а в Германии (?) - интересный кинематографический факт воспитания веры у наших бабушек и дедушек в духе католического христианства. Интересно показана немецкая школа - авторитарная, не оторванная от католической церкви, а наоборот пропитанная ею до мозга костей.).

8. советские дети хотели идти в школу (например, фильм "Утро без отметок", 1984 и "Первоклассница", 1948) искренне, а в настоящее время дети, запичканные знаниями с "дошколки", уже не хотят так искренне в школу, потому что там нельзя будет играть (многие, даже не готовы психологически к обучению в школе) или же, учителя "тупые и скучные" и воспринимают школу как повинность. Я например, рвалась в школу с 4-х лет, в итоге, пошла учиться в 6 лет и с первой учительницей мне очень повезло.

9. относительно школьного образования. В фильме "Первоклассница" запечатлена система раздельного обучения мальчиков и девочек, когда были женские и мужские школы и наши предки учились в женских и мужских классах. Считалось, что эта форма обучения помогала сосредоточиться на вопросах учебы, и в подростковом возрасте не отвлекаться от этих задач. А общаться с противоположным полом можно было на кружках, во дворе и т.п. Потом, решили провести эксперимент, и объединить мальчиков и девочек, но я думаю, это была сделано опять-таки под влиянием западных науськивателей. У нас до сих пор хотят ввести в школьную программу сексуальное просвещение, как буд-то это задача школы, такие интимные вопросы обсуждать с детьми и научать им, а не семьи.
Великолепно задокументирован процесс обучения. Раньше наши бабушки и дедушки, мамы и папы изначально писали карандашом, и только после выработки четкого и красивого почерка в карандашном виде, переходили на письмо пером и чернилами (в то время ручкой называлось именно перо, а не шариковая, гелевая ручки, которые были изобретены намного позже и привезены нам из-за рубежа, не помню откуда). То есть первоочередной задачей в первом классе школы ставилась задача выработки правильного почерка, по сути велась спокойная сенсомоторная работа, выработка волевых качеств характера. Были конечно же и другие задачи и учебные и воспитательные, но в целом, материал школьной программы проходился последовательно и поэтапно, а не "галопом по Европам".
В фильме показан акцент воспитательной работы в советских школах, высокая морально-нравственная планка учебного заведения, соревновательность в границах самого себя, стремление к упорству, достижению целей, т.е. созревание индивидуальной личности на базе ее потенциала, а на уровне коллектива - все та же взаимопомощь и взаимовыручка, сотрудничество; обучение культуре поведения не только со сверстниками, но и с людьми старшего поколения.
Отдельный момент - дежурство. Если в дошкольной ступени (в саду) детское дежурство заключалось в деятельности, связанной с накрыванием, сервировкой и уборкой столов перед и после трапезы, а по сути - не только воспитанию, но и помощи нянечке, то в школьное время дежурство перетекало в подготовку класса к занятиям и уборку после занятий (этот момент воспринимался как почетный, а не наказание, как было в школьное время - в средней и старшей школе в мое время).
Фильм так же, как и предыдущие фильмы показывает психологический портрет поколений наших бабушек, дедушек, мам и пап - самостоятельных, размышляющих людей, богатых внутренне и умеющих общаться красивой русской речью. Да, без Бога, но еще, выплывающих на генетике своих предков, как правило старообрядцев, а также никонианцев, но, пропитанных христианскими ценностями. И все та же самостоятельность, зрелость, неиспорченность наших предков, высокие мечты и цели одухотворенные, а не базирующиеся на ценностях мамоны любой ценой. И еще, бросился в глаза телесный (тактильный) контакт между людьми во время общения, и никаких личных границ в современном смысле, а теплое человеческое общение между людьми, базирующееся на высоких ценностях.

Показана детская радость от посещения садика, школы и общения со сверстниками. Детский мир, охраняемый взрослыми. Дети - в их мифологически-игровом, доверчивом и радостном мире детства. И общий дух фильмов - доброта, радость, разумность, чистота. Как детский психолог, могу подчеркнуть отсутствие в бытовой повседневной жизни и душевной жизни наших предков (как у детей, так и у взрослых) повышенной тревожности, хамоватости, агрессивности, стремлений (к славе, власти и деньгам, стать самому богом), граничащих с психозом, так характеризующих моих современников и новые поколения людей.

В фильмах не показано, но факт есть факт - образование у наших предков в Советском Союзе было доступным, бесплатным и качественным. И учиться могли советские люди в Высшем Учебном Заведении сколь позволял им их потенциал. То есть не за деньги, а за потенциал, способности, знания и т.д. Не мыслимо было купить себе диплом, и вроде как знания, потому как, фильмы четко показывают, каким трудом добывались знания и опыт нашими предками.

Дополнительно: "сфотографирована" Москва московская, т.е. спокойная размеренная жизнь москвичей (без толп приезжих со всех концов и краев, территорий бывшего Советского союза, а ныне стран СНГ, и из-за рубежа), с московскими городскими обычаями и традициями, сформированными и рожденными поколениями предков-москвичей. Я не увидела "ленивых москвичей, которым ничего не нужно", о которых так часто слышала от приезжих в Москву людей, чтобы сформировать и оправдать свои привезенные традиции "покорения" Москвы, а по сути, разрушения её психоклимата и душевности. Показаны взаимоотношения между дворником (к нему обращались "дядя ...") и жителями дома, которые базировались на взаимоуважении, а не унижении. Факт - дворниками работали москвичи и хотели работать, т.к. условия работы были здоровыми, человечными и разумными. Работать дворником в то время не было стыдно, или не престижно. И эта работа не считалась работой для двоечников или алкоголиков. Это была работа, такая же, как и любая другая, какую кто себе выбирал по нраву. Наши бабушки и дедушки воспитывались в атмосфере "люди разные нужны, люди разные важны", и профессии в том числе. И любой труд оплачивался достойно, так, что можно было и жить, и "ездить на юг", и "обставить квартиру",  и ходить в ресторан, и шить костюмы на заказ в ателье, и поднимать детей и т.д.
На совесть обеспечивался уход не только за улицей двора, но и за растениями, поливались из шланга тротуары, газоны, кустарники и деревья и фильм показывает как часто выполнялась эта работа - каждый день. Городские проезжие улицы поливались поливальными машинами (это мы видели из документальных фильмов о советской Москве 40-х годов)

В пример для характеристики нравов наших бабушек, дедушек, и частично мам и пап можно привести еще фильмы "Тимур и его команда", "Клятва Тимура"; данные фильмы интересны еще и с точки зрения предвоенного и военного времени, бытовой и культурной жизни. Интересным представляется и архитектурно-ландшафтный срез Москвы, с обилием деревьев, кустарников, травы, птиц и т.д., чего уже тоже в Москве, к сожалению, нет.

Возвращаясь к фильму "Как стать настоящим мужчиной" во второй части фильма "Буба" показаны обычаи и традиции одного из коренных народов (грузинского) советского союза, т.е. было нормальным, чтобы наши предки воспитывались в культуре единства народов, понимания их быта, обычаев, а не противопоставления одного народа другому, или чего более, вражды и войн между ними. И никаких "кто не скачет, тот москаль", "москаляку на гиляку", изнасилований, убийств, порнографии, других извращений, терпимости к боли и страданиям других людей (например, Одесское сожжение людей и радование этому событию, или полное безразличие = веник ломается по прутикам) и т.п.

Фильм "Чучело" (1983) уже начинает транслировать жестокость подростков, как бы торжество несправедливости над справедливостью и силой духа, до того, что героине приходится остричься, принести себя в жертву, чтобы как-то отрезвить своих одноклассников. А вот Шахназаровский фильм "Курьер" (1986), "Маленькая Вера" Василия Пичула (1988), и фильм "Авария-дочь мента" (1989) уже конкретно показывают продолжающиеся процессы разброда в душах советских людей, особенно "Маленькая Вера" и "Авария-дочь мента" (потому как, в "Курьере" есть важный момент: в конце фильма Иван смотрит на солдата, возвращающегося домой, у которого медаль и лицо обожженное или в шрамах от порезов - скорее всего он вернулся из Афганистана - и солдат как бы передает главному герою эстафету мужества, ведь Иван уже другой, после знакомства и общения с профессорской дочкой Катей и ее семьей. Очень сильный этот момент, очень!).

Но процессы разброда, показанные в фильмах 80-90-х годов еще наивны, по сравнению с современными фильмами, показывающими, а в некоторых случаях воспевающими культуру зла, разврата и духовного умерщвления, которыми нас пичкают с 2000-х и начала 21 века. И одним из таких наивных фильмов был фильм Петра Тодоровского "Интердевочка" (1989), в котором показана смена ценностей советских людей на ценности "новых русских", а по сути обезьян западной развратной культуры того периода, а с другой стороны, последствия жизни человека без "Бога, которого нет". И если в довоенное и послевоенное время аморальные ценности, поступки отдельных людей воспринимались как катастрофа, презирались, с носителями таковых боролись всем коллективом, старались перевоспитать, то буквально за 80-90 лет, аморальное теперь не воспринимается аморальным, а наоборот, считается, продвинутым и новомодным, стало родным и необходимым, а фундаментальные человеческие ценности, наоборот, отсталыми и скучным к исповедованию и передачи следующим поколениям. Что говорить про западную культуру (с ее "ювеналкой", свободой выбора пола и переделки тела, педофилией и откровенным сатанизмом, и т.п. заразой), ворвавшуюся на русскую землю. Эксперимент по перепрограммированию с согласия воли человека в худшую сторону человеческой психики и души, а по сути расчеловечение человека удался и проходит успешно. А вернуться теперь в чистоту не каждому под силу. Вывод?

Много чего еще можно сказать в примерах кинематографа, но каждый может самостоятельно найти эти примеры, если захочет, и сделать выводы, какие ему позволяет его воспитание, образование, ценности, и мировоззрение.