Апостолы. 1. 16. Немного предистории

Евгений Прохоров-Гашев
   Почти каждый из древних народов имел свой календарь и вел летоисчисление от какого - то определенного момента, время от времени зачиная новую эру.
   Ученым известно несколько сотен различных эр. Одни связаны с действительными событиями, другие основаны на легендах и мифах. Древние египтяне, например, вели свое летоисчисление по династиям фараонов; японцы - от вступления на престол очередного императора; древние греки - по олимпиадам; римляне - от основания Рима; Россия, крещеная князем Владимиром в 988 г.н.э., переняла у Константинополя  форму летоисчисления - "от сотворения мира", последним днем "Константинопольской эры" на Руси было 31 декабря 7208 года, по указу Петра 1 следующий день уже официально считался, по новому летоисчислению, 1 января 1700 года от Рождества Христова.
   В Библии летоисчисление ведется "от сотворения мира", при этом разные толкователи ее насчитывают несколько таких эр: по самой поздней мир "создан" в 3483 г. до н.э., а по самой ранней - в 6984 г. до н.э.
   В 525 г. н.э. римский аббат Дионисий, по прозвищу Малый (из-за своего небольшого роста), "вычислил" год рождения Иисуса Христа, тем самым подтолкнув человечество к новому летоисчислению, - нашей эре. Это случилось в 753 году "от основания Рима". Днем рождения Господа нашего Иисуса Христа стала традиционная для всех народов дата - 25 декабря (день зимнего солнцестояния с поворотом на весну), в Русской Православной Церкви - это 7 января ( по старому летоисчислению) .
   Если следовать хронологии истории древнего Израиля (Ветхий Завет), то Рождество Иисуса Христа датируется 5872 годом "от сотворения мира".
   Любопытны некоторые важные вехи из Священного Писания:
исход из Египта                2448
датирование Торы (начало Пяти-                2448
книжия Моисея)
вторжение в Ханаан                2488
период Судей                2560
начало правления царя Давида                2884
начало правления царя Соломона                2935
окончание строительства Храма                2924
Соломона
декларация Кира                3390
чудо Пурима                3405
окончание строительства Второго Храма    3412
завоевание Израиля Александром                3442
Македонским
окончательное формирование состава        3460
Танаха (Танах описывает сотворение мира
и человека, Божественный завет и заповеди,
а так же историю еврейского народа от его
возникновения до начала периода Второго
Храма, - 348 г. до н.э. - 70 г. н.э.

   Но вернемся к Дионисию Малому... Папа Римский Иоанн 1 (523 - 526) озаботился необходимостью в очередной раз дополнить пасхальные таблицы. Эта работа была поручена ученому римскому аббату Дионисию (Дени). Он принялся за работу и вскоре столкнулся с тем, что его таблицы, как и первые Пасхалии, датировались "эрой Диоклетиана". Конечно, римский император Диоклетиан (284 - 305 г. н.э.) был выдающимся императором и реформатором Империи, но среди прочего - известным гонителем христиан.
   В то время в Европе и на Ближнем Востоке использовалось сразу несколько систем летоисчисления: "от сотворения мира", "от основания Рима", "эра Диоклетиана", но ни одна не была "христианской".
   Тогда Дионисий и предложил нечто совершенно новое, - использовать в пасхальных таблицах счет лет от года рождения Иисуса Христа, и сам, как смог, "вычислил" этот год.
   В то время еще не было накоплено столько знаний, как сейчас, поэтому в своих расчетах римский аббат Дионисий Малый "малость" ошибся, - так, например, царь Ирод умер за 4 года  "до Рождества Христова", что по сей день вызывает некое злорадство у атеистов и врагов христианства.
   Но ведь и в самих четырех частях Евангелия есть нестыковки.
Взять хотя бы само Рождество Иисуса Христа. Сие важное событие отражено только в двух евангелиях, - от Матфея и от Луки. Оба евангелиста дружно сходятся в одном: Иисус родился в Вифлиеме.
   По Матфею волхвы чествуют Его золотом, ладаном и смирной спустя два года после Рождения и приходят в дом, а не в хлев, - получается, что Иосиф Обручник и Дева Мария  живут в Вифлиеме в своем доме, а после Рождества бегут в Египет, так как за ними начинает охотиться сам царь Ирод, такой жестокий, что убил четырнадцать тысяч Вифлиемских младенцев, от двух лет и ниже.
   После Египта Святое Семейство желает вернуться домой (Вифлием?). Но узнав, что в Иудее царствует жестокий Архелай, - достойный сын отца тирана Ирода, - Иосиф идет в Галилею и поселяется в Назарете. Так, может быть, Иосиф, до того, как взял на поруки Деву Марию жил все же в иудейском Вифлееме, как и положено потомку царя Давида? И только потом, после Египта, они поселяются в галилейском Назарете, откуда родом Мария? Ведь, наверняка, там оставался ее дом родителей Иоакима и Анны...
   Лука в своем евангелии пишет мирную картину: Иосиф и Мария постоянно живут в Назарете ( про Иосифа не совсем ясно, а для Марии, - по Преданию, - это родной город ) , так вот они идут из Галилеи в Иудею на перепись населения, - так как Иосиф - потомок царя Давида, а значит должен отметиться там, откуда пошел его род, - город Вифлием.
   В гостиннице им не находится места. Сына Своего Первенца Мария кладет после родов в ясли - кормушку для скота,  - действие происходило в пещере - хлеву, - а чествуют Его воинство небесное - сонм ангелов и находившиеся поблизости пастухи, - радостную весть  о Рождестве им принес Ангел Господень.
   Так кто же из двух евангелистов прав?  Лука грек, прозелит, апостол из 70-ти, сподвижник апостола Павла, примкнувшего к апостолам только после Распятия Иисуса Христа. Но сам Лука видел воочию Учителя,слушал Его речи и посылался Им Самим на учение людям...
   Матфий из самого близкого окружения Спасителя - один из 12-ти, бывший сборщик податей, еврей. Уже все это само за себя говорит, что этот расчетливый человек взвешенно относился к каждому своему слову. А Лука - врач, художник, писатель, потому он так поэтично и "обставил" Рождество в своей части евангелия. И что с того? Рождество Спасителя состоялось в Вифлиеме? В Вифлиеме. Волхвы приходили? Приходили. Гонение и возвращение из Египта было? Было. А что и как - это мелочи двухтысячилетней давности. Тем более, что в нашей сегодняшней действительности даже прошлогодние события могут измениться до неузнаваемости в чью либо пользу. А в Священном Писании, "что написано пером, то уже не вырубишь топором".
 Верующий человек тем и отличается от скептика, что все запечатленное в Священном Писании принимает за истину. Стоит допустить сомнение в одном, последует другое сомнение, дальше - больше : сработает метод домино, -  Вера развалится. И где тогда искать убежище от козней сатаны? от коих может спасти только Вера в Бога и соблюдение заповедей Его.
   Атеист покрутит у виска и скажет: нет ни Бога, ни сатаны, а верующий твердо: есть! -  ибо об этом свидетельствует Библия. И вторых, без преувеличения, куда больше, а полное отрицание Таинственного - равно нулю. Потому лучше принимать все содержимое в Священном Писании на веру, чем рубить под собой сук атеистической секирой, ведь Библия, - по утверждению всех поколений мудрецов, - Книга Богодухновенная и не следует, лишь основываясь на своем скудном частном жизненном опыте, отрицать даже самое малое в сей Великой Книге.
   Вот анализировать в стремлении дойти до сути - это даже необходимо, - помнится Бог поручил Адаму дать имена животным, т.е. охарактеризовать их, - получается, что проникновенный ум дан нам Богом с момента "сотворения мира. "
   Но затронем пока лишь историю, а все Таинственное отложим на потом, подготовив себя к Этому постепенно...

   Возвращаясь с Семьей из Египта, Иосиф, "услышав, что Архелай царствует в Иудее вместо Ирода, отца своего, убоялся туда идти; но, получив во сне откровение, пошел в пределы Галилейские и, придя, поселился в городе, называемом Назарет, да сбудется реченное через пророков, что Он Назореем наречется". (Евангелие от Матфея 2:22)

    Устроив в Иерусалимском храме побоище, в котором погибло свыше трех тысяч евреев, недовольных тем, что к власти в Иудее снова пришел идумеянин, Архелай спешит в Рим за утверждением себя на должности царя, но становится лишь этнархом - вождем народа.
   Восстание не угасло, а разгорелось с новой силой. По всей стране начались беспорядки, при которых люди верные режиму пока несостоявшегося царя Архелая, были смещены волевым образом с их должностей и заменены людьми от народа.
   В Иудею выступил из Сирии римский правитель Квинтилий Вар, имевший в своем распоряжении несколько легионов. Он одолел сопротивление бунтовщиков и жестко расправился с зачинщиками восстания. Затем Вар вернулся в Сирию, но оставил в Иудее один легион во главе с временным правителем Сабином, который стал проводить свою грабительскую политику, пренебрегая религиозными чувствами евреев.
   Римские воины вступили в Бет - Амикдаш ( Иерусалимский Храм) и полностью ограбили его. Тогда уже весь народ объединился в открытом восстании, включая и воинов умершего царя Ирода, которые до этого стояли в стороне. Алчного Сабина на время остановили.
   Но вернулся из Сирии Вар и снова беспощадно расправился с бунтующим народом, - по имеющимся данным, римляне распяли только на деревянных крестах около двух тысяч евреев одновременно.
    Еще в Риме Август советовал Архелаю  управлять еврейским народом более человечно. Но тот пренебрег добрым советом императора.
   Жалобы евреев на Архелая все множились. Наконец, Октавиан Август в 6 в. н.э. сместил Архелая с должности этнарха и отправил его в Вьен, город в Галии (современная Франция), где он и умер в изгнании.
   Потом сумасшедшим императором Калигулой в 39 г. н.э. будет.сослан в Голь и брат Архелая Антип, который ничем не лучше управлял Галилеей. Только третий брат Филипп 2 (от другой матери) был снисходительно мягким человеком. Он, в должности тетрарха, властвовал в Самарии длительно и мирно до самой смерти (34 г. н.э.).
   Когда сыновья Ирода были сняты с должностей, их провинции были аннексированы Сирией. Такая же судьба постигла и земли Филиппа. Еврейская страна была отдана под правление римского администратора , так называемого прокуратора, и стала, таким образом, целиком провинцией Римской империи.

   P.S.  В 7 г. н.э. Квинтилий Вар был назначен пропретором провинции Германия. Там он продолжил ту же жесткую политику устрашения и подавления, которую использовал в Иудее, что только подстегнуло недавно покоренные германские племена к восстанию, которое возглавил Арминий, германец по происхождению, успевший отличиться на службе Риму: командовал конницей, состоявшей тоже из германцев и за храбрость был удостоен римского гражданства и всаднического достоинства.
   Вар доверял Арминию и тот воспользовался этим. По его совету Вар повел легионы на подавление восстания через заболоченный Тевтобургский Лес. Это оказалось ловушкой. Хорошо подготовленные германские повстанцы уничтожили римлян.
   Квинтилий Вар был ранен и, дабы избежать позорного, грозившего страшными пытками плена, предпочел броситься на свой же меч (9 в. н.э. Тевтобургский Лес).