Россия, Сирия и международный терроризм

Фром Раша Виз Лав
    Не так давно ситуация в Сирии, за которой наблюдает весь мир, кардинально изменилась. Операция, осуществляемая военным контингентом РФ (ее начало - 30 сентября 2015 года), позволила существенно изменить карту боевых действий. Тот факт, что удары наносились в основном по линии фронта сирийской армии, позволил, во-первых, остановить наступление террористических формирований, а во-вторых, армии правительственных сил развернуть контрнаступление. В итоге силам Асада удалось перехватить инициативу.


    Интересно заявление, которым президент РФ прокомментировал решение о выводе российских подразделений с территории, охваченной военными действиями. В.Путин заявил, что «задачи, поставленные перед Министерством обороны и российскими Вооружёнными Силами в Сирийской Арабской Республике, в целом выполнены».


    Какими были эти задачи? Вероятно, к их числу можно отнести поддержку сирийской армии с целью противодействия наступлению радикальной оппозиции и организация контрнаступления. Что немаловажно, был частично приостановлен транзит с территории «Исламского государства» (ИГ, запрещенная в РФ организация) углеводородов в Турцию и ликвидированы пути доставки оружия в подконтрольные боевикам районы.


И несколько основных пунктов, которые важны для адекватного восприятия ситуации, когда вывод военного контингента РФ из Сирии возможен и необходим:
     1. Во-первых, будет выведена только часть контингента. Те подразделения, что останутся, имеют цель сдерживать присутствие иностранных государств. Есть вероятность,  что они будет наблюдать за соблюдением режима прекращения огня.

     2. Во-вторых, частичный вывод войск не означает, что РФ прекратит поставку вооружений и техники официальным властям Сирии, и обучение специалистов. Поддержка будет оказываться, но в меньших объемах.

     3. В-третьих, вывод части российских войск может положительно повлиять на политический трек урегулирования конфликта, т.е. на переговорный процесс.


    На фоне этого не теряет актуальности вопрос, который беспокоит все европейские государства, граждане которых были «замечены» на территории Исламского Государства. В настоящее время возврат боевиков, воюющих за ИГ, представляет собой одну из ключевых угроз безопасности России. Существует много различных проблем, которые ведут к попаданию молодых людей в террористические структуры: духовный кризис современного общества, социально-экономические проблемы и проблемы с интеграцией мигрантов в принимающие общества, изощренность и эффективность исламистской пропаганды, особенно у ИГ.  На данный момент рассматривается необходимость совместной работы Совета Безопасности России, Национального антитеррористического комитета, антиэкстремистских структур в рамках МВД России и антитеррористических структурах в рамках ФСБ и сотрудничества с экспертным сообществом для разработки комплексной модели борьбы с вербовкой. Также необходимы публикация и широкое распространение (особенно среди молодежи, в том числе в Интернете, в социальных сетях) специальных брошюр и иных материалов, в которых бы разоблачались типичные психологические трюки, применяемые вербовщиками. К их числу можно отнести, например, манипулирование идеей конца света и другими представлениями традиционных религий, использование вербовщиками проблематики справедливости и борьбы с коррупцией, мотива противостояния моральной деградации современного общества, поиска конечного смысла жизни и т.п. Работа в этом направлении может стать одним из важных элементов контртеррористической пропаганды.


    Актуальным становится британский опыт (накапливается с 2015 г.) создания специального программного обеспечения для мониторинга интернет-активности молодых людей по ключевым словам, используемым вербовщиками террористов.


    Всего в мире в настоящее время насчитывается около 20-30 тыс. иностранных боевиков-террористов, связанных с «Аль-Каидой» и ИГ. Порядка 20 тыс. из них базируются в Сирии и Ираке, около 100 – в Ливии, примерно 6500 – в Афганистане. Последней группе боевиков, как отмечают авторитетные эксперты ООН, уделяется недостаточное внимание в рамках работы международного экспертного сообщества. В этой связи российским государственным структурам нужно в одинаковой мере бороться с негативными последствиями возможного возврата боевиков как из Сирии и Ирака, так и из Афганистана.


    Данные, опубликованные в конце декабря 2015 г., показывают резкий рост числа боевиков из ряда стран Центральной Азии. Проблема джихадистов из постсоветских стран Центральной Азии приобретает особенную остроту вследствие массовой трудовой миграции из региона в Россию. Существует достаточно много свидетельств того, что многие боевики, бывшие трудовые мигранты, были завербованы уже на территории России.


    Наконец, повышается актуальность диалога российского государства и общества с исламским миром. Важным инструментом в поиске взаимопонимания между Россией и исламскими странами может и должна стать публичная дипломатия, а также взаимодействие на уровне экспертного и научного сообществ. Военная операция России в Сирии получает неоднозначную оценку в различных мусульманских странах, особенно в странах суннитской традиции. Это требует усиления информационной работы и наращивания усилий в сфере публичной дипломатии для противодействия формированию искаженных представлений о целях российской операции в Сирии и роли России на Ближнем Востоке.


    Россия исторически является не только православно-христианской, но и мусульманской страной, в которой в настоящее время проживает порядка 20 млн последователей ислама. В силу особенностей демографической и миграционной динамики доля мусульман в России будет только расти. Поэтому идеологическая борьба за лояльность российских мусульман – важный аспект обеспечения безопасности и внутриполитической стабильности в стране. Многие из приведенных выше практических рекомендаций могут оказаться полезными и с этой точки зрения.