Доминирование бюджета в кинематографе

Вячеслав Штопель
Доминирование бюджета, или почему становится страшно за современное кино?

Внимание! Сколько людей, столько и мнений. Автор высказывает свою точку зрения, чего и вам желает. Никаких рекламных, либо антирекламных целей не преследую, да и не собираюсь.

Здравствуйте, дорогие друзья. Хочется поговорить с вами на тему, которая становится всё актуальнее с каждым днём. Тема эта касается всеми любимого, но как-то постепенно угасающего кино. Давайте обо всём по порядку.

Я думаю, вы и сами стали замечать, насколько безвкусными и вторичными становятся современные фильмы. Всё реже мы видим что то новое, всё чаще наблюдаем бессовестный плагиат и повторы. Фильмы становятся скучнее и бредовее, а бюджеты  - больше и жирнее. Всё чаще мы видим зрелищность, и всё реже – душу.

Мы вошли с вами в ту эру кинематографа, когда за один год проходит около десятка громких премьер. Они по истине великолепны и заслуживают внимания, на создание этих фильмов выделяют огромные деньги и в них снимаются актёры первой величины, которые одним своим появлением а экране заставляют фанатов плакать от восторга. Рекламные компании для продвижения этих фильмов продумывают задолго до премьеры. К фильму выходят тизеры, тизеры к тизерам, тизеры к трейлеру, а после этого около двух-трёх самих трейлеров. Полки магазинов ломятся от продукции, связанной с тематикой и вселенной выходящего фильма. В интернете люди делятся своими ожиданиями и спорят о том, каким получится новоиспечённый кинопродукт. Режиссёры, актёры, продюсеры фильма уделяют огромное время для дачи интервью, фотосессий и раздачи автографов, а премьеры фильмов проходят как национальные праздники. А что в итоге?

В итоге мы видим кино, переполненное графикой и спецэффектами, с минимальным старанием актёров, скомканностью и, порой, нецелостностью сюжета, повторов пройденного и не несущего особой ценности кинофильма. Из-за денег, которые мы потратили  на покупку билетов в кинотеатр, мы начинаем искать хоть какие-то плюсы, убеждать себя, что фильм не так плох, что он в целом нам понравился и вообще нужно ждать режиссёрскую версию. В конце концов мы понимаем, что фильм, который мы ждали около двух лет, а то и больше, почти ничего из себя не представляет.

Современное развитие технологий очень велико и их стараются использовать повсеместно. Разумеется, не обходится без вмешательства технологий и производство фильмов. Это ни в коем случае не плохо, а иногда даже наоборот, помогает показать то, что, порой, снять невозможно. Но тогда почему даже там, где это не обязательно, создатели отдают предпочтения компьютерным спецэффектам, а не обычным декорациям? Или предпочитают взамен настоящего грима наложить компьютерный? Да, иногда декорации и грим стоят денег гораздо больших, чем наложение графики. И не всегда фильм не располагает особым бюджетом для постройки именно тех декораций, которые они хотели бы показать. Но ведь на сегодняшний день создатели чаще всего отдают предпочтение именно графике, даже не смотря на то, что декорации построить возможность есть. Тогда в дело вступают другие факторы – сроки создания фильма и давление со стороны киностудии-заказчика.

Почти всё, что мы видим сегодня на экранах – это заказные фильмы. По заказу студии пишется сценарий или его адаптация, студией назначается режиссёр, студия назначает сроки создания фильма и его бюджет. А что получается в итоге? Режиссёры часто приступают к съёмкам без особого энтузиазма, актёры гонятся за огромными гонорарами, а также рекламой своего лица, декорации заменяют графикой, ибо так и дешевле, и быстрее. Разумеется, без участия киностудии отснять что либо вразумительное в наше время почти невозможно. Но зачем доводить всё это до такого конвейера?

Всё чаще мы видим сиквелы, приквелы, спин-оффы и экранизации, всё реже – новое кино с новыми чувствами и историей. Всё реже мы видим старания, и всё чаще - кассовые сборы и затраты на фильм. Создатели и студии предпочитают продолжать и “развивать” уже существующие кино франшизы, чем создавать новые с нуля.
Особенно отвратительно смотрятся экранизации книг. Сценарий переделывают настолько, что фильм “по роману” становится фильмом “по мотивам”. Книги коверкают, рвут на части и перекраивают настолько, что своё любимое произведение потом попросту не узнаёшь. В повествовании появляются персонажи, происшествия и события, которых нет, и не предполагалось вообще. Понятно, что всё это делается в угоду зрелищности, но уже дошло до того, что как раз эти самые фильмы принимают за оригинал, а оригинал воспринимают как нечто вторичное, или вообще - ненужное. Я думаю, не стоит вам напоминать о том, что написание книги – труд невероятно сложный и кропотливый. Авторы не один раз шлифуют свои произведения до идеального блеска, чтобы в итоге получилось так, как они его задумывали. Создатели же фильмов в свою очередь хладнокровно “вырывают” целые главы, лишь бы сделать фильм как можно более кассовым и смотрибельным.

На фоне общей деградации кинематографа мы наблюдаем значительный подъём статуса сериалов. На их производство теперь тратят почти столько же, сколько и на отдельные фильмы, но толку от этого куда больше. Создатели сериалов умудряются выжать все соки из выделенных средств и действительно вкладывают душу в каждый эпизод. Да и показать в сериале без скомканности можно куда больше, чем в фильме с его ограниченным хронометражем. Скоро и спецэффекты сериала не будут отличатся от киношных, благо, такую роскошь себе может позволить не каждый телеканал или киностудия. 

Почему так произошло? Здесь правильного ответа нет. Отчасти, именно из-за того, что большинство картин так и не увидели бы свет из-за масштабности описываемых событий. Отчасти из-за того, что порой бюджет позволяет сделать графику, но не декорации. Причин может быть много, итог почти всегда один – на выходе мы получаем продукт одноразового пользования, чаще всего похожий на несколько других таких же. И так до бесконечности. Потом эти фильмы называют франшизами, киновселенными, трилогиями, квадралогиями и тд.

Как исправить ситуацию? На данный момент, увы, никак. Киноконцерн уже дошёл именно до такого периода, когда деньги играют первостепенную роль, а киноисскуство – одну из последних. Даже на фильмы, которые можно снять с минимальным количеством декораций и локаций, с актёрами не первой величины и минимальным набором событий умудряются потратить по пятьдесят миллионов долларов или евро. Скоро даже такой, казалось бы, огромный бюджет, станет минимальным для съёмки самых обычных камерных фильмов.

На данный момент ситуацию спасают сериалы различной тематики и авторские фильмы.

Авторское кино сегодня, это украшение всего кинематографа в целом. Его очень редко замечают кинопремии, на рекламу выделяется крайне мало денег (если вообще выделяются) и вследствие этого смотрит эти фильмы гораздо меньшее количество людей, чем хотелось бы. А ведь именно авторское кино больше всего напоминает книжное произведение – режиссёры таких фильмов могут творить столько, сколько их душе угодно. Получается это не всегда хорошо и порой выходит форменный бред. Но случается и такое, что мы видим поистине шедевр, с натуральными декорациями и минимальным гримом, без графики или с небольшим её наличием.

Но авторское кино на то и авторское, что снимается оно на деньги режиссёров, либо очень добрых продюсеров, которые заразились идеей создания конкретного фильма по конкретному сценарию. Но порой имеющихся денег и голого энтузиазма недостаточно, чтобы снять задуманное, и приходится просить помощи  киностудий, а события, которые за этим следуют, вы и сами прекрасно знаете - конвейер, реклама и т.д.
Разумеется, всегда нужно надеяться на лучшее. Кино эволюционирует, но эволюция, сами понимаете, не всегда может привести к чему-то хорошему.

Стоящее кино выходит всегда, его гораздо меньше и оно не так бросается в глаза, как высокобюджетные блокбастеры, но оно есть. Всегда будут выходить истории, которые берут за душу и заставляют переживать за героев и происходящие с ними события. Да и среди блокбастеров встречаются довольно неплохие картины, которые врезаются в память. Но не будет ли их становится с каждым годом всё меньше?

Поживём – увидим.